СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа География 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена к учебнику географии 5 класс автора Домогацких Е.М.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа География 5 класс»

Рабочая программа по географии для учащихся 5 классов

География.

(5 класс, 35 часов)

Пояснительная записка

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС ООО). В данном курсе используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2015.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.


Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.


Общая характеристика учебного курса


Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» (14 часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» (4 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.






Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Личностные результаты:

  • овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • уметь составлять схему наук о природе;

  • уметь составлять описание учебного кабинета географии;

  • уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;

  • уметь организовывать наблюдение за погодой;

  • уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;

  • уметь составлять план кабинета географии;

  • уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;

  • уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;

  • уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;

  • уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;

  • уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;

  • уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.











Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)


Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.


Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.


Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.


Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Организация наблюдений за погодой.


Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)


Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.


Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.


Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.


Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;

  • определение направлений на плане и карте.


Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.



Тема 3. История географических открытий (14 часов)


Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.


Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.


Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.


Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.



Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.


Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».



Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)


Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.


Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.


Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.


Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.



Тема 5. Природа Земли (4часа)


Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.


Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.


Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.




Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;

  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.


Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часа. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.


Всего практических работ: 10

Из них оценочных (выделены жирным шрифтом): 5


Перечень практических работ:


  1. Составление схемы наук о природе

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Организация наблюдений за погодой

  4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

  5. Определение с помощью компаса сторон горизонта

  6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

  7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

  8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

  10. Организация фенологических наблюдений в природе



Количество уроков регионального компонента – 4 часа.


























Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема урока


Д/З

Содержание образования

Результаты

Практическая работа/

дополнительные задания на уроке

П

Ф

Личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Наука география (2 часа)

1



Что такое география?


Д/З §1

География как наука. Предмет географии.

овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

ставить учебную;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи


Формиров-е представлений о географ-ой науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения характеристик компонентов географической среды

1.

Составление схемы наук о природе.



2.Организация наблюдений за погодой

2



Методы географических исследований


Д/З § 2

Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний.


Осознание ценности географического знания как важнейш-о компонента научной картины мира;

формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Формир-ние

основополагающих знаний о целостнос-и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

уметь составлять перечень источников географической информации, описывать методы геог-их исслед-ий;

3.Составление описания учебного кабинета географии

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

3



От плоской Земли к земному шару.


Д/З §3

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.


4



Форма, размеры и движение Земли.


Д/З§4

Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Ставить учебную задачу под руководством

 учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли.

Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами

5



Глобус и карта.


Д/З §5

Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности.

Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму.

Составление плана кабинета географии

6



Ориентирование на местности.


РК


Д/З §6

Компас. Ориентирование на местности.


Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Умение работать с измерительными приборами.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса.

4.

Определение с помощью компаса сторон горизонта

7



Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».


Д/З § 3-6

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.


Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов. Объяснять особенности формы и размеров Земли, географические следствия вращений Земли. Определять отличит-ые особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.

5.

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Тема 3. История географических открытий (14 часов)

8



По следам путешественников каменного века


Д/З § 7

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний.. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.


9



Путешественники древности


Д/З §8

Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия, объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.

10



Путешествия морских народов.


Д/З § 9

Географические открытия викингов.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия, географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.


11



Первые европейцы на краю Азии.


Д/З § 10


Путешествие Марко Поло.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

Составление описания одного из путешествий по ключевым словам

12



Хождение за три моря.


Д/З § 11

Хождение за три моря.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия А.Никитина в Индию.


13



Морской путь в Индию.


Д/З §12

Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль Генриха Мореплавателя в организ. путешествий.

6.

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

14



Открытие Америки.


Д/З § 13


Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты путешествий и открытий, а так же их влияние на географические знания. Определять причины и следствия путешествий и открытий.

Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

15



Первое кругосветное плавание.


Д/З § 14

Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.


16



Открытие Южного материка.


Д/З § 15

Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.


17



Поиски Южной земли продолжаются.


Д/З § 16

Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.


18



Русские путешественники.


Д/З § 17

Роль русских исследований. «Колумбы Русские».

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний.. Составлять описания событий по теме урока.


19



Вокруг света под русским флагом.


РК


Д/З § 18


Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.


20



Вокруг света под русским флагом.


Д/З § 18


Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

7.

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

22



Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий»


Д/З §7-18

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.


Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий.


Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

22



Мировой океан и его части.


РК


Д/З § 19


Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия.

Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.


Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана.

8.

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

23



Вода в океане

Жизнь в Мировом океане, свойства вод Мирового океана

Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

Умение работать с различными источниками информации.

Объяснять особенности вод океана и их влияние на живые организмы


24



Значение Мирового океана для природы и человека.


Д/З § §20

Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.

Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал..

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши. Определять характер взаимного влияния океана и суши друг на друга.


25



Путешествие по Евразии.


Д/З § 21

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Осознание уникальн-и природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности и специфику природы и населения Евразии.

9.

Обозначение на к/к крупнейших государств материка.

26



Путешествие по Африке.


Д/З § 22


Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Объяснять особенности и специфику природы и населения Африки. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

27



Путешествие по Северной Америке.


Д/З § 23

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства


28



Путешествие по Южной Америке.


Д/З § 24

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка..


29



Путешествие по Австралии.


Д/З § 25

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Австралии.. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.

Составление таблицы «Особенности живой природы Австралии»

30



Путешествие по Антарктиде.


Д/З § 26

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.

Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций

31



Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»


Д/З § 19-26

См. уроки 21-30

Понимание специфических черт природы и населения материков.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения материков.

Объяснение особенностей природы и населения материков

Тема 4. Природа Земли (3 часа)

32



Что такое природа


РК


Д/З §27

Понятие природа, «объект» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.

Осознан.е роли природы в жизни человека.

Понимание специф-ки природн.х и создан.человеком объектов.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.


33



Оболочки Земли.


Д/З § 28

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности географических оболочек.

10. Организация фенологических наблюдений в природе.

34-35



Уроки обобщения и контроля за курс 5 класса.







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).

  2. Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  4. Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

  6. Метеостанция.

  7. Стенд для постоянных и временных экспозиций.

  8. Компьютер.

  9. Мультимедиа-проектор.

  10. Интерактивная доска.

  11. Коллекция медиаресурсов.

  12. Выход в Интернет.

  13. Учебная геоинформационная система.

  14. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.

  15. Справочно-информационная и научно-популярная литература.

  16. Глобус большой.

  17. Глобусы лабораторные.

  18. Теллурий.

  19. Физическая карта полушарий.

  20. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

  21. Карта великих географических открытий.

  22. Карта Мирового океана.

  23. Компасы.

  24. Календарь погоды.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!