СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа География России Население и хозяйство 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает уроки краеведческого направления. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа География России Население и хозяйство 9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЫЛГЫНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ИИНОКЕНТИЯ НИКИТИЧА ХАНДЫ»

Муниципального района «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)


Согласовано: Согласовано: Утверждено:

Руководитель МО «Тобул» заместитель директора по УР и.о. директора школы

_______________ АлексееваС.Д. ___________ Иванова С.В. ___________ И.Г.Филиппов

«_____»_________2017 г. «_____»_________2017 г. «____»_________2017 г.



Рабочая программа

по географии

в 9 классе

на 2017-2018 учебный год





Составитель: И.Г. Филиппов








География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии 9 класса разработана в соответствии с ФГОС ООО и на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Программы курса "География" 5-9 классы Е.М. Домогацких В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Главная цель курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условленность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие её регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Целями и задачами при изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

• понимание закономерностей размещения населения итерриториальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России,включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

• формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

• формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания, ОБЖ.

География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса отводится 2 часа в неделю.

В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание включает ряд новых подходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, её особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов даётся сравнение с мировыми показателями, другими странами, регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов даётся с учётом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и Азиатская часть России».

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

  • Формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счёт комплексной (физико-, экономико-, социально- и культурно-географической) характеристики;

  • Углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Даётся более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

При изучении темы «Дальний Восток» предусмотрели отдельный урок на изучение экономики города Якутска.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.



Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов;

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве

получит возможность научиться

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и еѐ динамику выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России; составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать социально- экономическое положение и перспективы развития регионов;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально- экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально- экономическое положение и перспективы развития России выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.





УУД, знания, умения, формируемые в процессе изучения учебного курса

Метапредметными результатами изучения курса «География» в 9 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;. уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания;

самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения; использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:



отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметными результатами изучения курса «География» в 9 классе являются следующие умения:


осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

использование географических умений: - прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов. понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.


Номенклатура


Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).


Учебно-методический комплекс


Учебник: А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким и другие «География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. А.И. Алексеева – 9-е издан. Стереотип. – М.: Дрофа 2009. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Атлас: Атлас «География России. 9 класс: В 2 частях. Часть 2. Хозяйство и географические районы» Издательство: ДиК «Дрофа» 2009 год

Контурная карта: «География России. 9 класс: В 2 частях. Часть 2. Хозяйство и географические районы» Издательство: ДиК «Дрофа» 2009 год

Методические пособия:

1. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 -10 кл. – М.: Дрофа, 2006

2. Хабибуллин Р.Х. География. Дидактические карточки – задания. 8 -9 кл. – М.: Дрофа, 2008

3. Алексеев А.И, Ким Э.В. География России 8 -9 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2010

4. Плисецкий Е.Л. Социально-экономическая география России: справочное пособие – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2007

5. Н.П. Петрушина, Э.В. Ким «География России. Природа и население» Рекомендации к планированию уроков по учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Природа и население» 8 класс М/Дрофа 2009г.

6. Сироткин В.И Рабочая тетрадь по географии 8 кл М.: Дрофа 2009г


Коды по кодификаторам представлены на сайте www. fipi.ru





Оборудование и приборы:

  1. Настенные карты

  2. Гербарии

  3. Коллекции полезных ископаемых и горных пород

  4. Коллекции «Шерсть», «Хлопок», «Лен», «Металлы», «Топливо», «Нефть», «Пластмассы», «Стекло»

  5. Настенные таблицы

  6. Дидактические материалы

  7. Мультимедийное оборудование






Тематическое планирование

(по учебнику А.И. Алексеева, География России. «Хозяйство и географические районы», 9 класс;)

Раздел. Тема.

Количество часов

1

Введение.

1

Раздел 1. Хозяйство России.

7

2

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

4

3

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

16

Раздел 2. Районы России.

4

Тема3. Европейская часть России.

27

5

Тема 4 Азиатская часть России 17
Раздел 3. Россия в современном мире.

1

Всего часов - 63











Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Вид контроля

Форма контроля

Вид работы

Примечание

план

факт

1

02.09


Введение

Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.

Текущий

фронтальная



Раздел 1. Хозяйство России

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. 4 часа.

2

05.09


Понятие хозяйства и его структура.


текущий

комбинированная



3

09.09


Этапы развития хозяйства


текущий

комбинированная



4

12.09


Географическое районирование.


текущий

индивидуальная



5

16.09


Обобщение по теме: "Общая характеристика хозяйства".

тематический

индивидуальная

Работа по картам


Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.16 часов.

6

19.09


Сельское хозяйство. Растениеводство.

текущий

фронтальная



7

23.09


Сельское хозяйство. Животноводство.

текущий

фронтальная



8

26.09


Агропромышленный комплекс (АПК). Легкая и пищевая промышленность.

текущий

комбинированная



9

30.09


Лесной комплекс.


текущий

комбинированная

Тестирование


10

03.10


Топливно - энергетический комплекс. Угольная промышленность.

текущий

комбинированная



11

07.10


Топливно - энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

текущий

групповая

Составление схем


12

10.10


Электроэнергетика.


текущий

комбинированная

Составление диаграмм


13

14.10


Металлургический комплекс.


текущий

комбинированная



14

17.10


Машиностроение.


текущий

комбинированная

Составление презентации


15

21.10


Военно- промышленный комплекс


текущий

комбинированная



16

24.10


Химическая промышленность


текущий

комбинированная



17

28.10


Транспорт.


текущий

комбинированная



18

07.11


Информационная инфраструктура.


текущий

индивидуальная

Подготовка сообщение


19

11.11


Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

текущий

комбинированная

Диспут


20

14.11


Территориальное (географическое) разделение труда.

текущий

комбинированная



21

18.11


Обобщение и контроль по теме: "Главные отрасли и межотраслевые комплексы".

тематический

индивидуальная

Контрольная работа


Раздел II. РАЙОНЫ РОССИИ

Тема3. Европейская часть России. 27 часов.

22

21.11


Восточно - Европейская равнина.


текущий

фронтальная

Работа на контурной карте


23

25.11


Волга.


текущий

комбинированная



24

28.11


Центральная Россия. Состав. ЭГП.


текущий

индивидуальная



25

02.12


Центральная Россия. Население.


текущий

комбинированная



26

05.12


Центральный район. Хозяйство района.

текущий

комбинированная

Чтение комплексной карты


27

09.12


Москва - столица России.


текущий

фронтальная



28

12.12


Внутрирегиональные различия Москвы и МСР.

тематический

индивидуальная

Тестирование


29

16.12


Центрально - Черноземный район. Хозяйство района.

тематический

индивидуальная

Тестирование


30

19.12


Волго-Вятский район. Хозяйство района.

тематический

индивидуальная

Тестирование


31

23.12


Северо - Западный район. Географическое положение и природа.

текущий

комбинированная

Характеристика ЭГП района


32

26.12


Санкт - Петербург - новый "хозяйственный узел" России

текущий

комбинированная



33

13.01


Калининградская область. ЭГП. Хозяйство.

тематический

индивидуальная

Тестирование


34

16.01


Европейский Север. Географическое положение и природа.

текущий

комбинированная



35

20.01


Европейский Север. Этапы развития хозяйства


текущий

комбинированная

Работа по составлению картограмм


36

23.01


Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

тематический

индивидуальная

Тестирование


37

27.01


Поволжье. Географическое положение и природа

текущий

комбинированная

Характеристика ЭГП района


38

30.01


Поволжье. Население и хозяйство

тематический

индивидуальная

Тестирование


39

03.02


Северный Кавказ. Природные условия.

текущий

комбинированная



40

06.02


Северный Кавказ. Хозяйство района.

текущий

комбинированная



41

10.02


Народы Северного Кавказа.

текущий

комбинированная



42

13.02


Южные моря России

тематический

индивидуальная

Сравнительная работа по картам


43

27.02


Урал. Географическое положение и природа.

текущий

комбинированная

Характеристика ЭГП района


44

20.02


Этапы развития и современное хозяйство

текущий

комбинированная



45

24.02


Проблема района

тематический

индивидуальная

Тестирование


Тема 4 Азиатская часть России 17 часов.

46

27.02


Природа Сибири.


текущий

фронтальная



47

03.03


Природа и ресурсы гор Южной Сибири

текущий

комбинированная



48

06.03


Арктические моря.


текущий

индивидуальная

Составление таблицы по атласу и схемам


49

10.03


Население Сибири.


текущий

комбинированная



50

13.03


Хозяйственное освоение Сибири.


текущий

комбинированная



51

17.03


Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

текущий

комбинированная



52

20.03


Западная Сибирь. Хозяйство района.

тематический

индивидуальная

Составление картограммы


53

03.04


Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

текущий

комбинированная



54

07.04


Байкал.


текущий

комбинированная



55

10.04


Восточная Сибирь. Хозяйство района.


тематический

индивидуальная

Работа на контурной карте


56

14.04


Дальний Восток. Формирование территории.


текущий

комбинированная

Характеристика ЭГП района


57

17.04


Дальний Восток. Природные условия и ресурсы.


текущий

комбинированная



58

21.04


Моря Тихого океана.


текущий

индивидуальная

Составление сравнительной таблицы по атласу и схемам


59

24.04


Население района.


текущий

комбинированная



60

28.04


Хозяйственное освоение Дальнего Востока.


тематический

индивидуальная

Тестирование


61

01.05


Город Якутск

текущий

фронтальная

Диспут

В связи с красным днем перенести на 22.05

62

05.05


Города Дальнего Востока

текущий

комбинированная



63

08.05


Обобщение и контроль по теме: "Азиатская часть России".

тематический

индивидуальная

Тестирование


64

12.05


Типы районов России. Обобщение знаний по разделу "Районы России".

итоговый

индивидуальная

Контрольная работа


РАЗДЕЛ Ш. Россия в современном мире. 1 часа

65

15.05


Россия в современном мире

тематический

фронтальная



66

19.05


Итоговый урок

итоговый

индивидуальная



67

22.05


Резерв





68

26.05


Резерв











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!