«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 75/62» г. Пензы»
Рассмотрено
на заседании МО учителей
естественно-научного цикла
протокол № 1 от 2015 г.
Председатель МО __________О.В. Ашанина
Одобрено
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ № 75/62г. Пензы
протокол № от . . 2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 75/62г. Пензы
В.В. Россеев _______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
учителя высшей квалификационной категории
Ашаниной Ольги Валерьевны
8 класс
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «География» для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № № 75/62г. Пензы. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа:
Рабочая программа включает два раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательностью изучения тематических блоков в течение года изучения.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Цели и задачи изучения предмета
. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Поскольку в учебном плане МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы изучение географии своего региона вынесено в отдельный курс, на рассмотрение разделов «Общая физическая география России» и «Крупные природные районы России» выделено больше часов для более детального рассмотрения материала.
Место предмета в учебном плане:
В учебном плане МБОУ СОШ № № 75/62г. Пензы на изучение учебного предмета «география» в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | в т.ч. практических работ оценочных/тренировочных |
Раздел I. Общая физическая география России | 39 | |
Тема 1. Географическое положение | 4 | 2/0 |
Тема 2. Исследование территории России. | 3 | 0/1 |
Тема 3. Геологическое строение и рельеф | 6 | 1/1 |
Тема 4. Климат и погода | 8 | 3/0 |
Тема 5. Моря и внутренние воды | 9 | 3/4 |
Тема 6. Почвы | 3 | 0/2 |
Тема 7. Природные зоны | 6 | 1/1 |
Раздел 2. Крупные природные районы России (34 часа) | 29 | |
Тема 1. Островная Арктика | 1 | 0/1 |
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина | 4 | 0/3 |
Тема 3. Кавказ | 2 | 0/2 |
Тема 4.Крым | 2 | 0/1 |
Тема 5. Урал | 3 | 0/3 |
Тема 6. Западно-Сибирская равнина | 4 | 0/3 |
Тема 7. Средняя Сибирь | 2 | 0/2 |
Тема 8. Северо-Восток Сибири | 2 | 0/1 |
Тема 9. Горы Южной Сибири | 3 | 0/3 |
Тема 10. Дальний Восток | 4 | 0/3 |
Раздел 3. Природа и человек | 2 | 0/2 |
Обобщающее повторение | 1 | 0/1 |
Всего | 68 | 10/35 |
Итого | 68 часов |
Содержание программы.
Часть I. Природа России
Раздел I. Общая физическая география России (39 часов)
Тема 1. Географическое положение (4 часа)
Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые зоны. Крайние точки.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.
Тема 2. Исследование территории России (3 часа)
Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.
Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (6 часов)
Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.
Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.
Тема 4. Климат и погода (8 часов)
Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
Тема 5. Моря и внутренние воды (9часов)
Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.
Тема 6. Почвы (3часа)
Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 7. Природные зоны (6часов)
Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.
Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
Раздел 2. Крупные природные районы России (29 часов)
Тема 1. Островная Арктика (1час)
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (4часа)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
Тема 3. Кавказ (2часа)
Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.
Тема 4 Крым (2 часа)
Крым – полуостров на юге умеренного пояса. Крымские горы – часть альпийско-гималайского пояса. Северная равнинная часть и южная горная. Разнообразие полезных ископаемых. Различия в климате равнинной и горной частей. Крым – часть Причерноморского артезианского бассейна. Степной и горный Крым. Растительность средиземноморского типа. Южный берег Крыма – крупный курортный район.
Основные понятия: Степной Крым, горный Крым, Южный берег Крыма, яйла.
Тема 5. Урал (3часа)
Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
Тема 6. Западно-Сибирская равнина (4часа)
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Тема 7. Средняя Сибирь (2часа)
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.
Тема 8. Северо-Восток Сибири (2часа)
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.
Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
Тема 9. Горы Южной Сибири (3часа)
Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.
Тема 10. Дальний Восток (4часа)
Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.
Раздел 3. Природа и человек (2часа)
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
Обобщающее повторение 1 час
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | составляющие качества образования | мультимедийное сопровождение | Формы работы | Практические работы | домашнее задание | Сроки проведения |
предметно-информационая (просвещенность) | деятельностно- коммуникативная (обученность) | ценностно - ориентационная (использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни) | План(нед, месс) | факт |
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (39 ЧАСОВ) |
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (4 ЧАСА) |
1 | Россия на карте мира | Урок изучения нового материала | географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. | Знать: факторы, определяющие географическое положение России, | Уметь: показывать на карте крайние точки страны, показывать границы России и пограничные страны, | Пограничные государства, отношения с соседями 1 и 2 порядка | Россия на карте мира | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | №1 Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с ГП других стран. | § 1, нанести на к/карту границы страны, пограничные госдарства, крайние точки | | |
2 | Россия на карте мира | Практикум | Сотавление картосхемы | | Выучить номенклатуру | | |
3 | Часовые зоны страны | | Часовые пояса, часовые зоны Местное, поясное, декретное, летнее время | Знать: Различные виды времени на территории страны | Уметь определять разницу во в времени по карте часовых поясов, | воздействие разницы во времени на жизнь населения | Время на территории России | Учебное исследование по картам, решение географических задач | | § 2 | | |
4 | Часовые пояса страны | Практикум | Решение географических задач | №2 Определение поясного времени для разных городов России | § 2 | | |
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (3 ЧАСА) |
5 | Русские землепроходцы XI- XVII вв. | Урок изучения нового материала | История освоения и изучения территории России | Знать: результаты географических открытий Имена исследователей, маршруты прохождения территории | Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию | Значение открытий и исследований России в мире | История исследований России | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | | § 3 | | |
6 | Географические открытия в России XVIII - XIX вв. | Путешествие | Анализ карт | | § 4 | | |
7 | Географические исследования XX в. | Путешествие | Анализ карт | | § 5 | | |
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ , РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ( 6 ЧАСОВ) |
8 | Геологическое летоисчисление и геологическая карта | Урок изучения нового материала | Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования | Знать: основные этапы геологического летоисчисления, основные формы тектонического строения, крупные формы рельефа, основные закономерности размещения полезных ископаемых, основные месторождения полезных ископаемых. | Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт, показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, определять, как показывать месторождения полезных ископаемых, оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства | Влияние рельефа на жизнь людей, примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов, меры безопасности при стихийных явлениях | Геологическое летоисчисление | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | | § 6 | | |
9 | Тектоническое строение | Практикум | Тектоническое строение | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | | § 7 | | |
10 | Общие черты рельефа | Исследование | Рельеф России | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | § 8, нанести на к/карту формы рельефа | | |
11 | Основные формы рельефа | Практикум | Рельеф России | Составление картосхемы | №3 Установление связи между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми | Выучить номенклатуру | | |
12 | Человек и литосфера | Практикум | | Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа | | § 9, нанести на к/карту полезные ископаемые | | |
13 | Литосфера | Урок повторения и обобщения | Литосфера и рельеф. | Тестирование | | § 6-9 | | |
КЛИМАТ (8 часов) |
14 | Факторы, определяющие климат России. | Урок изучения нового материала | Факторы формирования климата. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата. Типы климатов России. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. | Знать : закономерности распределения суммарной солнечной радиации, осадков, основные атмосферные процессы, типы климата на территории страны | Уметь: давать оценку климатических особенностей России, объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории. называть и показывать климатические пояса, давать краткое описание типов погоды | Влияние климата на быт, жилище, одежду, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия. | Климат России | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | § 10 | | |
15 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России | Исследование | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | №4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | § 11 | | |
16 | Типы климатов России | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, решение географических задач | | § 12 | | |
17 | Характеристика климатов России | практикум | Климат России | Составление картосхемы | | § 12 повторить | | |
18 | Погода | Урок актуализации знаний и умений | | Групповая работа. Беседа по результатам | №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | § 13 | | |
19 | Атмосферные вихри | Исследование | | Фронтальная письменная работа | | § 14 | | |
20 | Атмосфера и человек | Практикум | Климат и человек | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | § 15 | | |
21 | Климат и климатические ресурсы | Урок повторения и обобщения | тестирование | №6 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | § 10-15 | | |
МОРЯ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (9 ЧАСОВ) |
22 | Моря России | Урок изучения нового материала | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Моря, омывающие территорию России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные льды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. | Знать: моря ,омывающие территорию России, основные характеристики реки, особенности питания, режима, расхода, годового стока рек, ледового режима. Основные типы озёрных котловин и озёра России. особенности размещения вод на территории страны. | Уметь: показывать моря , реки России на карте, приводить примеры использования морей рек в хозяйственных целях, показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты, приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод, давать характеристику крупных озер страны и области, показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ | Роль воды для жителей своего региона, использование местных вод для жизни и хозяйственной деятельности пензенцев, охрана вод области | Моря России | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | | § 16 Подготовить сообщения | | |
23 | Моря России | Урок изучения нового материала | Моря России | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | Выполнить мультимедийную презентацию или буклет о морях России | | |
24 | Характеристики реки | Урок актуализации знаний и умений | | Анализ карт | | § 17 | | |
25 | Реки России | Практикум | Реки России | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | №7 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования | § 18 | | |
26 | Озёра и болота | Практикум | Озёра и болота | Анализ карт | | § 19 | | |
27 | Природные льды | Урок актуализации знаний и умений | Природные льды | Анализ карт | | § 20 | | |
28 | Великое оледенение | Урок актуализации знаний и умений | | Анализ карт | | § 21 | | |
29 | Гидросфера и человек | Урок актуализации знаний и умений | Гидросфера и человек | | № 8 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России | § 22 | | |
30 | Гидросфера | Урок повторения и обобщения | | | | | | тестирование | | § 16- 22 | | |
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ 3 ЧАСА) |
31 | Формирование и свойства почвы | Урок изучения нового материала | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения | Знать: понятия «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв | Уметь: Объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, называть факторы почвообразования, называть свойства основных типов почв, давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания, объяснять необходимость охраны почв, анализировать почвенную карту | Плодородие почв своей местности как условие для занятия земледелием. Меры по сохранению свойств почвы | Почва. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | § 23 | | |
32 | Зональные типы почв | Практикум | Основные типы почв Изготовление почвенного монолита | Индивидуальный устный опрос | | § 24 | | |
33 | Зональные типы почв | Урок повторения и обобщения | Почва. тест | тестирование | | Повторить § 23- 24 | | |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ЧАСОВ) |
34 | Природные комплексы России | Урок изучения нового материала | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Природные территориальные комплексы. природные и антропогенные ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс. Роль В.В. Докучаева и ЛС Берга в создании учения о природных зонах. Высотная поясность Изменение природы под влиянием человека | Знать: особенности растительного и животного мира страны, зависимость облика ПТК от взаимодействия компонентов природы. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. | Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт, объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования, описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах | Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Особенности природы своей местности, охраняемые территории Пензенской области | Природа России | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | § 25 | | |
35 | Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики | Урок актуализации знаний и умений | Природные зоны России | Учебное исследование по картам, решение географических задач | | § 26 | | |
36 | Леса умеренного пояса | Урок актуализации знаний и умений | Природные зоны России | тестирование | №9 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. | § 27 | | |
37 | Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность | Урок актуализации знаний и умений | Природные зоны России | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | § 28 | | |
38 | Ресурсы растительного и животного мира России | Урок актуализации знаний и умений | Природные зоны России | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | | § 29 | | |
39 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | Урок повторения и обобщения | Природные зоны России | тестирование | №10 Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого | | | |
КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ ( 29 ЧАСОВ) |
ОСТРОВНАЯ АРКТИКА (1 ЧАС) |
40 | Природа арктических островов | Урок изучения нового материала | Состав Арктики. Особенности природы | Знать: особенности природы и причины, обусловившие суровость региона | Уметь: давать оценку ГП, природных условий и ресурсов, уметь составлять прогноз использования территории в хозяйстве | Значение Арктики для перспектив развития страны | Арктика | Анализ карт | | § 30 | | |
|
41 | Рельеф и геологическое строение | Урок изучения нового материала | Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. | Знать: состав территории, особенности природы, Природный и экологический потенциал территории. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. | Уметь: давать оценку ГП, природных условий и ресурсов для жизни и деятельности населения, уметь составлять прогноз использования территории в хозяйстве анализировать карты России | правила природоохранного поведения, участие в мероприятиях по охране природы | Восточно-европейская равнина | Учебное исследование по картам | | § 31 | | |
42 | Климат, внутренние воды и природные зоны | Урок актуализации знаний и умений | Восточно-европейская равнина | Учебное исследование по картам | | § 32 | | |
43 | ПТК Восточно-Европейской равнины | Урок актуализации знаний и умений | Восточно-европейская равнина | Учебное исследование по картам | | § 33 | | |
44 | ПТК Восточно-Европейской равнины | Урок актуализации знаний и умений | Восточно-европейская равнина | Учебное исследование по картам | | § 34 | | |
|
45 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | Урок актуализации знаний и умений | Состав района. Особенности ГП, этапы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы | Знать: состав района, факторы формирования района, своеобразие природы Западной Сибири | Уметь: по карте определять ГП района, Называть и показывать природные ресурсы, объяснять особенности природы Западной Сибири | Значение нефти и газа как важнейшего ресурса Западной Сибири для страны и мира | Западная Сибирь | Учебное исследование по картам, решение географических задач | | § 40 | | |
46 | Климат и гидрография | Урок актуализации знаний и умений | Западная Сибирь | Учебное исследование по картам, решение географических задач | | § 41 | | |
47 | Природно-территориальные комплексы | Урок актуализации знаний и умений | Западная Сибирь | Учебное исследование по картам, решение географических задач | | § 42 | | |
48 | Сравнение двух природных районов | Урок актуализации знаний и умений | | | | | | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | | Выучить содержание таблицы | | |
КАВКАЗ (2 ЧАСА) |
49 | Геологическая история и рельеф | Практикум | Состав района. Особенности ГП и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района | Знать: природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Памятники Всемирного природного и культурного наследия Достопримечательности региона | Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП, роль Европейского Юга в геополитических интересах России | Правила природоохранного поведения, правила толерантности по отношению к представителям различных народностей. | Кавказ | Сопоставление карт атласа | | § 35 | | |
50 | Климат, внутренние воды и высотная поясность | практикум | Специфика природы района(природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения | Кавказ | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей природы, природных богатств и населения Европейского Юга | | § 36 | | |
КРЫМ (2 ЧАСА) |
51 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | Практикум | Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы | Знать: природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. | Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП, роль Крыма в геополитических интересах России | Значение Крыма для перспектив развития страны | Крым | Учебное исследование по картам, решение географических задач | | Конспект в тетради | | |
52 | Климат, внутренние воды и природные зоны | Практикум | | |
УРАЛ (3 ЧАСА) |
53 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | Урок изучения нового материала | Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы | Знать: состав района, особенности ГП, этапы формирования, специфику природы Урала | Уметь: по карте определять ГП района, Называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала | Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. | Урал | Учебное исследование по картам Эвристическая беседа по результатам групповой работы: | | § 37 | | |
54 | Климат и гидрография | Практикум | Урал | Учебное исследование по картам Эвристическая беседа по результатам групповой работы: | | § 38 | | |
55 | Природно-территориальные комплексы | Практикум | Урал | Учебное исследование по картам | | § 39 | | |
СРЕДНЯЯ СИБИРЬ (2 ЧАСА) |
56 | | путешествие | Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы | Знать: состав района, факторы формирования района, своеобразие природы Средней Сибири | Уметь: по карте оценивать ГП района, Называть и показывать природные ресурсы, объяснять особенности природы Средней Сибири, прогнозировать развитие района | | Средняя Сибирь | Учебное исследование по картам, | | § 43 | | |
57 | | Урок актуализации знаний и умений | Средняя Сибирь | Групповая работа. Составление маршрута путешествия. Беседа по результатам сравнения карт | | § 44 | | |
СЕВЕРО – ВОСТОК СИБИРИ (2 ЧАСА) |
58 | Геологическое строение, рельеф, климат | путешествие | Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы | Знать: состав района, особенности ГП и природы района, | Уметь: по карте оценивать ГП района, Называть и показывать природные ресурсы, объяснять особенности природы Северо- Востока Сибири, прогнозировать развитие района | Особенности условий жизни людей в районах крайне неблагоприятных природных условий, сложности освоения территории | Северо -Восток | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | | § 45 | | |
59 | Внутренние воды и ПТК | Урок актуализации знаний и умений | Северо -Восток | Составление маршрута путешествия. Беседа по результатам сравнения карт | | § 46 | | |
ГОРЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ (3 ЧАСА) |
60 | Геологическое строение, рельеф | путешествие | Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы, особенности природы в горах | Знать: состав района, особенности ГП и природы района | Уметь: по карте оценивать ГП района, Называть, показывать и оценивать природные ресурсы, объяснять особенности природы Северо- Востока Сибири, прогнозировать развитие района | | Горы Юга Сибири | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | | § 47 | | |
61 | Климат, внутренние воды | Урок актуализации знаний и умений | Горы Юга Сибири | Групповая работа Составление маршрута путешествия. Беседа по результатам сравнения карт | | § 48 | | |
62 | Высотная поясность | Практикум | Горы Юга Сибири | Учебное исследование по картам | | § 49 | | |
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (4 ЧАСА) |
63 | Геологическое строение, рельеф | Путешествие | Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы, | Знать: состав района, особенности ГП и природы района, | Уметь: по карте оценивать ГП района, Называть, показывать и оценивать природные ресурсы, прогнозировать развитие района | Особенности жизни населения в самом отдалённом регионе, проблемы природопользования | Дальний Восток | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | | § 50 | | |
64 | Климат, внутренние воды, природные зоны | Урок актуализации знаний и умений | Дальний Восток | Групповая работа Беседа по результатам сравнения карт | | § 51 | | |
65 | ПТК, полуостровная и островная часть | Путешествие | Дальний Восток | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | | § 52 | | |
66 | ПТК, Приамурье и Приморье | Урок актуализации знаний и умений | Дальний Восток | Групповая работа Составление маршрута путешествия. Беседа по результатам сравнения карт | | § 53 | | |
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2 ЧАСА) |
67 | Природные ресурсы и природные условия | Урок изучения нового материала | Природные условия и природные ресурсы. Природный и экологический потенциал России | Знать: законы об охране природы, | Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, составлять географические прогнозы, анализировать экологические карты России, | Соблюдение природоохранногоповедения в природе, участие в природоохранных мероприятиях | Природные ресурсы | Учебное исследование по картам | | § 54 | | |
68 | Роль географии в современном мире | Урок актуализации знаний и умений | | Учебное исследование по картам | | § 55 | | |
| |
Перечень обязательных практических работ:
Раздел, тема | Практическая работа, форма ее выполнения |
Географическое положение | Практическая работа №1 Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с ГП других стран. |
Практическая работа №2 Определение поясного времени для разных городов России |
Геологи- ческое строение и рельеф | Практическая работа №3 Установление связи между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми |
Климат и погода | Практическая работа №4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны |
Практическая работа №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды |
Практическая работа №6 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. |
Моря и внутренние воды | Практическая работа №7 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. |
Практическая работа № 8 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России |
|
Природные зоны | Практическая работа №9 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. Практическая работа №10 Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого |
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
- крупнейшие городские агломерации нашей страны;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
- географию народов населяющих нашу страну;
2. Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
письменные
| правильный ответ – 1 балл 0-49% - «2» 50-69% - «3» 70-89% - «4» 90-100% - «5» |
Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими
источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Список литературы.
УМК ученика
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс.- М. : Русское слово, 2008.
Географический атлас. 8 класс. –М. : Дрофа, 2007.
Контурные карты.
УМК учителя
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы.- М. : Дрофа, 2007.
Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8 – 9 классы.- М. –Дрофа, 2004.
Дополнительная литература
Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2008 год.
Алексеев А.И. География России. Природа и население.- М. : Дрофа, 2007.
Дронов В.П., Баринова И.И. , Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.- Дрофа, 2007.
Учебное электронное издание. География России. Природа и население. Для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений.
Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6-10 классы.
26