СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по географии для 9 класса по учебнику Е.М. Домогацких

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП по географии для 9 класса по учебникам Е.М. Домогацких. структура: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематический план, перечень обязательных практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, географическая номенклатура, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа и КТП по географии для 9 класса по учебнику Е.М. Домогацких»


«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 75/62» г. Пензы»

Рассмотрено

на заседании МО учителей

естественно-научного цикла

протокол № 1 от 2015 г.

Председатель МО __________О.В. Ашанина

Одобрено

на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 75/62г. Пензы

протокол № от . . 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 75/62г. Пензы

В.В. Россеев _______________________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии

учителя высшей квалификационной категории

Ашаниной Ольги Валерьевны



9 класс







2015 - 2016 учебный год




Статус документа

Рабочая программа по предмету «География» для 9 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.


Структура документа:

Рабочая программа включает два раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательностью изучения тематических блоков в течение года изучения.

Пояснительная записка


Курс «Население и хозяйство России» является составной частью двухгодичного курса «География России», который занимает центральное место в географическом образовании в школе. Он опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах, и развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, курс влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

  • сформировать целостный географический образ своей Родины;

  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

  • сформировать необходимые географические умения и навыки;

  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Содержание данного курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно программе Домогацких Е.М. в 8 классе изучается природа России, а в 9 классе – население и хозяйство, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. Изучение отдельных отраслей физической географии заменено внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на Земле.

Поскольку в учебном плане МБОУ СОШ №75/62г. Пензы изучение географии своего региона вынесено в отдельный курс, на рассмотрение разделов «Население» и «Хозяйство» выделено больше часов для более детального рассмотрения материала.


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.


2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.



Место предмета в учебном плане:


В учебном плане МБОУ СОШ № 75/62 г.Пензы на изучение учебного предмета «география» в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)



Учебно-тематический план


Наименование

разделов и тем

Количество часов

в т.ч. практических работ

Введение. Экономическая и социальная география

1

0

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ

47


Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

12

1

Тема 2. Население России.

10

2

Тема 3. Хозяйство России

25

7

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ

16

4

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

5

0

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира

1

0

Всего

68

14

Итого

68 часов





















Содержание программы


Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.


Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (47 часов)


Тема 1. Россия на карте мира. (12 час)

Природные условия и ресурсы России


Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.




Тема 2. Население России (10 часов)


Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Тема 3. Хозяйство России (25 часов)


Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.


Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (16 часов)


Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Европейский Юг (целесообразнее называть вместо Северного Кавказа после присоединения Крыма), его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.


Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 часов)


Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.


Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира (1 час)


Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне


Резерв 1 час


Календарно- тематическое планирование


Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Составляющие качества образования

Мультимедий-ное сопровожде-ние

Формы работы

Практические работы

домашнее

задание

Сроки проведения


предметно-информаци-

онная (просвещен-ность)

деятельностно- коммуникатив-ная (обученность)

ценностно – ориентацион-ная (использова-ние приобретён-ных знаний и умений в повседневной жизни)

План (нед, мес)

факт


ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)


1

Экономическая и социальная география России

Лекция с элементами беседы

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии.


Знать: состав вторичного сектора экономики

Уметь: определять принадлежность производств к секторам экономики

Важность географической науки

Экономическая и социальная география

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


§ 1




РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РОССИИИ (12 час.)


2

Формирование территории России

Урок актуализации знаний и умений

Формирование территории России. Исторические города России..

Знать: Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в

Уметь: находить и анализировать информацию из различных источников


Формирование территории России

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


§2




3










Экономико-географическое положение России

Изучение нового материала

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.


Пограничные государства и политическая обстановка современности. Важность охраны государственных границ

Экономико-географическое положение России


Оценка ЭГП и ПГП России

§3




4

Практикум

Актуализация знаний


Нанести элементы ЭГП на к/карту




5

Административно-территориальное устройство России

Комбинированный

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Знать: специфику административно-территориального устройства

Уметь : называть и показывать федеральные округа, республики


Административно-территориальное устройство России

Изучение нового материала


§4




6

Практикум

Актуализация знаний


Выучить номенклатуру




7

Экономическое районирование территории России


Экономико-географи-ческое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации

Знать : Экономические районы России, специализация

Уметь: называть и показывать экономические районы



Изучение нового материала

Анализ различных видов районирования

§5




8

Природные условия России

Практикум


Природные условия. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий.

Знать : Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства.


Уметь: Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.



Районы с благоприятными и неблагоприятными условиями для проживания

Анимационные карты, слайд-шоу

Семинар


§6




9

Природные ресурсы страны










Проблемы и перспективы использования ресурсов

Урок актуализации знаний и умений

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

1 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования

§7




10

Практикум


Актуализация знаний


Подготовить сообщения




11

Хозяйственная деятельность человека. Основы природопользования

Изучение нового материала





Лекция с элементами беседы


§8




12

Изменение природной среды человеком. Экологические проблемы региона

Практикум






Семинар


Подготовить сообщения




13

Обобщение и контроль знаний по теме «Россия на карте мира»

Урок обобщающего повторения




Интерактивный тест

Тестирование


Повторить материал по теме




НАСЕЛЕНИЕ (10 ЧАСОВ)


14



Численность населения России

Изучение нового материала

Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения.










Знать: Численность населения России. Особенности воспроизводства российского Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Причины миграций и основные направления миграционных

Географические особенности размещения населения. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны











Уметь: Определять место России в мире по численности. Наблюдать динамику численности населения России.Выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны.

Выявлять особенности населения по статистическим и картографическим данным














Население России











Население России













Население России




















Население России

Изучение нового материала

2 Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

§9




15

Эвристическая беседа

Актуализация знаний


Построить графики по статистическим данным




16

Размещение населения России


Две зоны расселения

Эвристическая беседа

Расселение и его формы. Зоны расселения


Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

Анализ карт населения

§10




17

Практикум

Актуализация знаний


Подготовить сообщения




18

Миграция населения

Урок актуализации знаний и умений

. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.




§11




19

Формы расселения и урбанизация

Урок актуализации знаний и умений

Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации

Семинар


§12




20


Этнический состав населения






Религиозный состав населения

Урок изучения нового материала

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. География религий.. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.


Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

3 Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

§13




21

Семинар

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


Подготовить сообщения




22

Трудовые ресурсы и рынок труда

Решение проблемных задач




Лекция с элементами беседы


§14




23

Население России

Обобщение и контроль знаний по теме



Тестирование


Повторить материал по теме




ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (25 ЧАСОВ)


24

Национальная экономика

Урок изучения нового материала








Национальная экономика

Лекция с элементами беседы

4 Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства

§15




25

Факторы размещения производства

Комбинированный





Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

5 Группировка отраслей по различным показателям

§16




26

ТЭК.

Урок изучения нового материала

Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК и охрана окружающей среды.

Роль нефти, газа, угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда.

Знать: состав и специфику ТЭК, основные проблемы и перспективы его развития.

основные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы.

Уметь: анализировать экономические карты и статистические данные,

показывать на карте основные месторождения нефти, газа, угля, важнейшие газо- и нефтепроводы, анализировать экономические карты и статистические данные. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из угольных бассейнов.

Профессии комплекса.

Особенности работы на предприятиях нефте- газодобычи, угольных шахтах, экономические и бытовые проблемы людей, работающих в ТЭК

ТЭК.

Изучение нового материала

Оценка обеспеченности хозяйства России основными видами природного топлива

§17




27

Нефтяная и газовая промышленность

Практикум

ТЭК.

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


Оформить к/карту




28

Угольная промышленность.

- Особенности отрасли


-география отрасли




Практикум

ТЭК.

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


§18




29

Семинар

ТЭК.


6 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Оформить к/карту




30

Электроэнергетика. состав отрасли, типы предприятий



География электроэнергетики.

Комбинированный

Знать: преимущества и недостатки разных типов электростанций, принципы их размещения. Крупнейшие электростанции страны.

Уметь: приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов

Способы экономии электроэнергии в быту, значение экономии для семейного и государственного бюджета.





Электроэнергетика

Изучение нового материала


§19




31

Практикум

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


Оформить к/карту




32

Металлургический комплекс.




Черная металлургия

Комбинированный

Состав, место и значение отраслей в хозяйстве страны, факторы размещения предприятий, типы предприятий, основные металлургические базы. Металлургия и окружающая среда

Знать: состав, место и значение отраслей в хозяйстве страны, факторы размещения предприятий, типы предприятий, основные металлургические базы.

Уметь: показывать на карте основные центры производства, объяснять принципы размещения предприятий, определять меры по сохранению природы

Экологические проблемы городов- центров металлургии, профессии отрасли.

Черная металлургия

Изучение нового материала


§21




33

Практикум

Черная металлургия

Актуализация знаний

7 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Оформить к/карту




34

Цветная металлургия

Комбинированный

Цветная металлургия

Актуализация знаний

Определение по картам главных факторов размещения предприятий цветной металлургии

§21




35

Машиностроение :

-состав, место и значение отрасли


- факторы размещения отрасли

- особенности отдельных отраслей

Урок актуализации знаний и умений

Состав, место и значение машиностроения в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии

Знать: основные географические названия и термины, состав, место и значение машиностроения в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии

Уметь: называть и показывать на карте основные центры машиностроения, объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Показывать на карте главные районы и центры наукоёмкого, металлоёмкого и трудоёмкого машиностроения, объяснять факторы их размещения.

Профессии машиностроительных предприятий, роль машиностроения в хозяйстве своей области.

Машиностроение :


Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


§22




36

Урок исследование

Машиностроение :


Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

8 Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам

§23




37

Практикум


Семинар


Оформить к/карту




38


Химическая промышленность:

-состав, место и значение отрасли, факторы размещения отрасли





- особенности отдельных отраслей

Урок актуализации знаний и умений

Группировка отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая промышленность и экологические проблемы.

Знать: специфику химической промышленности, важнейшие центры.

Уметь: называть и показывать на карте основные центры производства, объяснять принципы размещения предприятий, определять меры по сохранению природы .Использовать различные источники географической информации для составления характеристики основных баз.

Основные виды химической продукции, используемой в быту. Основные правила при работе с активными химическими веществами.

Химическая промышленность:


Изучение нового материала


§24




39

Практикум

Актуализация знаний


Подготовить сообщения




40

Лесная промышленность

Урок актуализации знаний и умений

Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Лесная промышленность и охрана природы

Знать: состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. специфику химической промышленности, важнейшие центры

Уметь: называть и показывать на карте основные центры лесной промышленности,.

Основные виды продукции лесной промышленности, используемые в быту, меры по сохранению левов, значение использования вторичного сырья для производства бумаги


Изучение нового материала

Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли

§25




41

Сельское хозяйство. Растениеводство

Комбинированный

Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей

. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства.

Знать: состав, место и значение сельского хозяйства в хозяйстве страны, основные производства и факторы их размещения. специфику отраслей, важнейшие сельскохозяйственные районы

Уметь: называть и показывать на карте основные сельскохозяйственные районы,.






Профессии отрасли, направления деятельности областного правительства по поддержки фермерского хозяйства










АПК

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

9 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

§26




42

Сельское хозяйство. Животноводство

Комбинированный

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

10 Определение по картам главных районов животноводства

§27




43

Зональная специализация сельского хозяйства

Практикум

Актуализация знаний


§28




44

Пищевая и лёгкая промышленность

Урок актуализации знаний и умений

Состав, место и значение в хозяйстве страны, группировка отраслей по характеру использования сырья, география основных отраслей. Проблемы лёгкой и пищевой промышленности

Знать: специфику отраслей, состав, место и значение в хозяйстве страны, географию основных отраслей. Проблемы лёгкой и пищевой промышленности

Уметь: показывать основные районы отраслей, формулировать проблемы лёгкой и пищевой промышленности

Особенности использования трудовых ресурсов производств лёгкой и пищевой промышленности; направления областных программ по развитию отраслей. Профессии отраслей как одни из самых востребованных в своём регионе.


Изучение нового материала


§29




45

Роль и значение транспорта. Наземный транспорт.


Урок изучения нового материала

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы, крупные порты, проблемы транспортного комплекса. Транспорт и связь в эпоху НТР.

Знать: различные виды транспорта, их преимущества и недостатки, технико-экономические показатели различных видов транспорта. Бассейны океанов, крупные порты, северный морской путь, основные судоходные реки.

Уметь: показывать на карте крупнейшие транспортные магистрали, крупные порты, северный морской путь, основные судоходные реки.

Формулировать основные проблемы комплекса.


Значение транспорта в повседневной жизни, преимущества и недостатки транспорта, умение выбрать оптимальные виды транспорта для перемещений с различными целями.

Транспортный комплекс

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

Характеристика одной из транспортных магистралей

§30




46

Другие виды транспорта.

Урок исследование

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


Подготовить сообщения




47

Наматериальная сфера хозяйства

Лекция с элементами исследования

Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России. Роль и место науки в жизни современного общества. Технополисы.

Знать: состав сферы услуг, особенности размещения предприятий жилищного и рекреационного хозяйства,

Уметь: объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения. Развитие рекреационного хозяйства и его значение.

Приводить примеры технополисов.


Областные программы по обеспечению населения своего региона жильём, развитие сферы услуг в области. Профессии сферы услуг как одни из востребованных обществом.


Лекция с элементами беседы


§31




48

Хозяйство России (обобщение)

Обобщающий





Интерактивный тест

Тестирование


Повторить материал по теме




ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ ( 15 ЧАСОВ)







49

Северный экономический район

Урок актуализации знаний и умений

Состав района, особенности ЭГП, его влияние на формирование района на разных этапах развития.

Специфика природы, населения, хозяйства района.

Знать: влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию. Минеральные, топливные, лесные и водные. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Города региона. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Уметь: давать оценку влияния ГП на природу, население, хозяйство, сравнивать особенности двух территорий: Анализировать карты, показывать главные объекты. Объяснять связь ТПК района, называть важнейшие отрасли и центры.







Особенности жизни и деятельности населения в сложных природных условиях: организация быта и уклад жизни людей.






Северный экономический район

Актуализация знаний


§32




50

Северо-Западный экономический район

Урок изучения нового материала

Состав района, особенности ЭГП, его влияние на формирование района на разных этапах развития.

Специфика населения, хозяйства района.

Знать: Состав района, особенности ЭГП, его влияние на формирование района на разных этапах развития.

Специфику природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад – район древнего заселения. Качество жизни населения. Историко- географические этапы в развитии хозяйства района. Главные отрасли и центры хозяйства. Место района в хозяйстве страны. Санкт-Петербург. Калининградская область.

Уметь: давать оценку ЭГП для его формирования и развития; объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формирования культуры; приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте.

Составлять характеристику территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления.


Северо-Западный экономический район






Путешествие по Петербургу

Актуализация знаний


§33




51

Калининградская область

Комбинированный



Актуализация знаний


§34




52



Центральный экономический район:


-Общая характеристика





-Особенности хозяйства






Эвристическая беседа

Состав района. Особенности географического положения Особенности заселения, хозяйства.

Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона.

Современный характер и проблемы расселения.

Знать: Состав района. Выгоды географического положения – важнейший фактор развития. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Особенности демографической ситуации Количество и качество трудовых ресурсов.

Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Особенности и факторы размещения отраслей промышленности Агропромышленный комплекс. Внутрирегиональные различия.

Очаги старинных промыслов.

Уметь: анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших развитию района; и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы.

Сравнивать планировки городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы её представления.



Объекты всемирного природного и культурного наследия, достопримечательности, народные промыслы .

Центральный экономический район

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

11 Сравнение географического положения Центрального и Северо-Западного районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

§35




53

Практикум

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

.

Подготовить сообщения




54

Центрально-Чернозёмный район


Эвристическая беседа

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


§36




55

Волго-Вятский район

Урок исследование

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

Определение факторов, обусловливающих развитие автомобилестроения

§37




56

Европейский Юг

Практикум

Состав района. Особенности географического положения Геополитическое положение района.

Особенности природных ресурсов.

Специфика природных условий.

Значение рекреационных ресурсов района.

Особенности населения, его структура, влияние природных условий на быт, традиции, особенности хозяйства населения.

Качество жизни населения.

Знать: Состав района. Разнообразные минеральные, агроклиматические и рекреационные ресурсы. Плотность и этническое разнообразие населения Христианство и ислам. Многонациональность и межнациональные проблемы. Агропромышленный комплекс Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Структура хозяйства района: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения социально-экономических проблем республик Северного Кавказа.


Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России.

Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Европейском Юге; объяснять причины многонациональности населения района, влияние природы на формирование культуры народов.

Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Крыма в геополитических интересах России

Уметь формулировать основные экономические, социальные и экологич.проблемы региона.



Соблюдение традиций на территории регионы, этническая и религиозная толерантность.



Маршруты и зоны для отдыха.

Европейский Юг







Республика Крым

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


§38, запись в тетради по Крыму




57



Поволжский район

Урок актуализации знаний и умений

Состав района.

Особенности географического положения района.

Особенности природных условий и природные ресурсы района.

Особенности заселения и состава населения.

Трудоёмкие и наукоёмкие отрасли региона.

Роль региона в АПК страны.

Знать: Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины, Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Природные ресурсы.

Многонациональный состав населения. География важнейших отраслей. АПК – важная роль в структуре хозяйства позиции.

Экологические и водные проблемы.

Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района.

Уметь показывать на карте крупные города,

Определять по картам основные с/х районы и сравнивать их. Уметь формулировать основные экономические, социальные и экологические проблемы региона, возможные пути их решения


Объекты всемирного природного и культурного наследия, достопримечательности, народные промыслы своего региона,

Национальные и религиозные традиции


Поволжье

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


§39




58

Уральский район

Урок актуализации знаний и умений

Состав района.

Особенности географического положения района.

Особенности природных условий и природные ресурсы района.

Особенности заселения и состава населения.

Материалоёмкие отрасли региона. Металлургия - ведущая отрасль

«грязные» производства

Знать: Состав и границы Урала. Географическое положение Урала Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы. Влияние природных условий на развитие и размещение промышленности на Урале.

Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства: Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.



Уметь: по карте определять особенности ГП, называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала.

Объяснять пестроту и проблемы населения.

формулировать основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.



Влияние «грязных» производств на особенности жизни населения.

Прогнозирование последствий проживания в крупных промышленных регионах

Урал

Актуализация знаний



Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией

§40




59





Западно-Сибирский район







Практикум

Географическое положение на западе азиатской части России, Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов.

Особенности формирования и развития хозяйства.

Роль ТПК района в хозяйстве страны

Знать: особенности ГП, природных ресурсов.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Особенности его структуры и размещения.. Основные направления транспортировки нефти и газа. ТЭК региона и его проблемы.

Современные проблемы и перспективы развития района




Уметь: по карте определять особенности ГП, показывать на картах природные ресурсы Западной Сибири показывать крупные города, объяснять диспропорции в площади региона и в численности населения, направления трубопроводов, прогнозировать развитие хозяйства в будущем

Основные районы притяжения рабочей силы, условия работы

Западная Сибирь

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

12 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири

§41




60

Восточно-Сибирский район

Практикум

Состав района.

Особенности географического положения района. Факторы формирования района. Специфика расселения, География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем района.

Знать: особенности природы района, влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей,

географию основных отраслей хозяйства, особенности территориальной организации хозяйства. Географические аспекты основных экономических проблем района

Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами

определять по картам особенности размещения населения и хозяйства

Условия работы в регионе, основные социальные проблемы региона


Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


§42




61

Дальневосточный район

Урок-путешествие

Состав района.

Особенности географического положения района. Факторы формирования района. Специфика расселения, численность населения, естественный прирост, миграции. Специфика расселения.

Знать: состав района и уникальность ЭГП,

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.


Уметь: давать оценку ЭГП, прогнозировать развитие экономики

объяснять неравномерное размещение населения, показывать на кате месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.


Сложности района в связи с удалённостью, транспортная разобщённость, особенности различий во времени с центральной частью страны,


Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.


§43




62

Хозяйство регионов (обобщение)

Обобщающий






Тестирование


Повторить материал по теме





СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 ЧАСОВ)


63

Страны Балтии и Белоруссии

Урок изучения нового материала

Место России среди стран мира.

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.


Знать: место России в мире по уроню экономического развития, главных внешнеэкономических партнёров страны

Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ, объяснять международную специализацию России в мире.

Характер внешних взаимоотношений со странами


Лекция с элементами беседы

13 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона

§44




64

Украина и Молдавия

Урок актуализации знаний и умений


Лекция с элементами беседы


§45




65

Страны Закавказья

Практикум


Лекция с элементами беседы


46




66

Страны Центрально-Азиатского региона

Практикум


Лекция с элементами беседы


§47




67

Место России в мировой экономике (обобщение)

Обобщение


Семинар


§48




68

Резерв





















Перечень обязательных практических работ


Раздел, тема

Практическая работа

Россия на

карте мира. Природные

условия и

ресурсы

России

Практическая работа №1 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования

Население России

Практическая работа №2 Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

Практическая работа №3 Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

Хозяйство России

Практическая работа №4 Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства

Практическая работа №5 Группировка отраслей по различным показателям

Практическая работа №6 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Практическая работа №7 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Практическая работа №8 Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам

Практическая работа №9 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

Практическая работа №10 Определение по картам главных районов животноводства

Экономические

районы России

Практическая работа №11 Сравнение географического положения Центрального и Северо-Западного районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Практическая работа №12 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири

Практическая работа №13 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона

Практическая работа №14 Анализ взаимодействия природы и человека на примере своего края*

* Практическая работа вынесена в курс географии Пензенской области


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.


  1. письменные

      1. тесты

      2. ответы на вопросы


    правильный ответ – 1 балл

    0-49% - «2»

    50-69% - «3»

    70-89% - «4»

    90-100% - «5»

  2. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

Требования к устным ответам учащихся:

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.


3. Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.


Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


4. Оценка умений работать с картой и другими

источниками географических знаний.


Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.




Географическая номенклатура


Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Крымский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Крымские, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).



Основная литература:


Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Население и хозяйство России. 9 класс. // М., Русское слово, 2011.

  1. Алексеев А.И., Низовцев В.А. Ким Э.В. География России в 2-кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник для8-9 классов. //М., Дрофа, 2005.

  2. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. // М., Просвещение, 2001.

  3. Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: География: 9 класс. // М., АСТ: Астрель, 2009.

  4. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. Методическое пособие. Библиотека учителя географии. //М., Владос, 2008.

  5. Барабанов В.В. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России. // М., Творческий центр, 2000.

  6. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. // М., Просвещение, 1990.

  7. Баринова И.И.., Ром В.Я. География России. Методическое пособие. 8-9 классы. // М., Дрофа, 2000.

  8. Бибик А.Е., Гермасимова Т.П. и др. Методика обучения географии в средней школе. // М., Просвещение, 1968.

  9. Воробцова Т.Н. География 9 класс. Поурочные планы. // Волгоград, Учитель – АСТ, 1999.

  10. Гаджиева Е.м., Яковлева Н.В., Бударникова Л.В. География 6-11 классы. Рабочие программы по учебникам Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. Базовй уровень. //Волгоград, Учитель, 2011.

  11. Даринский А.В. География России. 8-9 класс. Учебник для 8-9 классов. // М., Просвещение, 1994.

  12. Домогацких Е.М. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений. // М., Русское слово, 2008.

  13. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Население и хозяйство России». 9 класс. Часть I, Часть II. // М., Русское слово, 2010.

  14. Дронов В.П. Методическое пособие по географии России. 8-9 классы. // М., Просвещение, 1993.

  15. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Рабочая тетрадь. // М., Дрофа, 2000.

  16. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. // М., Дрофа, 2008.

  17. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков. // М., Дрофа, 2003.

  18. Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 9 класс. В помощь школьному учителю. //М., «ВАКО», 2007.

  19. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс. // М., ВАКО, 2012.

  20. Летягин А.А. Тесты по географии. 8-9 класс. // М., Аквариум, 1997.

  21. Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты. Учебное пособие для 8-9 классов. // М., Просвещение, 1996.

  22. Маерова Н.Ю. Уроки географии 8-9 классы. Мастер-Класс. Методическое пособие для учителя. //М., Дрофа, 2004.

  23. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география в СССР: история и современное развитие. Книга для учителя. // М., Просвещение, 1987.

  24. Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. Справочно-методическое пособи. // М., Астрель, 2002.

  25. Петрусюк О.А., Смирнова М.С. Сборник вопросов и заданий по географии. // М., Новая школа, 1994.

  26. Плисецкий Е.Л. Социально-экономическая география России. Справочное пособие (в таблицах, картах, диаграммах, графиках). // М., Дрофа, «Изд-во ДИК», 2004.

  27. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. Контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. Методическое пособие. // М., Дрофа, 2002.

  28. Романова А.В. Нестандартные уроки. География 8-9 классы. Народные промыслы России. // Волгоград, Учитель, 2003.

  29. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VI-X классы. Под ред. И.И. Бариновой. Библиотека журнала «»География в школе», вып. 4. //М., Школа-Пресс, 2001.

  30. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. 6-10 классы. // М., Просвещение, 1991.

  31. Смирнова М.С. География: сборник заданий для проведения промежуточной аттестации. 6-9 классы. Серия «Текущий контроль». // М., Просвещение, 2007.

  32. Солонько А.В. Современный урок географии. Часть 4. Методические разработки уроков по географии в 9 классе: деловые игры (под ред. Бариновой И.И.). // М., Школьная Пресса, 2002.

  33. Торопова Т.К., Кривоногова И.В. География. Олимпиадные задания. 6 – 8 классы. // Волгоград, Учитель, 2011.

  34. Эртель А.Б. География 9 класс. Подготовка к итоговой Аттестации. //Ростов-на-Дону, Легион-М, 2009.


Дополнительная литература:

  1. Аксакалова Г.П., Андреев Н.В., Голов В.П. Факультативные занятия по географии. // М., Просвещение, 1985.

  2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. //М., Мысль, 1983.

  3. 2006.

  4. Иванова В.Н. и др. География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. //Волгоград, Учитель, 2009.

  5. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. Советы, игры, обряды. // М, Школьная Пресса, 2001.

  6. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. // М., Просвещение, 1990.

  7. Барышева Ю.Г. Использование средств обучения в преподавании географии. // М., Просвещение, 1989.

  8. Герасимов И.П., Преображенский В.С. Основы конструктивной географии. // М., Просвещение, 1986.

  9. Горбатова О.Н. География 6-11 классы. Технология решения творческих задач. // Волгоград, Учитель, 2009.

  10. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. // М., Просвещение, 1986.

  11. Максаковский В.П. Географическая культура. // М., Владос, 1998.

  12. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. 9-11 классы. // М., Владос, 2001.

  13. Моргунова А.Б. Олимпиадные задания по географии. // Волгоград, Учитель, 2006.

  14. Наумов А.С. Задачи по географии. // М., Мирос, 1993.

  15. Пашканг К.В. Тесты и вопросы по географии. Книга для учителей и учащихся старших классов. // М., Просвещение, 1995.

  16. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 класс. // ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2004.

  17. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 класс. // ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2004.

  18. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. // М., Просвещение, 1991.

  19. Ридерз Дайджест Иллюстрированный атлас мира. // Лондон, Нью-Йорк, Монреаль, Москва, 2003.

  20. Родионова И.А. Региональная экономика. Учебное пособие. // М., Экзамен, 2004.

  21. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. // М., Просвещение, 1990.

  22. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. // М., Мысль, 1991.

  23. Фрейкин З.Г. Николай Николаевич Баранский. Замечательные географы и путешественники. // М., Мысль, 1990.

  24. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. //Ярославль, Академия развития, 1998.

35