Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 города Кузнецка
им. 354 стрелковой дивизии
«Рассмотрено» ШМО учителей естественного- математического цикла ____________И.А.Суркова 30.08.2017 г. | «Согласовано» Заместителем директора школы по УВР __________Т.В. Терентьева 31.08.2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 14 _________Ю.В. Чернышова Приказ № от 01.09.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017-2018 учебный год
по (предмету)___геометрии_
Класс___9 «В»
Всего часов на учебный год 68 ч
Количество часов в неделю 2 ч
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Кузнецка
в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 классы./ Сост. Т.А. Бурмистрова
«Просвещение», 2008
Учебник «Геометрия 7 8 9 », учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И.Юдина «Просвещение», 2004 г..
Учитель:
Кошелева Е.Ю.
Стаж работы:
25лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по геометрии составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ № 14 города Кузнецка в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 37-39)
Общая характеристика предмета
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ №14 города Кузнецка отводит на изучение геометрии в 9-ом классе 2 часа в неделю ,68 часов за год.
Учебно-тематическое планирование.
Раздел | Количество часов |
Вводное повторение | 2 |
9,10. Векторы. Метод координат. | 18 |
11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 14 |
12. Длина окружности и площадь круга. | 12 |
13. Движение. | 8 |
14. Начальные сведения из стереометрии. | 6 |
15.Об аксиомах геометрии | 2 |
16. Повторение | 6 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вводное повторение (2 часа)
Глава 9,10. Векторы. Метод координат. (18 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (14 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Глава 13. Движение. (8 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии. (6 часов)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида» формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Цель: дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
Об аксиомах геометрии. (2 часа)
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач. (6часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать1
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Список литературы:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2005.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2005.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 города Кузнецка
«Рассмотрено» ШМО учителей естественного- математического цикла ____________И.А.Суркова 29.08.2016 г. | «Согласовано» Заместителем директора школы по УВР __________Т.В. Терентьева 30.08.2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 14 _________Ю.В. Чернышова Приказ № 81 от 01.09.2016 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2016-2017 учебный год
по (предмету)___геометрии_
Класс___9 «А» «В»
Всего часов на учебный год 68 ч
Количество часов в неделю 2 ч
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Кузнецка
в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 классы./ Сост. Т.А. Бурмистрова
«Просвещение», 2008
Учебник «Геометрия 7 8 9 », учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И.Юдина «Просвещение», 2004 г..
Учитель:
Кошелева Е.Ю.
Категория:
вторая категория
Стаж работы:
25 лет
№ п\п | Наименование темы | Кол- во часов | Дата | Примечание |
| Вводное повторение | 2 | | |
1 | Векторы | 8 | | |
1.1 | Понятие вектора | 2 | | |
1.2 | Сложение и вычитание векторов | 3 | | |
1.3 | Умножение векторов на число | 1 | | |
1.4 | Применение векторов к решению задач | 2 | | |
2 | Метод координат | 10 | | |
2.1 | Координаты вектора | 2 | | |
2.2 | Простейшие задачи в координатах | 2 | | |
2.3 | Уравнение окружности. Уравнение прямой | 3 | | |
2.4 | Решение задач | 2 | | |
2.5 | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат» | 1 | | |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 14 | | |
3.1 | Синус, косинус тангенс угла | 3 | | |
3.2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 | | |
3.3 | Скалярное произведение векторов | 4 | | |
3.4 | Решение задач | 2 | | |
3.5 | Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | | |
4 | Длина окружности и площадь круга | 12 | | |
4.1 | Правильные многоугольники | 4 | | |
4.2 | Длина окружности и площадь круга | 4 | | |
4.3 | Решение задач | 3 | | |
4.4 | Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | | |
5 | Движение | 8 | | |
5.1 | Понятие движения. Симметрия | 2 | | |
5.2 | Параллельный перенос и поворот | 2 | | |
5.3 | Решение задач | 3 | | |
5.4 | Контрольная работа № 4 по теме «Движение» | 1 | | |
6 | Начальные сведения из стереометрии | 6 | | |
| | | | |
6.1 | Многогранники | 3 | | |
6.2 | Тела и поверхности вращения | 3 | | |
7 | Об аксиомах геометрии | 2 | | |
8 | Повторение Итоговая контрольная работа | 6 | | |
| Итого часов | 68 | | |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 г. Кузнецка
Пензенской области
«Рассмотрено» ШМО учителей естественного- математического цикла ____________О.Б. Кляузова Протокол №1 от 27.08.2012 г | «Согласовано» Заместителем директора школы по УВР __________Т.В. Терентьева 31.08.2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 14 _________Ю.В. Чернышова Приказ № ____ От 01.09.2012 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
по математике 9 класс
«Алгебра учит рассуждать»
на 2012-2013учебный год
Всего часов на учебный год 35 ч
Количество часов в неделю 1 ч
Учитель:
Кошелева Е.Ю.
Категория:
вторая квалификационная категория
Стаж работы:
21 год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 г. Кузнецка
Пензенской области
«Рассмотрено» ШМО учителей естественного- математического цикла ____________О.Б. Кляузова Протокол №1 от 27.08.2012 г | «Согласовано» Заместителем директора школы по УВР __________Т.В. Терентьева 31.08.2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 14 _________Ю.В. Чернышова Приказ № ____ От 01.09.2012 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
по математике 6 класс
на 2012-2013учебный год
Всего часов на учебный год 35 ч
Количество часов в неделю 1 ч
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г;
на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 г. Кузнецка Пензенской области.
Учебник «Геометрия 7 8 9 », учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И.Юдина «Просвещение», 2004 г..
Учитель:
Кошелева Е.Ю.
Категория:
вторая квалификационная категория
Стаж работы:
21 год
1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.