ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского»
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________ // подпись ФИО Протокол №__6__ от «15» июня 2016г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР _____________/Н.Н. Каневская/ подпись ФИО «26» августа 2016г. | Утверждено Ректор гимназии ___________ /протоиерей Георгий Горлов / подпись ФИО Протокол №__1__от «30» августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета "геометрия"
для 11 класса
Автор-составитель: Болдырева Татьяна Александровна, учитель математики, 1 квалификационной категории
2016 г.
Оренбург
Оглавление
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2
Раздел II. Содержание учебного предмета, курса 4
Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 6
Приложение
Календарно-тематическое планирование 8
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 13
Оценочные материалы 15
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра и начала анализа» предназначена для 11 классаи разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный компонент );
ООП ООО ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол №1 от 30.08.2016 г );
положение о рабочей программе ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия имени св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2016 г )
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения геометрии на базовом уровне
ученик должен
уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание учебного предмета, курса
Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрии в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Наименование разделов | Наименование тем | Количество часов | В том числе, количество часов на проведение |
Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ |
1 | Геометрия | Метод координат в пространстве | 15 | | | 2 |
2 | | Цилиндр, конус, шар | 16 | | | 1 |
3 | | Объёмы тел | 17 | | | 2 |
| Итого | | 68 | | | 5 |
Наименование и количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля
№ | Наименование раздела | Наименование работы | Дата |
1 | Метод координат в пространстве | Контрольная работа №1 по теме «Координаты вектора» (20 минут). Контрольная работа №2 по теме «Координаты вектора. Скалярное произведение векторов». | |
2 | Цилиндр, конус, шар | Контрольная работа № 3 по теме «Цилиндр, конус, шар» | |
3 | Объёмы тел | Контрольная работа № 4 по теме «Объём шара и площадь сферы». Контрольная работа №5 по теме «Итоговая контрольная работа за курс 10-11 классов». | |
Приложение
(календарно-тематическое планирование, оценочные материалы)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование тем и разделов | Содержание образования в соответствии с ФК ГОС | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
Глава IV Векторы в пространстве (6 часов) |
1 | Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов | Векторы. Координаты и векторы. Равенство векторов. | 1 | 8.09. | |
2 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. | Сложение векторов | 1 | 8.09 | |
3 | Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число | Сложение и вычитание векторов и умножение вектора на число. | 1 | 15.09 | |
4 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. | Компланарные вектора. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | 1 | 15.09 | |
4 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. | Компланарные вектора. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | 1 | 22.09 | |
6 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | Компланарные вектора. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | 1 | 22.09 | |
|
7 | Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора | Декартовы координаты в пространстве. Координаты вектора. | 1 | 29.09 | |
8 | Связь между координатами векторов и координатами точек. | Декартовы координаты в пространстве. Координаты вектора. | 1 | 29.09 | |
9 | Связь между координатами векторов и координатами точек. Контрольная работа № 1 по теме «Координаты вектора» (20 минут) | Декартовы координаты в пространстве. Координаты вектора. | 1 | 6.10 | |
10 | Простейшие задачи в координатах | Формула расстояния между двумя точками. | 1 | 6.10 | |
11 | Простейшие задачи в координатах | Формула расстояния между двумя точками. | 1 | 13.10 | |
12 | Простейшие задачи в координатах | Формула расстояния между двумя точками. | 1 | 13.10 | |
13 | Угол между векторами | Угол между векторами | 1 | 20.10 | |
14 | Угол между векторами | Угол между векторами | 1 | 20.10 | |
15 | Скалярное произведение векторов | Скалярное произведение векторов | 1 | 27.10 | |
16 | Скалярное произведение векторов | Скалярное произведение векторов | 1 | 27.10 | |
17 | Скалярное произведение векторов | Скалярное произведение векторов | 1 | 10.11 | |
18 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | 10.11 | |
19 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | 17.11 | |
20 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | 17.11 | |
21 | Контрольная работа № 2 по теме «Координаты вектора. Скалярное произведение векторов» | | 1 | 24.11 | |
Глава VI Цилиндр, конус ишар (16 часов) |
22 | Понятие цилиндра | Тела и поверхности вращения. Цилиндр.Основание, высота, боковая поверхность, развертка. | 1 | 24.11 | |
23 | Площадь поверхности цилиндра | Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Формулы площади поверхности цилиндра. | 1 | 1.12 | |
24 | Площадь поверхности цилиндра | Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Формулы площади поверхности цилиндра. | 1 | 1.12 | |
25 | Понятие конуса | Тела и поверхности вращения. Конус. Основание, высота, боковая поверхность, развертка. | 1 | 8.12 | |
26 | Площадь поверхности конуса | Тела и поверхности вращения. Конус. Основание, высота, боковая поверхность, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Формулы площади поверхности конуса. | 1 | 8.12 | |
27 | Площадь поверхности конуса | Тела и поверхности вращения. Конус. Основание, высота, боковая поверхность, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Формулы площади поверхности конуса. | 1 | 15.12 | |
28 | Усечённый конус | Усечений конус. Основание, высота, боковая поверхность, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. | 1 | 15.12 | |
29 | Сфера и шар | Шар и сфера, их сечения | 1 | 22.12 | |
30 | Уравнение сферы | Уравнение сферы. | 1 | 22.12 | |
31 | Взаимное расположение сферы и плоскости | Сфера, ее сечения. | 1 | 29.12 | |
32 | Касательная плоскость к сфере | Касательная плоскость к сфере. | 1 | 29.12 | |
33 | Площадь сферы | Формулы площади сферы. | 1 | 12.01 | |
34 | Площадь сферы | Формулы площади сферы. | 1 | 12.01 | |
35 | Площадь сферы | Формулы площади сферы. | 1 | 19.01 | |
36 | Площадь сферы | Формулы площади сферы. | 1 | 19.01 | |
37 | Контрольная работа № 3 по теме «Цилиндр, конус, шар» | | 1 | 26.01 | |
Глава VII Объёмы тел (17 часов) |
38 | Понятие объёма | Понятие об объеме тела | 1 | 26.01 | |
39 | Объём прямоугольного параллелепипеда | Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 2.02 | |
40 | Объём прямоугольного параллелепипеда | Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 2.02 | |
41 | Объём прямой призмы | Объем призмы | 1 | 9.02 | |
42 | Объём цилиндра | Объем цилиндра | 1 | 9.02 | |
43 | Вычисление объёмов тел с помощью интеграла. Объём наклонной призмы | Объемы тел и площади их поверхностей. | 1 | 16.02 | |
44 | Объём пирамиды | Формула объема пирамиды | 1 | 16.02 | |
45 | Объём пирамиды | Формула объема пирамиды | 1 | 2.03 | |
46 | Объём конуса | Формула объема конуса. | 1 | 2.03 | |
47 | Объём конуса | Формула объема конуса. | 1 | 9.03 | |
48 | Объём шара | Формула объема шара. | 1 | 9.03 | |
49 | Объём шара | Формула объема шара. | 1 | 16.03 | |
50 | Объём шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора | Объемы тел | 1 | 16.03 | |
51 | Площадь сферы | Формула площади сферы | 1 | 23.03 | |
52 | Площадь сферы | Формула площади сферы | 1 | 23.03 | |
53 | Площадь сферы | Формула площади сферы | 1 | 6.04 | |
54 | Контрольная работа № 4 по теме «Объём шара и площадь сферы» | | 1 | | |
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии (14 часов) |
55 | Параллельность прямых и плоскостей (повторение) | Параллельность прямой и плоскости | 1 | 6.04 | |
56 | Перпендикулярность прямых и плоскостей (повторение) | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | 13.04 | |
57 | Многогранники. Построение сечений (повторение) | Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Сечение куба, призмы, пирамиды. | 1 | 13.04 | |
58 | Многогранники. Построение сечений (повторение) | Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Сечение куба, призмы, пирамиды. | 1 | 20.04 | |
59 | Многогранники. Построение сечений (повторение) | Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Сечение куба, призмы, пирамиды. | 1 | 20.04 | |
60 | Векторы в пространстве (повторение) | Векторы. Координаты и векторы. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. | 1 | 27.04 | |
61 | Метод координат в пространстве (повторение) | Декартовы координаты в пространстве. Координаты вектора. Расстояние между двумя точками. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | 4.05 | |
62 | Метод координат в пространстве (повторение) | Декартовы координаты в пространстве. Координаты вектора. Расстояние между двумя точками. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | 4.05 | |
63 | Объёмы тел (повторение) | Объем призмы | 1 | 11.05 | |
64 | Объёмы тел (повторение) | Объем цилиндра | 1 | 11.05 | |
65 | Объёмы тел (повторение) | Формула объема пирамиды Формула объема конуса. | 1 | 18.05 | |
66 | Объемы тел (повторение) | Формула объема шара | 1 | 18.05 | |
67 | Итоговая контрольная работа | | 1 | 25.05 | |
68 | Итоговая контрольная работа | | 1 | 25.05 | |
Материально-техническоеобеспечение реализации программы
Технические средства обучения |
Компьютер PHILIPS, подключенный к сети Internet | 1 |
ПроекторACER | 1 |
Оборудование класса |
Ученические столы одноместные с комплектом стульев. | 30+30 |
Стол учительский с тумбой. | 1 |
Стол компьютерный | 1 |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 6 |
Настенная магнитная доска | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Учебно-методический комплект:
Геометрия. 10 - 11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С,Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2013 – 255с.
.
Литература для учителя:
Саакян С. М. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя./С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – 4-е издание – М.: Просвещение, 2012. – 248с.
.
Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса./Зив. Б.Г. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2012.- 159с.
Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии: 10 класс: к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. «Геометрия 10 – 11 классы»./ Дудницын Ю.П., В.Л. Кронгауз. – 2-е изд., стереотип. – М. Ж Издательство «Экзамен», 2013 – 162с.
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы для 10 класса. – 6-е изд., исправл.– М. ИЛЕКСА, 2013. – 208с.
ЕГЭ 2016. Математика. Рабочие тетради. Задания В1 – В14 – М. МЦНМО, 2016- 88с.
ЕГЭ – 2016. Математика: самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ / авт.-сост. И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, под. Ред. А.Л. Семенова, И. В. Ященко – М. АСТ: Астрель, 2015. – 96с.
Оценочные материалы по учебному предмету, курсу «Геометрия» 11 класса.
Контрольные работы по геометрии в 11 классе по учебнику атанасян л.с.
Контрольная работа № 1
(на 20 мин)
Вариант 1
1. Найдите координаты вектора
, если А (5; –1; 3), В (2; –2; 4).
2. Даны векторы
(3; 1; –2) и
(1; 4; –3). Найдите
.
3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку А (1; –2; –4). Найдите расстояния от этой точки до координатных плоскостей.
Вариант 2
1. Найдите координаты вектора
, если С (6; 3; – 2), D (2; 4; – 5).
2. Даны вектора
(5; – 1; 2) и
(3; 2; – 4). Найдите
.
3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку В (– 2; – 3; 4). Найдите расстояние от этой точки до координатных плоскостей.
Контрольная работа № 2
Вариант 1
1. Вычислите скалярное произведение векторов
и
, если
,
,
= 2,
= 3,
= 60°,
,
.
2. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AD1 и BM, где M – середина ребра DD1.
3. При движении прямая отображается на прямую b1, а плоскость β – на плоскость β1 и b || β1.
Вариант 2
1. Вычислите скалярное произведение векторов
и
, если
,
,
= 3,
= 2,
= 60°,
,
.
2. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AC и DC1.
3. При движении прямая a отображается на прямую a1, плоскость α – на плоскость α1, и
. Докажите, что
.
Контрольная работа № 3
Вариант 1
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2. Найдите площадь поверхности цилиндра.
2. Высота конуса равна 6 см, угол при вершине осевого сечения равен 120°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 30°;
б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 2m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 45° к нему. Найдите длину линии пересечения сферы с этой плоскостью.
Вариант 2
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого 4 см. Найдите площадь поверхности цилиндра.
2. Радиус основания конуса равен 6 см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом 30°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 60°;
б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 4m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 30° к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.
Контрольная работа № 4
Вариант 1
1. Апофема правильной треугольной пирамиды равна 4 см, а двугранный угол при основании равен 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью ее основания угол в 45°. Найдите объем цилиндра.
Вариант 2
1. Боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно 6 см и составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол в 45°. Найдите объем конуса.
Контрольная работа № 5
Вариант 1
1. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите отношение объемов конуса и шара.
2. Объем цилиндра равен 96π см3, площадь его осевого сечения 48 см2. Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.
Вариант 2
1. В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.
2. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объемов цилиндра и шара.