Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по биологии. 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089)
Приказа Минобразования России от 09.03. 2004 г. №1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
Областного базисного учебного плана Челябинской области (Приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011г. №04-997
Примерной программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. №03-1263)
Приложения к письму МОиН Челябинской области от 24.07.2013 № 0302/5639 «О преподавании учебного предмета «Биологии» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»
Школьного учебного плана на 2013-2014 учебный год
Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.). Биология 5-11 классы: программы для общеобразоват. Учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. - 2-е изд., стериотип. -М.: Дрофа, 2010
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов в МАОУ СОШ № 13 8
Изучение биологии в 7 классе направленно на:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами,
•
инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическим] объектами и состоянием собственного организма, биологические инструменты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творчески: способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дл; заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде собственному организму, здоровью других людей.
Цели индивидуально-групповых занятий:
повышение качества знаний обучающихся по биологии;
предупреждение неуспеваемости;
развитие мотивации обучающихся;
• удовлетворение интереса обучающихся с повышенной мотивацией. Методы итогового контроля.
С целью организации текущего контроля за успеваемость используются
В ходе выполнения тестов проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения основного раздела биологии «Животные». Тесты направлены на проверку следующих видов деятельности:
Владение основным понятийным аппаратом курса биологии (понимание смысла понятий, биологических явлений, биологических величин, биологических законов).
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
Понимание текстов биологического содержания.
Индивидуально - групповые занятия по биологии рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Содержание программы
Тема 1. Общие сведения о животном мире.
Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. История изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. Тема 2. Многообразие животных.
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Тип Губки! Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда и места обитания. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические
и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические
и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Хордовые
Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенное! Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведен! Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведен? Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Сре, обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенное! Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Тема 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем животных.
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тех Органы дыхания, питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты) пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Орган-размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Регуляция деятельное организма. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочно поведения).
Тема 4. Индивидуальное развитие животных.
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращена Периодизация и продолжительность жизни. Теме 5. Развитие животного мира на Земле.
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнен строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результат эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Тема 6. Биоценозы.
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Тих взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате реализации индивидуально-групповых занятий по биологии в 7 классе ученик должен знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Календарно - тематическое планирование. (1 час в неделю; всего 35 часов)
№ | Сроки | Тема | Практическая часть | Контроль | Корректировка |
Тема 1. Общие сведения о животном мире. |
1 | | Введение. Современная систематика растений и животных. Инструктаж по ТБ. | | Тест №1 Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) | |
Тема 2. Многообразие животных. |
2 | | Тип Простейшие: классы жгутиконосцы, инфузории, корненожки. | Демонстрация микропрепаратов амебы, инфузорий | | |
3 | | Тип Губки. Особенности строения.. | | | |
4 | | Тип Кишечнополостные, Классы: гидроидные, коралловые политы. | Демонстрация микропрепаратов гидры, медуз | | |
5 | | Класс сцифоидные | | | |
6 | | Тип Плоские черви. | Демонстрация влажных препаратов паразитических червей | | |
7 | | Тип кольчатые черви и кольчецы. | Демонстрация влажных препаратов дождевого червя | | |
8 | | Тип Иглокожие. | | | |
9 | | Подготовка к олимпиаде: “Тип Членистоногие класс Ракообразные». | | | |
10 | | Класс Паукообразные. | | | |
11 | | Класс Насекомые. | Демонстрация представителей отряда насекомых | Тест №2 Беспозвоночные животные | |
12 | | Тип позвоночные. Классы Ланцетники и Круглоротые. | | | |
13 | | Класс рыбы (Хрящевые) | | | |
14 | | Класс рыбы ( Костные) | Демонстрация влажных препаратов рыб | | |
15 | | Классы: Земноводные Пресмыкающиеся. | Демонстрация влажных препаратов земноводных | | |
16 | | Класс Пресмыкающиеся. | Демонстрация влажных препаратов пресмыкающихся | | |
17 | | Отряды пресмыкающихся, занесенных в Красную книгу. | | | |
18 | | Класс Птицы. | | | |
19 | | Отряды птиц Челябинской области. Гусеобразные. | | | |
20 | | Отряды птиц Челябинской области: Дневные хищные совы, воробьинообразные, куриные. | | | |
21 | | Класс млекопитающие | | | |
22 | | Отряды млекопитающих Челябинской области | | Тест №3 Позвоночные животные | |
Тема 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. |
23 | | Покровы и полости тела животных. | | | |
24 | | Опорно-двигательная система и способы передвижения животных. | | | |
25 | | Органы дыхания и газообмена. | | | |
26 | | Кровеносная система животных. | | | |
27 | | Питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты) и органы пищеварения животных. | -• | | |
28 | | Органы выделения. Обмен веществ и энергии. | | | |
29 | | Органы размножения, продления рода. | Работа с таблицами по определению органов и систем органов животных | | |
30 | | Нервная система.Органы чувств Регуляция деятельности организма. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). | | | |
| | | | |
Тема 4. Индивидуальное развитие животных |
31 | | Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. | | Тест №4 Эволюция систем органов животных | |
Теме 5. Развитие животного мира на Земле. |
32 | | Эволюция животного мира на Земле. | | | |
Тема 6. Биоценозы. |
33 | | Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз | | | |
34 | | Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | | Тест №5 Животные | |
Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. |
35 | | Законы об охране животного мира. Охраняемые территории. Красная книга. | | | |
Учебники и учебные пособия для учащихся
Латюшин, В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. : учеб. дл общеобразоват. учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 10-е изд., стереотип. - М Дрофа, 2009.
Латюшин ,В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику B.I Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» / В. В. Латюшин, Е. / Ламехова-М.: Дрофа, 2010.
Учебные пособия для учителя
Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология 7 (8) класс. Универсальные поурочнь разработки. - М.: ВАКО, 2006.
Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 7 класс / A.I Никишов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.![](https://fhd.multiurok.ru/3/4/f/34f194ec8ad20b7c246cd5f096d0e2acb017f0b8/rabochaia-proghramma-individual-no-ghruppovykh-zaniatii-po-biologhii-7-klass_1.png)
Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах /А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. - ]\ Эксмо, 2011
Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / авт. - сост. 0.1 Дудкина. - Волгоград: Учитель, 2010
Контрольно- измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. Н.А. Артемьева. - М ВАКО ,2010
ЦОР. 1С:Репетитор. Биология