СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по биологии. 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели индивидуально-групповых занятий:

  • повышение качества знаний обучающихся по биологии;

  • предупреждение неуспеваемости;

  • развитие мотивации обучающихся;

    •    удовлетворение интереса обучающихся с повышенной мотивацией.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по биологии. 7 класс»

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по биологии. 7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089)

  • Приказа Минобразования России от 09.03. 2004 г. №1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»

  • Областного базисного учебного плана Челябинской области (Приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011г. №04-997

  • Примерной программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. №03-1263)

  • Приложения к письму МОиН Челябинской области от 24.07.2013 № 0302/5639 «О преподавании учебного предмета «Биологии» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»

  • Школьного учебного плана на 2013-2014 учебный год

  • Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.). Биология 5-11 классы: программы для общеобразоват. Учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. - 2-е изд., стериотип. -М.: Дрофа, 2010

  • Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов в МАОУ СОШ № 13 8


Изучение биологии в 7 классе направленно на:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами,


инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическим] объектами и состоянием собственного организма, биологические инструменты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творчески: способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дл; заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде собственному организму, здоровью других людей.

Цели индивидуально-групповых занятий:

  • повышение качества знаний обучающихся по биологии;

  • предупреждение неуспеваемости;

  • развитие мотивации обучающихся;

• удовлетворение интереса обучающихся с повышенной мотивацией. Методы итогового контроля.

С целью организации текущего контроля за успеваемость используются

  • наблюдение активности на занятии;

  • беседа с учащимися, тесты.

В ходе выполнения тестов проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения основного раздела биологии «Животные». Тесты направлены на проверку следующих видов деятельности:

  1. Владение основным понятийным аппаратом курса биологии (понимание смысла понятий, биологических явлений, биологических величин, биологических законов).

  2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

  1. Понимание текстов биологического содержания.

Индивидуально - групповые занятия по биологии рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).


Содержание программы

Тема 1. Общие сведения о животном мире.

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. История изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. Тема 2. Многообразие животных.

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Тип Губки! Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда и места обитания. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические

и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические

и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Хордовые

Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенное! Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведен! Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведен? Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие охраняемые виды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Сре, обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенное! Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Тема 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем животных.

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тех Органы дыхания, питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты) пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Орган-размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Регуляция деятельное организма. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочно поведения).

Тема 4. Индивидуальное развитие животных.

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращена Периодизация и продолжительность жизни. Теме 5. Развитие животного мира на Земле.

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнен строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результат эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Тема 6. Биоценозы.

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Тих взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате реализации индивидуально-групповых занятий по биологии в 7 классе ученик должен знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • оказания первой помощи при укусах животных;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.


Календарно - тематическое планирование. (1 час в неделю; всего 35 часов)



Сроки

Тема

Практическая часть

Контроль

Корректировка

Тема 1. Общие сведения о животном мире.

1


Введение. Современная систематика растений и животных. Инструктаж по ТБ.


Тест №1

Определение

принадлежности

биологических

объектов к

определенной

систематической

группе

(классификация)



Тема 2. Многообразие животных.

2


Тип Простейшие: классы жгутиконосцы, инфузории, корненожки.

Демонстрация микропрепаратов амебы, инфузорий



3


Тип Губки. Особенности строения..




4


Тип Кишечнополостные, Классы: гидроидные, коралловые политы.

Демонстрация микропрепаратов гидры, медуз



5


Класс сцифоидные




6


Тип Плоские черви.

Демонстрация

влажных

препаратов

паразитических

червей



7


Тип кольчатые черви и кольчецы.

Демонстрация

влажных

препаратов

дождевого червя



8


Тип Иглокожие.




9


Подготовка к олимпиаде: “Тип Членистоногие класс Ракообразные».




10


Класс Паукообразные.




11


Класс Насекомые.

Демонстрация представителей отряда насекомых

Тест №2

Беспозвоночные

животные


12


Тип позвоночные. Классы Ланцетники и Круглоротые.




13


Класс рыбы (Хрящевые)




14


Класс рыбы ( Костные)

Демонстрация влажных препаратов рыб



15


Классы: Земноводные Пресмыкающиеся.

Демонстрация влажных препаратов земноводных



16


Класс Пресмыкающиеся.

Демонстрация влажных препаратов пресмыкающихся



17


Отряды пресмыкающихся, занесенных в Красную книгу.




18


Класс Птицы.




19


Отряды птиц Челябинской области. Гусеобразные.




20


Отряды птиц Челябинской области: Дневные хищные совы, воробьинообразные, куриные.




21


Класс

млекопитающие




22


Отряды

млекопитающих Челябинской области


Тест №3

Позвоночные

животные


Тема 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у

животных.

23


Покровы и полости тела животных.




24


Опорно-двигательная система и способы передвижения животных.




25


Органы дыхания и газообмена.




26


Кровеносная система животных.




27


Питание

(растительноядные, хищные, всеядные, паразиты) и органы пищеварения животных.

-•



28


Органы выделения. Обмен веществ и энергии.




29


Органы размножения, продления рода.

Работа с таблицами по определению органов и систем органов животных



30


Нервная система.Органы чувств Регуляция деятельности организма. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).









Тема 4. Индивидуальное развитие животных

31


Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.


Тест №4 Эволюция систем органов животных


Теме 5. Развитие животного мира на Земле.

32


Эволюция животного мира на Земле.




Тема 6. Биоценозы.

33


Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз




34


Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).


Тест №5 Животные


Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

35


Законы об охране животного мира. Охраняемые территории. Красная книга.





Учебники и учебные пособия для учащихся


  1. Латюшин, В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. : учеб. дл общеобразоват. учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 10-е изд., стереотип. - М Дрофа, 2009.

  2. Латюшин ,В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику B.I Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» / В. В. Латюшин, Е. / Ламехова-М.: Дрофа, 2010.

Учебные пособия для учителя

  1. Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология 7 (8) класс. Универсальные поурочнь разработки. - М.: ВАКО, 2006.

  2. Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 7 класс / A.I Никишов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.

  3. Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах /А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. - ]\ Эксмо, 2011

  4. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / авт. - сост. 0.1 Дудкина. - Волгоград: Учитель, 2010

  5. Контрольно- измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. Н.А. Артемьева. - М ВАКО ,2010

  6. ЦОР. 1С:Репетитор. Биология


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!