СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуального обучения по биологии "Введение в биологию" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса:

- И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова.  Учебник  Биология. - М.: Вентана-Граф, 2012;

- И. Н. Пономарева. Методическое пособие по биологии.- М.: Вентана-Граф, 2012.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуального обучения по биологии "Введение в биологию" 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к рабочей программе курса «Введение в биологию» 5 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой и др. авторов

(концентрический курс)

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1.Закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

2. Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

3. Федеральный закон от 01.12.2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи ратификацией конвенции о правах инвалидов»;

4. Методические рекомендации по организации обучения на дому детей инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства образования и науки РФ от 10.12.12 г. №07-832);

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.02.14 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющую образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

7. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

8. Приказ Министерства образования и науки Ульяновской области №6 от 06.05.2014. «Об утверждении Порядка регламентации и оформление отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».

Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса:

- И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова. Учебник Биология. - М.: Вентана-Граф, 2012;

- И. Н. Пономарева. Методическое пособие по биологии.- М.: Вентана-Граф, 2012.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1. Осознание ответственности каждого человека за благополучие других людей, прежде всего живущих рядом. Осознание своей этнической принадлежности. Принятие ценностей своего народа и проявление уважения к ценностям других народов.

2. Моделирование своего образовательного маршрута с опорой на собственные интересы, мнения учителей, близких людей, одноклассников.

3. Умение рассуждать о собственном счастье, счастье семьи, близких, своего народа, всех людей на земле. Сформированная привычка к рефлексии. Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные

1. Способность обнаруживать проблему самостоятельно и планировать действия по еѐ решению.

2. Понимание разницы в планировании проектной, поисковой, экспериментальной и других видов учебной деятельности. Проявление навыков планирования в необходимых ситуациях. Готовность к самостоятельному планированию необходимой деятельности.

3. Умение сверять свои действия с различными источниками информации, знание этих источников и способов работы с ними.

4. Самостоятельное планирование деятельности как по развитию успеха, так и по преодолению ситуации неуспешности.

Познавательные

1. Уверенное владение различными способами извлечения информации (изучающее, ознакомительное, просмотровой чтение); понимание информации, представленной в знаковых, символических системах и т.п.

2. Умение анализировать абстрактные понятия, устанавливать закономерности.

3. Представление информации в форме опорного конспекта, сложного плана, диаграммы. Коммуникативные

1. Умение оценивать свою позицию в диалоге (дискуссии) с другими, готовность к еѐ изменению при наличии веских доводов.

2. Умение задавать уточняющие вопросы, в т.ч. с переформулированием высказывания.

3. Способность влиять на работу группы, пары через взаимный контроль.


Предметные результаты


Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; - применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; - выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.







Основное содержание по темам рабочей программы

Биология. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.


5 класс (35 ч )

Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 ч)

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире»


Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека

Лабораторная работа № 1. «Знакомство с внешним строением побегом растения»

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Лабораторная работа № 2. «Наблюдение за передвижением животных»

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза)

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»


Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»


Тема 4. Человек на планете Земля (4 ч)

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»


Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса (2 часа)

Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.


Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план


п/п

Название раздела

Количество часов /рабочая программа/

1.

Биология – наука о живой природе

9

2.

Многообразие живых организмов

12

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

8

4.

Человек на планете Земля

4

5.

Обобщающее повторение

2

Итого:

35 ч


Лабораторные работы:

  1. «Знакомство с внешним строением растения»

  2. «Наблюдение за передвижением животных»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!