Министерство образования Тульской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.16 «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
по профессии
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем
жилищно-комммунального хозяйства
Тула 2017
СОДЕРЖАНИ
1 Пояснительная записка 4
2 Общая характеристика учебной дисциплины 6
3 Место учебной дисциплины в учебном плане 7
4 Результаты освоения учебной дисциплины 8
5 Содержание учебной дисциплины 10
6 Тематическое планирование 14
7 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 15
8 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 17
Рекомендуемая литература 18
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Индивидуальный проект» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов квалифицированных рабочих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Индивидуальный проект», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) (далее – Федеральный закон об образовании);
приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственныйобразовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413".
Индивидуальный проект – представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)
Содержание программы учебного курса «Индивидуальный проект» направлено на достижение следующих целей:
формирование проектной компетентности обучающихся;
формирование у обучающихся умений самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
развитие у обучающихся познавательных интересов;
формирование у обучающихся умений генерировать новые идеи, творчески мыслить;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в проектной, деятельности;
формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета;
формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах,
формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.
практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание курса «Индивидуальный проект» представлено современной модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности, путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки.
Программный материал отражает современные запросы общества и государства к построению образовательного процесса: деятельностный характер обучения, развитие информационной грамотности, в том числе и навыков владения ИКТ при освоении образовательных программ.
Одной из характеристик современного общества является практическая подготовка студентов к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования проектной компетентности специалиста (способности индивида проектировать работу при решении учебных, бытовых, профессиональных задач ) обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.
Учебная дисциплина «Индивидуальный проект» включает следующие разделы:
«Типы и виды проектов»
«Выбор и формулирование темы, постановка целей. Определение гипотезы»
«Этапы работы над проектом»
«Методы работы с источником информации»
«Правила оформления проекта. Презентация проекта»
При организации практических занятий необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в сети Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также планировать свою деятельность.
Изучение дисциплины «Индивидуальный проект» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
3 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В ГПОУ ТО «ТГКСТ» учебная дисциплина «Индивидуальный проект» изучается в цикле дополнительные учебные дисциплины учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-комммунального хозяйства. В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Индивидуальный проект» в составе дополнительных учебных дисциплин, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-комммунального хозяйства.
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Индивидуальный проект» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, обучающийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
-действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
• метапредметных:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
-оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
предметных:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1 Типы и виды проектов
1.1 Цели и задачи курса. Типы проектов.
2 Выбор и формулирование темы, постановка целей. Определение гипотезы.
2.1 Выбор темы. Определение степени значимости проекта. Актуальность и практическая значимость исследования.
2.2 Определение цели и задач. Эффективность целеполагания. Понятие "Гипотеза" Формулирование гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы.
Практические занятия
Отработка постановки целей. Отработка формулировки, доказательства и опровержения гипотез
3 Этапы работы над проектом
3.1 Этапы работы над проектом. Подготовительный этап: выбор темы, постановка целей и задач будущего проекта. Планирование: подбор необходимых материалов,
4 Методы работы с источником информации
4.1 Виды литературных источников. Информационные ресурсы (интернет-технологии). Правила и особенности информационного поиска в Интернете.
Практические занятия
Отработка методов поиска информации в Интернете
Составление плана текста. Выписки из текста.
5 Правила оформления проекта. Презентация проекта
5.1 Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста
5.2 Общие требования к оформлению текста (ГОСТы по оформлению машинописных работ)
5.3 Правила оформления титульного листа, содержания проекта. Правила оформления таблиц, графиков, схем.
5.4 Презентация проекта. Особенности работы в Power Point . Требования к содержанию слайдов.
Практические занятия
Оформление текстового документа по ГОСТ
Оформление письменной части проекта
Использование таблиц в текстовом документе
Оформление титульного листа, содержания. Оформление библиографического списка.
Оформление приложения результатов исследования индивидуального проекта
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций
Оформление презентации по теме исследовательского проекта
Методы работы с источником информации
6 Особенности выполнения исследовательской работы
Практические занятия
Оформление доклада для защиты индивидуального проекта
Доработка проекта с учётом замечаний и предложений
Примерные темы индивидуальных проектов по информатике
По теме «Информация и информационные технологии»:
1 Компьютерная зависимость.
2 Шифрование информации.
3 Методы обработки и передачи информации.
4 Организация данных.
5 Компьютер внутри нас.
6 Мир без Интернета.
7 Россия и Интернет.
8 Информационное общество.
9 Лучшие информационные ресурсы мира.
10 Виды информационных технологий.
11 Мировые информационные войны.
12 Киберпреступность .
13 Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете .
По теме «Устройств и функционирование ЭВМ»:
1 Искусственный интеллект и ЭВМ.
2 Операционная система. Принципы и задачи
3 Компьютеризация 21 века. Перспективы.
4 Клавиатура. История развития».
5 История Операционных Систем для персонального компьютера.
6 Техника безопасности при работе в классе Информатики 30 лет назад и сейчас.
7 Вирусы и борьба с ними». «USB1.1, USB 2.0. Перспективы.
8 Random Access Memory.
9 Шифрование с использованием закрытого ключа.
10 BlueRay противDVD.
11 Central Processor Unit.
12 Компиляторы и интерпретаторы.
13 Мертвые языки программирования.
Примерные темы индивидуальных проектов по математике
Роль математики в современном мире
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности
Цели и задачи изучения математики при освоении профессий СПО
Развитие понятия о числе
Функциональные зависимости в реальных процессах и явлениях (из смежных дисциплин)
Применение графиков линейной функции в различных сферах жизни: в быту, в профессиональной деятельности
Составление графика линейной функции (дежурства, расписания, и т.д.)
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики
Примерные темы индивидуальных проектов по физике
Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.История развития геометрии
Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
Величайшие открытия физики.и т.д.)
Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
Исаак Ньютон — создатель классической физики
Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно- космической техники.
6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) обязательная учебная нагрузка обучающихся по профессиям СПО технического профиля профессионального образования составляет: – 64 часа, включая практические занятия, – 44 часа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учетной работы. Аудиторные занятия. Содержание обучения | Обязательная аудиторная учебная нагрузка |
занятия на уроках | практические занятия |
1 Типы и виды проектов | 2 | |
2 Выбор и формулирование темы, постановка целей. Определение гипотезы | 4 | 2 |
3 Этапы работы над проектом | 4 | 6 |
4 Методы работы с источником информации | 2 | 4 |
5 Правила оформления проекта. Презентация проекта | 8 | 22 |
6 Особенности выполнения исследовательской работы | | 12 |
Итого | 20 | 44 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Всего 20 44 |
7 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
| Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
1 Типы и виды проектов |
1 Цели и задачи курса. Проект как один из видов самостоятельной деятельности студента. Типы проектов | Уметь определять проекты Знать классификацию проектов. |
2 Выбор и формулирование темы, постановка целей. Определение гипотезы |
2.1 Выбор темы. Определение степени значимости проекта. Актуальность и практическая значимость исследования. | Уметь выбирать тему Уметь определять степень значимости проекта |
2.2 Определение цели и задач. Эффективность целеполагания. Понятие "Гипотеза" Формулирование гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы. | Уметь определять цели и задачи. Иметь представление об эффективности целеполагания Уметь формулировать гипотезу Уметьдоказывать и опровергать гипотезу
|
3 Этапы работы над проектом |
3.1 Этапы работы над проектом. Подготовительный этап: выбор темы, постановка целей и задач будущего проекта. Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации | Знать основные этапы работы над проектом Уметь выбрать тему будущего проекта Уметь ставить задачи Уметь подбирать необходимые материалы Уметь определять способы сбора и анализа информации |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
3.2 Этапы работы над проектом. Основной этап: обсуждение методических аспектов и организация работы, структурирование проекта. Заключительный этап: подведение итогов, презентация проекта. | Знать основные этапы работы над проектом Уметь обсуждать Уметь подводить итоги |
4 Методы работы с источником информации |
4.1 Виды литературных источников. Информационные ресурсы (интернет-технологии). Правила и особенности информационного поиска в Интернете. | Иметь представление о литературных источниках информации. Уметь работать с литературными источниками Определять ключевые слова, фразы для поиска информации. Знать правила работы в сети Интернет. |
5 Правила оформления проекта. Презентация проекта |
5.1 Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста | Уметь создавать текстовые документы. Знать основные способы преобразования текста
Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. |
5.2 Общие требования к оформлению текста (ГОСТы по оформлению машинописных работ | Знать требования к оформлению текстовых документов по ГОСТ Уметь оформлять текстовые документы |
5.3 Правила оформления титульного листа, содержания проекта. Правила оформления таблиц, графиков, схем. | Уметь оформлять титульный лист Уметь оформлять содержание проекта Знать правила оформления таблиц, графиков, схем Уметь оформлять таблицы Уметь строить графики и схемы |
8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Освоение программы учебной дисциплины «Индивидуальный проект» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Индивидуальный проект» входят:
- посадочные места по количеству студентов ;
- рабочее место преподавателя;
- доска магнитная;
Технические средства обучения:
- компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows), прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Индивидуальный проект»
-сеть Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
Для студентов
1 Гин, С. И. Проект или исследование? / С. И. Гин // Пачатковая школа. – 2016. – № 6. – С. 49–51
2 Гурман С.М.Оформление учебных текстовых документов: Методические указания / С.М. Гурман, В.И. Семенов. – Богданович, 2014
3 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2014.
4 Шурыгина А.Г., Носова Н.В. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2016
5 Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2015.
Для преподавателей:
1 Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студ. средн. пед. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: издательский центр «Академия», 2015
2 Пастухова И.П., Тарасова Н.В..Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / И.П. Пастухова,
Н.В. Тарасова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
3 Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
4 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2015.
Интернет-ресурсы
1 http://psystudy.ru - электронный научный журнал
2 http://studentam.net - электронная библиотека учебников
3 http://www.gumer.info - библиотека