«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 10
Е.И.Зейналова
Приказ от 31.08.2016 № 130
Рабочая программа
по информатике
Основное общее образование 7 класс
Количество часов 52,5
Учитель Несмачная Галина Викторовна
Программа разработана на основе на основе Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Учебный год 2016 - 2017
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса (базового курса) составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень);
Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения).
Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
7–9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: И. Ю. Хлобыстова, М. С. Цветкова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2013.
Программа соответствует учебнику «Информатика» для 7 класса образовательных учреждений «Информатика и ИКТ 7» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-16 учебный год
Главная цель изучения предмета «Информатика»
– формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Реализация целей потребует решения следующих задач:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке VisualBasic, обучить навыкам работы с системой программирования;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
2. Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
2) в метапредметном направлении
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
3) в предметном направлении
освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Информатика» в 7 класса отводится 35 часов , 1 час в неделю, в том числе 17 практических работ, 4 контрольные работы.
Содержание учебного предмета
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
3. Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны:
знать:
основные устройства компьютера;
структуру внутренней памяти компьютера;
файловый способ организации данных в компьютере;
принципы работы в текстовых графических редакторах;
принципиальные отличия растровой и векторной графики;
инструменты растрового и векторного ГР;
приёмы создания и редактирования изображений;
понятия «мультимедиа», «анимация»;
основные информационные ресурсы Интернета;
уметь:
работать на клавиатуре;
определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти;
обслуживать диски при помощи соответствующих программ;
работать и ориентироваться в файловой системе;
работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню);
работать с антивирусными программами.
создавать документы в текстовых редакторах;
редактировать и форматировать данные в текстовом документе;
настраивать палитру цветов;
ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ;
создавать и редактировать растровые и векторные изображения;
ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет;
искать информацию в Интернете;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной для жизни:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Общее | Теория | Практика |
1 | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | 12 | 11 | 3 |
2 | Обработка текстовой информации | 9 | 8 | 7 |
3 | Обработка графической информации | 5 | 4 | 3 |
4 | Коммуникационные технологии | 8 | 7 | 4 |
| Резерв | 1 | | |
| Итого: | 35 | 30 | 17 |
Тематические и итоговые контрольные работы
1 | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | Тематический контроль | Разноуровневая контрольная работа |
2 | Обработка текстовой информации | Тематический контроль | Контрольная работа на опросном листе |
3 | Обработка графической информации | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа |
4 | Коммуникационные технологии | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Вид деятельности | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Предметные знания | Предметные умения | ЭОРы | Дата факт |
| | |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, ее представление и измерение Программная обработка данных на компьютере. | комбинир. | Формирование первоначальных представлений об информации, ее представлении и измерении Изучение нового теоретического материала | Формирование целеустрем- ленности и на- стойчивости в достижении целей, жизнен- ного оптимиз- ма, готовности к преодолению трудностей. Формирование умений интерпретировать и представлять информацию, соблюдать этические нормы при работе с информацией | Поиск и выделение необходимой информации; Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; Умение структуриро- вать знание; Чтение; | Коммуникативно-речевые УУД. формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | Должны знать: опасности для здоровья при работе на компьютере; правила техники безопасности; правила поведения в кабинете информатики принципы устройства компьютеров, принципы обмена данными с внешними устройствами. | Должны уметь: Должны уметь: соблюдать правила ТБ и поведения в кабинете информатики получать ин- формацию об аппаратных средствах с по- мощью опера- ционной систе- мы и утилит; спользовать стандартные внешние уст- ройства. | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/urok-1-celi-izucenia-kursa-informatiki-tehnika-bezopasnosti-i-organizacia-rabocego-mesta | |
2 | Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации | комбинир. | Изучение нового теоретического материала | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/10-osnovnye-komponenty-komputera-i-ih-funkcii | |
Пр1 | Клавиатурный тренажер, вкл, выкл ПК | | |
3 | Устройство компьютера. Устройства вывода информации. Оперативная память. | комбинир. | Изучение нового теоретического материала ввод текста | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/urok-11-personalnyj-komputer | |
4 | Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК | комбинир. | Изучение нового теоретического материала Ввод цифр | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/12-programmnoe-obespecenie-komputera-sistemnoe-programmnoe-obespecenie | |
Пр2 | «Форматирование диска». | | | | | | | |
5 | Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. | комбинир. | Практическая работа 1.1 «Работа файлами с использованием файлового менеджера» | | Поиск и выделение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. | | Учащиеся должны знать: определение файла, основные операции с файлами, характеристики,(репродуктивный). | Уметь описать отношения между объектами с помощью схемы отношений; выполнять операции с объектами файловой системы, определять свойства объектов файловой системы. | | |
6 | Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. | комбинир. | Практическая работа 1.2 «Форматирование диска» | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/14-fajly-i-fajlovye-struktury | |
Пр3 | «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера». | | | |
7 | Программное обеспечение компьютера | комбинир. | Практическая работа 1.3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» | Умение учиться и способность к организации своей деятельности: Умение действовать по плану и планировать. Формирование умений соблюдать этические нормы при работе с информацией | Поиск и выделение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. | Коммуникативно-речевые УУД. инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Должны знать: функции и состав операционных систем; понятия «драйвер» и «утилита»; устройство современных файловых систем Знать интерфейс WINDOWS (репродуктивный). | Должны уметь: устанавливать программы в одной из опера ционных сис- тем. Уметь работать в интерфейсе WINDOWS, (продуктивный | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/12-programmnoe-obespecenie-komputera-sistemnoe-programmnoe-obespecenie | |
8 | Графический интерфейс операционных систем и приложений | комбинир. | Практическое задание | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/15-polzovatelskij-interfejs | |
Пр4 | «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». | | |
9 | Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса | комбинир. | Клавиатурный тренажёр | | |
10 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | комбинир. | Практическое задание | | |
Пр5 | Клавиатурный тренажёр | | | | |
11 | Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | разноуров- невая контроль-ная работа | самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль-использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Описать и перечислить по памяти: Т/Б при работе, устройство ком-ра, навыки управления ком-ом, | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/16-obobsenie-i-sistematizacia-osnovnyh-ponatij-temy-komputer-kak-universalnoe-ustrojstvo-dla-raboty-s-informaciej-proverocnaa-rabota | |
12 | Создание документов в текстовых редакторах | комбинир. | Практическая работа 2.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». | Формирование умений интерпретировать и представлять информацию, соблюдать этические нормы при работе с информацией | Поиск и выделение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности | Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству Коммуникативно-речевые УУД | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Знать понятия система, структура, системный подход. Уметь применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствующие на клавиатуре | Создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; создавать и форматировать списки; работать с несколькими документами одновременно; вставлять в документ рисунки и изменять их свойства | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/21-tekstovye-dokumenty-i-tehnologii-ih-sozdania | |
Пр6 | «Вставка в документ формул». | | |
13 | Ввод и редактирование документа | комбинир. | Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул» | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/22-sozdanie-tekstovyh-dokumentov-na-komputere | |
14 | Сохранение и печать документа | комбинир. | Практическая работа 2.3 | | |
Пр7 | «Форматирование символов и абзацев» | | |
15 | Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев | комбинир. | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/23-pramoe-formatirovanie | |
16 | Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки | комбинир. | Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков» | | |
Пр8 | «Создание и форматирование списков» | | |
17 | Таблицы | комбинир | Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными» | | |
18 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов | комбинир. | Практическая работа 2.6 | Формирование умений интерпретировать и представлять информацию, соблюдать этические нормы при работе с информацией | Поиск и выделение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности | Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству Коммуникативно-речевые УУД инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. | Создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повто ряющимися фрагментами; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/26-raspoznavanie-teksta-i-sistemy-komputernogo-perevoda | |
Пр9 | «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ». | | |
19 | Системы оптического распознавания документов | комбинир. | Практическая работа 2.7 | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/26-raspoznavanie-teksta-i-sistemy-komputernogo-perevoda | |
20 | Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации» | Контроль-ная работа на опросном листе | Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Уметь обрабатывать текстовую информацию, применяя разные инструменты текстового редактора | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/29-obobsenie-i-sistematizacia-osnovnyh-ponatij-temy-obrabotka-tekstovoj-informacii-proverocnaa-rabota | |
Пр10 | «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | |
21 | Растровая и векторная графика | комбинир. | Практическое задание 3.1 | Формирование умений интерпретировать и представлять информацию, соблюдать этические нормы при работе с информацией | •Поиск и выделение необходимой информации; •Самостоятельное создание алгоритмов деятельности | Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству Коммуникативно-речевые УУД управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль | Учащиеся должны знать принципы кодирования растровой и векторной графики, (репродуктивный). | Учащиеся должны уметьотличать рисунки, кодированные различными способами,(продуктивный объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации; приводить примеры редакторов, (продуктивный) | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/17-formirovanie-izobrazenia-na-ekrane-komputera | |
22 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов | комбинир. | Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/18-komputernaa-grafika-1 | |
Пр11 | «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | | | |
23 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков | комбинир. | Практическая работа 3.2 | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств. | Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку | Учащиеся должны знать программы для обработки графической информации; запускать графический редактор Paint; устанавливать размер рабочей области | Учащиеся должны уметьзапускать графический редактор Использовать основные инструменты | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/19-sozdanie-graficeskih-izobrazenij | |
24 | Растровая и векторная анимация | комбинир. | Практическая работа 3.3 «Анимация» | | |
Пр12 | «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | | | |
25 | Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» | Разноуров-невая контроль-ная работа | Контрольная работа. На усмотре ние учителя может состоять из двух частей: 1 часть — тематический тест (10 минут), 2 часть —творческая практическая работа (30 минут), | Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение долга | Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Владение умениями организации собственной учебной деятельности | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/20-obobsenie-i-sistematizacia-osnovnyh-ponatij-temy-obrabotka-graficeskoj-informacii-proverocnaa-rabota | |
26 | Информационные ресурсы Интернета. | комбинир. | Практическая работа 4.1 | Умение адек- ватно воспри- нимать оценки и отметки. Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи | Поиск и выделение необходимой ин- формации; Знаково- символическое моделирование; Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно | Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности). Коммуникативно- речевые УУД. управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль | Должны знать: понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «про токол»; классификацию компьютерных сетей; принципы по строения про- водных и бес- проводных се- тей; принципы построения и адресацию в сети Интернет | Должны уметь: выполнять простое тестирова- ние сетей; определять IP- адрес узла по известному доменному имени; использовать поисковые сис- темы; использовать электронную почту. | | |
Пр13 | «Путешествие по Всемирной паутине» | | |
27 | Электронная почта | комбинир. | Практическая работа 4.2 | | |
28 | Файловые архивы | комбинир. | Практическая работа 4.3 | | |
Пр14 | «Работа с электронной почтой» | | |
29 | Общение в Интернете. Мобильный Интернет | комбинир. | Практическое задание | | |
30 | Звук и видео в Интернете. Социальные сети | комбинир. | Практическое задание | | |
Пр15 | «Загрузка файлов из Интернета» | | |
31 | Поиск информации в Интернете | комбинир. | Практическая работа 4.4 | | |
32 | Электронная коммерция в Интернете | комбинир. | Практическое задание | | |
Пр16 | «Поиск информации в Интернете» | | | | | | |
33 | Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» | интерактив-ное тестирова-ние/тести-рование по опросному листу | Прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. | Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; | Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | Самоопределе- ние – осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение долга | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Владение умениями организации собственной учебной деятельности | | |
34 | Повторение «Компьютер» | комбинир. | | | | | | | | |
Пр17 | «Обработка текстовой информации» | | | | | | |
35 | Повторение | комбинир. | | | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс (информатика)
№ п/п | Дата | Тема урока | Компьютерный практикум | Параграф учебника | Домашнее задание |
1 | | Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, ее пред- ставление и измерение Программная обработка данных на компьютере. | Формирование первоначальных представлений об информации, ее представлении и измерении Изучение нового теоретического материала | § 1.1 | § 1.1 |
2 | | Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации | Изучение нового теоретического материала | § 1.2 (стр.14-19) | § 1.2.1, §1.2.2 |
3 | | Устройство компьютера. Устройства вывода информации. Оперативная память. | Изучение нового теоретического материала ввод текста | § 1.2 (стр.19-23) | § 1.2.3. §1.2.4 |
4 | | Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК | Изучение нового теоретического материала Ввод цифр | § 1.2 (стр. 23-29) | §1.2.5, §1.2.6 |
5 | | Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. | Практическая работа 1.1 «Работа файлами с использованием файлового менеджера» | § 1.3 (стр. 29-35) | § 1.3.1., §1.3.2. |
6 | | Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. | Практическая работа 1.2 «Форматирование диска» | § 1.3 (стр. 35-36) | § 1.3.3. |
7 | | Программное обеспечение компьютера | Практическая работа 1.3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» | § 1.4 | § 1.4 |
8 | | Графический интерфейс операционных систем и приложений | Практическое задание | § 1.5. | § 1.5 |
9 | | Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса | Клавиатурный тренажёр | § 1.6 | § 1.6 |
10 | | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Практическое задание | § 1.7 | § 1.7 |
11 | | Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | | | |
12 | | Создание документов в текстовых редакторах | Практическая работа 2.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». | § 2.1 | § 2.1 |
13 | | Ввод и редактирование документа | Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул» | § 2.2 | § 2.2 |
14 | | Сохранение и печать документа | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | § 2.3 | § 2.3 |
15 | | Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | § 2.4 (стр.64-69) | § 2.4.1, § 2.4.2 |
16 | | Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки | Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков» | §2.4 (стр.70-71) | §2.4.3 |
17 | | Таблицы | Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными» | § 2.5 | § 2.5 |
18 | | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов | Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | § 2.6 | § 2.6 |
19 | | Системы оптического распознавания документов | Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | § 2.7 | § 2.7 |
20 | | Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации» | | | |
21 | | Растровая и векторная графика | Практическое задание 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | § 3.1 | § 3.1 |
22 | | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов | Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | § 3.2. (стр.103-108) | § 3.2.1, §3.2.2 |
23 | | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков | Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | § 3.2. (стр.108-113) | § 3.2.3 |
24 | | Растровая и векторная анимация | Практическая работа 3.3 «Анимация» | § 3.3 | § 3.3 |
25 | | Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» | Контрольная работа. На усмотрение учителя может состоять из двух частей: 1 часть — тематический тест (10 минут), 2 часть —творческая практическая работа (30 минут), например, создание поздравительной открытки | | |
26 | | Информационные ресурсы Интернета. | Практическая работа 4.1 «Путешествие по Всемирной паутине» | §4.1. (стр. 129-131) | §4.1.1. |
27 | | Электронная почта | Практическая работа 4.2 «Работа с электронной почтой» | § 4.1 (стр.132-134) | § 4.1.2. |
28 | | Файловые архивы | Практическая работа 4.3 «Загрузка файлов из Интернета» | § 4.1 (стр.134-136) | § 4.1.3. |
29 | | Общение в Интернете. Мобильный Интернет | Практическое задание | § 4.1 (стр.136-139) | § 4.1.4., §4.1.5. |
30 | | Звук и видео в Интернете. Социальные сети | Практическое задание | § 4.1 (стр.139-144) | §4.1.6., §4.1.7. |
31 | | Поиск информации в Интернете | Практическая работа 4.4 «Поиск информации в Интернете» | §4.2 | §4.2 |
32 | | Электронная коммерция в Интернете | Практическое задание | §4.3 | §4.3 |
33 | | Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» | | | |
34 | | Повторение | | | |
35 | | Повторение | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
Литература
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д..
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Поурочные разработки по информатике. 7 класс.
Сухих Н.А.
Оборудование и приборы
Операционная система Windows, пакет офисных приложений Microsoft Offise
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/),
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Аппаратные средства
Компьютер
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор WеЬ-страниц.
Результаты освоения предмета и система оценивания
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ПК по проверяемой теме.
Итоговый тест по информатике 7 класс
1 вариант | 2 вариант |
1.По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: а)текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.; б)научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.; в)обыденную, производственную, техническую, управленческую; г)визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую; 2.Аудиоинформацией называют информацию, которая воспринимается посредством: а)органов зрения; б)органами осязания (кожей); в)органом обоняния; г)органами слуха; 3. Что из ниже перечисленного можно отнести к средствам передачи звуковой (аудио) информации: а)книга; б)радио; в)журнал; г)плакат; 4. Примером информационных процессов могут служить: а)процессы строительства зданий и сооружений; б)процессы химической и механической очистки воды; в)процессы получения, поиска, хранения, передачи, обработки и использования информации; г)процессы производства электроэнергии; 5. Представления наших древних предков, отраженные в наскальных рисунках, дошли до нас благодаря носителям информации в виде: а)магнитного диска; б)каменной глыбы; в)электромагнитной волны; г)бумаги; 6. Многофункциональное электронное устройство для работы с информацией — это: а) сканер; б калькулятор; в) дисковод; г) компьютер. 7.Постоянное запоминающее устройство служит для: а)хранения программ начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов; б)хранения программы пользователя во время работы; в)записи особо ценных прикладных программ; г) хранения постоянно используемых программ. 8.Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить: а)дисковод; б)оперативную память; в)мышь; г)принтер. 9. Во время исполнения прикладная программа хранится: а)в видеопамяти; б)в процессоре; в)в оперативной памяти; г)на жестком диске. 10.Манипулятор “мышь” — это устройство: а)модуляции и демодуляции; б)считывания инфоромации; в)долговременного хранения информации; г)ввода информации. 11. С помощью какого устройства происходит обработка информации: а)процессор; б)принтер; в)ПЗУ; г) винчестер. 12. В каком месте ПК находится дисковод? а) во внутренней памяти; б) в системном блоке; в) на материнской плате; г) на системной шине. | 1.Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством: а)органов зрения; б)органами осязания (кожей); в)органом обоняния; г)органами слуха; 2.По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды: а)социальную, политическую, экономическую, техническую, религиозную и пр.; б)текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную и пр.; в)обыденную, научную, производственную, управленческую; г)визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую; 3.Что из ниже перечисленного можно отнести к средствам хранения звуковой (аудио) информации: а)учебник по истории; б)вывеска с названием магазина; в)журнал; г)кассета с классической музыкой; 4. В учебнике по математике одновременно хранится информация: а)исключительно числовая информацию. б)графическая, звуковая и числовая; в)графическая, текстовая и звуковая; г)текстовая, графическая, числовая. 5. Записная книжка обычно используется с целью: а)обработки информации; б)хранения информации; в)передачи информации; г)хранения, обработки и передачи информации; 6. Для долговременного хранения информации служит: а)оперативная память; б)процессор; в)внешний носитель; г)дисковод. 7. При отключении компьютера информация: а)исчезает из оперативной памяти; б)исчезает из постоянного запоминающего устройства; в)стирается на “жестком диске”; г)стирается на магнитном диске. 8. Какое из устройств предназначено для ввода информации: а)процессор; б)принтер; в)ПЗУ; г)клавиатура. 9. При вводе информации в компьютер она сначала попадает в: а) в процессор; б) в монитор; в) в постоянную память; г) в оперативную память. 10. В каком месте ПК находится процессор? а) во внутренней памяти; б) на винчестере; в) на материнской плате; г) на дисководе. 11. Дисковод — это устройство для: а)обработки команд исполняемой программы; б)чтения/записи данных с внешнего носителя; в)хранения команд исполняемой программы; г)долговременного хранения информации. 12. Какая память работает с процессором? а) внутренняя; б) внешняя; в) оперативная; г) постоянная. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
Педагогического совета ______________Г.А.Крохина
МБОУ СОШ № 10 30 августа 2016 года
От 30.08.2016 № 1
Председатель
педагогического совета
________Е.И.Зейналова
5