Приложение 55

Оглавление
Пояснительная записка 3
Содержание тем учебного курса 4
Требования к уровню подготовки обучающихся 5
Планируемые результаты изучения курса 8
Учебно-тематический план 7 класс (35 часов) 10
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы 15
Перечень учебно-методического обеспечения 16
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.
Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации. Консультации, видеолекции и другая полезная для учителя информация доступны в авторской мастерской на сайте методической службы издательства:
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/);
Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Поэтому, авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:
- информация и информационные процессы;
- представление информации;
- компьютер: устройство и ПО;
- формализация и моделирование;
- системная линия;
- логическая линия;
- алгоритмизация и программирование;
- информационные технологии;
- компьютерные телекоммуникации;
- историческая и социальная линия.
Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Описание места предмета в учебном плане: на изучение отводится 1 час в неделю, 35 часов е год.
Содержание тем учебного курса
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
№ п/п | Учебная тема | Кол-во часов |
всего | теоретич | практич |
-
| Человек и информация | 6 | 4 | 2 |
-
| Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6 | 3 | 3 |
-
| Текстовая информация и компьютер | 10 | 4 | 6 |
-
| Графическая информация и компьютер | 6 | 3 | 3 |
-
| Мультимедиа и компьютерные презентации | 7 | 2 | 5 |
| Итого | 35 | 16 | 19 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Человек и информация - 6 ч (4+2)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе на компьютере;
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.
учащиеся получат возможность научиться:
различать естественные и формальные языки
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного выполнения работ
Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (3+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
Проекты и сследования:
Использование антивирусных программ.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера, понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
учащиеся должны уметь:
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
учащиеся получат возможность научиться:
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания принципов различного программного обеспечения.
3. Текстовая информация и компьютер - 10 ч (4+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере:
Кодирование текстовой информации
Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
Таблицы в текстовом документе
Нумерованные и маркированные списки;
Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера;
назначение текстовых редакторов (процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять основные виды работ в текстовом редакторе (редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена), работать с файлами
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации
Графическая информация и компьютер - 6 ч (3+3)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере:
Кодирование графической информации
Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Проекты и сследования:
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа
учащиеся должны уметь:
учащиеся получат возможность научиться:
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения технологических, конструкторских, экономических задач.
Мультимедиа и компьютерные презентации - 7 ч (2+5)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
Cоздание презентаций в Power Point
Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»
Создание презентации на заданную тему
Проекты и сследования:
Способы презентации проекта
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
учащиеся должны уметь:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
учащиеся получат возможность научиться:
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для планирования и организации деятельности, представления информации для обрабортки на компьютере.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать естественные и формальные языки;
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учебно-тематический план 7 класс (35 часов)
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов |
Человек и информация | 6 | анализ предлагаемой информации; получение представления о возможностях передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи | умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды | выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных | освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ | как правильно и безопасно вести себя при работе с компьютером; | |
1 | 1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей | 1 | |
2 | 2 | Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером | 1 | Фронтальный опрос |
3 | 3 | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы | 1 | Устный опрос |
4 | 4 | Практическая работа № 1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры | 1 | Практическая работа |
5 | 5 | Измерение информации. Единицы измерения информации | 1 | Устный опрос |
6 | 6 | Практическая работа № 2 Вычисление количества информации с помощью калькулятора | 1 | Практическая работа |
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов |
Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6 | построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера | повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | умение слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность, план работы | развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ | |
7 | 1 | Начальные сведения об архитектуре компьютера | 1 | Устный опрос |
8 | 2 | Практическая работа № 3 Комплектация персонального компьютера, подключение устройств | 1 | Практическая работа |
9 | 3 | Виды программного обеспечения (ПО). Организация информации на внешних носителях, файлы | 1 | Терминологический диктант |
10 | 4 | Практическая работа №4 Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой | 1 | Практическая работа |
11 | 5 | Двоичное представление данных в памяти компьютера | 1 | Самостоятельная работа |
12 | 6 | Практическая работа №5 Использование антивирусных программ | 1 | Практическая работа |
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов |
Текстовая информация и компьютер | 10 | использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.) | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий | развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях | приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности | |
13 | 1 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы | 1 | Тестирование |
14 | 2 | Практическая работа №6 Кодирование текстовой информации | 1 | Практич. работа |
15 | 3 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними | 1 | взаимооценивание |
16 | 4 | Практическая работа №7 Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word | 1 | Пр. работа |
17 | 5 | Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) | 1 | Взаимоопрос в парах |
18 | 6 | Практическая работа №8 Работа со шрифтами, приемы форматирования текста | 1 | Практич. работа |
19 | 7 | Таблицы в текстовом документе. Нумерованные и маркированные списки | | Устный опрос |
20 | 8 | Практическая работа №9 Таблицы в текстовом документе | | Практич. работа |
21 | 9 | Практическая работа №10 Нумерованные и маркированные списки | 1 | Практич. работа |
22 | 10 | Практическая работа №11 Вставка объектов в текст (рисунков, формул) | 1 | Практич. работа |
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов |
Графическая информация и компьютер | 6 | приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера | преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты | овладение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др | получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов | понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений | |
23 | 1 | Компьютерная графика: области применения, технические средства | 1 | Устный опрос |
24 | 2 | Практическая работа №12 Кодирование графической информации | 1 | Практическая работа |
25 | 3 | Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения | 1 | Самостоятельная работа |
26 | 4 | Практическая работа №13 Создание рисунков в векторном графическом редакторе | 1 | Устный опрос |
27 | 5 | Растровая и векторная графика | 1 | Контрольная работа |
28 | 6 | Практическая работа №14 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | 1 | Практическая работа |
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов |
Мультимедиа и компьютерные презентации | 7 | совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных) | использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений | умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов | организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств | умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.) | |
29 | 1 | Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера | 1 | Устный опрос |
30 | 2 | Компьютерные презентации. | 1 | тестирование |
31 | 3 | Практическая работа №15 Cоздание презентаций в Power Point | 1 | Практическая работа |
32 | 4 | Практическая работа №16 Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст | 1 | Пр. работа |
33 | 5 | Практическая работа №17 Использование гиперссылок, регистров в Power Point | 1 | Пр. работа |
34 | 6 | Практическая работа №18 Создание презентации на заданную тему | 1 | Пр. работа |
35 | 7 | Практическая работа №19 Защита презентации по теме | 1 | Защита проекта |
Итого | 35 | | | | | | |
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
Звуковой редактор.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Простой редактор Web-страниц
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).