«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 10
Е.И.Зейналова
Приказ от 31.08.2016 № 130
Рабочая программа
по информатике
Основное общее образование 8 класс
Количество часов 52,5
Учитель Несмачная Галина Викторовна
Программа разработана на основе примерной программы по информатике и ИКТ, М.: Дрофа, 2008 год
Учебный год 2017 - 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе ФЗ №273 «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г, авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ для 8 классов общеобразовательной средней школы», требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. .
Изучение информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Личностные
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
Метапредметные
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», «информация» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
3. Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану и за счет школьного компонента на изучение информатики в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2ч в неделю, из них на контрольные работы- 6 часов (в том числе итоговая контрольная работа), лабораторные работы- 10.
Основное содержание учебного предмета (70 часов)
Информация и информационные процессы (4 часов)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
Кодирование текстовой и графической информации (17 часа)
Кодирование информации.
Кодирование графической информации.
Практические работы:
Кодирование информации.
Кодирование графической информации
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (9 часов)
Кодирование и обработка звуковой информации. Звуковая информация.
Цифровое фото и видео. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Практические работы:
Кодирование и обработка звуковой информации.
Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
Кодирование и обработка числовой информации (8 часов)
Кодирование числовой информации.
Электронные таблицы.
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Практические работы:
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Построение диаграмм различных типов.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (12 часа)
Базы данных в электронных таблицах.
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (13 часов)
Передача информации.
Локальные компьютерные сети.
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки текста HTML
Практические работы:
Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
«География» Интернета.
Разработка сайтов с использованием языка разметки текста HTML.
Учебно-тематический план
№ | Тематика | Количество часов |
1 | Информация и информационные процессы | 4 |
2 | Кодирование текстовой и графической информации | 17 |
3 | Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео | 9 |
4 | Кодирование и обработка числовой информации | 8 |
5 | Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных | 12 |
6 | Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов | 13 |
7 | Итоговое повторение | 7 |
| Итого: | 70 |
Перечень тематических и итоговых контрольных работ
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Информация и информационные процессы. | Тематический контроль | Тестирование по опросному листу |
2 | Кодирование текстовой и графической информации. | Тематический контроль | Тестирование по опросному листу |
3 | Информация и информационные процессы. Кодирование текстовой и графической информации, обработка звука, цифрового фото и звука. | Итоговый контроль | Интерактивное тестирование /тестирование по опросному листу |
4 | Кодирование и обработка числовой информации. | Тематический контроль | Интерактивное тестирование /тестирование по опросному листу |
5 | Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных. | Тематический контроль | Тестирование по опросному листу |
6 | Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов. | Тематический контроль | Индивидуальные задания. |
7 | Кодирование и обработка числовой информации. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов. | Итоговая контрольная работа. | Тестирование по опросному листу с заданиями. |
Календарно-тематическое планирование
8 класс (70 часов)
Раздел | № п/п Дата | Тема урока Тип урока | Планируемые результаты по разделу | Основные виды учебной деятельности учащихся | Формы контроля | Оснащение |
личностные | предметные | Метапредмет-ные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Информация и информационные процессы | -
| Введение. Информация и информационные процессы в неживой природе. Урок ознакомления с новым материалом | анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах; формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами. | формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; формирование информационной и алгоритмической культуры; • понимание роли информационных процессов в современном мире | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Аналитическая деятельность: оценивают информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводят примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни; классифицируют информационные процессы по принятому основанию; анализируют отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: кодируют и декодируют сообщения по известным правилам кодирования; определяют разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперируют с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивают числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). | Лабораторная работа № 1 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Информация и информационные процессы в живой природе. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Человек: информация и информационные процессы. Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа № 1.1 | Учебник, ЦОР |
-
| Информация и информационные процессы в технике. Комбинированный урок | | | | | |
Кодирование текстовой и графической информации | -
| Кодирование информации с помощью знаковых систем. Комбинированный урок | формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами. | развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программам | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: форматируют текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). вставляют в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполняют коллективное создание текстового документа; создают гипертекстовые документы; выполняют кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); используют ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. определяют код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создают и редактируют изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создают и редактируют изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. | Лабораторная работа № 2 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Знаковые системы. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 2 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Кодирование информации. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Количество информации. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 3 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Определение количества информации. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Определение количества информации. Урок- практикум | | |
-
| Алфавитный подход к измерению количества информации. Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа № 1.2 | Учебник, ЦОР |
-
| Контрольный урок. Урок проверки знаний, умений и навыков | Контрольная работа | Дидактический материал |
-
| Обобщающий урок. Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Дидактический материал |
-
| Кодирование текстовой информации. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 4 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Определение числовых кодов символов и перекодировка текста. Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа № 2.1 | Учебник, ЦОР |
-
| Кодирование графической информации. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 5 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Пространственная дискретизация. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Растровые изображения на экране монитора. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа № 2.2 | Учебник, ЦОР |
-
| Контрольный урок. Урок проверки знаний, умений и навыков | Контрольная работа | Дидактический материал |
Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео | -
| Кодирование и обработка звуковой информации. Урок ознакомления с новым материалом | формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами | развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программам | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
| Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: записывают звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации) | Лабораторная работа № 6 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Кодирование и обработка звуковой информации. Урок применения знаний и умений | Лабораторная работа № 7. | |
-
| Обработка звука. Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 3.1 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Цифровое фото и видео. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 8. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Захват цифрового фото и создание слайд-шоу. Урок применения знаний и умений | Лабораторная работа № 9. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Захват цифрового фото и создание слайд-шоу. Урок применения знаний и умений | | | | Практическая работа № 3.2 | |
-
| Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа. Урок применения знаний и умений | | | | Практическая работа № 3.3 | |
-
| Повторение изученного материала. | | | | | |
-
| Контрольная работа «Информация и информационные процессы. Кодирование текстовой и графической информации, обработка звука, цифрового фото и видео». | | | | | |
Кодирование и обработка числовой информации. | -
| Кодирование числовой информации. Урок ознакомления с новым материалом | приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий; § целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
| развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных; новных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных; | целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создают электронные таблицы, выполняют в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строят диаграммы и графики в электронных таблицах. | Лабораторная работа № 10 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Системы счисления. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Развернутая и свернутая формы записи чисел. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 11 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Перевод в десятичную систему счисления. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 12 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | Практическая работа № 4.1 | |
-
| Двоичная арифметика. Комбинированный урок | | Учебник, ЦОР |
-
| Арифметические операции в позиционных системах счисления. Комбинированный урок | | |
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) | -
| Электронные таблицы. Основные возможности. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 13. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Основные типы и форматы данных. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 4.2 | |
-
| Встроенные функции. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| Создание таблиц значений функций в электронных таблицах . Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 4.3 | |
-
| Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 14. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Построение диаграмм различных типов. Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 4.4 | |
-
| Контрольный урок. Урок проверки знаний, умений и навыков | Контрольная работа | Дидактический материал |
-
| Базы данных в электронных таблицах. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 16. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Комбинированный урок | Лабораторная работа № 17 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Урок применения знаний и умений | | | | | Практическая работа № 5.1 | |
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов | -
| Передача информации. Локальные компьютерные сети. Урок ознакомления с новым материалом | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
| формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. | осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
| Аналитическая деятельность: выявляют общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализируют доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводят примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализируют и сопоставляют различные источники информации, оценивают достоверность найденной информации; распознают потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивают предлагаемые пути их устранения. Практическая деятельность: Осуществляют взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; Определяют минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводят поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создают с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. | Лабораторная работа № 18. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном по локальной сети. Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 6.1 | |
-
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения. Урок ознакомления с новым материалом | | Учебник, ЦОР |
-
| Адресация в Интернете. Урок ознакомления с новым материалом | | Учебник, ЦОР |
-
| Маршрутизация и транспортировка данных в сети. Урок ознакомления с новым материалом | | |
-
| «География Интернета» Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 6.2 | |
-
| Поиск информации в Интернете Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 6.2 | |
-
| Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 19 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Структура и инструменты для создания Урок ознакомления с новым материалом. | | |
-
| Форматирование текста на web-странице. Урок-практикум | Лабораторная работа № 19 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Вставка изображений и гиперссылок. Урок-практикум | Лабораторная работа № 19 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
-
| Вставка и форматирование списков. Урок-практикум | Практическая работа № 6.3 | Учебник, ЦОР |
-
| Использование интерактивных форм. Урок-практикум | Практическая работа № 6.3 | Учебник, ЦОР |
-
| Повторение | | |
| -
| Повторение | | | | | | |
| -
| Повторение | | | | | | |
| -
| Повторение | | | | | | |
| -
| Итоговая контрольная работа | | | | | | |
| -
| Резерв | | | | | | |
| -
| Резерв | | | | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень средств икт, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Простой редактор Web-страниц
Литература
Н.Д.Угринович. Информатика: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 154с.
Интернет ресурсы
E-mail: binom@Lbz.ru
http://www.Lbz.ru, http://metodist.Lbz.ru
Количество часов.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Учебно-методический комплект по информатике для 5 класса.
Угринович Н.Д., Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Угринович Н.Д.,. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д., (metodist.lbz.ru/).
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки
Ученик должен знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Личностные образовательные результаты
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», «информация» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В 8 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 8 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:
оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ПК по проверяемой теме.
Итоговая контрольная работа 8 кл
I вариант
1.На каком свойстве информации отразится ее преднамеренное искажение?
А) достоверность;
Б) актуальность;
В понятность
Г) полнота.
2. Информационная культура общества предполагает:
А) знание современных программных продуктов;
Б) знание иностранных языков и их применение;
В) умение работать с информацией при помощи технических средств;
Г) умение запомнить большой объем информации
3. Массовое производство персональных компьютеров началось в:
А) 40-е годы;
Б) 50-е годы;
В) 80-е годы;
Г) 90-е годы.
4. Укажите устройство компьютера, выполняющее обработку информации:
А) внешняя память;
Б) монитор;
В) клавиатура;
Г) процессор.
5. Какое устройство оказывает вредное воздействие на человека:
А) принтер;
Б) монитор;
В) системный блок;
Г) клавиатура.
6. Операционная система – это:
А) прикладная программа;
Б) системная программа;
В) система программирования;
Г) текстовый редактор.
7. Программа, работающая под управлением Windows, называется:
А) приложение;
Б) документ;
В) среда;
Г) как- то иначе.
8. Операционную систему с диска загружает в ОЗУ:
А) BIOS;
Б) драйвер;
В) загрузчик операционной системы;
Г) сервисная программа.
9. Утилиты – это..:
А) . Программы для работы с дисками обеспечивают проверку работоспособности, структурирование, дефрагментацию, очистку дисков и сжатие данных.
Б) Программы – оболочки;
В) программы создания и показа набора слайдов;
Г) программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов;
10. Программы-архиваторы это:
А) программы для проверки вирусов.
Б) Программы для работы с дисками обеспечивают проверку работоспособности, структурирование, дефрагментацию, очистку дисков и сжатие данных.
В) программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов;
Г). специальные программы, с помощью которых можно сжимать отдельные файлы или группы файлов
11. К программам архиваторам относятся:
А) Opera, ICQ;
Б) WinRar. WinZip;
В) Microsoft Word, Microsoft Excel;
Г) Basic, Pascal.
12. Антивирусные программы необходимы:
А) для работы в глобальной и локальной сетях;
Б) для архивации данных;
В) для выявления вирусов, лечения зараженных файлов и дисков, предотвращения подозрительных
действий.
Г) для создания и редактирования различных файлов, а также для сохранения и передачи информации.
13. Группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящимися в пределах здания называется:
А) глобальной компьютерной сетью
Б) информационной системой с гиперсвязями
В) локальной компьютерной сетью
Г ) электронной почтой
14. Глобальная компьютерная сеть – это:
А) информационная система с гиперсвязями
Б) группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящимися в пределах здания
В) система обмена информацией на определенную тему
Г) совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенных в единую систему
15. К прикладному программному обеспечению относится:
А) архиваторы;
Б) табличные процессоры;
В) языки программирования;
Г) операционные системы.
16. Программа для создания, редактирования и оформления текстовых документов:
А) Visual Basic;
Б) WinRar
В) Paint
Г) Microsoft Word.
17. Игры – это…:
А) программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме;
Б) средства создания неподвижных и движущихся изображений;
В) программы для работы в компьютерной сети;
Г) программы для организации досуга и обучении.
18. Microsoft Excel – это….:
А) средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных;
Б) Программы для работы в компьютерной сети;
В) программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме;
Г) средства проектирования электронных схем, машин, механизмов.
19. Защита информации – это..:
А) деятельность по работе с автоматизированными системами управления;
Б) деятельность по предотвращению утраты и утечки защищаемой информации
В) деятельность по выполнению особых мер;
Г) деятельность по предотвращению доступа к информации.
20. Цели информационных безопасностей:
А) алгоритмичность информации, точность, достоверность, дискретность;
Б) конфиденциальность, целостность, доступность, учет всех процессов, связанных с информацией;
В) точность, достоверность, дискретность, массовость;
Г) целостность, доступность, достоверность, дискретность
21. Компьютерные вирусы - это ... А) файлы, которые невозможно удалить Б) файлы, имеющие определенное расширение В) программы, способные к саморазмножению (самокопированию) Г) программы, сохраняющиеся в оперативной памяти после выключения компьютера 22. К файловым вирусам относятся: А) макро-вирусы Б) шифрованные вирусы; В) Inernet-черви; Г) троянские программы. |
II вариант
Информатизация общества – это:
А) процесс повсеместного распространения ПК;
Б) социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных
условий для удовлетворения информационных потребностей граждан;
В) процесс внедрения новых информационных технологий;
Г) процесс формирования информационной культуры человека.
2. На рынке информационных услуг подлежит обмену и продаже:
А) лицензии, информационные технологии;
Б) оборудование, помещения;
В) бланки первичных документов, вычислительная техника;
Г) книги, журналы, литература.
3. Первые ЭВМ были созданы в:
А) 40-е годы;
Б) 50-е годы;
В) 70-е годы;
Г) 80-е годы
4. Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?
А) CD-ROM;
Б )Жесткий диск;
В) дисковод для гибких дисков;
Г) микросхемы оперативной памяти
5. Процессор обрабатывает информацию:
А) в десятичной системе счисления;
Б) в двоичном коде;
В) на языке Бейсик;
Г) в текстовом виде.
6. Комплекс системных и служебных программ называется:
А) текстовый редактор;
Б) графический редактор;
В) операционная система;
Г) драйвер.
7. Утилита – это:
А) операционная система;
Б) прикладная программа;
Г) сервисная программа;
Д) базовая система ввода-вывода.
8. При включении компьютера процессор обращается к:
А) ОЗУ;
Б) винчестеру;
В) ПЗУ;
Г) дискете.
9. Архив – это ..:
А) папка с документами;
Б) поврежденный файл;
В) файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом виде.
Г) совокупность файлов по одной тематике.
10. Упаковывать и распаковывать файлы можно с помощью:
А) антивирусных программ;
Б) файловых менеджеров;
В) программ-архиваторов;
Г) языков программирования.
11. Какая из данных линий связи считается "супермагистралью" систем связи, поскольку обладает очень большой информационной пропускной способностью:
А) волоконно-оптические линии
Б) радиорелейные линии
В) телефонные линии
Г) проводные линии
12. Укажите устройство для подключения компьютера к сети:
А) модем
Б) мышь
В) сканер
Г)монитор
13. Компьютерные сети, которые объединяют компьютеры одной организации в различных странах и городах, защищая их от несанкционированного доступа называют:
А) корпоративными
Б) региональными
В) глобальными
Г) локальными
14. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
А) адаптером
Б) коммутатором
В) станцией
Г) сервером
15. К прикладному программному обеспечению не относится:
А) ICQ
Б) Opera
В) Графические редакторы;
Г) Windows
16. Клавиатурные тренажеры:
А) средства коммуникации;
Б) текстовые процессоры;
В) обучающие программы;
Г) средства создания презентаций
17. Microsoft PowerPoint – это:
А) программа создания и показа наборов слайдов;
Б) программа для создания досуга и обучения;
В) средства создания неподвижных и движущихся изображений;
Г) помогают процессу обучения.
19. Источниками случайных угроз, возникающих при работе компьютера могут быть:
А) неправильная установка программного и аппаратного обеспечения;
Б) ошибки в программном обеспечении и выходы из строя аппаратных средств;
В) неправильное включение и выключение компьютера;
Г) ошибки, допускаемые в текстовых и графических файлах.
20. Антивирусом является:
А) программа проверки и лечения дисков;
Б) любая программа, созданная на языках низкого уровня;
В) программа, скопированная с плохо отформатированной дискеты;
Г) специальная программа, которая может приписывать себя к другим программам и способна «размножаться».
21. Какие меры и насколько позволяют ограничить доступ к информации (файлам) посторонних лиц (ответ аргументировать и при необходимости дополнить)?
А) установить пароль на загрузку компьютера;
Б) установить сигнализацию или пропускной режим;
В) установить для файлов атрибут «только чтение»;
Г) установить видеокамеру для наблюдения за помещением.
22. К антивирусным программам относятся:
А) WinZip, WinRar
Б) Dr.Web, Aidstest
В) Windows, MS-DOS
Г) Basic, C++
23. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:
А) интерфейс
Б) магистраль
В) компьютерная сеть
Г) адаптеры