СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа (35 ч.) по учебнику Угриновича разработана согласно требованиям роспотребнадзора. После проверки устранены недочёты. Программа включает основные разделы, вводный и итоговый контроль, календарно-тематическое планирование. В основе программы лежит авторская программа Угриновича.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 10
Е.И.Зейналова
Приказ от 31.08.2016 № 130
Рабочая программа
по информатике
Основное общее образование 8 класс
Количество часов 52,5
Учитель Несмачная Галина Викторовна
Программа разработана на основе примерной программы по информатике и ИКТ, М.: Дрофа, 2008 год
Учебный год 2017 - 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе ФЗ №273 «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г, авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ для 8 классов общеобразовательной средней школы», требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. .
Изучение информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Личностные
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
Метапредметные
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», «информация» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
3. Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану и за счет школьного компонента на изучение информатики в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2ч в неделю, из них на контрольные работы- 6 часов (в том числе итоговая контрольная работа), лабораторные работы- 10.
Основное содержание учебного предмета (70 часов)
Информация и информационные процессы (4 часов)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
Кодирование текстовой и графической информации (17 часа)
Кодирование информации.
Кодирование графической информации.
Практические работы:
Кодирование информации.
Кодирование графической информации
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (9 часов)
Кодирование и обработка звуковой информации. Звуковая информация.
Цифровое фото и видео. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Практические работы:
Кодирование и обработка звуковой информации.
Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
Кодирование и обработка числовой информации (8 часов)
Кодирование числовой информации.
Электронные таблицы.
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Практические работы:
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Построение диаграмм различных типов.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (12 часа)
Базы данных в электронных таблицах.
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (13 часов)
Передача информации.
Локальные компьютерные сети.
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки текста HTML
Практические работы:
Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
«География» Интернета.
Разработка сайтов с использованием языка разметки текста HTML.
Учебно-тематический план
№ | Тематика | Количество часов |
1 | Информация и информационные процессы | 4 |
2 | Кодирование текстовой и графической информации | 17 |
3 | Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео | 9 |
4 | Кодирование и обработка числовой информации | 8 |
5 | Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных | 12 |
6 | Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов | 13 |
7 | Итоговое повторение | 7 |
| Итого: | 70 |
Перечень тематических и итоговых контрольных работ
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Информация и информационные процессы. | Тематический контроль | Тестирование по опросному листу |
2 | Кодирование текстовой и графической информации. | Тематический контроль | Тестирование по опросному листу |
3 | Информация и информационные процессы. Кодирование текстовой и графической информации, обработка звука, цифрового фото и звука. | Итоговый контроль | Интерактивное тестирование /тестирование по опросному листу |
4 | Кодирование и обработка числовой информации. | Тематический контроль | Интерактивное тестирование /тестирование по опросному листу |
5 | Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных. | Тематический контроль | Тестирование по опросному листу |
6 | Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов. | Тематический контроль | Индивидуальные задания. |
7 | Кодирование и обработка числовой информации. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов. | Итоговая контрольная работа. | Тестирование по опросному листу с заданиями. |
Календарно-тематическое планирование
8 класс (70 часов)
Раздел | № п/п Дата | Тема урока Тип урока | Планируемые результаты по разделу | Основные виды учебной деятельности учащихся | Формы контроля | Оснащение | ||
личностные | предметные | Метапредмет-ные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Информация и информационные процессы | | Введение. Информация и информационные процессы в неживой природе. Урок ознакомления с новым материалом | анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах; | формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | Аналитическая деятельность: оценивают информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводят примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни; классифицируют информационные процессы по принятому основанию; анализируют отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: кодируют и декодируют сообщения по известным правилам кодирования; определяют разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперируют с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивают числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). | Лабораторная работа № 1 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
| Информация и информационные процессы в живой природе. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Человек: информация и информационные процессы. Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа № 1.1 | Учебник, ЦОР | |||||
| Информация и информационные процессы в технике. Комбинированный урок |
|
|
|
|
| ||
Кодирование текстовой и графической информации | | Кодирование информации с помощью знаковых систем. Комбинированный урок | формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами. | развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: форматируют текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). вставляют в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполняют коллективное создание текстового документа; создают гипертекстовые документы; выполняют кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); используют ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. определяют код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создают и редактируют изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создают и редактируют изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. | Лабораторная работа № 2
| Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
| Знаковые системы. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 2
| Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Кодирование информации. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Количество информации. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 3
| Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Определение количества информации. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Определение количества информации. Урок- практикум |
|
| |||||
| Алфавитный подход к измерению количества информации. Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа № 1.2 | Учебник, ЦОР | |||||
| Контрольный урок. Урок проверки знаний, умений и навыков | Контрольная работа | Дидактический материал | |||||
| Обобщающий урок. Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Дидактический материал | |||||
| Кодирование текстовой информации. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 4 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Определение числовых кодов символов и перекодировка текста. Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа № 2.1 | Учебник, ЦОР | |||||
| Кодирование графической информации. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 5 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Пространственная дискретизация. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Растровые изображения на экране монитора. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа № 2.2 | Учебник, ЦОР | |||||
| Контрольный урок. Урок проверки знаний, умений и навыков | Контрольная работа | Дидактический материал | |||||
Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео | | Кодирование и обработка звуковой информации. Урок ознакомления с новым материалом | формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами | развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность: записывают звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации) | Лабораторная работа № 6 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
| Кодирование и обработка звуковой информации. Урок применения знаний и умений | Лабораторная работа № 7. |
| |||||
| Обработка звука. Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 3.1 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Цифровое фото и видео. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 8. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Захват цифрового фото и создание слайд-шоу. Урок применения знаний и умений | Лабораторная работа № 9. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Захват цифрового фото и создание слайд-шоу. Урок применения знаний и умений |
|
|
| Практическая работа № 3.2 |
| ||
| Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа. Урок применения знаний и умений |
|
|
| Практическая работа № 3.3 |
| ||
| Повторение изученного материала. |
|
|
|
|
| ||
| Контрольная работа «Информация и информационные процессы. Кодирование текстовой и графической информации, обработка звука, цифрового фото и видео». |
|
|
|
|
| ||
Кодирование и обработка числовой информации. | | Кодирование числовой информации. Урок ознакомления с новым материалом | приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий; | развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; | целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники; | Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность: создают электронные таблицы, выполняют в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строят диаграммы и графики в электронных таблицах. | Лабораторная работа № 10 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
| Системы счисления. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Развернутая и свернутая формы записи чисел. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 11 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Перевод в десятичную систему счисления. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 12 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | Практическая работа № 4.1 |
| |||||
| Двоичная арифметика. Комбинированный урок
|
| Учебник, ЦОР | |||||
| Арифметические операции в позиционных системах счисления. Комбинированный урок |
|
| |||||
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) | | Электронные таблицы. Основные возможности. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 13. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | ||||
| Основные типы и форматы данных. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 4.2 |
| |||||
| Встроенные функции. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| Создание таблиц значений функций в электронных таблицах . Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 4.3 |
| |||||
| Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 14. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Построение диаграмм различных типов. Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 4.4 |
| |||||
| Контрольный урок. Урок проверки знаний, умений и навыков | Контрольная работа | Дидактический материал | |||||
| Базы данных в электронных таблицах. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 16. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Комбинированный урок | Лабораторная работа № 17 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Урок применения знаний и умений |
|
|
|
| Практическая работа № 5.1 |
| |
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов | | Передача информации. Локальные компьютерные сети. Урок ознакомления с новым материалом | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных; | осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи; | Аналитическая деятельность: выявляют общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализируют доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводят примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализируют и сопоставляют различные источники информации, оценивают достоверность найденной информации; распознают потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивают предлагаемые пути их устранения.
Практическая деятельность: Осуществляют взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; Определяют минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводят поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создают с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. | Лабораторная работа № 18. | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР |
| Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном по локальной сети. Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 6.1 |
| |||||
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения. Урок ознакомления с новым материалом |
| Учебник, ЦОР | |||||
| Адресация в Интернете. Урок ознакомления с новым материалом |
| Учебник, ЦОР | |||||
| Маршрутизация и транспортировка данных в сети. Урок ознакомления с новым материалом |
|
| |||||
| «География Интернета» Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 6.2 |
| |||||
| Поиск информации в Интернете Урок применения знаний и умений | Практическая работа № 6.2 |
| |||||
| Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Урок ознакомления с новым материалом | Лабораторная работа № 19 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Структура и инструменты для создания Урок ознакомления с новым материалом. |
|
| |||||
| Форматирование текста на web-странице. Урок-практикум | Лабораторная работа № 19 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Вставка изображений и гиперссылок. Урок-практикум | Лабораторная работа № 19 | Учебник, лабораторный журнал, ЦОР | |||||
| Вставка и форматирование списков. Урок-практикум | Практическая работа № 6.3 | Учебник, ЦОР | |||||
| Использование интерактивных форм. Урок-практикум | Практическая работа № 6.3 | Учебник, ЦОР | |||||
| Повторение |
|
| |||||
| | Повторение |
|
|
|
|
|
|
| | Повторение |
|
|
|
|
|
|
| | Повторение |
|
|
|
|
|
|
| | Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
| | Резерв |
|
|
|
|
|
|
| | Резерв |
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень средств икт, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Простой редактор Web-страниц
Литература
Н.Д.Угринович. Информатика: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 154с.
Интернет ресурсы
E-mail: binom@Lbz.ru
http://www.Lbz.ru, http://metodist.Lbz.ru
Количество часов.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Учебно-методический комплект по информатике для 5 класса.
Угринович Н.Д., Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Угринович Н.Д.,. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д., (metodist.lbz.ru/).
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки
Ученик должен знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Личностные образовательные результаты
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», «информация» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В 8 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 8 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:
оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ПК по проверяемой теме.
Итоговая контрольная работа 8 кл
I вариант
1.На каком свойстве информации отразится ее преднамеренное искажение?
А) достоверность;
Б) актуальность;
В понятность
Г) полнота.
2. Информационная культура общества предполагает:
А) знание современных программных продуктов;
Б) знание иностранных языков и их применение;
В) умение работать с информацией при помощи технических средств;
Г) умение запомнить большой объем информации
3. Массовое производство персональных компьютеров началось в:
А) 40-е годы;
Б) 50-е годы;
В) 80-е годы;
Г) 90-е годы.
4. Укажите устройство компьютера, выполняющее обработку информации:
А) внешняя память;
Б) монитор;
В) клавиатура;
Г) процессор.
5. Какое устройство оказывает вредное воздействие на человека:
А) принтер;
Б) монитор;
В) системный блок;
Г) клавиатура.
6. Операционная система – это:
А) прикладная программа;
Б) системная программа;
В) система программирования;
Г) текстовый редактор.
7. Программа, работающая под управлением Windows, называется:
А) приложение;
Б) документ;
В) среда;
Г) как- то иначе.
8. Операционную систему с диска загружает в ОЗУ:
А) BIOS;
Б) драйвер;
В) загрузчик операционной системы;
Г) сервисная программа.
9. Утилиты – это..:
А) . Программы для работы с дисками обеспечивают проверку работоспособности, структурирование, дефрагментацию, очистку дисков и сжатие данных.
Б) Программы – оболочки;
В) программы создания и показа набора слайдов;
Г) программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов;
10. Программы-архиваторы это:
А) программы для проверки вирусов.
Б) Программы для работы с дисками обеспечивают проверку работоспособности, структурирование, дефрагментацию, очистку дисков и сжатие данных.
В) программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов;
Г). специальные программы, с помощью которых можно сжимать отдельные файлы или группы файлов
11. К программам архиваторам относятся:
А) Opera, ICQ;
Б) WinRar. WinZip;
В) Microsoft Word, Microsoft Excel;
Г) Basic, Pascal.
12. Антивирусные программы необходимы:
А) для работы в глобальной и локальной сетях;
Б) для архивации данных;
В) для выявления вирусов, лечения зараженных файлов и дисков, предотвращения подозрительных
действий.
Г) для создания и редактирования различных файлов, а также для сохранения и передачи информации.
13. Группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящимися в пределах здания называется:
А) глобальной компьютерной сетью
Б) информационной системой с гиперсвязями
В) локальной компьютерной сетью
Г ) электронной почтой
14. Глобальная компьютерная сеть – это:
А) информационная система с гиперсвязями
Б) группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящимися в пределах здания
В) система обмена информацией на определенную тему
Г) совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенных в единую систему
15. К прикладному программному обеспечению относится:
А) архиваторы;
Б) табличные процессоры;
В) языки программирования;
Г) операционные системы.
16. Программа для создания, редактирования и оформления текстовых документов:
А) Visual Basic;
Б) WinRar
В) Paint
Г) Microsoft Word.
17. Игры – это…:
А) программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме;
Б) средства создания неподвижных и движущихся изображений;
В) программы для работы в компьютерной сети;
Г) программы для организации досуга и обучении.
18. Microsoft Excel – это….:
А) средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных;
Б) Программы для работы в компьютерной сети;
В) программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме;
Г) средства проектирования электронных схем, машин, механизмов.
19. Защита информации – это..:
А) деятельность по работе с автоматизированными системами управления;
Б) деятельность по предотвращению утраты и утечки защищаемой информации
В) деятельность по выполнению особых мер;
Г) деятельность по предотвращению доступа к информации.
20. Цели информационных безопасностей:
А) алгоритмичность информации, точность, достоверность, дискретность;
Б) конфиденциальность, целостность, доступность, учет всех процессов, связанных с информацией;
В) точность, достоверность, дискретность, массовость;
Г) целостность, доступность, достоверность, дискретность
21. Компьютерные вирусы - это ... А) файлы, которые невозможно удалить 22. К файловым вирусам относятся: А) макро-вирусы Б) шифрованные вирусы; В) Inernet-черви; Г) троянские программы. |
II вариант
Информатизация общества – это:
А) процесс повсеместного распространения ПК;
Б) социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных
условий для удовлетворения информационных потребностей граждан;
В) процесс внедрения новых информационных технологий;
Г) процесс формирования информационной культуры человека.
2. На рынке информационных услуг подлежит обмену и продаже:
А) лицензии, информационные технологии;
Б) оборудование, помещения;
В) бланки первичных документов, вычислительная техника;
Г) книги, журналы, литература.
3. Первые ЭВМ были созданы в:
А) 40-е годы;
Б) 50-е годы;
В) 70-е годы;
Г) 80-е годы
4. Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?
А) CD-ROM;
Б )Жесткий диск;
В) дисковод для гибких дисков;
Г) микросхемы оперативной памяти
5. Процессор обрабатывает информацию:
А) в десятичной системе счисления;
Б) в двоичном коде;
В) на языке Бейсик;
Г) в текстовом виде.
6. Комплекс системных и служебных программ называется:
А) текстовый редактор;
Б) графический редактор;
В) операционная система;
Г) драйвер.
7. Утилита – это:
А) операционная система;
Б) прикладная программа;
Г) сервисная программа;
Д) базовая система ввода-вывода.
8. При включении компьютера процессор обращается к:
А) ОЗУ;
Б) винчестеру;
В) ПЗУ;
Г) дискете.
9. Архив – это ..:
А) папка с документами;
Б) поврежденный файл;
В) файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом виде.
Г) совокупность файлов по одной тематике.
10. Упаковывать и распаковывать файлы можно с помощью:
А) антивирусных программ;
Б) файловых менеджеров;
В) программ-архиваторов;
Г) языков программирования.
11. Какая из данных линий связи считается "супермагистралью" систем связи, поскольку обладает очень большой информационной пропускной способностью:
А) волоконно-оптические линии
Б) радиорелейные линии
В) телефонные линии
Г) проводные линии
12. Укажите устройство для подключения компьютера к сети:
А) модем
Б) мышь
В) сканер
Г)монитор
13. Компьютерные сети, которые объединяют компьютеры одной организации в различных странах и городах, защищая их от несанкционированного доступа называют:
А) корпоративными
Б) региональными
В) глобальными
Г) локальными
14. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
А) адаптером
Б) коммутатором
В) станцией
Г) сервером
15. К прикладному программному обеспечению не относится:
А) ICQ
Б) Opera
В) Графические редакторы;
Г) Windows
16. Клавиатурные тренажеры:
А) средства коммуникации;
Б) текстовые процессоры;
В) обучающие программы;
Г) средства создания презентаций
17. Microsoft PowerPoint – это:
А) программа создания и показа наборов слайдов;
Б) программа для создания досуга и обучения;
В) средства создания неподвижных и движущихся изображений;
Г) помогают процессу обучения.
19. Источниками случайных угроз, возникающих при работе компьютера могут быть:
А) неправильная установка программного и аппаратного обеспечения;
Б) ошибки в программном обеспечении и выходы из строя аппаратных средств;
В) неправильное включение и выключение компьютера;
Г) ошибки, допускаемые в текстовых и графических файлах.
20. Антивирусом является:
А) программа проверки и лечения дисков;
Б) любая программа, созданная на языках низкого уровня;
В) программа, скопированная с плохо отформатированной дискеты;
Г) специальная программа, которая может приписывать себя к другим программам и способна «размножаться».
21. Какие меры и насколько позволяют ограничить доступ к информации (файлам) посторонних лиц (ответ аргументировать и при необходимости дополнить)?
А) установить пароль на загрузку компьютера;
Б) установить сигнализацию или пропускной режим;
В) установить для файлов атрибут «только чтение»;
Г) установить видеокамеру для наблюдения за помещением.
22. К антивирусным программам относятся:
А) WinZip, WinRar
Б) Dr.Web, Aidstest
В) Windows, MS-DOS
Г) Basic, C++
23. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:
А) интерфейс
Б) магистраль
В) компьютерная сеть
Г) адаптеры