МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЩЕЛКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
по профессии
230103.02 (09.01.03)
МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2015
ОДОБРЕНА УМО математических и общих естественнонаучных дисциплин протокол № __ от «____» __________ 2015г. Председатель УМО ________.
| | УТВЕРЖДАЮ Заведующий Щелковским филиалом _________ Рахманкулова Т.В. от "__" ______________2015г. |
Программа учебной дисциплины «Основы информационных технологий» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего профессионального образования по профессии СПО 230103.02 (09.01.03) мастер по обработке цифровой информации.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Красногорский колледж" Щелковский филиал
Разработчики: Кулешова Н.А. – мастер п/о первой квалификационной категории,
Переутверждение программы:
Программа рассмотрена на заседании методического совета ЩФ ГБПОУ МО «Красногорский колледж», протокол от «___»_________20____г. № _______ и переутверждена на 20___/20____уч.год. Зам.зав.ЩФ по учебной работе __________ Комарова А.В.
Программа рассмотрена на заседании методического совета ЩФ ГБПОУ МО «Красногорский колледж», протокол от «___»_________20____г. № _______ и переутверждена на 20___/20____уч.год. Зам.зав.ЩФ по учебной работе __________ Комарова А.В.
Программа рассмотрена на заседании методического совета ЩФ ГБПОУ МО «Красногорский колледж», протокол от «___»_________20____г. № _______ и переутверждена на 20___/20____уч.год. Зам.зав.ЩФ по учебной работе __________ Комарова А.В.
Программа рассмотрена на заседании методического совета ЩФ ГБПОУ МО «Красногорский колледж», протокол от «___»_________20____г. № _______ и переутверждена на 20___/20____уч.год. Зам.зав.ЩФ по учебной работе __________ Комарова А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ................................................. | 4 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............... | 7 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………... | 9 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………… | 12 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 230103.02 (09.01.03) Мастер по обработке цифровой информации, входящей в состав укрупненной группы 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии Оператор электронно-вычислительных машин.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные понятия: информация и информационные технологии;
технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;
периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.
Дополнительные знания и умения
Вариативная часть направлена на расширение и углубление подготовки, определяемой содержание обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Обучающийся в ходе освоения дополнительных знаний должен:
знать:
информационные процессы как основа информационных технологий;
понятие и структура информационного процесса;
взаимодействие информационных процессов в структуре информационной технологии;
назначение и структура графического интерфейса;
уметь:
кодировать информацию;
использовать инструментальные системы для разработки экспертных систем;
использовать прикладное и инструментальное программное обеспечение;
устанавливать различные типы драйверов;
выполнять инсталляцию и реанимацию операционной системы;
выполнять настройку устройств, системных служб, драйверов, дополнительных программ.
Выпускник, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выпускник, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Ввод и обработка цифровой информации.
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и видеоредакторов.
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
Хранение, передача и публикация цифровой информации.
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа-контент на различных съемных носителях информации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа-контент в сети Интернет.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, подготовка сообщений, докладов и рефератов, поиск информации в сети Интернет; подготовка к практическим занятиям и работам. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы информационных технологий»
Наименование тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых соответствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Введение | Техника безопасности. Цели и задачи данного курса. Введение в специальность. | 1 | ОК 1-7 |
Тема 1. Информация и информационные технологии | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1-7 ПК 1.1- .5 ПК 2.1-2.4 |
Практические занятия |
Информация, ее основные свойства. Формы представления данных | 1 |
Классификация информационных технологий по сферам применения. | 1 |
Технологии сбора, хранения, передачи, обработки информации | 1 |
Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам | 1 |
№ 1 Определение качественных и количественных характеристик информации | 2 |
Самостоятельная работа: Выполнение реферата на темы: Информационная технология. Информация, ее основные свойства. Формы представления данных. Этапы развития информационных технологий. Классификация информационных технологий по сферам применения. Информационные технологии, используемые при оформлении документов. Информационные технологии для хранения информации, организации доступа к ней и выполнения справочно-информационной работы. Технологии сбора, хранения, передачи, обработки информации. Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам. | 3 |
Тема 2. Общие сведения о компьютерах | Содержание учебного материала | 5 | ОК 1-7 ПК 1.1- .5 ПК 2.1-2.4 |
Практические занятия |
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение. | 1 |
Серверы и персональные компьютеры. Процессор. ОЗУ. Дисковая и видео подсистемы. | 1 |
Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы. Организация данных в ПК Классы программ. Серверное и клиентское ПО. | 1 |
№2 Средства информационных и коммуникационных технологий | 2 |
Самостоятельная работа: Составление кроссворда по теме: Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение. | 2 |
Тема 3. Операционные системы персонального компьютера | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-7 ПК 1.1- .5 ПК 2.1-2.4 |
Практические занятия |
Функции и назначение ОС | 1 |
Файлы, форматы файлов, файловые системы. Программы управления файлами. | 1 |
№3 Настройка и оптимизация рабочей среды графической ОС | 1 |
№4 Операции с папками и файлами | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовка презентации по теме: Операционные системы персонального компьютера | 6 |
Тема 4. Прикладные программы | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1-7 ПК 1.1- .5 ПК 2.1-2.4 |
Практические занятия |
№ 5 Создание документа в текстовом редакторе | 4 |
№ 6 Создание документа в табличном редакторе | 2 |
№ 7 Создание документа в редакторе презентаций | 2 |
№ 8 Создание документа в редакторе баз данных | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему: Сети и сетевые технологии | 3 |
Тема 5. Сети и сетевые технологии | Содержание учебного материала | 7 | ОК 1-7 ПК 1.1- .5 ПК 2.1-2.4 |
Практические занятия |
Понятие локальной сети Цели и характеристики локальной сети. Топология. Сетевая карта. Концентраторы и коммутаторы. Сетевая архитектура. Логическая структура. Протоколы. | 1 |
Поиск, пересылка информации в локальной сети. Общие сведения о глобальных сетях (Интернет). | 1 |
Адресация, доменные имена, протоколы передачи данных. Сеть WWW, гипертекстовое представление информации. Электронная почта. | 1 |
№9 Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей по заданным условиям | 1 |
№10 Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей по заданным условиям | 1 |
№11 Поиск и сохранение найденной информации по заданным условиям | 1 |
№12 Работа с электронной почтой по заданным условиям | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовка сообщения по теме: «Сети и сетевые технологии. | 3 |
Дифференцированный зачет | 1 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
проекционный экран;
принтер цветной лазерный;
принтер черно-белый струйный;
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
сервер;
блок питания;
источник бесперебойного питания;
наушники с микрофоном;
сканер;
колонки.
3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
Программное обеспечение:
текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;
текстовый редактор StarOffice Writer;
программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
звуковой редактор Cool Edit 2000;
растровый графический редактор StarOffice Image;
векторный графический редактор StarOffice Player;
мульмедийных презентаций StarOffice Impress;
проигрователь презентаций StarOffice Player;
программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления);
система управления базами данных StarOffice Base.
Информационное обеспечение обучения
3.4.1. Основная литература:
Е.В.Михеева Информационные технологии в профессионольной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2015
Е.В.Михеева Практикум по информатике, Издательский центр «Академия», Москва, 2015
М.Ю. Свиридова Информационные технологии в офисе, Издательский центр «Академия», Москва, 2015
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 511 с.: ил.
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 394 с.: ил.
3.4.2. Дополнительная литература
Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2016
Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2016
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2014
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2015.
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2014.
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2014.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2015.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2009.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2015.
Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2015.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2015.
3.4.3. Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
edu - "Российское образование" Федеральный портал
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
allbest - "Союз образовательных сайтов"
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
http://www.km.ru - Мультипортал
http://www.intuit.ru/ - Интернет-Университет Информационных технологий
http://claw.ru/ - Образовательный портал
http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
http://www.dreamspark.ru/ - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Работать с графическими операционными системами ПК: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера. | |
Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами; | |
Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок; | |
Знания: | |
Основные понятия: информация и информационные технологии; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление таблицы соответствия информации её свойствам, практическое занятие |
Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия |
Классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), сообщение по теме |
Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта) Групповой: заслушивание рефератов |
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта) Групповой: заслушивание рефератов |
Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема; | |
Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы; | |
Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами; | |
Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети; | |
Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие |
Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие |
Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические, задание по поиску информации в Интернете, пересылка информации по электронной почте |
Информационная безопасность: основные виды | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), Групповой: заслушивание рефератов. |
6