СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы информационных технологий"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы информационных технологий» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО,  входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника по профессии  230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы информационных технологий"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Калининский техникум агробизнеса»






Утверждаю

Директор ГАПОУ СО «КТА»

_________/_____________________/

ФИО

приказ № ___ от «___»_____ 20__ г


приказ № ___ от «___»_____ 20__г

приказ № ___ от «___»_____ 20__г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"


программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии технического профиля

название профиля

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

код и наименование профессии


на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования








Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20__ г.


протокол № ____от «__»_______20__ г.


протокол № ____от «__»_______20__ г.










2017




СОГЛАСОВАНО

зам. директора по учебной работе

_______________/Е.В. Пшеничникова/

«_______»_____________201___г.


_______________ /_________________/

«_______»_____________201___ г.


_______________ /_________________/

«_______»_____________201___ г.





Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. с учётом требований профессиональных стандартов: «Технический писатель» (Приказ Минтруда России N 612н от 8 сентября 2014 г.).


ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии ____________________

______________________________________


Протокол №__, дата «___»________201__ г.

Председатель

комиссии ________/____________________/


Протокол №__, дата «___»________201__ г.

Председатель

комиссии ________/____________________/


Протокол №__, дата «___»________201__ г.

Председатель

комиссии ________/____________________/



ОДОБРЕНО методическим советом лицея




Протокол №___ от «_____» __________2015 г.

Председатель _____________/______________/


Протокол №___ от «_____» __________2016 г.

Председатель _____________/______________/


Протокол №___ от «_____» __________2017 г.

Председатель _____________/______________/


Протокол №___ от «_____» __________2018 г.

Председатель _____________/______________/


Протокол №___ от «_____» __________2019 г.

Председатель _____________/______________/


Составители (авторы): Дидык Оксана Викторовна - преподаватель ГАПОУ СО «КТА», I-ой квалификационной категории.












СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. Пояснительная записка

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

16



18





  1. Пояснительная записка

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы информационных технологий

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы информационных технологий» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника по профессии

230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:

  • в программах профессиональной подготовки по профессии ОКПР 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»;

  • для эффективной организации индивидуального информационного пространства, автоматизации коммуникационной деятельности, эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;

  • в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

    2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера**;

  • работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами**;

  • работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок**;

  • создавать, настраивать, применять стили в документе с помощью текстового процессора*;

  • создавать информационно-поисковый аппарат документа с помощью текстового процессора*;

  • находить в Интернете источники информации по заданной теме*;

  • пользоваться ресурсами научно-технических библиотек и архивов*;

  • реферировать русскоязычные и англоязычные источники научно-технического характера*;

  • составлять научно-технический текст, придерживаясь композиционных и стилистических правил, присущих научно-техническому стилю*;

  • создавать информативные графические схемы*;

  • преобразовывать файлы графических схем из векторных форматов в растровые форматы*;

  • получать иллюстративные снимки экрана*;

  • наносить на снимок экрана поясняющие надписи и графические элементы*.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия: информация и информационные технологии**;

  • технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации**;

  • классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов**;

  • общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера**;

  • назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение**;

  • процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема**;

  • периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы**;

  • операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами**;

  • локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети**;

  • поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей**;

  • идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей**;

  • общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение**;

  • информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам**;

  • основные возможности современных текстовых процессоров*;

  • основные стандарты оформления текстовых документов*;

  • основы типографики и полиграфической культуры*;

  • информационно-справочный и информационно-поисковый аппарат документа*;

  • научно-технический стиль изложения и его особенности*;

  • основные разновидности научно-технических документов*;

  • основные стандарты оформления научно-технических отчетов*;

  • инструменты: текстовые процессоры, программы оптического распознавания символов, поисковые системы в Интернете*;

  • средства создания графических схем и их возможности*;

  • основные форматы графических файлов и особенности их использования*;

  • способы получения снимков экрана на разных аппаратно-программных платформах*;

  • программы для получения снимков экрана и их функциональные возможности*;

  • способы придания снимкам экрана большей иллюстративности*.


* -требования профстандарта

**- требования ФГОС СПО



    1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.





Наименование профессиональных компетенций

Наименование профессионального стандарта

Трудовые функции

ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование



ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей


А/01.4 Оформление технического документа в соответствии с заданным стандартом

А/02.4 Компоновка технического документа на основе предоставленных источников

ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

А/04.4 Подготовка графической схемы по заданному описанию или эскизу

ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.

А/05.4Подготовка снимков экрана компьютерной системы для включения в технический документ в качестве иллюстраций

ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

А/05.4Подготовка снимков экрана компьютерной системы для включения в технический документ в качестве иллюстраций

ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.


А/03.4 Разметка технического документа в соответствии с правилами заданного языка разметки

ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.


А/02.4 Компоновка технического документа на основе предоставленных источников

ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.

А/01.4 Оформление технического документа в соответствии с заданным стандартом


ПК 2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.

А/05.4Подготовка снимков экрана компьютерной системы для включения в технический документ в качестве иллюстраций





Код ОК

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


Работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к практическим занятиям и контрольным работам;

Подготовка сообщений, докладов и рефератов;


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы информационных технологий

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Техника безопасности. Цели и задачи данного курса. Введение в специальность.

0.5

1

Тема 1. Информация и информационные технологии

Содержание учебного материала

3,5+4(ср.р)


Информация, ее основные свойства. Формы представления данных. Классификация информационных технологий по сферам применения.

Технологии сбора и хранения информации. Способы обработки информации

Технологии передачи и представления информации. Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам

0,5

1

1

1

Практические занятия

1


№ 1 Определение качественных и количественных характеристик информации по заданным условиям. Определение количества информации с последующим преобразованием единиц измерения

1

Самостоятельная работа:

Составление таблицы соответствия информации её свойствам

Составление сообщения по одной из тем:

Гипертекстовые способы хранения и представления информации

Основные виды угроз.

Способы противодействия угрозам

4

Тема 2. Общие сведения о компьютерах

Содержание учебного материала

5+2(ср.р)


Поколения ЭВМ. Классификация компьютеров

Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение. Серверы и персональные компьютеры. Процессор. ОЗУ. Дисковая и видео подсистемы

Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы. Организация данных в ПК. Классы программ. Серверное и клиентское ПО.

1

1

1

1


1

Практические занятия

2


№1 Сравнение классификаций персональных компьютеров. Определение технических характеристик персонального компьютера

№2 Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств.

Правила включения, перезагрузки и выключения компьютера и периферийных устройств.

1



1

Самостоятельная работа:

Составление глоссария

2

Тема 3. Операционные системы персонального компьютера

Содержание учебного материала

4+2(ср.р)


Классификация программного обеспечения. Виды операционных систем

Файлы, форматы файлов, файловые системы. Программы управления файлами

1

1


2

Практические занятия

2


№1 Настройка и оптимизация рабочей среды графической ОС по

заданным условиям

Операции с папками и файлами по заданным условиям

№2 Работа со служебными программами операционной системы Windows

1

1

1

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям;

2

Тема 4. Прикладные программы

Содержание учебного материала

10+4(ср.р)


Текстовые редакторы.

Табличные редакторы

Редакторы презентаций

1

1

1


Редакторы баз данных

Техническая документация и файлы справок прикладных программ

1

2

Практические занятия

6


№ 1 Создание документа в текстовом редакторе по заданным условиям

№2 Создание текстового документа табличной формы

№3 Создание документа в табличном редакторе по заданным условиям

№4 Выполнение вычислений в Excel.


№5 Создание документа в редакторе презентаций по заданным условиям

№6 Создание документа в редакторе баз данных по заданным условиям

1

1

1

1

1

1

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям

Создание таблицы «горячих» клавиш по каждой программе

4

Тема 5. Сети и сетевые технологии

Содержание учебного материала

9+4(ср.р)


Понятие локальной сети Цели и характеристики локальной сети. Топология. Сетевая карта. Концентраторы и коммутаторы. Сетевая архитектура.

Логическая структура. Протоколы. Поиск, пересылка информации в локальной сети.

Общие сведения о глобальных сетях (Интернет). Адресация, доменные имена, протоколы передачи данных.

Сеть WWW, гипертекстовое представление информации. Электронная почта.

1

1

1

1

1



2

Практические занятия

5


№1 Настройка обозревателя MS Internet Explorer. Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей по заданным условиям

№2 Навигация в сети Интернет по гиперссылкам на Web-страницах. Работа с папкой Избранное. Сохранение рисунка с Web-страницы в файле

№3 Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей по заданным условиям. Работа с поисковой системой Rambler.

№4 Работа с электронной почтой по заданным условиям. Обмен информацией с помощью электронной почты. Способы создания новых электронных сообщений

№5 Основные приемы работы с программой Outlook

1

1

1

1

1

1

1

Самостоятельная работа:

Составление глоссария

Поиск в сети информации по заданным условиям и отправление преподавателю по электронной почте

4


ВСЕГО

32+16(ср.р)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»

Оборудование учебного кабинета:

  • Посадочные места по количеству обучающихся;

  • Рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • Компьютеры с лицензионным программным обеспечением на рабочем месте преподавателя и учащихся с выходом в Internet

  • мультимедийный проектор

  • Принтер, сканер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



Основные источники:

  • Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: учеб. пособие.-М.:ИД «Форум»,-ИНФРА-М, 2009

  • Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие.-М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2008

  • М.Ю. Свиридова Информационные технологии в офисе, Издательский центр «Академия», Москва, 2007

Дополнительные источники:

  1. Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008

  2. Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010

  3. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2008

  4. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.

  5. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

  6. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

  7. Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

  8. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.

  9. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.

  10. Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2007.

  11. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М: БИНОМ, 2001.

  12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. 2-е изд. – М: БИНОМ, 2005.

  13. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.

Ресурсы сети Internet

  • http://www.km.ru - Мультипортал

  • http://www.intuit.ru/ - Интернет-Университет Информационных технологий

  • http://claw.ru/ - Образовательный портал

  • http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия

  • http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов

  • http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна





































4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


Работать с графическими операционными системами ПК: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера.

  • Наблюдение при выполнении практических занятий.

  • Тестирование.

  • Практические занятия

Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;

  • Наблюдение при выполнении практических занятий.

  • Тестирование.

  • Практические занятия

Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;

  • Наблюдение при выполнении практических занятий.

  • Тестирование.

  • Практические занятия

  • Составленная таблица «горячих» клавиш по каждой программе

Знания:


Основные понятия: информация и информационные технологии;

  • Тестирование.

  • Практическое занятие

  • Таблица соответствия информации её свойствам

Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;

  • Тестирование.

  • Практические занятия

  • Контрольная работа

Классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;

  • Тестирование.

  • Сообщение по теме

Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;

  • Тестирование.


Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;

  • Тестирование.

  • Составленный глоссарий

Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;

  • Тестирование.


Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;

  • Тестирование.


Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;

  • Тестирование

  • Практические занятия

Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;

  • Тестирование

  • Контрольная работа Составленный глоссарий

Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;

  • Практическое занятие

Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей;

  • Практическое занятие


Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение;

  • Тестирование

  • Практические занятия Составленный глоссарий

  • Контрольная работа

  • Задание по поиску информации в Интернете, пересылка информации по электронной почте

Информационная безопасность: основные виды

  • Сообщение по теме























  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование темы

Кол-во часов

Теор. об

Практ. об


Введение

0,5


1

Информация и информационные технологии

2,5

1

2

Общие сведения о компьютерах

3

2

3

Операционные системы персонального компьютера

2

2

4

Прикладные программы

4

6

5

Сети и сетевые технологии

4

5


ИТОГО

16

16


ВСЕГО

32









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!