МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
| Утверждаю Директор ГАПОУ СО «КТА» _________/_____________________/ ФИО приказ № ___ от «___»_____ 20__ г приказ № ___ от «___»_____ 20__г приказ № ___ от «___»_____ 20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии технического профиля
название профиля
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
код и наименование профессии
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
протокол № ____от «__»_______20__ г.
протокол № ____от «__»_______20__ г.
2017
СОГЛАСОВАНО зам. директора по учебной работе _______________/Е.В. Пшеничникова/ «_______»_____________201___г. _______________ /_________________/ «_______»_____________201___ г. _______________ /_________________/ «_______»_____________201___ г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. с учётом требований профессиональных стандартов: «Технический писатель» (Приказ Минтруда России N 612н от 8 сентября 2014 г.). |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии ____________________ ______________________________________ Протокол №__, дата «___»________201__ г. Председатель комиссии ________/____________________/ Протокол №__, дата «___»________201__ г. Председатель комиссии ________/____________________/ Протокол №__, дата «___»________201__ г. Председатель комиссии ________/____________________/ | ОДОБРЕНО методическим советом лицея Протокол №___ от «_____» __________2015 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2016 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2017 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2018 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2019 г. Председатель _____________/______________/ |
Составители (авторы): Дидык Оксана Викторовна - преподаватель ГАПОУ СО «КТА», I-ой квалификационной категории. |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- Пояснительная записка
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 8 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| 16
18 |
Пояснительная записка
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы информационных технологий
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы информационных технологий» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника по профессии
230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
в программах профессиональной подготовки по профессии ОКПР 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»;
для эффективной организации индивидуального информационного пространства, автоматизации коммуникационной деятельности, эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;
в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера**;
работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами**;
работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок**;
создавать, настраивать, применять стили в документе с помощью текстового процессора*;
создавать информационно-поисковый аппарат документа с помощью текстового процессора*;
находить в Интернете источники информации по заданной теме*;
пользоваться ресурсами научно-технических библиотек и архивов*;
реферировать русскоязычные и англоязычные источники научно-технического характера*;
составлять научно-технический текст, придерживаясь композиционных и стилистических правил, присущих научно-техническому стилю*;
создавать информативные графические схемы*;
преобразовывать файлы графических схем из векторных форматов в растровые форматы*;
получать иллюстративные снимки экрана*;
наносить на снимок экрана поясняющие надписи и графические элементы*.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия: информация и информационные технологии**;
технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации**;
классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов**;
общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера**;
назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение**;
процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема**;
периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы**;
операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами**;
локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети**;
поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей**;
идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей**;
общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение**;
информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам**;
основные возможности современных текстовых процессоров*;
основные стандарты оформления текстовых документов*;
основы типографики и полиграфической культуры*;
информационно-справочный и информационно-поисковый аппарат документа*;
научно-технический стиль изложения и его особенности*;
основные разновидности научно-технических документов*;
основные стандарты оформления научно-технических отчетов*;
инструменты: текстовые процессоры, программы оптического распознавания символов, поисковые системы в Интернете*;
средства создания графических схем и их возможности*;
основные форматы графических файлов и особенности их использования*;
способы получения снимков экрана на разных аппаратно-программных платформах*;
программы для получения снимков экрана и их функциональные возможности*;
способы придания снимкам экрана большей иллюстративности*.
* -требования профстандарта
**- требования ФГОС СПО
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
Наименование профессиональных компетенций | Наименование профессионального стандарта |
Трудовые функции |
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование | |
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей | А/01.4 Оформление технического документа в соответствии с заданным стандартом А/02.4 Компоновка технического документа на основе предоставленных источников |
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы. | А/04.4 Подготовка графической схемы по заданному описанию или эскизу |
ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов. | А/05.4Подготовка снимков экрана компьютерной системы для включения в технический документ в качестве иллюстраций |
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования. | А/05.4Подготовка снимков экрана компьютерной системы для включения в технический документ в качестве иллюстраций |
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. | А/03.4 Разметка технического документа в соответствии с правилами заданного языка разметки |
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети. | А/02.4 Компоновка технического документа на основе предоставленных источников |
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации. | А/01.4 Оформление технического документа в соответствии с заданным стандартом |
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет. | А/05.4Подготовка снимков экрана компьютерной системы для включения в технический документ в качестве иллюстраций |
Код ОК | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к практическим занятиям и контрольным работам; Подготовка сообщений, докладов и рефератов; | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы информационных технологий
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Техника безопасности. Цели и задачи данного курса. Введение в специальность. | 0.5 | 1 |
Тема 1. Информация и информационные технологии | Содержание учебного материала | 3,5+4(ср.р) | |
Информация, ее основные свойства. Формы представления данных. Классификация информационных технологий по сферам применения. Технологии сбора и хранения информации. Способы обработки информации Технологии передачи и представления информации. Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам | 0,5 1 1 | 1 |
Практические занятия | 1 | |
№ 1 Определение качественных и количественных характеристик информации по заданным условиям. Определение количества информации с последующим преобразованием единиц измерения | 1 |
Самостоятельная работа: Составление таблицы соответствия информации её свойствам Составление сообщения по одной из тем: Гипертекстовые способы хранения и представления информации Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам | 4 |
Тема 2. Общие сведения о компьютерах | Содержание учебного материала | 5+2(ср.р) | |
Поколения ЭВМ. Классификация компьютеров Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение. Серверы и персональные компьютеры. Процессор. ОЗУ. Дисковая и видео подсистемы Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы. Организация данных в ПК. Классы программ. Серверное и клиентское ПО. | 1 1 1 1 | 1 |
Практические занятия | 2 | |
№1 Сравнение классификаций персональных компьютеров. Определение технических характеристик персонального компьютера №2 Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств. Правила включения, перезагрузки и выключения компьютера и периферийных устройств. | 1
1 |
Самостоятельная работа: Составление глоссария | 2 |
Тема 3. Операционные системы персонального компьютера | Содержание учебного материала | 4+2(ср.р) | |
Классификация программного обеспечения. Виды операционных систем Файлы, форматы файлов, файловые системы. Программы управления файлами | 1 1 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
№1 Настройка и оптимизация рабочей среды графической ОС по заданным условиям Операции с папками и файлами по заданным условиям №2 Работа со служебными программами операционной системы Windows | 1 1 1 |
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям; | 2 |
Тема 4. Прикладные программы | Содержание учебного материала | 10+4(ср.р) | |
Текстовые редакторы. Табличные редакторы Редакторы презентаций | 1 1 1 | |
Редакторы баз данных Техническая документация и файлы справок прикладных программ | 1 | 2 |
Практические занятия | 6 | |
№ 1 Создание документа в текстовом редакторе по заданным условиям №2 Создание текстового документа табличной формы №3 Создание документа в табличном редакторе по заданным условиям №4 Выполнение вычислений в Excel. №5 Создание документа в редакторе презентаций по заданным условиям №6 Создание документа в редакторе баз данных по заданным условиям | 1 1 1 1 1 1 |
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям Создание таблицы «горячих» клавиш по каждой программе | 4 |
Тема 5. Сети и сетевые технологии | Содержание учебного материала | 9+4(ср.р) | |
Понятие локальной сети Цели и характеристики локальной сети. Топология. Сетевая карта. Концентраторы и коммутаторы. Сетевая архитектура. Логическая структура. Протоколы. Поиск, пересылка информации в локальной сети. Общие сведения о глобальных сетях (Интернет). Адресация, доменные имена, протоколы передачи данных. Сеть WWW, гипертекстовое представление информации. Электронная почта. | 1 1 1 1 1 |
2 |
Практические занятия | 5 | |
№1 Настройка обозревателя MS Internet Explorer. Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей по заданным условиям №2 Навигация в сети Интернет по гиперссылкам на Web-страницах. Работа с папкой Избранное. Сохранение рисунка с Web-страницы в файле №3 Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей по заданным условиям. Работа с поисковой системой Rambler. №4 Работа с электронной почтой по заданным условиям. Обмен информацией с помощью электронной почты. Способы создания новых электронных сообщений №5 Основные приемы работы с программой Outlook | 1 1 1 1 1 1 1 |
Самостоятельная работа: Составление глоссария Поиск в сети информации по заданным условиям и отправление преподавателю по электронной почте | 4 |
| ВСЕГО | 32+16(ср.р) |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: учеб. пособие.-М.:ИД «Форум»,-ИНФРА-М, 2009
Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие.-М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2008
М.Ю. Свиридова Информационные технологии в офисе, Издательский центр «Академия», Москва, 2007
Дополнительные источники:
Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008
Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2008
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2007.
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М: БИНОМ, 2001.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. 2-е изд. – М: БИНОМ, 2005.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.
Ресурсы сети Internet
http://www.km.ru - Мультипортал
http://www.intuit.ru/ - Интернет-Университет Информационных технологий
http://claw.ru/ - Образовательный портал
http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Работать с графическими операционными системами ПК: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера. | |
Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами; | |
Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок; | |
Знания: | |
Основные понятия: информация и информационные технологии; | |
Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации; | Тестирование. Практические занятия Контрольная работа |
Классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов; | Тестирование. Сообщение по теме |
Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера; | |
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение; | Тестирование. Составленный глоссарий |
Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема; | |
Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы; | |
Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами; | Тестирование Практические занятия |
Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети; | |
Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей; | |
Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей; | |
Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение; | Тестирование Практические занятия Составленный глоссарий Контрольная работа Задание по поиску информации в Интернете, пересылка информации по электронной почте |
Информационная безопасность: основные виды | |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
Теор. об | Практ. об |
| Введение | 0,5 | |
1 | Информация и информационные технологии | 2,5 | 1 |
2 | Общие сведения о компьютерах | 3 | 2 |
3 | Операционные системы персонального компьютера | 2 | 2 |
4 | Прикладные программы | 4 | 6 |
5 | Сети и сетевые технологии | 4 | 5 |
| ИТОГО | 16 | 16 |
| ВСЕГО | 32 |