СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Химия. 7класс. Пропедевтический курс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это программа  вводного курса по химии. 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Химия. 7класс. Пропедевтический курс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №12 г. Химки



«Рассмотрено»

на заседании кафедры

учителей ________________________

Руководитель кафедры

___________/___________

Протокол №___от «__»___2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Лицей №12

___________/___________

«__»___2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Лицей №12

___________/Л.В.Нестеренко

Приказ №___от «__»___2015г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА





Мурашова Ольга Васильевна

учитель химии

по ХИМИИ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

7А, 7Б, 7В классы.













2015-2016 учебный год.







Пояснительная записка.



Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна.

При разработке программы ориентация ставилась на то, что пропедевтический курс не предусмотрен федеральным базовым учебным планом, и инициатива вести его у нас в лицее поддерживается руководством и осуществляется за счет школьного компонента.

Пропедевтический курс химии является несистематическим курсом. Авторы курса при конструировании своего курса не включали в него системные знания основного курса химии, предусмотренного стандартом химического образования для основной школы.

Рассчитана программа на 68 часов(2 часа в неделю).

Основные цели и задачи курса:

  • подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;

  • разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;

  • сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

  • отработать те предметные знания и умения (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;

  • рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становле­ния и развития химии;

  • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».













Содержание курса.

Пропедевтический курс химии состоит из шести тем:

Первая тема «Химия в центре естествознания» актуализирует химические знания учащихся, полученные при изучении естествознания, биологии, географии. Это уменьшает психологическую нагрузку, возникающую с появлением в 8-м классе нового предмета, позволяет заменить связанные с этим тревожные ожидания на положительные эмоции встречи со старым знакомым. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому здесь рассматриваются такие понятия как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Для отработки практических умений учащихся выбраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы. Они известны им по начальному курсу естествознания и другим естественным дисциплинам: ознакомление с несложным лабораторным оборудованием (устройство штатива, нагревательных приборов, химической посуды, которую они применяли ранее), проведение простейших операций с оборудованием и веществами (правила нагревания, фиксация результатов наблюдения и их анализ и т. д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям безопасности при его выполнении и включает ушедшие ныне из практики обучения химии продолжительные по времени экспериментальные работы (выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов).

Вторая тема курса «Математика в химии» позволяет отработать расчетные умения, столь необходимые при решении химических задач, в первую очередь на нахождение части целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). Округление до целого. Наименьшее общее кратное. Порядок действий в математическом выражении. Как видно, внимание обращается не столько на химию, сколько на математику.





Третья тема «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, полученные на уроках по другим предметам, готовит их к изучению химического процесса на следующей ступени обучения.

Четвертая тема «Химические уравнения» включает интересные сведения об отдельных веществах и некоторых химических реакциях.

Пятая тема «Кислород. Оксиды Валентность» знакомит учащихся с составом воздуха. Ученики начинают самостоятельно составлять формулы сложных веществ по валентности. Следовательно, происходит переход от заучивания химии к её пониманию. В этой теме знакомимся с первым классом сложных веществ.

Шестая тема « Водород. Кислоты. Соли» даёт возможность познакомиться с представителями ещё двух классов сложных веществ.

Изучение предлагаемого курса предусматривает повышение доли самостоятельной работы учащихся. Это проведение домашнего химического эксперимента, обсуждение его результатов. Подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, выбор объекта для подготовки сообщения или проекта и др. Курс направлен на развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.



























ПРОГРАММА КУРСА

(2 ч в неделю; всего 68 ч.)

Тема 1. Химия в центре естествознания (18 ч)

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.

Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Модели в биологии. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).

Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и ин­формация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.

Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфир­ных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

Демонстрации. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, лабораторная посуда из стекла). Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого и сернистого газов, метана. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. Три агрегатных состояния воды. Коллекция минералов Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная ре­акция на известковую воду.

Лабораторные работы. Минералы и горные породы.

Качественные реакции.

Практические работы: 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории). 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами.















Тема 2. Математические расчеты в химии (14 ч)

Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.

Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ). Жидкие смеси (нефть). Твердые смеси (горные породы, синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.

Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.

Демонстрации. 1. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. 2. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 3. Диаграмма объемного состава воздуха. 4. Диаграмма объемного состава природного газа. 5. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.

Практические работы: 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.





Тема 3. Явления, происходящие с веществами (9 ч)

Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.

Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.

Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в вещества другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа.

Демонстрации. 1. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. 2. Фильтрование. 3. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 4. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 5. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — оксид марганца(IV)). 6.Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щело­чи кислотой. 7. Взаимодействие растворов перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия. 8. Получение осадка гидроксида меди (П) или гидроксида железа (Ш) реакцией обмена. 9. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. 10. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.

Практические работы: 4. (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли. 5. Очистка поваренной соли.





Тема 4. Химические уравнения (7ч)

Закон сохранения массы вещества. Уравнение химической реакции. Коэффициент. Составление уравнений химических реакций. Основные типы химических реакций: соединение, замещение, разложение, обмен.

Тема 5. Кислород. Оксиды. Валентность (10 ч)

Кислород, его распространённость в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и промышленности, применение. Оксиды металлов и неметаллов. Валентность. Составление формул по валентности. Воздух - смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие об инертных газах. Горение простых и сложных веществ в кислороде. Строение пламени, температура воспламенения. Медленное окисление. Понятие об аллотропии. Озон-аллотропная модификация кислорода.

Практические работы: 6. Получение и свойства кислорода.



Тема 6. Водород. Кислоты. Соли (10ч)

Водород, его распространённость в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение. Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту.























Результаты подготовки учащихся.

Предметные результаты обучения: учащиеся должны знать знаки некоторых химических элементов, важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.

Метапредметные результаты обучения: Учащиеся должны уметь называть некоторые химические элементы и соединения изученных классов. Должны объяснять отличия физических явлений от химических явлений; характеризовать способы разделения смесей, признаки химических реакций; составлять рассказы об ученых, об элементах и веществах; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций; вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные результаты обучения: учащиеся должны иметь навыки безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс