ХИМИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы .
Курс рассчитан на 35 часов - это 1 час в неделю.
Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее, термин «химия окружающей среды» вскользь упоминается в таких темах, как «Кислород», «Металлургия», «Химия элементов и их соединения» и т. д.
Учебный и вспомогательный материалы - лекции учителя, дидактический материал, справочная литература, фонд кабинета химии, сборники задач.
Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий. Эти формы работы призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.
Предпочтительные виды деятельности - самостоятельная исследовательская работа, создание проектов защиты окружающей среды и реферативные работы.
2/3 части курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ.
Критериями, позволяющими педагогу и ученику оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях - участие в семинарах.
Динамика интереса к изучаемому курсу будет фиксироваться преподавателем методом анкетирования и тестирования.
Изучение данного курса завершается для учащихся зачетом. Итоговая форма отчетности - реферативная работа или проект по выбору учащихся.
Цели курса:
- через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате воздействия «химии» окружающей среды;
- выявить возможность посильного участия учащихся в охране природы; способствовать формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах;
- на основе личного опыта учащихся помочь сформулировать представление о характере профессионального труда (химик-лаборант широкого профиля).
Задачи курса:
- выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному выбору трудового пути и созданию основы последующей профессиональной подготовки;
- осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным содержанием;
- формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средства расширения политехнического кругозора;
- оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Структура курса:
- Теоретический блок (лекции, семинары) - 15 часов.
- Экспериментальный блок (лабораторный практикум) – 7 часов.
Блок решения расчетных задач с экологическим и производственным содержанием - 4 часа.
- Защита проектов или рефератов - 3 часа.