Администрация МО «Городской округ Ногликский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Вал
«Рекомендована ШМО учителей развивающего цикла: Технология. ИЗО, МХК, Физическая культура, Музыка. Протокол №_____ от «___» _________20__г. | | «Утверждаю» Директор школы: _________ /Шаповал Н.В./. Приказ №______ от «___» _________20__г. |
Рабочая программа
кружка ДПИ
Составитель: Николаева Н.Н.
Пояснительная записка
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Что же понимается под творческими способностями?
В энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Планирую так работу кружка, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, с бумагой и картоном, цветными нитками, папье-маше, освоили новую технику -плетение из газетных трубочек.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка рассчитана на детей с 8-12 лет. Группа работает 1 раза в неделю по 2 часа (через неделю) - 48 часов. Практические занятия составляют большую часть программы.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание;
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоят новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы • Составление альбома лучших работ на персональном сайте педагога.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Участие в школьных конкурсах.
-Участие во Всероссийских конкурсах.
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа рассчитана на 1 год.
1. Работа с природным материалом.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Папье – маше.
.
Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
3.Декупаж.
Декупаж -это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.
В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу ,чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.
4. Плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.
Учебно– тематический план
кружка
№ | Тема | Количество часов |
-
| Работа с природным материалом | 8 |
-
| Папье – маше. | 12 |
-
| Декупаж. | 6 |
-
| Плетение из газетных трубочек. | 22 |
| Всего | 48 |
| | |
| | |
Тематическое планирование кружка
№ п/п | Тема | Теоретические занятия | Виды практич. деятельн. | Кол-во часов | Дата | Прим. | |
Работа с природным материалом – 8 часов | |
| «Чем мы будем заниматься на кружке?» | Вступительная беседа | Сбор природного материала | 1 | | | |
| Панно «Чудеса из леса». | | Аппликация из листьев | 2 | | | |
| "Осенний букет" | Мастер класс в презентации. | Составление цветов из кленовых листьев | 1 | | | |
| "Сова" | | Работа с шишками | 2 | | | |
| "Дружная семейка на прогулке" | | Самостоятельное составление композиции | 2 | | | |
Папье – маше - 12 часов | |
| Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории… | Беседа с показом изделий из папье – маше. | Блюдце, чашка, тарелка (по выбору детей) | 2 | | | |
| Блюдце, чашка, тарелка. | | Грунтовка водоэмульсионной краской. | 2 | | | |
| Блюдце, чашка, тарелка | | Раскрашивание изделий акриловыми красками | 2 | | | |
| Блюдце, чашка, тарелка | | Оклеивание формы слоями из обрывков бумаги. | 2 | | | |
| Блюдце, чашка, тарелка | | Получение фигуры путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов | 2 | | | |
| Блюдце, чашка, тарелка | | Приемы смешивания гуашевых красок и водоэмульсион ной краски. | 2 | | | |
Декупаж - 6 часов. | |
| Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж». | Мастер классы по декупажу. | | 2 | | | |
| Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой. | | Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка) | 2 | | | |
| Понятие цветового круга и правилах смешивания красок. Составление палитры к выбранному изображению Работа с темной и светлой поверхностями | | Декупаж на двух небольших досочках | 2 | | | |
| Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи) | | Декупаж на свече Декупаж на баночке. Декупаж на стеклянной вазе. | 2 | | | |
| Понятие обратного декупажа | Показ презентации «Обратный декупаж» | Декупаж на стеклянной тарелке | 1 | | | |
| Обратный декупаж на стеклянной тарелке с декупажной картой. | | Создание многоцветного фона методом тампонирования | 2 | | | |
| Понятие об объемном декупаже. | Презентация «Декупаж с применением 3Д геля». | 3Д декупаж с применение различных самозатвердевающих масс. | 1 | | | |
| Одношаговый кракелюр. Понятие. | Знакомство с ассортиментом и особенностями при прямом и обратном декупаже. | Работа на выбор на стеклянной тарелке или на деревянной заготовке под часы (часовой механизм приобретается отдельно). | 1 | | | |
| Финишная отделка | | Лакирование изделия. | 2 | | | |
| Декупажные карты, двухшаговый кракелюр. | Приемы работы с декупажными картами | Декорирование деревянной шкатулки, процесс создания трещин в технике двухшагового кракелюра. | 1 | | | |
Плетение из газетных трубочек - 22 часа. | |
| Освоение техники. | МК по скручиванию газетных трубочек. | Скручивание трубочек из газет двумя способами. | 2 | | | |
| Скручивание трубочек | | | 8 | | | |
| Плетение корзины. | МК | Плетение основы корзины | 4 | | | |
| Плетение корзины. | | Плетение корзины, плетение ручки | 6 | | | |
| Плетение корзины. | | Покраска изделия | 2 | | | |
| |
Список литературы.
1. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 2009.
2. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М.,2001
3. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
4. Книга серии «Основы художественного ремесла» Геннадия Федотова - Послушная глина. Москва «АСТ - ПРЕСС»1999 г.;
5. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой - Соленое тесто
Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.;
6.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.
7. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1999.
8. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.