Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического заместитель директора директор МОУ «Октябрьский лицей»
объединения учителей по УВР Г.В. Прокофьева В.В.Зиновьев
начальных классов ___________________ ___________________
руководитель МО
Н.П.Погудина
_________________
Программа внеурочной деятельности
по художественно – эстетическому направлению
в 2а классе
«Город мастеров»
Составитель: Погудина Надежда Павловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2016 – 2017
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Город мастеров» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования и рассчитана на работу с детьми 6-10 лет.
Рабочая программа рассчитана на 66 часа в 1 классе и 68 часа во 2-4 классах.
Количество часов в неделю – 2.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Основные содержательные линии.
С учетом специфики данного кружка в рабочей программе выделены две содержательные линии, которые дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий в технике оригами».
Основные принципы работы программы:
Любое взаимодействие между педагогом и ребенком строится на принципах равноправия, доступности, последовательности, системности, сочетания в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы, в уважении друг к другу, исключение авторитарных форм воздействия.
К эффективным условиям работы по программе относятся:
1. Построение учебного процесса на основе гуманизации и демократизации образовательного процесса.
Педагог учитывает индивидуально-психологические особенности личности, ее опыт, а также объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности деятельностью.
2.Создание практической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха.
Творческое начало создается при наличии таких условий как:
– ведущий вид воспитательных взаимодействий и отношений — сотворчество;
– положительная мотивация, вариативность путей организации усвоения программного материала с учетом индивидуальных способностей обучающихся;
– приоритет целостности восприятия, отношения, оценка самого себя и другого человека.
Воспитательная работа
Важное место в образовательном процессе отводится воспитательной работе.
Цель воспитательной работы
– создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
– изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;
– воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
– воспитывать бережное отношение к природе;
– создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности учащегося;
– развивать творческую деятельность;
– развивать активную жизненную позицию ребенка.
Система занятий предусматривает:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;
– взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, Помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.
Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Планируемые результаты:
Универсальные Учебные Действия:
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Познавательные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обработка информации;
– оценка информации;
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– установление причинно-следственных связей;
– обобщение;
– построение рассуждения.
Регулятивные:
–преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– предвосхищать результат;
– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– использовать установленные правила в контроле способа решения;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
Коммуникативные:
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
К концу обучения обучающиеся должны
знать:
что такое оригами
историю возникновения оригами
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
название, приемы складывания модулей
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
уметь:
подбирать бумагу нужного цвета
выполнять разметку листа бумаги
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
собирать игрушки – «оригамушки
составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
выполнять операции по обработке бумаги: складывание, вырезание, конструирование
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
Основное содержание программы во 2 год обучения (68часа):
– Вводные занятия – 4 часа.
– Базовая форма «Птица» – 8 часа.
– Базовая форма «Лягушка» – 6 часа.
– Многоугольники – 10 часов.
– Цветы для мамы – 10часов.
– Базовая форма «Модульное оригами» – 26 часов.
– Выставка работ учащихся. Составление альбома лучших работ — 2 часа.
– Резерв – 2 часа
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Тематическое планирование 2 год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата занятия |
1 | Вводное занятие. Базовые формы. Условные обозначения. | 1 | |
2 | Вводное занятие. Базовые формы. Условные обозначения. | 1 | |
3 | Базовая форма «Птица» «Журавлик машущий крыльями» | 2 | |
4 | Базовая форма «Птица» «Дракон» | 2 | |
5 | Базовая форма «Птица» «Ворона» | 2 | |
6 | Базовая форма «Птица» «Гусь» | 2 | |
7 | Базовая форма «Лягушка» «Слоненок» | 2 | |
8 | Базовая форма «Лягушка» «Объемный цветок Ирис» | 2 | |
9 | Базовая форма «Лягушка» «Букет Ирисов» | 2 | |
10 | Базовая форма «Многоугольники» «Цветочный шар 1» | 2 | |
11 | Базовая форма «Многоугольники» «Цветочный шар 2» | 2 | |
12 | Новогодние игрушки. «Бантик 1,2» | 2 | |
13 | Новогодние игрушки. «Колокольчик» | 2 | |
14 | Новогодние игрушки. «Ангел» | 2 | |
15 | Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. | 2 | |
16 | Цветы для мамы. «Тюльпаны» | 2 | |
17 | Цветы для мамы. «Колокольчики» | 2 | |
18 | Цветы для мамы. «Игольчатая астра» | 2 | |
19 | Цветы для мамы. «Космея» | 2 | |
20 | Цветы для мамы. «Фуксия» | 2 | |
21 | Модульное оригами. Знакомство с модулями. | 1 | |
22 | Модульное оригами. «Венок» | 2 | |
23 | Модульное оригами. «Солнце» | 2 | |
24 | Модульное оригами. «Ёлочка» | 4 | |
25 | Базовая форма «Модуль1» | 1 | |
26 | Базовая форма «Модуль2» | 1 | |
27 | Базовая форма «Модуль3» | 1 | |
28 | Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей» | 2 | |
29 | Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей» | 2 | |
30 | Модульное оригами. Куб из модулей «Сонобе» | 2 | |
31 | Модульное оригами. Куб из модулей «Пирамида» | 2 | |
32 | Модульное оригами. Многомодульные сферы. | 4 | |
33 | Модульное оригами. Многомодульные сферы. | 4 | |
34 | Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. | 2 | |
| | | |
Общий план занятий:
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
• безопасности.
• 3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
• схемы: «Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами
Учебные столы и стулья Выставочные стенды Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия Схемы складывания изделий Журналы и книги по оригами Альбом для лучших работ Конверты для незаконченных работ Белая бумага Цветная бумага тонкая Цветная бумага плотная Двухсторонняя цветная бумага Цветной картон | |
Литература на основе которой составлена программа:
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007
Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004
Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 1996.
Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 1996.
Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.
Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
Т.Б. СержантоваОригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.
Т.Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора директор МОУ «Октябрьский лицей»
по УВР Г.В. Прокофьева В.В.Зиновьев
___________________ ___________________
Кружок «Город мастеров»
График работы
День недели | Время |
Пятница | - |
Список учащихся
| Ф.И.О. |
| Берест Олег Андреевич |
| Борщева Полина Николаевна |
| Бугаев Артем Сергеевич |
| Васина Александра Сергеевна |
| Великанов Денис Александрович |
| Галяцкая Ксения Сергеевна |
| Горбатиков Матвей Сергеевич |
| Давыдюк Дмитрий Алексеевич |
| Каширина Виктория Сергеевна |
| Лобынцев Тимофей Михайлович |
| Павлиашвили Арсений Гивиевич |
| Петросян Елена Артуровна |
| Полубкова Анна Константиновна |
| Сарангова Оксана Евгеньевна |
| Стрельцова Софья Константиновна |
| Уксусов Данил Денисович |
| Хохлова Елизавета Андреевна |
| Щёголева Ева Дмитриевна |
| Хайрова Мария Эльдаровна |
23