СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Город мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Рабочая программа  кружка «Город мастеров» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.Рабочая программа  кружка «Город мастеров» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Город мастеров"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического заместитель директора директор МОУ «Октябрьский лицей»

объединения учителей по УВР Г.В. Прокофьева В.В.Зиновьев

начальных классов ___________________ ___________________

руководитель МО

Н.П.Погудина

_________________





Программа внеурочной деятельности

по художественно – эстетическому направлению

в 2а классе

«Город мастеров»









Составитель: Погудина Надежда Павловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


















2016 – 2017

учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Город мастеров» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования и рассчитана на работу с детьми 6-10 лет.

Рабочая программа рассчитана на 66 часа в 1 классе и 68 часа во 2-4 классах.

Количество часов в неделю – 2.

Задачи программы:
Обучающие

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.


Основные содержательные линии.

С учетом специфики данного кружка в рабочей программе выделены две содержательные линии, которые дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий в технике оригами».


Основные принципы работы программы:

Любое взаимодействие между педагогом и ребенком строится на принципах равноправия, доступности, последовательности, системности, сочетания в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы, в уважении друг к другу, исключение авторитарных форм воздействия.

К эффективным условиям работы по программе относятся:

1. Построение учебного процесса на основе гуманизации и демократизации образовательного процесса.

Педагог учитывает индивидуально-психологические особенности личности, ее опыт, а также объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности деятельностью.

2.Создание практической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха.

Творческое начало создается при наличии таких условий как:

– ведущий вид воспитательных взаимодействий и отношений — сотворчество;

– положительная мотивация, вариативность путей организации усвоения программного материала с учетом индивидуальных способностей обучающихся;

– приоритет целостности восприятия, отношения, оценка самого себя и другого человека.


Воспитательная работа

Важное место в образовательном процессе отводится воспитательной работе.

Цель воспитательной работы

– создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

– изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;

– воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);

– воспитывать бережное отношение к природе;

– создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности учащегося;

– развивать творческую деятельность;

– развивать активную жизненную позицию ребенка.

Система занятий предусматривает:

– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;

– взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;

– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;

– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;

– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, Помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.

Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.


Планируемые результаты:

Универсальные Учебные Действия:

Личностные:

– осознание ответственности человека за общее благополучие,

– осознание своей этнической принадлежности,

– гуманистическое сознание,

– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,

– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,

– ценностное отношение к природному миру,

– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Познавательные:

– использовать общие приёмы решения задач;

– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

– моделировать;

– обработка информации;

– оценка информации;

– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

– установление причинно-следственных связей;

– обобщение;

– построение рассуждения.

Регулятивные:

–преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

– составлять план и последовательность действий;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

– предвосхищать результат;

– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– использовать установленные правила в контроле способа решения;

– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .

Коммуникативные:

– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– определять общую цель и пути ее достижения;

– осуществлять взаимный контроль;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;

– строить понятные для партнёра высказывания;

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.


К концу обучения обучающиеся должны

знать:

  • что такое оригами

  • историю возникновения оригами

  • основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

  • название, приемы складывания модулей

  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы

уметь:

  • подбирать бумагу нужного цвета

  • выполнять разметку листа бумаги

  • пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами

  • собирать игрушки – «оригамушки

  • составлять композицию из готовых поделок

  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

  • анализировать образец, анализировать свою работу

  • выполнять операции по обработке бумаги: складывание, вырезание, конструирование


Формы подведения итогов реализации программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,

Основное содержание программы во 2 год обучения (68часа):

– Вводные занятия – 4 часа.

– Базовая форма «Птица» – 8 часа.

– Базовая форма «Лягушка» – 6 часа.

– Многоугольники – 10 часов.

– Цветы для мамы – 10часов.

– Базовая форма «Модульное оригами» – 26 часов.

– Выставка работ учащихся. Составление альбома лучших работ — 2 часа.

– Резерв – 2 часа



Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги

• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

Тематическое планирование 2 год обучения


Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

занятия

1

Вводное занятие. Базовые формы. Условные обозначения.

1


2

Вводное занятие. Базовые формы. Условные обозначения.

1


3

Базовая форма «Птица» «Журавлик машущий крыльями»

2


4

Базовая форма «Птица» «Дракон»

2


5

Базовая форма «Птица» «Ворона»

2


6

Базовая форма «Птица» «Гусь»

2


7

Базовая форма «Лягушка» «Слоненок»

2


8

Базовая форма «Лягушка» «Объемный цветок Ирис»

2


9

Базовая форма «Лягушка» «Букет Ирисов»

2


10

Базовая форма «Многоугольники» «Цветочный шар 1»

2


11

Базовая форма «Многоугольники» «Цветочный шар 2»

2


12

Новогодние игрушки. «Бантик 1,2»

2


13

Новогодние игрушки. «Колокольчик»

2


14

Новогодние игрушки. «Ангел»

2


15

Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ.

2


16

Цветы для мамы. «Тюльпаны»

2


17

Цветы для мамы. «Колокольчики»

2


18

Цветы для мамы. «Игольчатая астра»

2


19

Цветы для мамы. «Космея»

2


20

Цветы для мамы. «Фуксия»

2


21

Модульное оригами. Знакомство с модулями.

1


22

Модульное оригами. «Венок»

2


23

Модульное оригами. «Солнце»

2


24

Модульное оригами. «Ёлочка»

4


25

Базовая форма «Модуль1»

1


26

Базовая форма «Модуль2»

1


27

Базовая форма «Модуль3»

1


28

Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей»

2


29

Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей»

2


30

Модульное оригами. Куб из модулей «Сонобе»

2


31

Модульное оригами. Куб из модулей «Пирамида»

2


32

Модульное оригами. Многомодульные сферы.

4


33

Модульное оригами. Многомодульные сферы.

4


34

Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ.

2







Общий план занятий:

1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на

инструменты и материалы, лежащие на парте).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);

• повторение действий прошлого занятия;

• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники

• безопасности.

• 3. Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

• показ образца;

• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

• повторение правил техники безопасности.

4. Практическая часть:

• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

• схемы: «Что здесь делаю?»);

• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплекс

I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами

  • Учебные столы и стулья

  • Выставочные стенды

  • Инструкционные карты,
    демонстрирующие
    процесс складывания изделия

  • Схемы складывания изделий

  • Журналы и книги по оригами

  • Альбом для лучших работ

  • Конверты для незаконченных работ

  • Белая бумага

  • Цветная бумага тонкая

  • Цветная бумага плотная

  • Двухсторонняя цветная бумага

  • Цветной картон

  • Линейки

  • Треугольники

  • Простые карандаши

  • Цветные карандаши

  • Ластик

  • Фломастеры

  • Ножницы

  • Клей ПВА

  • Кисточки для клея

  • Бумажные салфетки

  • Фонотека

  • Коробки для обрезков
    цветного картона


Литература на основе которой составлена программа:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995

  5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

  6. Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007

  7. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

  8. Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 1996.

  9. Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 1996.

  10. Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.

  11. Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

  12. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008

  13. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

  14. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998

  15. . Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

  16. Т.Б. СержантоваОригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.

  17. Т.Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.

  18. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

  19. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/














Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»

«Согласовано» «Утверждаю»

заместитель директора директор МОУ «Октябрьский лицей»

по УВР Г.В. Прокофьева В.В.Зиновьев

___________________ ___________________


Кружок «Город мастеров»

График работы



День недели

Время

Пятница

-


Список учащихся


Ф.И.О.

Берест Олег Андреевич

Борщева Полина Николаевна

Бугаев Артем Сергеевич

Васина Александра Сергеевна

Великанов Денис Александрович

Галяцкая Ксения Сергеевна

Горбатиков Матвей Сергеевич

Давыдюк Дмитрий Алексеевич

Каширина Виктория Сергеевна

Лобынцев Тимофей Михайлович

Павлиашвили Арсений Гивиевич

Петросян Елена Артуровна

Полубкова Анна Константиновна

Сарангова Оксана Евгеньевна

Стрельцова Софья Константиновна

Уксусов Данил Денисович

Хохлова Елизавета Андреевна

Щёголева Ева Дмитриевна

Хайрова Мария Эльдаровна








23