СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Я волонтер"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я волонтер". Материал рассчитан на 58 часов для учащихся 5-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Я волонтер"»

Рабочая программа

внеурочной деятельности кружка «Я волонтер!»

(для обучающихся 5-6 классов)

Авторы программы: Р.П. Матросова.

Руководитель кружка: Р.П. Матросова,

учитель математики.

1.Пояснительная записка

В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  Поэтому программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» является актуальной.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

 Главная цель кружка «Я волонтер!» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Цель программы:

  1. Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.

  2. Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

  3. Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.

  4. Возродение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

  5. Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.

Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий,

тематических выступлений, конкурсов и др.)

Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.

Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;

Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.

Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете. .

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» составлена с учетом:

- базисного плана МКОУ Карайчевская ООШ;

- федерального образовательного стандарта основного общего образования;

на основе программ:

- программы дополнительного образования «Я волонтер», составитель Жевлакова Наталья Александровна;

- программа внеурочной деятельности кружка «Я волонтер!» составитель Н. А. Дубровская

- программы внеурочной деятельности «Мы – волонтёры», составитель педагог дополнительного образования Вахрушева М.В.;

2. Общая характеристика курса.

Программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» в МКОУ Карайчевская ООШ преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.  Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

  • во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);

  • во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.

Направления работы

  • духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

  • патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;

  • здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

  • формирование толерантности – организация досуга школьников;

  • профилактика правонарушений ;профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.

Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся.

Программа "Я волонтер!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 5 – 6 классов.

Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.

Курс рассчитан на 58 часов.

Возраст – 10 – 12 лет.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы «Я волонтёр!»:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

Метапредметные и предметные результаты освоения программы « Я волонтёр!» проявляются в:

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

  • умении организовывать волонтёрскую деятельность;

  • способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

4. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио.

Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах. Учащиеся разрабатывают Акции и мероприятия спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.

Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

6. Сайты Интернет

1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html

и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all

2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481

3. Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm

4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm

5. Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде http://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0

7. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/

8. Проект “Эра милосердия прошла?”

9. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/

10. Психологическая работа с волонтерами http://vomoo.ucoz.ru/news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15   

7.Ожидаемые результаты.

Обучающиеся будут знать:

· историю волонтерского движения в России и в мире;

· права и обязанности волонтеров,

· основные направления деятельности волонтерских отрядов,

· основные формы работы волонтеров,

Обучающиеся будут уметь:

· организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;

· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;

· аргументировано отстаивать свою позицию;

· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

· издавать агитационную печатную и видео продукцию;

· формировать собственное портфолио;

· принимать общечеловеческие ценности.

8. Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

Активность участия.

Умение спланировать работу .

Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе

Самостоятельность.

5. Учебно – тематический план.

п/п

Темы

Кол-во час.

1.

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.

4

2.

Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)

8

3.

Учимся работать с документами. 

4

4.

Участие в акциях и конкурсах .

16

5.

Пропаганда здорового образа жизни .

14

6.

Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.

12

Итого


58.

5. Календарно – тематическое планирование.

п/п

в теме

Наименование разделов, темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (4ч )

1.

1.

История волонтерского движения в России и за рубежом.

1


2.

2.

Права и обязанности волонтеров.

1


3.

3.

Проект положения о волонтерском отряде

1


4.

4.

Банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи.Составление плана работы.

1


Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) ( 8ч.)

5.

1.

Тренинг «Познаю себя»

1


6.

2.

Тренинг «Мое отношение к миру»

1


7.

3.

Мир вокруг меня

1


8.

4.

Что такое толерантность

1


9-10

5.

Психологические особенности людей с ограниченными возможностями

2


11.

7.

Психологические особенности пожилых людей

1


12.

8.

Психологические особенности пожилых людей

1


Учимся работать с документами.  (4ч.)

13-14

1.

Знакомство с основ. правов. актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность.

2


15.

2.

Создание печ. продукции для проведения мероприятий.

1


16.

3.

Создание печ. продукции для проведения мероприятий.

1


Участие в акциях и конкурсах . (16ч.)

17.

1.

Подвижные игры для младших школьников

1


18.

2.

Подвижные игры для младших школьников

1


19.

3.

Как провести «динамическую перемену»

1


20.

4.

Как провести «динамическую перемену»

1


21-22.

5.

Устный журнал «Энергосбережение», раздача буклетов об-ся и жителям села.

2


23.

6.

День матери . Вручениям односельчанкам буклетов и цветов.

1


24-25

7.

Акция «Покормите птиц зимой»-Буклеты, развешивание кормушек.

2


26-27

8.

Благотворительная акция «Подари книгу библиотеке»

2


28-29

9.

Акция «Комсомолу- 100 лет»-сбор документов для р. музея.

2


30-31

10.

Акция «Пионерии – 95»- сбор атрибутов и символов пионеров

2


32.

11.

Акция «Щедрая палитра ветерана» - встреча

с ветеранами ВОв, тружениками тыла.

1


Пропаганда здорового образа жизни . (14ч.)

33.

1.

Безопасность школьников в сети интернет, подготовка и вручение буклетов школьникам.

1


34-35.

2.

Общешк. линейка.Устный журнал «Употребление алкоголя – опасная болезнь». Приготовление и раздача буклетов.

2


36-37.

3.

«Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов.

2


38-39.

4.

«Осторожно! Наркотические вещества!» Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам.

2


40-41

5.

Какие привычки называют вредными?-беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов.

2


42-43.

6.

«Кто, если не мы!» -выступление агитбригады

2


44-45.

7.

«Пивная трясина» , подготовка и вручение булетов

2


45-46.

8.

«Школа за здоровый образ жизни» -выступление агитбригады

2


Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие. (12ч.)

47.

1.

Ветеранское подворье - Миляев А.С.- ветеран ВОВ

1


48.

2.

Свет в окне – Волков А.Ф. –ветеран ВОВ

1


49.

3.

«Поделись улыбкою своей» -посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству

1


50-51.

4.

« Дети - детям» -приготовление и вручение новогодних поделок для д.сада «Семицветик».

2


52.

5.

« Дети - детям» сбор новогодних подарков для детей Донбасса и Донецка.

1


53-54.

6.

«Я помню, я горжусь»-акция- создание газеты о тружениках тыла.

2


55-56.

7.

Акция «Родное село -чистое село» -сбор мусора.

2


57-58.

8.

Отчетный сбор отряда «Факел».

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!