Рабочая программа
внеурочной деятельности кружка «Я волонтер!»
(для обучающихся 5-6 классов)
Авторы программы: Р.П. Матросова.
Руководитель кружка: Р.П. Матросова,
учитель математики.
1.Пояснительная записка
В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» является актуальной.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Главная цель кружка «Я волонтер!» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель программы:
Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.
Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.
Возродение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи:
Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий,
тематических выступлений, конкурсов и др.)
Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;
Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете. .
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» составлена с учетом:
- базисного плана МКОУ Карайчевская ООШ;
- федерального образовательного стандарта основного общего образования;
на основе программ:
- программы дополнительного образования «Я волонтер», составитель Жевлакова Наталья Александровна;
- программа внеурочной деятельности кружка «Я волонтер!» составитель Н. А. Дубровская
- программы внеурочной деятельности «Мы – волонтёры», составитель педагог дополнительного образования Вахрушева М.В.;
2. Общая характеристика курса.
Программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» в МКОУ Карайчевская ООШ преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);
во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.
Направления работы
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга школьников;
профилактика правонарушений ;профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся.
Программа "Я волонтер!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 5 – 6 классов.
Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.
Курс рассчитан на 58 часов.
Возраст – 10 – 12 лет.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы «Я волонтёр!»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные и предметные результаты освоения программы « Я волонтёр!» проявляются в:
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умении организовывать волонтёрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
4. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах. Учащиеся разрабатывают Акции и мероприятия спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.
Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.
Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
6. Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html
и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде http://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0
7. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
8. Проект “Эра милосердия прошла?”
9. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
10. Психологическая работа с волонтерами http://vomoo.ucoz.ru/news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15
7.Ожидаемые результаты.
Обучающиеся будут знать:
· историю волонтерского движения в России и в мире;
· права и обязанности волонтеров,
· основные направления деятельности волонтерских отрядов,
· основные формы работы волонтеров,
Обучающиеся будут уметь:
· организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
· аргументировано отстаивать свою позицию;
· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
· издавать агитационную печатную и видео продукцию;
· формировать собственное портфолио;
· принимать общечеловеческие ценности.
8. Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
Активность участия.
Умение спланировать работу .
Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе
Самостоятельность.
5. Учебно – тематический план.
№ п/п | Темы | Кол-во час. |
1. | Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. | 4 |
2. | Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) | 8 |
3. | Учимся работать с документами. | 4 |
4. | Участие в акциях и конкурсах . | 16 |
5. | Пропаганда здорового образа жизни . | 14 |
6. | Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие. | 12 |
Итого | | 58. |
5. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | № в теме | Наименование разделов, темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (4ч ) |
1. | 1. | История волонтерского движения в России и за рубежом. | 1 | |
2. | 2. | Права и обязанности волонтеров. | 1 | |
3. | 3. | Проект положения о волонтерском отряде | 1 | |
4. | 4. | Банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи.Составление плана работы. | 1 | |
Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) ( 8ч.) |
5. | 1. | Тренинг «Познаю себя» | 1 | |
6. | 2. | Тренинг «Мое отношение к миру» | 1 | |
7. | 3. | Мир вокруг меня | 1 | |
8. | 4. | Что такое толерантность | 1 | |
9-10 | 5. | Психологические особенности людей с ограниченными возможностями | 2 | |
11. | 7. | Психологические особенности пожилых людей | 1 | |
12. | 8. | Психологические особенности пожилых людей | 1 | |
Учимся работать с документами. (4ч.) |
13-14 | 1. | Знакомство с основ. правов. актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. | 2 | |
15. | 2. | Создание печ. продукции для проведения мероприятий. | 1 | |
16. | 3. | Создание печ. продукции для проведения мероприятий. | 1 | |
Участие в акциях и конкурсах . (16ч.) |
17. | 1. | Подвижные игры для младших школьников | 1 | |
18. | 2. | Подвижные игры для младших школьников | 1 | |
19. | 3. | Как провести «динамическую перемену» | 1 | |
20. | 4. | Как провести «динамическую перемену» | 1 | |
21-22. | 5. | Устный журнал «Энергосбережение», раздача буклетов об-ся и жителям села. | 2 | |
23. | 6. | День матери . Вручениям односельчанкам буклетов и цветов. | 1 | |
24-25 | 7. | Акция «Покормите птиц зимой»-Буклеты, развешивание кормушек. | 2 | |
26-27 | 8. | Благотворительная акция «Подари книгу библиотеке» | 2 | |
28-29 | 9. | Акция «Комсомолу- 100 лет»-сбор документов для р. музея. | 2 | |
30-31 | 10. | Акция «Пионерии – 95»- сбор атрибутов и символов пионеров | 2 | |
32. | 11. | Акция «Щедрая палитра ветерана» - встреча с ветеранами ВОв, тружениками тыла. | 1 | |
Пропаганда здорового образа жизни . (14ч.) |
33. | 1. | Безопасность школьников в сети интернет, подготовка и вручение буклетов школьникам. | 1 | |
34-35. | 2. | Общешк. линейка.Устный журнал «Употребление алкоголя – опасная болезнь». Приготовление и раздача буклетов. | 2 | |
36-37. | 3. | «Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов. | 2 | |
38-39. | 4. | «Осторожно! Наркотические вещества!» Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам. | 2 | |
40-41 | 5. | Какие привычки называют вредными?-беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов. | 2 | |
42-43. | 6. | «Кто, если не мы!» -выступление агитбригады | 2 | |
44-45. | 7. | «Пивная трясина» , подготовка и вручение булетов | 2 | |
45-46. | 8. | «Школа за здоровый образ жизни» -выступление агитбригады | 2 | |
Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие. (12ч.) |
47. | 1. | Ветеранское подворье - Миляев А.С.- ветеран ВОВ | 1 | |
48. | 2. | Свет в окне – Волков А.Ф. –ветеран ВОВ | 1 | |
49. | 3. | «Поделись улыбкою своей» -посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству | 1 | |
50-51. | 4. | « Дети - детям» -приготовление и вручение новогодних поделок для д.сада «Семицветик». | 2 | |
52. | 5. | « Дети - детям» сбор новогодних подарков для детей Донбасса и Донецка. | 1 | |
53-54. | 6. | «Я помню, я горжусь»-акция- создание газеты о тружениках тыла. | 2 | |
55-56. | 7. | Акция «Родное село -чистое село» -сбор мусора. | 2 | |
57-58. | 8. | Отчетный сбор отряда «Факел». | 1 | |