СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.

Цель кружка  «Наглядная геометрия»– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия"»

















Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка «Наглядная геометрия»

для 2 класса

























Пояснительная записка

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.

Тетради «Наглядная геометрия» авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько для 1-4 классов являются дополнением к учебникам математики для 1 – 4-х классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания. Согласно этой концепции приоритетной целью курса является формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания.

В русле геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях.

К пространственным характеристикам объекта относятся форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве относительно данной точки отсчёта. Ориентируясь в пространстве, человек определяет объект как совокупность определенных точек, линий, поверхностей.

Системой отсчёта, изначально доступной ребенку, является «схема своего тела». Иными словами, приступая к определению положения в пространстве данного объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), ребёнок исходит из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства является основной особенностью младшего школьника. Для общего понимания пространства и развития пространственного мышления необходимо создать ребенку дидактические условия, соответствующие его возрасту.

Решая задачу развития пространственного мышления учащихся, авторы тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:

а) данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);

б) логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

в) богатейшим опытом начального обучения геометрии, отраженным в методической литературе;

г) результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 1 − 4 и 5 − 6 классах;

д) рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

Цель данной программы — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.

Цель кружка «Наглядная геометрия»– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. 

Задачи программы:

Обучающие:

- усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

 Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и  аналитическое мышление и самоанализ;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные,

творческие  и практические занятия;

индивидуальная деятельность;

 различные методы обучения:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);

практический (учащиеся  не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют  в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Принципы, лежащие в основе программы наглядной геометрии:

  1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и , в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариотивного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое мышление.


Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- уметь различать различные треугольники;

- уметь пользоваться транспортиром, находить величину угла;

- уметь анализировать геометрическую фигуру, строить фигуры с помощью полного набора чертёжных инструментов;

- моделировать из бумаги.

Учащиеся должны:

а) иметь представление:

- о геометрических фигурах: линиях (прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке); углах (прямом, остром, тупом); многоугольниках и их классификации по числу углов;

- о разнице между плоскостными и объёмными фигурами и об объёмных телах

б) знать:

- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал;

в) уметь:

- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;

- обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами;

- находит в окружающей среде знакомые плоскостные и пространственные фигуры.

 - дифференцировать видимые и невидимые линии;

  - конструировать геометрические фигуры;

  - анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

  - уметь различать существенные и несущественные признаки.

Программа кружка «Наглядная геометрия» предназначена для учащихся 2 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты.  

Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

У выпускника  могут быть сформированы:

- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;

устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник  научится:                                                

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                                                                                                                                  

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;                                                                                                    

- адекватно воспринимать предложения учителя;                                                                  

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;                                                                                                    

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;                                                                                                                              

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Выпускник  получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;

- восполнять пробелы в знаниях и умениях,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;

Выпускник  получит  возможность научиться:

- пользоваться различными дополнительными источниками информации;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник  научится:                                                                                                                            

- принимать участие в работе парами и группами;                                                                      

- воспринимать различные точки зрения;                                                                          

- использовать простые речевые средства;                                                                                    


- контролировать свои действия в классе;                                                                                            

- понимать задаваемые вопросы.

Выпускник  получит возможность научиться:

- оценивать советы и  предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- использовать  в речи язык математики

- совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации

Форма подведения итогов

Творческая работа – изготовление куба по развертке

Содержание программы 2 класса

Поверхности. Линии. Точки. (4часа)

Прямая и кривая линии. Точки пересечения кривых линий. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Ломаная линия. Длина ломаной.

Углы. Многоугольник. Многогранник. (30часов)

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Острый, прямой и тупой углы. Построение луча из вершины угла. Построение прямого и острого углов через две точки. Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. Измерение углов. Транспортир. Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. Многоугольники с прямыми углами. Периметр многоугольника. Четырехугольник. Трапеция. Прямоугольник. Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат. Взаимное расположение предметов в пространстве. Многогранники. Грани. Границы плоских поверхностей – ребра. Плоские фигуры и объемные тела. Куб. развертка куба. Видимые невидимые грани.

Цель первой темы - сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию)представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые); познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

Цель второй темы - сформировать у учащихся умения читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

Особую роль в развитии пространственного мышления играют задания с кубом. Во втором классе лучше ограничится общим понятием «многогранник», выделив только куб. но если у детей возникнет потребность различения в общем понятии его частных случаев – параллелепипеда, пирамиды, призмы, - рекомендуется познакомить школьников с этими названиями.

В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и , в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое мышление.

Особую роль в развитии пространственного мышления играют задания с кубом. Во втором классе лучше ограничится общим понятием «многогранник», выделив только куб. но если у детей возникнет потребность различения в общем понятии его частных случаев – параллелепипеда, пирамиды, призмы, - рекомендуется познакомить школьников с этими названиями.

Тематическое планирование

34 часа (1 час в неделю)

Тема

Характеристика деятельности обучающихся



1

Поверхности. Линии. Точки.(4 ч.)

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.




Знать названия геометрических фигур, уметь их различать.

Уметь сравнивать геометрические фигуры.



Уметь различать поверхности (плоская и кривая)

Уметь высказывать своё мнение, слушать мнение одноклассников, делать выводы.



Уметь находить угол, показывать, обозначать его.



Уметь различать виды углов, называть их.



Умение пользоваться чертёжными инструментами: линейкой, циркулем, угольником.



Уметь строить углы заданного вида.





Уметь пользоваться транспортиром.

Уметь работать в парах, в группах.

Уметь измерять величину угла.

Различать и называть виды многоугольников.





Различать и правильно называть плоские фигуры и объёмные тела.

Уметь вычерчивать заданные фигуры с помощью линейки, циркуля.



Уметь конструировать геометрические фигуры по заданной схеме.





Уметь планировать свою деятельность, выполнять действия по плану. Уметь сравнивать, делать выводы.






2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

3

Ломаная линия. Длина ломаной.


4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.


5

Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 ч.)

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.


6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.


7

Острый, прямой и тупой углы.


8

Острый угол. Имя острого угла.


9

Тупой угол. Имя тупого угла

10

Построение луча из вершины угла.


11

Построение прямого и острого углов через две точки.


12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.


13

Измерение углов. Транспортир.


14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.


15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.


16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.


17

Многоугольники с прямыми углами.


18

Периметр многоугольника.


19

Четырехугольник. Трапеция. Прямоугольник.


20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.


21

Взаимное расположение предметов в пространстве.


22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел.


23

Многогранники. Грани.


24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.


25

Плоские фигуры и объемные тела.


26

Повторение изученного.


27

Куб. Развертка куба.


28

Каркасная модель куба.


29

Знакомство со свойствами игрального кубика.


30

Куб. Видимые невидимые грани.


31

Куб. Построение куба на нелинованной бумаге.


32

Решение топологических задач.


33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.


34

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».




Материально-техническое обеспечение

  1. Истомина Н.Б.  Наглядная   геометрия . Тетрадь с печатной основой. 2 класс.М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2013г.

  2. Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н., Редько З. Б. , Методические рекомендации к тетради « Наглядная   геометрия . 2 класс». Под редакцией Н. Б. Истоминой. М.: Линка – Пресс, 2011г.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!