Программа кружка «Умелые руки»
(художественно-эстетическое направление)
Пояснительная записка.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Таким образом, актуальность программы «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Цели:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по технологии.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Возраст обучающихся: 6-8 лет.
Наполняемость группы: 10-15 человек.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 33 часа в год
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы с обучающимися. Используются следующие методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
частично - поисковый;
практический.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков,
самостоятельное изготовление конкретного изделия,
учебная игра,
организация выставок,
экскурсии.
Специфика работы кружка обуславливает необходимость организации как групповых, так и школьных выставок, участия в конкурсных программах на уровне школы, города.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
при работе в кружке “Умелые руки ”
К концу года учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла; контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки);
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами, приспособлениями;
правила общения
К концу года учащиеся должны уметь:
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами и специальным ножом по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея и др.
Метапредметные результаты (УУД)
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с образцом изделия. Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
Учиться работать по предложенному учителем плану, осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
Учиться отличать верно выполненное задание (аккуратно, красиво, гармонично) от неверного, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Анализировать предложенное учебное задание;
Организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
Экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
Обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
Выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других
Формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе, классе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны развиваться такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
Средства контроля
Деятельность учащихся на занятиях двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
анализ текущих творческих работ;
выполнение итогового творческого задания в конце курса;
участие в творческих конкурсах, выставках.
самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «умения - неумения», своих потенциальных возможностей, осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как классные, школьные, так и городские; использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Оценка достижений учащихся
Достижение | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Мотивация творческой деятельности | Может работать только под руководством учителя, не проявляя большого интереса | Выполняет доступные практические действия на основе образца с небольшой помощью учителя | Самостоятельно работает по предложенной теме или в определённой технике, осуществляет творческий подход к каждой работе |
Принятие и сохранение творческой задачи | Может решать поставленную учителем творческую задачу | Участвует в обсуждении творческой задачи, может вносить коррективы в первоначальный замысел | Может сам поставить и решить творческую задачу Экономно, рационально и творчески строит свою практическую работу на всех её этапах |
Анализ учебного задания | Организует рабочее место, подбирает необходимые материалы, инструменты в соответствии с разработанным замыслом | Обосновывает выбор технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; | Планирует работу по реализации замысла, предвидит результат и достигает его |
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Слушает и понимает других, участвует в коллективном обсуждении предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем | Умеет договариваться о правилах общения и совместной работы в группе и следует им, выдвигает возможные способы решения учебных проблем | Выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
Содержание программы
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Тематический план занятий по программе «Умелые руки»
1 год обучения. (1 час в неделю)
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с пластилином | 6 | 1 | 5 |
3 | Работа с бумагой и картоном. | 16 | 2 | 14 |
4 | Работа с соленым тестом | 3 | 1 | 2 |
5 | Работа с бросовым материалом | 5 | - | 5 |
7 | Итоговое занятие. Посещение музея. | 2 | 2 | - |
| Всего | 33 | 7 | 26 |
Дата | | Название разделов и тем | Количество часов |
всего | теор. | практ. |
| 1 | I. Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | |
II. Работа с пластилином | 6 | | |
| 2 | Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». | 1 | 1 | |
| 3 | Объёмная лепка. Животные. | 1 | | 1 |
| 4 | Объёмная лепка «Создаём сказку» | 1 | | 1 |
| 5 | Плоскостное изображение. «Подарки осени». | 1 | | 1 |
| 6 | Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» | 1 | | 1 |
| 7 | Лепная картина «Цветы для мамы» | 1 | | 1 |
III. Работа с бумагой и картоном. | 16 | 2 | 14 |
| 8 | Вводное занятие. Правила безопасной работы. История оригами. | | 1 | |
| 9 | Оригами. Животные. | | | 1 |
| 10 | Оригами. Фрукты и овощи. | | | 1 |
| 11 | Оригами. Коллективная работа «Сельский дворик» | | | 1 |
| 12 | Симметричное вырезание. Аппликация «Листья» | | | 1 |
| 13 | Объёмные детали. Еловая ветка | | | 1 |
| 14 | Квилинг.Техника изготовления деталей. Новогодняя игрушка. Символ года | | 1 | |
| 15 | Квилинг. Новогодняя игрушка. Символ года | | | 1 |
| 16 | Открытка к Новому году. | | | 1 |
| 17 | Разноцветные узоры. Склеивание орнамента из одинаковых заготовок. | | | 1 |
| 18 | Гофрирование. Ёжик из гармошки. | | | 1 |
| 19 | Надрезание бахромой. Мамонтёнок. | | | 1 |
| 20 | Использования мятой бумаги «Волшебные комочки». Колокольчики. | | | 1 |
| 21 | Использования мятой бумаги «Чудо-салфетки». Яблоня. | | | 1 |
| 22 | Аппликации из кругов. | | | 1 |
| 23 | Аппликации из кругов. Праздничный букет. | | | 1 |
IV. Работа с соленым тестом | 3 | 1 | 2 |
| 24 | Технология изготовления поделок. Рецепт солёного теста, окрашивание, запекание. Оформление работы. | | 1 | |
| 25-26 | Поздравительная открытка из теста. | | | 2 |
V. Работа с бросовым материалом | 5 | - | 5 |
| 27 | Аппликация из ватных дисков. Лошадки. Зайцы. | | | |
| 28 | Кот из яичной скорлупы. | | | |
| 29-30 | Коллективная работа. Павлин из карандашных стружек | | | |
| 31 | Аппликация из конфетных фантиков. Жар-птица. Индеец. | | | |
VII. Наше творчество | 2 | | |
| 32 | Посещение музея. | 1 | | |
| 33 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | | |
Тематический план занятий по программе «Умелые руки »
2 год обучения. (1 час в неделю)
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с бумагой и картоном. | 9 | 0,5 | 8,5 |
3 | Работа с природным материалом. | 4 | 0,5 | 3,5 |
4 | Работа с пластилином | 5 | 0,5 | 4,5 |
5 | Работа с тканью и нитками | 5 | 1 | 4 |
6 | Работа с разными материалами | 7 | 0,5 | 6,5 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | | 2 |
| Всего | 33 | 4 | 29 |
Дата | | Название разделов и тем | Количество часов |
всего | теор. | практ. |
| 1 | I. Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | |
II. Работа с бумагой и картоном. | 9 | | |
| 2 | Вводное занятие. «Из истории бумаги». Фантазии из «ладошек» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| 3-4 | Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы». | 2 | | 2 |
| 5-6 | Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Чудо-дерево. | 2 | | 2 |
| 7-8 | Объемная аппликация из гофрированной бумаги. | 2 | | 2 |
| 9-10 | Чудесные тарелочки. Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко». | 2 | | 2 |
III. Работа с природным материалом. | 4 ч. | | |
| 11 | Правила заготовки природного материала.Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| 12 | Панно из семян, крылаток клёна | 1 | | 1 |
| 13-14 | Объемные композиции из природных материалов. | 2 | | 2 |
IV. Работа с пластилином. | 5 ч. | | |
| 15-16 | Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 17 | Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров». | 1 | | 1 |
| 18 | Налепные украшения. Панно. | 1 | | 1 |
| 19 | Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке. | 1 | | 1 |
V. Работа с тканью и нитками. | 5 ч. | | |
| 20 | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?» Из истории ткани. Виды тканей. | 1 | 1 | |
| 21-22 | Аппликация из ткани. «Веселые зверюшки». | 2 | | 2 |
| 23-24 | Игрушка из ниток и картона «Гномик». | 2 | | 2 |
VI. Работа с разными материалами. | 7 ч. | | |
| 25-26 | Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 27 | Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка». | 1 | | 1 |
| 28-29 | Мозаика из яичной скорлупы. | 2 | | 2 |
| 30-31 | Коллективная групповая работа. Мозаика «Лето» | 2 | | 2 |
VII. Наше творчество | 2 | | |
| 32 | Итоговое занятие. Изготовление открытки по творческому замыслу. | 1 | | 1 |
| 33 | Выставка для детей и родителей | 1 | | 1 |
Список литературы
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;
Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 2006 г.
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
http://stranamasterov.ru/