СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Умелые руки»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет интересен тем учителям, которые ведут занятия по внеурочной деятельности или кружок по художественно-эстетическому направлению. В рабочей программе представлены Пояснительная записка (цели, задачи, метапредметные результаты УУД, критерии для оценки достижений учащихся), тематический план занятий для 1 и 2 года обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Умелые руки»»

Программа кружка «Умелые руки»

(художественно-эстетическое направление)

Пояснительная записка.

Художественная деятельность, т.е. создание произведений гра­фики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона­ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях разви­тия, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важ­ные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспита­ния, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи­рование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узна­вать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспи­тательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправлен­нее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Таким образом, актуальность программы  «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Открытие в себе не­повторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

Цели:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по технологии.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека.

Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятель­ности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель­ное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего сво­бодного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Возраст обучающихся: 6-8 лет.

Наполняемость группы: 10-15 человек.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 33 часа в год

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы с обучающимися. Используются следующие методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

  • частично - поисковый;

  • практический.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),

  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков,

  • самостоятельное изготовление конкретного изделия,

  • учебная игра,

  • организация выставок,

  • экскурсии.

Специфика работы кружка обуславливает необходимость организации как групповых, так и школьных выставок, участия в конкурсных программах на уровне школы, города.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

при работе в кружке “Умелые руки ”

К концу года учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла; контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки);

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами, приспособлениями;

  • правила общения

К концу года учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами и специальным ножом по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея и др.

Метапредметные результаты (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с образцом изделия. Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану, осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

  • Учиться отличать верно выполненное задание (аккуратно, красиво, гармонично) от неверного, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • Анализировать предложенное учебное задание;

  • Организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

  • Экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

  • Обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

  • Выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других

  • Формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения;

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе, классе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны развиваться такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

Средства контроля

Деятельность учащихся на занятиях двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • анализ текущих творческих работ;

  • выполнение итогового творческого задания в конце курса;

  • участие в творческих конкурсах, выставках.

  • самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «умения - неумения», своих потенциальных возможностей, осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как классные, школьные, так и городские; использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Оценка достижений учащихся

Достижение

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Мотивация творческой деятельности

Может работать только под руководством учителя, не проявляя большого интереса

Выполняет доступные практические действия на основе образца с небольшой помощью учителя

Самостоятельно работает по предложенной теме или в определённой технике, осуществляет творческий подход к каждой работе

Принятие и сохранение творческой задачи

Может решать поставленную учителем творческую задачу

Участвует в обсуждении творческой задачи, может вносить коррективы в первоначальный замысел

Может сам поставить и решить творческую задачу Экономно, рационально и творчески строит свою практическую работу на всех её этапах

Анализ учебного задания

Организует рабочее место, подбирает необходимые материалы, инструменты в соответствии с разработанным замыслом

Обосновывает выбор технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

Планирует работу по реализации замысла, предвидит результат и достигает его

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Слушает и понимает других, участвует в коллективном обсуждении предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем

Умеет договариваться о правилах общения и совместной работы в группе и следует им, выдвигает возможные способы решения учебных проблем

Выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)





Содержание программы

В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объе­динения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстра­тивного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.





Тематический план занятий по программе «Умелые руки»

1 год обучения. (1 час в неделю)

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с пластилином

6

1

5

3

Работа с бумагой и картоном.

16

2

14

4

Работа с соленым тестом

3

1

2

5

Работа с бросовым материалом

5

-

5

7

Итоговое занятие.

Посещение музея.

2

2

-

 

Всего

33

7

26



Дата


Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ.


1

I. Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

1

1


II. Работа с пластилином

6




2

Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».

1

1



3

Объёмная лепка. Животные.

1


1


4

Объёмная лепка «Создаём сказку»

1


1


5

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

1


1


6

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

1


1


7

Лепная картина «Цветы для мамы»

1


1

III. Работа с бумагой и картоном.

16

2

14


8

Вводное занятие. Правила безопасной работы. История оригами.


1



9

Оригами. Животные.



1


10

Оригами. Фрукты и овощи.



1


11

Оригами. Коллективная работа «Сельский дворик»



1


12

Симметричное вырезание. Аппликация «Листья»



1


13

Объёмные детали. Еловая ветка



1


14

Квилинг.Техника изготовления деталей. Новогодняя игрушка. Символ года


1



15

Квилинг. Новогодняя игрушка. Символ года



1


16

Открытка к Новому году.



1


17

Разноцветные узоры. Склеивание орнамента из одинаковых заготовок.



1


18

Гофрирование. Ёжик из гармошки.



1


19

Надрезание бахромой. Мамонтёнок.



1


20

Использования мятой бумаги «Волшебные комочки». Колокольчики.



1


21

Использования мятой бумаги «Чудо-салфетки». Яблоня.



1


22

Аппликации из кругов.



1


23

Аппликации из кругов. Праздничный букет.



1

IV. Работа с соленым тестом

3

1

2


24

Технология изготовления поделок. Рецепт солёного теста, окрашивание, запекание. Оформление работы.


1



25-26

Поздравительная открытка из теста.



2

V. Работа с бросовым материалом

5

-

5


27

Аппликация из ватных дисков. Лошадки. Зайцы.





28

Кот из яичной скорлупы.





29-30

Коллективная работа. Павлин из карандашных стружек





31

Аппликация из конфетных фантиков. Жар-птица. Индеец.




VII. Наше творчество

2




32

Посещение музея.

1




33

Итоговое занятие. Выставка работ.

1





Тематический план занятий по программе «Умелые руки »

2 год обучения. (1 час в неделю)



Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с бумагой и картоном.

9

0,5

8,5

3

Работа с природным материалом.

4

0,5

3,5

4

Работа с пластилином

5

0,5

4,5

5

Работа с тканью и нитками

5

1

4

6

Работа с разными материалами

7

0,5

6,5

7

Итоговое занятие.


2


2

 

Всего

33

4

29



Дата


Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ.


1

I. Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

1

1


II. Работа с бумагой и картоном.

9




2

Вводное занятие. «Из истории бумаги». Фантазии из «ладошек»

1

0,5

0,5


3-4

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

2


2


5-6

Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Чудо-дерево.

2


2


7-8

Объемная аппликация из гофрированной бумаги.

2


2


9-10

Чудесные тарелочки. Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко».

2


2

III. Работа с природным материалом.

4 ч.




11

Правила заготовки природного материала.Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

0,5

0,5


12

Панно из семян, крылаток клёна

1


1


13-14

Объемные композиции из природных материалов.

2


2

IV. Работа с пластилином.

5 ч.




15-16

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.

2

0,5

1,5


17

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров».

1


1


18

Налепные украшения. Панно.

1


1


19

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке.

1


1

V. Работа с тканью и нитками.

5 ч.




20

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?» Из истории ткани. Виды тканей.

1

1



21-22

Аппликация из ткани. «Веселые зверюшки».

2


2


23-24

Игрушка из ниток и картона «Гномик».

2



2


VI. Работа с разными материалами.

7 ч.




25-26

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.

2

0,5

1,5


27

Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка».

1


1


28-29

Мозаика из яичной скорлупы.

2


2


30-31

Коллективная групповая работа. Мозаика «Лето»

2


2

VII. Наше творчество

2




32

Итоговое занятие. Изготовление открытки по творческому замыслу.


1


1


33

Выставка для детей и родителей

1


1



Список литературы

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  • Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

  • Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

  • Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;

  • Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;

  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  • Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

  • Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 2006 г.

http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/

http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm

http://stranamasterov.ru/