ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
•ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
•единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе, всего 34 часа в год.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Раздел 1. Россия — наша Родина (1ч.)
Раздел 2.Введение в православную духовную традицию (30ч.)
Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Раздел 3. Любовь и уважение к Отечеству (3ч.)
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебно-методический комплект:
А. В. Кураев Учебник для 4-5 классов «Основы православной культуры» М.: Просвещение, 2012.
А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2011.
Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.
Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.
Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Уроки | Проектные работы |
-
| Россия — наша Родина | 1 | 1 | |
-
| Введение в православную духовную традицию | 30 | 29 | 1 |
-
| Любовь и уважение к Отечеству | 3 | 2 | 1 |
| Итого: | 34 | 32 | 2 |
Литература
Азбука православного воспитания. — М., 1997.
Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003.
Афанасьева С. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет). Калининград, 2001.
Библейский богословский словарь. / Под редакцией В. Михайловского. м., 1995.
Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1995.
Бородина АВ. Основы православной культуры. — М. 2002.
Вениамин (Пушкарь), архиепископ. Священная библейская история. СП6, Владивосток. 2004.
Владимиров А., священник. Учебник жизни. М., 2001:
Гнедич П.П. История искусств. (В 3-х т-г.). Репринтное издание 1897 г. Калининград, 1995.
Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х—ХХ вв. 1 Сост. С.С.Бычков. — М., 1992.
История иконописи (УI ХУ вв.). М., 2002.
Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр «Покров». М., 2001.
Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000.
Комеч А.Н. Русские монастыри. История и культура (Х — ХУIII вв.). М., 2001.
Кошохов д., священник. Школьное православное образование. — М., 1999.
Коротких С., священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий. Материалы для школьных уроков. Часть 2-я (Первый и второй год обучения). — М., 2003.
Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. (В 4-х т-г.). М., 2001.
Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. — М., 1993.
Майорова Н. Литература древней Руси. М., 2003.
Монастыри в окрестностях Москвы. М., 2004.
Новомученики и Исповедники земли Всероссийской. М., 2001.
Опыты православной педагогики . Сост. А. Стрижева и С. Фомина. М., 1993.
Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам. Библиотечка еженедельника «Воскресная школю. М., 2000.
По святым местам Егорьевского края. М., 2001.
Поселянян. Е. Святые вожди земли русской. — М.-СПб., 2000.
Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие. (Выпуски: сентябрь, октябрь). Под, ред. иеромонаха Киприана (Ященко). — М. 2003.
Православная культура. Сборник программ. Под. ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Шевченко ЯЛ. — М., 2003.
Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. Кострома, 1998.
Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. — М., 1987.
Прекрасный Божий мир /. — М., 1996.
Русские монастыри. Искусство и традиции, ГРМ., 1997.
Русские монастыри. Центральная часть России. М., 1995.
Святыни земли домодедовской. М., 2004.
Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. СПб., 2002.
Серия книг «Храмы Московской области» Владимир, 2001-2004 гг.
Скоробогатько Н. Русские святые. М., 2004.
Славянская энциклопедия. (В 2-х т.) М.: (Олма-Пресс», 2001.)
Собрание древнерусского искусства в Загорском Музее. Л.: «Аврора», 1968.
Сорок сороков. М,, 2004.
Сосувцов Е., священник. Первая книга преподавателя Священной Истории. — СПб. 1994.
Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Сост. Крестников Ю. и др. М., 2001.
Супрун В.И. Православия святые имена. Волгоград, 1996.
Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. Педагогика. Школа. Человек. — Клин, 2000.
Сурова Л.В. Церковный год. — М., 2000.
Тимофей, священник, Берсенева Т.А. Уроки о здоровье и добродетели.— М., 1999.
Тимофей, священник. Пособие по аскетике для современного юношества. — М., 1999.
Григорий Богослов, святитель. Творения. — М., 1843.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — СП6., 1995.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. — М., 1993.
Ильин И.А. О грядущей русской культуре 1/Сб. «Родина и мы». — Смоленск, 1995.
Ильин И.А. О России и русской душе 1/ Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. — М., 1994.
Ильин И.А. О русской культуре /1 Собр. соч.: В 10 т. Т. б. — М., 1994.
Ильин И.А. Основы христианской культуры 1/ Собр. соч.: В 10 т. Т. 1,—М., 1994.
Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве!! Собр. соч.: В 10 т. Т. 6.—М., 1994.
Календарно-тематическое планирование
к разделу «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс
Дата | № урока/ раздела | Название темы урока | Кол-во часов по разделу | Д/З | К/Р |
по плану | по факту |
| | Раздел I | Россия — наша Родина | 1 | | |
3.09 | | -
| Россия — наша Родина | | С.3-6 | |
| | Раздел II | Введение в православную духовную традицию | 30 | | |
10.09 | | -
| Культура и религия | | С.6-8 | |
17.09 | | -
| Человек и Бог в православии | | С.9-11 | |
24.09 | | -
| Православная молитва | | С.12--15 | |
1.10 | | -
| Библия и Евангелие | | С.16-19 | |
15.10 | | -
| Проповедь Христа. | | С.20-23 | |
22.10 | | -
| Христос и Его Крест | | С.24--27 | |
29.10 | | -
| Пасха | | С.28-31 | |
12.11 | | -
| Православное учение о человеке | | С.32-35 | |
26.11 | | -
| Совесть и раскаяние | | С.36-39 | |
3.12 | | -
| Заповеди | | С.40-42 | |
10.12 | | -
| Милосердие и сострадание | | С.42-45 | |
17.12 | | -
| Золотое правило этики | | С.46-47 | |
24.12 | | -
| Храм | | С.48-51 | |
14.01 | | -
| Икона | | С.52-55 | |
21.01 | | -
| Творческие работы учащихся | | С.56-57 | |
28.01 | | -
| Как христианство пришло на Русь | | С.58-61 | |
4.02 | | -
| Подвиг | | С.62-63 | |
11.02 | | -
| Заповеди блаженства | | С.64-67 | |
25.02 | | -
| Зачем творить добро? | | С.68-69 | |
4.03 | | -
| Чудо в жизни христианина | | С.70-71 | |
11.03 | | -
| Православие о Божием суде | | С.72-75 | |
18.03 | | -
| Таинство Причастия | | С.76-79 | |
25.03 | | -
| Монастырь | | С.80-83 | |
1.04 | | -
| Отношение христианина к природе | | С.84-85 | |
15.04 | | -
| Христианская семья | | С.86-87 | |
22.04 | | -
| Защита Отечества | | С.88-91 | |
29.04 | | -
| Христианин в труде | | С.92-93 | |
6.05 | | -
| Подготовка творческих проектов учащихся | | доклады | |
13.05 | | -
| Подготовка творческих проектов учащихся | | проекты | |
| | Раздел III | Любовь и уважение к Отечеству | 3 | | |
20.05 | | -
| Любовь и уважение к Отечеству | | С.94-95 | |
27.05 | | -
| Подготовка к творческим работам учащихся | | сообщения | |
| | -
| Итоговая презентация творческих проектов учащихся | | | |
| | -
| Экскурсия | 34 | | |