СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса ОРКСЭ. Основы православной культуры 4 класс.

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подрост­ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса ОРКСЭ. Основы православной культуры 4 класс.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подрост­ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и свет­ских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляю­щих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего об­разования вопрос совершенствования личности ребёнка на прин­ципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечелове­ческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общ­ность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отра­жает культурную, социальную, этническую, религиозную слож­ность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, нала­женный веками диалог культур, а также общность социально-по­литического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной систе­мой. Все его модули согласуются между собой по педагогичес­ким целям, задачам, требованиям к результатам освоения учеб­ного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в преде­лах отведённого учебного времени с учётом образовательных воз­можностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 мо­дулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопут­ствующей ему системы межпредметных связей формирует у обу­чающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на об­щую педагогическую цель — воспитание нравственного, творчес­кого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

•ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших под­ростков;

•единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может ис­черпываться содержанием этого курса.


Место комплексного учебного курса в учебном плане

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиоз­ных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе, всего 34 часа в год.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учеб­ного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учеб­ных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образо­вательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обуче­ния ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и пре­зентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обоб­щить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основами мировых ре­лигиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной шко­ле, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренчес­ких основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на сту­пени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаим­ного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обуча­ющимися российской культуры как целостного, самобытного фе­номена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из мо­дулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традицион­ной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поко­лений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.


Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
    других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержатель­но связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логичес­кую завершённость по отношению к установленным целям и ре­зультатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса орга­низовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематичес­кого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют со­держание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.


Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»


Раздел 1. Россия — наша Родина (1ч.)

Раздел 2.Введение в православную духовную традицию (30ч.)

Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят пра­вославные христиане. Добро и зло в православной традиции. Зо­лотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Пра­вославие в России. Православный храм и другие святыни. Сим­волический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Раздел 3. Любовь и уважение к Отечеству (3ч.)

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.



Учебно-методический комплект:


  1. А. В. Кураев Учебник для 4-5 классов «Основы православной культуры» М.: Просвещение, 2012.

  2. А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2011.

  3. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

  4. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

  5. Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.













Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

В том числе на:

Уроки

Проектные работы

Россия — наша Родина

1

1


Введение в православную духовную традицию

30

29

1

Любовь и уважение к Отечеству

3

2

1


Итого:

34

32

2

















Литература

  1. Азбука православного воспитания. — М., 1997.

  2. Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003.

  3. Афанасьева С. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет). Калининград, 2001.

  4. Библейский богословский словарь. / Под редакцией В. Михайловского. м., 1995.

  5. Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1995.

  6. Бородина АВ. Основы православной культуры. — М. 2002.

  7. Вениамин (Пушкарь), архиепископ. Священная библейская история. СП6, Владивосток. 2004.

  8. Владимиров А., священник. Учебник жизни. М., 2001:

  9. Гнедич П.П. История искусств. (В 3-х т-г.). Репринтное издание 1897 г. Калининград, 1995.

  10. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х—ХХ вв. 1 Сост. С.С.Бычков. — М., 1992.

  11. История иконописи (УI ХУ вв.). М., 2002.

  12. Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр «Покров». М., 2001.

  13. Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000.

  14. Комеч А.Н. Русские монастыри. История и культура (Х — ХУIII вв.). М., 2001.

  15. Кошохов д., священник. Школьное православное образование. — М., 1999.

  16. Коротких С., священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий. Материалы для школьных уроков. Часть 2-я (Первый и второй год обучения). — М., 2003.

  17. Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003.

  18. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. (В 4-х т-г.). М., 2001.

  19. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. — М., 1993.

  20. Майорова Н. Литература древней Руси. М., 2003.

  21. Монастыри в окрестностях Москвы. М., 2004.

  22. Новомученики и Исповедники земли Всероссийской. М., 2001.

  23. Опыты православной педагогики . Сост. А. Стрижева и С. Фомина. М., 1993.

  24. Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам. Библиотечка еженедельника «Воскресная школю. М., 2000.

  25. По святым местам Егорьевского края. М., 2001.

  26. Поселянян. Е. Святые вожди земли русской. — М.-СПб., 2000.

  27. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие. (Выпуски: сентябрь, октябрь). Под, ред. иеромонаха Киприана (Ященко). — М. 2003.

  28. Православная культура. Сборник программ. Под. ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Шевченко ЯЛ. — М., 2003.

  29. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. Кострома, 1998.

  30. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. — М., 1987.

  31. Прекрасный Божий мир /. — М., 1996.

  32. Русские монастыри. Искусство и традиции, ГРМ., 1997.

  33. Русские монастыри. Центральная часть России. М., 1995.

  34. Святыни земли домодедовской. М., 2004.

  35. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. СПб., 2002.

  36. Серия книг «Храмы Московской области» Владимир, 2001-2004 гг.

  37. Скоробогатько Н. Русские святые. М., 2004.

  38. Славянская энциклопедия. (В 2-х т.) М.: (Олма-Пресс», 2001.)

  39. Собрание древнерусского искусства в Загорском Музее. Л.: «Аврора», 1968.

  40. Сорок сороков. М,, 2004.

  41. Сосувцов Е., священник. Первая книга преподавателя Священной Истории. — СПб. 1994.

  42. Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Сост. Крестников Ю. и др. М., 2001.

  43. Супрун В.И. Православия святые имена. Волгоград, 1996.

  44. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. Педагогика. Школа. Человек. — Клин, 2000.

  45. Сурова Л.В. Церковный год. — М., 2000.

  46. Тимофей, священник, Берсенева Т.А. Уроки о здоровье и добродетели.— М., 1999.

  47. Тимофей, священник. Пособие по аскетике для современного юношества. — М., 1999.

  48. Григорий Богослов, святитель. Творения. — М., 1843.

  49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

  50. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — СП6., 1995.

  51. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. — М., 1993.

  52. Ильин И.А. О грядущей русской культуре 1/Сб. «Родина и мы». — Смоленск, 1995.

  53. Ильин И.А. О России и русской душе 1/ Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. — М., 1994.

  54. Ильин И.А. О русской культуре /1 Собр. соч.: В 10 т. Т. б. — М., 1994.

  55. Ильин И.А. Основы христианской культуры 1/ Собр. соч.: В 10 т. Т. 1,—М., 1994.

  56. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве!! Собр. соч.: В 10 т. Т. 6.—М., 1994. 





Календарно-тематическое планирование

к разделу «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс

Дата


урока/

раздела

Название темы урока

Кол-во часов по разделу

Д/З

К/Р

по плану


по факту



Раздел I

Россия — наша Родина

1



3.09


Россия — наша Родина


С.3-6




Раздел II

Введение в православную духовную традицию

30



10.09


Культура и религия


С.6-8


17.09


Человек и Бог в православии


С.9-11


24.09


Православная молитва


С.12--15


1.10


Библия и Евангелие


С.16-19


15.10


Проповедь Христа.


С.20-23


22.10


Христос и Его Крест


С.24--27


29.10


Пасха


С.28-31


12.11


Православное учение о человеке


С.32-35


26.11


Совесть и раскаяние


С.36-39


3.12


Заповеди


С.40-42


10.12


Милосердие и сострадание


С.42-45


17.12


Золотое правило этики


С.46-47


24.12


Храм


С.48-51


14.01


Икона


С.52-55


21.01


Творческие работы учащихся


С.56-57


28.01


Как христианство пришло на Русь


С.58-61


4.02


Подвиг


С.62-63


11.02


Заповеди блаженства


С.64-67


25.02


Зачем творить добро?


С.68-69


4.03


Чудо в жизни христианина


С.70-71


11.03


Православие о Божием суде


С.72-75


18.03


Таинство Причастия


С.76-79


25.03


Монастырь


С.80-83


1.04


Отношение христианина к природе


С.84-85


15.04


Христианская семья


С.86-87


22.04


Защита Отечества


С.88-91


29.04


Христианин в труде


С.92-93


6.05


Подготовка творческих проектов учащихся


доклады


13.05


Подготовка творческих проектов учащихся


проекты




Раздел III

Любовь и уважение к Отечеству

3



20.05


Любовь и уважение к Отечеству


С.94-95


27.05


Подготовка к творческим работам учащихся


сообщения




Итоговая презентация творческих проектов учащихся






Экскурсия

34












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!