Рабочая программа «Шаги к профессии» написана на основе изучения программ по профориентационной работе («Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой, «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Шаги к профессии» В. Орлова и Л. Галицкой).
Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с обучающимися 9 класса в системе профориентационной работы с обучающимися школы и рассчитана на 17 часов
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Шаги в профессию"»
Шаги в профессию
Пояснительная записка
Рабочая программа «Шаги к профессии» написана на основе изучения программ по профориентационной работе («Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой, «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Шаги к профессии» В. Орлова и Л. Галицкой).
Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с обучающимися 9 класса в системе профориентационной работы с обучающимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.
Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению обучающихся. Основная направленность занятий:
углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
развитие механизмов самопознания;
коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями.
пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом.
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:
знание и учет умственных возможностей и способностей;
знание требований профессии к человеку;
умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.
В результате занятий обучающийся познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.
Цель программы: знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников; осознание обучающимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Задачи рабочей программы:
мотивация личностного роста обучающийся;
создание условий для сознательного выбора профессии;
актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор;
переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.
Основные методы, используемые педагогом во время занятий:
словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;
практические: упражнения, деловые игры.
Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов:
воспитывающая и развивающая направленность обучения;
научность и доступность;
систематичность и последовательность;
связь обучения с жизнью;
принцип наглядности;
сознательность и активность обучающийся;
индивидуальный и дифференцированный подходы.
Программа курса не предусматривает систему отметок.
Планируемые результаты:
По завершении изучения программы выпускник должен знать:
свои способности и возможности;
основные правила выбора профессии;
владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
иметь представления об индивидуальных особенностях личности.
Выпускник должен уметь:
адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Психологические особенности личности
Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы. Интересы и склонности в выборе профессии. Мотивы и потребности. "Что я знаю о своих возможностях".
Раздел 2. Формула и характеристики профессий
Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии. Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип "Человек-Человек". Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип "Человек-Техника". Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип "Человек-Знаковая система". Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип "Человек-Художественный образ". "Человек-Природа".
Раздел 3. Мир профессий. Что влияет на выбор профессии
Определение профессионального типа личности. Профессиональная карьера и здоровье. Ваш творческий потенциал и карьера. Ошибки в выборе профессии. Самые востребованные профессии на рынке труда. Новые профессии и профессии исчезающие. Мониторинг рынка труда в России. Рейтинг образовательных учреждений Российской Федерации города Смоленска.. Выбираем место учебы. Готовимся к экзаменам. Методика поиска профессии. Ищем работу. Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем. Как провести эффективное собеседование. Профориентационная игра «Кем быть? Вот в чем вопрос».
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
Интернет-ресурсы
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2006. – 140с.
Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007. – 48с.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – 3-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2007. – 125с.
Для учащихся:
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2006. – 140с.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – 3-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2007. – 125с.
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ п/п | Наименование темы | Дата по плану | Дата по факту |
| Раздел 1. Формула и характеристики профессий | | |
-
| Вводное занятие | | |
-
| Ориентировочное. | | |
-
| Классификация профессий. | | |
-
| Выбор и моделирование. | | |
-
| Тип личности и выбор профессии. | | |
-
| Ценностные ориентации личности. | | |
-
| Интересы и выбор профессии. | | |
| Раздел 2. Психологические особенности личности | | |
-
| Умение понимать других. | | |
-
| Отношение к окружающим людям | | |
-
| Склонности и профессиональная ориентация. | | |
-
| Профессиональный тип личности. | | |
-
| «Художник или мыслитель». | | |
| Раздел 3. Мир профессий. Что влияет на выбор профессии | | |
-
| Как достичь успеха в профессии. | | |
-
| Поддержка друзей. | | |
-
| Изучение информации об учебных заведениях города Смоленска. | | |
-
| Изучение информации об учебных заведениях города Смоленска. | | |
-
| Итоговое занятие | | |
3