СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Шаги в профессию"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Шаги к профессии» написана на основе изучения программ по профориентационной работе («Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой, «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Шаги к профессии» В. Орлова и Л. Галицкой).

Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с обучающимися 9 класса в системе профориентационной работы с обучающимися школы и рассчитана на 17 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Шаги в профессию"»

Шаги в профессию


Пояснительная записка

Рабочая программа «Шаги к профессии» написана на основе изучения программ по профориентационной работе («Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой, «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Шаги к профессии» В. Орлова и Л. Галицкой).

Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с обучающимися 9 класса в системе профориентационной работы с обучающимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.

Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению обучающихся. Основная направленность занятий:

  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;

  • развитие механизмов самопознания;

  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;

  • расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями.

  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом.

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:

  • знание и учет умственных возможностей и способностей;

  • знание требований профессии к человеку;

  • умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

В результате занятий обучающийся познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.

 Цель программы: знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников; осознание обучающимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Задачи рабочей программы:

  • мотивация личностного роста обучающийся;

  • создание условий для сознательного выбора профессии;

  • актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор;

  • переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Основные методы, используемые педагогом во время занятий:

  • словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;

  • наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;

  • практические: упражнения, деловые игры.

Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов:

  • воспитывающая и развивающая направленность обучения;

  • научность и доступность;

  • систематичность и последовательность;

  • связь обучения с жизнью;

  • принцип наглядности;

  • сознательность и активность обучающийся;

  • индивидуальный и дифференцированный подходы.

Программа курса не предусматривает систему отметок.

Планируемые результаты:

По завершении изучения программы выпускник должен знать:

  • свои способности и возможности;

  • основные правила выбора профессии;

  • владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

  • иметь представления об индивидуальных особенностях личности.

Выпускник должен уметь:

  • адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;

  • ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Психологические особенности личности

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы. Интересы и склонности в выборе профессии. Мотивы и потребности. "Что я знаю о своих возможностях".

Раздел 2. Формула и характеристики профессий

Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии. Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип "Человек-Человек". Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип "Человек-Техника". Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип "Человек-Знаковая система". Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип "Человек-Художественный образ". "Человек-Природа".

Раздел 3. Мир профессий. Что влияет на выбор профессии

Определение профессионального типа личности. Профессиональная карьера и здоровье. Ваш творческий потенциал и карьера. Ошибки в выборе профессии. Самые востребованные профессии на рынке труда. Новые профессии и профессии исчезающие. Мониторинг рынка труда в России. Рейтинг образовательных учреждений Российской Федерации города Смоленска.. Выбираем место учебы. Готовимся к экзаменам. Методика поиска профессии. Ищем работу. Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем. Как провести эффективное собеседование. Профориентационная игра «Кем быть? Вот в чем вопрос».


Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Интернет-ресурсы

  2. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2006. – 140с.

  3. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007. – 48с.

  4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – 3-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2007. – 125с.

Для учащихся:

  1. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2006. – 140с.

  2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – 3-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2007. – 125с.


Календарно-тематическое поурочное планирование


п/п

Наименование темы

Дата по плану

Дата по факту


Раздел 1. Формула и характеристики профессий



Вводное занятие



Ориентировочное.



Классификация профессий.



Выбор и моделирование.



Тип личности и выбор профессии.



Ценностные ориентации личности.



Интересы и выбор профессии.




Раздел 2. Психологические особенности личности



Умение понимать других.



Отношение к окружающим людям



Склонности и профессиональная ориентация.



Профессиональный тип личности.



«Художник или мыслитель».




Раздел 3. Мир профессий. Что влияет на выбор профессии



Как достичь успеха в профессии.



Поддержка друзей.



Изучение информации об учебных заведениях города Смоленска.



Изучение информации об учебных заведениях города Смоленска.



Итоговое занятие




3