1. Пояснительная записка.………………………………………………….
курса внеурочной деятельности……………………………………………..
3. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности…………………
4.Раздел 3. Тематическое планирование……………………………………
.
В Концепции модернизации Российского образования определена идея формирования личности: «Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы,
Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность
создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий
образовательного процесса в школе Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,
-«Задачи на смекалку 5-6 классы»/И.Ф. Шарыгин, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение, 2010
- Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения
учащихся 5-6 классов.
- знакомить с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;
- организовывать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;
- создавать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос.
познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Разгадывание ребусов. Составление и расшифровка шифров. Задачи «сказочного» содержания. Задачи на перебор (с практическим содержанием).
Задачи на целое и его части. Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?» , «Сколько же?». Числовые выражения.
Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения, поиск наиболее рациональных способов решения).
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
| Тема 1: «Математические игры» Всего часов 5 |
| Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность Вид Форма | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** |
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться |
1.1 | | Математические развлечения. Математический ребус | | Вводная беседа Решение занимательных задач на арифметические действия с натуральными числами; Решение простейших математических ребусов; | Предметные Познакомятся историей возникновения занимательных задач. С понятием математического ребуса.. Личностные УУД готовность и способность к преодолению трудностей для достижения целей. | Личностные УУД сформировать интерес к дополнительным занятиям по математике Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи | Входящий | УО | Слайд-презентация «Считалка» |
1.2 | | Составление и разгадывание шифровок математического содержания | | Составление числовых закономерностей | Предметные Повторить свойства сложения и умножения натуральных чисел. | Предметные Записывать последующие и предыдущие элементы натурального ряда. Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериализацию и классификацию | Текущий | МД | Слайд-презентация «Математические ребусы» |
1.3 | | Задачи «Сказочногосодержания» | | Ввести задачи с интересной фабулой и использование старинных мер длины. | Познавательные УУД Научиться строить схемы Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения | Первичная проверка знаний | ПР | Задания для устного счета/ Упр. 1. |
1.4 | | Задачи на перебор (практического содержания) | | Решать задачи методом перебора вариантов. | Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Предметные Решать логические задачи на перебор. Регулятивные УУД прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей | Тематический | | Демонстрационный материал «Натуральные числа» |
1.5
| | Итоговое занятие по теме «Математические игры» | | Решение занимательных задач | Познавательные УУД Выделять характерные причинно-следственные связи | Предметные Комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Первичная проверка знаний | Т | Экран личных достижений |
Тема 2 «Числовые задачи» Всего часов 4 |
2.1 | | Задачи на целое и части | | Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части. | Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | Предметные При решении задач использовать математическую модель – неравенство Познавательные УУД основам реализации исследовательской деятельности | Тематический | КТ | |
2.2 | | Задачи про цифры | | Применение законов сложения, вычитания и умножения для решения задач | Предметные выполнять вычитание с помощью натурального ряда; вычитать натуральные числа. | Предметные комбинировать известные алгоритмы Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения | Первичная проверка знаний | УО | Демонстрационный материал «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
2.3 | | Задачи типа «Что больше» «Сколько же» | | Решение нестандартных задач на сравнение | Познавательные УУД использовать другие источники информации интернет Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач Коммуникативные УУД Сотрудничать с другими учащимися для решения общих задач | Обучающий | ПР | Интернет: поисковые системы |
2.4 | | Числовые выражения | | Используя свойства арифметических действий, решать задачи связанные с числовыми выражениями. | Предметные применять закон при устных вычислениях; раскрывать скобки; выносить множитель за скобки; Регулятивные УУД адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | Предметные владеть совместными действиями Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью | Первичная проверка знаний | Т | Демонстрационный материал «составление выражений» |
Тема 3 «Задачи на четность» всего 4 часа |
3.1 | | Задачи на свойства делимости чисел | | Свойства делимости и признаки. | Предметные Научаться применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений. Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи; | Познавательные УУД делать умозаключения и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить. | Текущий | СР | CD Математика 5-11 кл. Лаборатория «Делимость чисел |
3.2 | | Четность и нечетность чисел | | Сумма двух четных чисел. Четного и нечетного. Двух нечетных. | Познавательные УУД делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Коммуникативные УУД оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Первичная проверка знаний | ФО | Задания «Четность» |
3.3 | | Задачи на доказательства | | Применение законов четности для доказательства равенств | Познавательные УУД делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Познавательные УУД приводить примеры использования математических знаний Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание | Тематический | Т | Слайд презентация «Задания на рисование фигур не отрывая руки» |
3.4 | | Брейн -ринг | | Обобщить знания делимости чисел, свойств арифметических чисел. | Предметные. Предметные применять закон при устных вычислениях; раскрывать скобки; выносить множитель за скобки; свойства делимости. Регулятивные УУД адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Итоговый | ПР | Экран личных достижений |
Тема4 «Логические задачи» всего 5 часов |
4.1 | | Способы оформления решений логических задач | | Схемы –рисунки и таблицы перебора вариантов. | Предметные Методы решения логических задач Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи; использовать схемы и таблицы; | Текущий | ФО | |
4.2 | | Задачи на верные и неверные утверждения | | Ввести способ решения задач от обратного | Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач Предметные метод решения от обратного. | Предметные Комбинировать известные алгоритмы Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание | Тематический | Т | |
4.3 | | Графы и их помощь для решения задач. | | Построение графов | Предметные Применение графов для решения логических задач Регулятивные УУД Основы самоконтроля | Предметные Владеть совместными действиями Познавательные УУД приводить примеры использования математических знаний | Обучающий | МД | Презентация «Графы» |
4.4 | | Метод упорядоченного перебора | | Решение геометрических задач методом упорядоченного перебора | Предметные Выявлять особенности различных геометрических фигур . Познавательные УУД основам исследовательской деятельности | Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Обучающий | ПР | CD Математика 5 – 11 классы «геометрия вокруг нас». |
4.5 | | Логические задачи. Малая олимпиада. | | Обобщить изученные методы решения логических задач. | Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Предметные Применять полученные знания при решении различного вида задач | Итоговый | КР | Экран личных достижений |
Тема 5 «Задачи на делимость чисел» всего 4 часа |
5.1 | | Признаки делимости натуральных чисел. | | Рассмотреть признаки делимости на 3, 9, 4, 6, 18 и др. | Предметные Познакомятся с признаками делимости на 4. 6, 18, 15 Познавательные УУД Научиться устанавливать причинно-следственные связи | Предметные Комбинировать известные алгоритмы Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание | Первичная проверка знаний | МД | Демонстрационный материал «признаки делимости» |
5.2 | | Решение задач на применение признаков делимости. | | Решение задач, с использованием признаков делимости. | Предметные научиться применять признаки делимости для решения задач практического содержания Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач деление | Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Текущий | КТ | Устный счет упр. 10 CD Математика 5-11 кл. Лаборатория «Делимость чисел». |
5.3 | | Простые и составные числа | | Отработать понятие простого и составного числа. Умение пользоваться таблицей простых чисел. Применять данные понятия для доказательств высказываний. | Предметные отработать понятия простого и составного числа. Познавательные УУД Научиться устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Предметные Определять структуру числа, приводить примеры простых и составных чисел. Познавательные УУД строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Обучающий | ПР | Таблица простых чисел |
5.4 | | Изображение фигур с секретом | | Задачи на изображение фигур не отрывая руки от листа. | Предметные использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических Познавательные УУД осуществлять сравнение, классификацию | Предметные Выполнять простейшие построения геометрических фигур. | Тематический | ПР | |
Тема 6 «Геометрия в пространстве» всего 4 часа |
6.1 | | Понятия плоскости и пространства | | Дать представления о плоскости и нахождения фигур в одной плоскости. | Предметные Ввести практическим путем понятия «лежать в одной плоскости». Познавательные УУД Развивать пространственное видение | Предметные Решать задачи повышенной сложности по теме Параллелепипед. Познавательные УУД строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Входящий | Т | Демонстрационный материал «Параллелепипед» |
6.2 | | Задачи с развертками | | Решение задач, с использованием практических моделей | Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи | Обучающий | ПР | Презентация «Развертки геометрических фигур и тел» |
6.3 | | Задачи на разрезание и склеивание | | | Предметные. Практические применения знаний на рисование не отрывая руки от бумаги. Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью | Тематический | ПР | |
6.4 | | Задачи со спичками. Геометрические фокусы. | | Различные системы счисления (нумерации). Решение занимательных задач. | Предметные. Различные системы исчисления, различные методы решения задач. Познавательные УУД выделять характерные причинно-следственные связи | Предметные. Комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Входящий | УО | |
Тема 7 «Текстовые задачи» всего 5 часов |
7.1 | | Решение задач «на части». | | Решение задач. | Предметные. Методы решения задач на части. Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Предметные. Решать задачи на части с помощь схем и рассуждений Коммуникативные УУД основам коммуникативной рефлексии | Обучающий | СР | |
7.2 | | Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности. | | Решение задач. | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи | Предметные. Решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности с помощь схем и рассуждений Коммуникативные УУД осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Тематический | ДКР | Демонстрационный материал «решение задач» |
7.3 | | Несколько способов решения задач. | | Рассмотреть варианты решений одной и той же задачи . | Предметные Понимание, что одна задача может решаться несколькими различными способами Познавательные УУД составлять схемы и математические модели при решении задач | Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве | Первичная проверка знаний | УО | |
7.4 | | Задачи, решаемые с конца | | Решение задач. | Предметные решать задачи с конца. Познавательные УУД Приводить примеры математических моделей | Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач Коммуникативные УУД работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Текущий | ПР | Задания для устного счета/ Упр. 7. |
7.5 | | Математическая регата | | Решение занимательных задач | Предметные. Решать задачи различных видов и применять для этого разные способы. Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью | Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД организовывать способы взаимодействия | Обучающий | МД | Экран личных достижений |
Тема 8 «Старинные задачи» всего 3 часа |
8.1 | | Решение старинных задач и задач в стихах, использование алгебраического метода | | Решение задач | Предметные познакомятся с понятиями старинных задач .Некоторыми старинными единицами длины Познавательные УУД Приводить примеры математических моделей | Предметные Решать задачи по теме с использованием схем и графов Коммуникативные УУД сотрудничать с одноклассниками при решении задач; уметь выслушать оппонента. | Входящий | МД | Демонстрационный материал «Старинные задачи» |
8.2 | | Задачи сказочного содержания | | Решение задач нестандартного вида принципом Дирихле | Предметные Решать нестандартные задачи с использованием принципа Дирихле. Регулятивные УУД Умение составлять конспект | Познавательные УУД структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста | тематический | Конкурс на самую интересную задачу | |
8.3 | | Старинные задачи - шутки | | Решение нестандартных старинных задач | Предметные Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Предметные Решать задачи по теме. Познакомиться со старинными мерами веса. Познавательные УУД Проводить исследование, устанавливать причинно – следственные связи | Тематический | СР | |