Пояснительная записка курса внеурочной деятельности « Вокруг меня мир»
Рабочая программа разработана на основе примерных программ художественно-эстетического направления по внеурочной деятельности автор Коротеева Е.И., М.: « Просвещение», 2011г.
В соответствии со следующими документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
Письмом Министерства образования Иркутской области от 02.07.2015 г. №№ 55-37-6194/15, 75-37-1237/15 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2015-2016 учебный год»
Основной общеобразовательной программой начального общего образования;
Учебным планом МБОУ СОШ № 49 на 2015-2016 уч.гг.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной образовательной программы.
Программа дополнительного образования «Вокруг меня мир» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения. Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.
Направленность образовательной программы:
создание условий для самореализации и самоопределения личности ребёнка;
освоение окружающего мира путём творческого познания его, осознание своего места в этом мире.
Цели и задачи образовательной программы:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха;
создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;
обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.
Программа учитывает местные условия и возможности при обучении детей, используется в работе доступный материал для изделий, знакомство с традициями местных промыслов. Темы занятий распределены так, что на прогулки, экскурсии и занятия на пленере отведено 43% часов по отношению к аудиторным занятиям, чем и достигается оздоровительный эффект курса.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-11 лет.
Объем программы:, 68 часов
Сроки реализации образовательной программы – 3года.
Предполагаемые формы занятий:
беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка.
Режим занятий: 2 раза в неделю
Продолжительность занятия: 45 минут 2-4 классы.
Ожидаемые результаты.
Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений руки и усвоению графических навыков.
Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично заполнять поверхность листа рисунком, выполнять объёмные композиции из пластилина и природного материала, будут знать способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания художественного образа и улучшат навыки лепки.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
№ | Ф.И.О. ребёнка | Название работы | Техника исполнения | Аккуратность | Самостоятельность | завершенность |
| | | | | | |
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.
Содержание программы.
Тематическое рисование.
Занятия тематического рисования ставят своей задачей развитие художественных способностей, внимания, зрительной памяти, эстетического вкуса, воспитание духовно эмоциональной чуткости, гармоничного развития личности.
2 класс. 24 часа.
Тема 1: «Весёлые краски».
Знакомство с дополнительными цветами, понятием контраста, выполнение рисунка заданной эмоциональной направленности.
Тем 2: «Золотая осень».
Рисунок по представлению гуашью по зарисовкам с прошлого занятия.
Тема 3: «Осенние хлопоты»
Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге.
Тема 4: «Дорисуй, похожее!»
Работа в технике монотипии.
Тема 5: «С кем простимся до весны».
Рисунок по работе прошлого занятия.
Тема 6:«Я хочу с тобой поделиться…»
Рисунок по представлению.
Тема 7: Пейзаж «Настроение»
Рисунок по представлению.
Тема 8: В гостях у сказки.
Иллюстрирование русских народных сказок.
Тема9: Первый снег в ночи.
Овладение техникой «выкрывания» воском.
Тема 10: Мой пернатый друг.
Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.
Тема 11: Зимушка-Зима
Оттенки белого. Создание выразительного рисунка без ярких цветов.
Тема 12: Где живёт дед мороз?
Рисунок по представлению.
Тема 13: Зрелища и мы.
Рисование по памяти или по представлению гуашью.
Тема 14: Кем мы будем - первый шаг к мечте.
Создание коллективного панно из работ учеников.
Тема 15: Дом-мечта.
Рисунок по памяти гуашью по цветному картону или заранее окрашенной бумаге.
Тема 16: Автопортрет.
Портрет акварелью.
Тема 17: Если такое возможно…
Рисунок по представлению с применением акварели и гуаши.
Тема 18: Защитник отечества.
Изображаем воинов любых эпох по цветному картону гуашью.
Тема 19: Природа и человек.
Пейзаж в технике отпечатков мятой бумагой белилами по цветному картону с последующей дорисовкой сюжета гуашью.
Тема 20: «Вслед за солнечным лучиком»
Рисунок по памяти
Тема 21: Праздник широкой масленицы.
Рисунок по представлению гуашью по цветному фону.
Тема 22: Весна и мы.
Рисунок по цветному картону гуашью.
Тема 23: Я хотел бы природе помочь вот чем…
Рисунок по представлению акварелью.
Тема 24: Вешние воды.
Пейзаж по работе прошлого занятия.
2 класс. 8 часов.
Тема 1: Узорные варежки
Рисунок по цветному картону.
Тема 2: Зимний узор.
Вырезание из белой бумаги снежинок и наклеивание на работу прошлого занятия.
Тема 3: Сказочный лес.
Аппликация из ткани.
Тема 4: Роспись дымковской игрушки.
Роспись подготовленной фигурки с прошлого занятия в традиционной технике дымковской игрушки.
Тема 5 - 6: Открытка для мамы.
Выполнение открытки из цветных салфеток.
Тема 7: «Птица - папагаль»
Роспись в стиле северодвинской росписи
Тема 8: Пасхальная открытка.
Аппликация из ткани.
Рисование с натуры.
Эти занятия способствуют формированию осознанного восприятия окружающего мира, развивают наблюдательность, внимание. Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).
2 класс. 10 часов.
Тема 1: «По осенним тропкам».
Быстрые зарисовки на пленере.
Тема 2: «С кем простимся до весны?»
Работа на пленере цветными мелками.
Тема 3: Мой край родной.
Работа на пленере простым карандашом по светлому картону в технике быстрых зарисовок.
Тема 4:«У природы нет плохой погоды»
Изображение деревьев разных пород.
Тема 5: Какие бывают снежинки.
Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки по белой бумаге простым карандашом.
Тема 6: А к нам «грачи прилетели»?
Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки цветными мелками.
Тема 7-8: Ощущения лета.
Работа на пленере восковыми мелками по плотной бумаге.
Тема 9: «Кто к нам летом погостить?»
Наблюдения за жизнью насекомых, быстрые зарисовки восковыми мелками.
Тема10: Журчат ручьи?
Этюдные зарисовки пейзажа акварелью кисти по окрашенной бумаге.
Художественный труд. (Работа с природным материалом. Лепка)
Эти занятия способствуют развитию сенсомоторики, совершенствуют координацию движений, развивают воображение, творческую фантазию.
2 класс. 9 часов.
Тема 1: «Калейдоскоп».
Аппликация из природного материала.
Тема2: «Лыжники» .
Изготовление аппликации из природного материала
Тема 3: Зимнее чудо.
Изготовление сувенира из шишек и бересты.
Тема 4:Зверьё моё.
Аппликация из бересты.
Тема 5: Чудо-цветок.
Поделки из природного материала: шишек, травинок, веточек, бересты и пластилина.
Тема 6: Лепим любимых животных в стиле дымковской игрушки.
Лепка из белого пластилина или оконной замазки.
Тема 7: Подвиг.
Лепка из пластилина фигурок солдат времён ВОВ, сборка панорамы боя по представлению.
Тема 8: «Кто к нам летом погостить?»
Аппликация из пластилина.
Тема 9: Пластилиновое лето.
Лепка, пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона.
Экскурсии.
Прогулки и экскурсии расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, ощущать себя как часть окружающего мира и сохранять целостность восприятия. Общение с природой вырабатывает необходимость бережного отношения к окружающей среде.
2 класс. 17 часов.
Тема 1: «Осенние хлопоты»
Экскурсия, наблюдения за окружающей жизнью, беседа об осенних заботах животных.
Тема 2: «Найди похожее»
Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе.
Тема 3: «Осеннее настроение»
Наблюдения на природе
Тема 4: Осенние гостинцы
Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание принесенного материала для просушки.
Тема 5: Навестим друзей.
Экскурсия по осенним улицам, наблюдения за жизнью птиц.
Тема 6: Зимняя прогулка.
Наблюдения на природе за зимними изменениями в природе.
Тема 7: «…Хорошо ли метели лесные тропы замели?»
Наблюдение на пленере, зимние игры.
Тема 8: Предчувствие праздника.
Экскурсия по зимним улицам посёлка.
Тема 9: Кем мы будем первый шаг к мечте.
Прогулка возле близлежащих учреждений и беседа о людях, там работающих.
Тема 10: Красивый дом –какой он?
Прогулка по окрестностям.
Тема 11: Где рождается сказка?
Прогулка с целью кормления птиц.
Тема 12: Защитник отечества.
Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа о защитниках отечества.
Тема 13: Весна не за горами.
Прогулка по окрестностям школы.
Тема 14: Весна и мы.
Прогулка с целью наблюдения.
Тема 15: «Вслед за солнечным лучиком»
Игра на развитие наблюдательности.
Тема 16: Пасхальные традиции.
Беседа о празднике светлой пасхи и прогулка к церкви.
Тема 17:Чудо-цветы.
Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами.
Содержание программы разделено на четыре блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к смене времен года. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Тематическое планирование.
2 класс.
№ | Тема | Форма занятия | Оборудование | Вид деятельности | Часы | дата |
1 четверть. Снова осень к нам пришла. |
1 | Весёлые краски | Тематическое рисование | альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой | Знакомство с дополнительными цветами, организация рабочего места, рисунок акварелью. | 1 | |
2 | «По осенним тропкам» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 | |
3 | «Золотая осень» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 | |
4 | «Осенние хлопоты» | Экскурсия | Пакет для сбора природного материала. | наблюдения за окружающей жизнью осенью. | 1 | |
5 | «Осенние хлопоты» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 | |
6 | «Найди похожее» | Экскурсия | Пакет для сбора материала | Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе. | 1 | |
7 | «Дорисуй похоже !» | Тематическое рисование | гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Работа в технике монотипии с последующей дорисовкой | 1 | |
8 | «С кем простимся до весны?» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 | |
9 | «С кем простимся до весны?» | Тематическое рисование | Работа с прошлого занятия, гуашь, кисти, баночка с водой. | Рисунок | 1 | |
10 | «Осеннее настроение» | Экскурсия | | Наблюдения на природе | 1 | |
11 | Калейдоскоп | Работа с природным материалом | Цветной картон, клей, сухие осенние листья | Аппликация | 1 | |
12 | Осенние гостинцы | экскурсия | пакет, старая книжка | Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание принесенного материала для просушки. | 1 | |
13 | «Я хочу с тобой поделиться…» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | | |
14 | «У природы нет плохой погоды» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | Изображение деревьев разных пород | 1 | |
15 | Пейзаж «Настроение» | Тематическое рисование | акварель, палитра, кисти, баночка с водой, лист бумаги. | Рисунок по представлению | 1 | |
16 | В гостях у сказки | Тематическое рисование | Альбомная бумага, гуашь, баночка с водой, кисти | Иллюстрирование русских народных сказок | | |
2 четверть. Круговерть зимы. |
1 | Мой край родной | Рисование с натуры на пленере | простой карандаш, картон | пейзаж | 1 | |
2 | Первый снег в ночи | Тематическое рисование | воск, картон, гуашь, кисти, баночка с водой, клей ПВА | Овладение техникой «выкрывания воском» | 1 | |
3 | Навестим друзей | экскурсия | корм для птиц, кормушки из подручного материала. | Наблюдения за жизнью птиц на улицах | 1 | |
4 | Мой пернатый друг | Тематическое рисование | бумага плотная, или картон, восковые мелки | Рисунок по памяти | 1 | |
5 | «…Хорошо ли метели лесные тропы замели?» | прогулка | Лопатки, санки-ледянки. | Наблюдение на пленере, зимние игры. | 1 | |
6 | Зимушка-Зима | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Создание выразительного рисунка без ярких цветов | 1 | |
7 | «Лыжники» аппликация | Работа с природным материалом | Кусок бересты, клей, засушенные листья, веточки, кисть, лист плотного картона, тряпочка. | Изготовление аппликации из природного материала | 1 | |
8 | Зимняя прогулка | экскурсия | Лопатки, санки-ледянки. | Наблюдения на пленере | 1 | |
9 | Узорные варежки | Декоративное рисование | Цветной картон, гуашь, кисть. | Рисунок по представлению или по памяти | 1 | |
10 | Зимние наброски. | Рисование с натуры | бумага, простой карандаш | Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки. | 1 | |
11 | Зимний узор. | Декоративное рисование | ножницы, бумага белая, цветной картон, клей. | Вырезание из бумаги. | 1 | |
12 | Зимнее чудо. | Работа с природным материалом | Заготовки из бересты, шишки, пластилин, краски | Изготовление сувенира из шишек и бересты. | 1 | |
13 | Предчувствие праздника | Экскурсия | | Прогулка по зимним улицам посёлка. | 1 | |
14 | Где живёт дед мороз? | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Рисунок по представлению | 1 | |
3 четверть. О людях и о себе... |
1 | Зрелища и мы. | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | Рисование по памяти | 1 | |
2 | Кем мы будем первый шаг к мечте. | Экскурсия | | Прогулка у близлежащих учреждений и беседа о профессиях | 1 | |
3 | Кем мы будем: первый шаг к мечте. | Тематическое рисование | бумага, карандаш, восковые мелки, шаблон фигуры человека, основа для панно. | Создание коллективного панно. | 1 | |
4 | Красивый дом –какой он? | Экскурсия | | Прогулка по окрестностям, наблюдения | 1 | |
5 | Дом-мечта. | Тематическое рисование | бумага, карандаш, гуашь, баночка с водой, кисти. | Рисунок по памяти. | 1 | |
6 | Зверьё моё. | Работа с природным материалом | клей ПВА, цветной картон, шаблоны лесных зверей нашего края, береста. | Аппликация из бересты. | 1 | |
7 | Где рождается сказка? | экскурсия | Корм для птиц. | Прогулка с целью наблюдения за жизнью природы | 1 | |
8 | Сказочный лес. | Декоративное рисование | клей, цветной картон для основы, цветные лоскутки, шаблоны деталей. | Аппликация из ткани. | 1 | |
9 | Автопортрет. | Тематическое рисование | бумага, гуашь, кисти, баночка с водой. | Рисунок по памяти | 1 | |
10 | Если такое возможно… | Тематическое рисование | бумага, акварель, кисти, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 | |
11 | Защитник отечества. | Экскурсия | | Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа. | 1 | |
12 | Защитник отечества. | Тематическое рисование | цветной картон, гуашь, кисти, баночка с водой | Изображаем воинов любых эпох. | 1 | |
13 | Лепим любимых животных в стиле дымковской игрушки. | Лепка | белый пластилин или замазка, стек, клеёнка, тряпочка | Лепка | 1 | |
14 | Роспись дымковской игрушки | Декоративное рисование | фигурки с прошлого занятия, гуашь, кисти, баночка с водой. | Роспись | 1 | |
15 | Открытка для мамы | Декоративное рисование | Плотный картон, лист белой бумаги, акварель, кисть, клей. | Подготовка основы для открытки. | 1 | |
16 | Открытка для мамы | Декоративное рисование | цветные бумажные салфетки, гуашь, клей, кисть. | завершение работы. | 1 | |
17 | Весна не за горами. | экскурсия | | Прогулка по окрестностям школы, наблюдения | 1 | |
18 | Природа и человек. | Тематическое рисование | Бумага, кисти, гуашь. | Пейзаж, техника отпечатков мятой бумагой | 1 | |
19 | А к нам «грачи прилетели»? | Рисование с натуры | белая бумага, основа под лист, восковые мелки. | Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки. | 1 | |
20 | «Птица - папагаль» | Декоративное рисование | гуашь, баночка с водой, кисть, разовая картонная тарелочка. | Роспись в стиле северодвинской росписи | 1 | |
21 | «Вслед за солнечным лучиком» | экскурсия | | Игра на развитие наблюдательности | 1 | |
22 | «Вслед за солнечным лучиком» | Тематическое рисование | гуашь, баночка с водой, кисть, разовая картон цветной | Рисунок по памяти | 1 | |
4 четверть. Зелёный шум. |
1 | Праздник широкой масленицы | Тематическое рисование | гуашь, кисти, баночка с водой, бумага | Рисунок по представлению. | 1 | |
2 | Весна и мы. | экскурсия | | Прогулка с целью наблюдения. | 1 | |
3 | Весна и мы. | Тематическое рисование | гуашь, цветной картон, баночка с водой. | Рисунок по цветному картону | 1 | |
4 | Пасхальные традиции. | экскурсия | Косынки девочкам и деньги на свечку. | Беседа и прогулка к церкви. | 1 | |
5 | Пасхальные открытки. | Декоративное рисование | Белый плотный лист бумаги, цветная бумага, 2 лоскутка ткани, клей, сухоцветы или искусственные цветы. | Выполнение аппликации | 1 | |
6 | Я хотел бы природе помочь вот чем… | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 | |
7 | Журчат ручьи? | Рисование с натуры | бумага, карандаш, твёрдая основа для листа. | Наблюдения за весенней рекой, зарисовки. | 1 | |
8 | Вешние воды. | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой | Пейзаж | 1 | |
9 | Чудо-цветы. | Экскурсия | Пакет. | Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами. | 1 | |
10 | Чудо-цветок. | Работа с природным материалом | шишки, травинки, веточки, пластилин, береста. | Поделки из природного материала. | 1 | |
11 | Подвиг. | Лепка | пластилин, стек, кусок картона, клеёнка. | Лепка | 1 | |
12 | Ощущения лета. | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 1 | |
13 | Ощущения лета. | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 1 | |
14 | Пластилиновое лето. | Лепка. | пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона | Лепка. | 1 | |
15 | Кто к нам летом погостить? | Рисование с натуры | бумага, твёрдая основа, восковые мелки. | Наблюдения за жизнью насекомых, зарисовки. | 1 | |
16 | Кто к нам летом погостить? | Лепка | пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона. | Лепка | 1 | |
| | | | | 68 | |
Методические рекомендации.
Изобразительная деятельность – творческая, поэтому важно создать творческую атмосферу на занятии. Для этого нужно, что бы процесс общения с детьми носил непринужденный, искренний характер, вовлекать детей в диалог по теме занятия. Важно, чтобы дети получали удовольствие от своей работы. Педагог должен видеть, как ребёнок относится к самому процессу: скучно ему или весело, интересно ему или нет, чтобы вовремя помочь, поддержать, пробудить утерянный интерес. Ребёнок не должен бояться, что выйдет плохо, не должен бояться творить. Ситуация успеха должна присутствовать на каждом занятии, тогда ребёнок будет с увлечением и интересом открывать для себя мир вокруг. Хорошо на занятиях использовать музыкальные фрагменты, подходящие к теме занятия. Это поможет создать эмоциональный настрой и поддерживать его в течение всего занятия. Этой же цели служат стихи, загадки, маленькие рассказы, пословицы и поговорки, включаемые в содержание занятия.
Тематическое рисование.
Большая часть тем в этом блоке является продолжением занятий на пленере, прогулок и экскурсий. Эмоциональное погружение происходит именно на этих занятиях, а тематические работы являются их итогом, логическим завершением. Такие «пары» нужно планировать так, чтобы одно вытекало из другого. Например, за экскурсией по теме «Фантазии нам осень навевает…» следует занятие тематическим рисованием на ту же тему . На экскурсии дети наблюдают за начавшимися изменениями в природе: подтаявшим снегом, оживившимися птицами, тёплым ветром и т.д. Следующее занятие нужно начать с вопросов, которые помогут детям оживить в памяти картину природы ранней весной. После этого можно попросить детей, опираясь на свой жизненный опыт представить, какие изменения будут происходить дальше, и нарисовать рисунок на основе своих фантазий. Есть в блоке темы, которые не связаны на- прямую с предыдущими или последующими занятиями. Их немного, но они заставляют ребенка осмысливать свои ощущения и настроения. Например:
«Моё зимнее настроение выглядит вот так…» и др. Здесь важно настроить ребенка на нужную волну, погрузить в себя.
Рисование с натуры.
Эти занятия проходят на пленере. Дети наблюдают за жизнью животных, растений, насекомых, делают зарисовки. Срисовывая объекты из жизни, дети учатся внимательнее относиться к сезонным изменениям в природе, открывают целый мир, живущий по своим законам, учатся осознавать себя его частью.
Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).
Декоративное рисование.
На этих занятиях третьеклассники овладевают азами образного языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета. Педагог должен широко применять богатый зрительный ряд – примеры произведений декоративного искусства, таблицы, репродукции, записи народной музыки и т.д. На каждом занятие дети знакомятся с новым видом декоративного творчества.
Работа с природным материалом, лепка.
Для этих занятий используется в основном материал, собранный детьми на прогулках. Это береста, опавшие листья, сухие травинки, шишки.
Много собранного материала не нужно. Главный принцип: взять ровно столько, сколько необходимо. Тогда у детей формируется бережное отношение к миру вокруг. Поделки не должны быть сложными. Ребёнок должен справляться с работой за одно занятие. Для занятий лепкой можно использовать поделочную глину белый пластилин, или обычная замазка. Последняя хороша тем, что не дорогая и не требует обжига, но если требуется в последствии изделия расписать, то поверхность необходимо обезжирить толчёным мелом либо зубным порошком. Затем изделия грунтуются белой акриловой краской и просушиваются. Эту операцию могут сделать сами дети или педагог до занятия.
Экскурсии и прогулки.
Важно продумать маршрут согласно теме экскурсии, перед выходом объявить цель прогулки, напомнить правила дорожного движения, правила поведения в лесопарковой зоне, у воды.
Необходимые материалы и оборудование:
Для ученика.
Акварель
кисти колонок №2, №4-5,
жёсткая кисть из щетины№4-5,
гуашь 6 цветов.
цветной картон не глянцевый и цветная бумага
восковые мелки
твёрдая основа для листа.
палитра
клей ПВА
пластилин
черная тушь
альбом для рисования
Ластик
Простой карандаш
Ножницы
Ватные диски
Ватные палочки
Природный материал
Баночка под воду
Литература:
Петр Порте «Учимся рисовать человека», «Мир книги», 2005 г.
Петр Порте «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», «Мир книги»,2005 г.
Петр Порте «Учимся рисовать природу», «Мир книги», 2005 г.
Петр Порте «Учимся рисовать окружающий мир», «Мир книги», 2005 г.
Петр Порте «Учимся рисовать от А до Я», «Мир книги», 2005 г.
Нина Соколова-Кубей «Узоры из бумаги», «Мир книги», 2008 г.
Н. Телегина «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2008 г.
И. Агапова М. Давыдова «Аппликация». «Мир книги», 2009 г.
Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.
«Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей»Томск: Дельтаплан, 2002 г).
Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008