Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 имени Александра Сергеевича Пушкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 1 – 2 класса
«Я и мир вокруг меня»
Форма организации: кружок
Направление: социальное
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Феклистова Полина Игоревна
учитель начальных классов
Нижневартовск, 2021
Пояснительная записка
Мы живем в бурно развивающемся мире. Связи человека с окружающими людьми, с окружающей природой и с окружающими техногенными объектами постоянно перестраиваются. Человек постоянно перестраивает свое окружение. Но не многие умеют просчитывать последствия своих действий. Поэтому, кроме полезного результата, возникает множество побочных, «отравляющих» людям жизнь.
Если люди не научатся прогнозировать последствия своей деятельности, то неизбежно среди таких последствий, окажется невозможность существования человека.
Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Человечеству необходимо забыть о покорении природы, которое привело к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и угрозе глобального экологического кризиса. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать и ценить. Не враждовать с ней и не бороться, а научиться жить с ней в ладу.
Сегодня педагогическим коллективам необходимо подойти к системному решению наисложнейшей задачи развития личности ребёнка. Доминантой данной деятельности является обеспечение духовного, творческого и терапевтического общения детей с Природой, как источником красоты и гармонии, источником познания окружающего мира, здоровья человека и всего живого на Земле.
Цель программы: формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы, исходя из истории и культуры России.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать представления о природных сообществах области;
- познакомить с охраняемыми территориями своей области;
- сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;
Развивающие:
- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
- развить мышление, наблюдательность, внимание, память;
- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Воспитательные:
- развивать интерес к изучению природы родного края через взгляд и опыт общения предков с природой;
- формировать уважительное отношение к чужому мнению;
- воспитать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,
-сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа внеурочной деятельности «Цветик-семицветик» опирается на школьную программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся, обеспечивающую сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Это интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, культуре, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний исторического и гуманитарно-эстетических циклов. Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как: русский язык; литературное чтение; окружающий мир; технология; изобразительное искусство.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В основу изучения данного курса включена экспериментально-исследовательская деятельность: наблюдение, постановка вопросов проблемного характера, трудовые поручения, дидактические игры, моделирование, рассказы, сказки, стихи, эврестические беседы. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, конкурсов, викторин, коллективных творческих дел, проектов, праздников, выставок. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, в библиотеке. На занятиях дети играют, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают экологические загадки, слушают и обсуждают услышанное, рисуют, участвуют в конкурсах.
Программа «Экология» относится к социальному направлению. Программа рассчитана на два года обучения, с 1 по 2 классы, по одному часу в неделю, то есть 33 и 34 часа в каждом классе соответственно., рассчитана на:
1 класс - 33 часа, 1 час в неделю;
2 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
Класс | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
1 класс | 33 часа | 8 часов | 25 часов |
2 класс | 34часов | 9 часов | 25 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина». Содержание программы внеурочной деятельности «Экология», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре русского народа;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- установление причинно-следственных связей.
В программе «Экология» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Историю жизни русского народа в селе.
2. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
3. Нравственные правила обращения с объектами природы.
4. Русских народных героев.
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения за природой.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
К концу второго года обучения школьники должны знать:
1. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.
2. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.
3. Историю возникновения Красноглинского района.
К концу второго года обучения школьники должны уметь
1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.
2. Ухаживать за растениями и животными.
3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Первый уровень результатов освоения программ: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: встреча с интересными людьми, выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, экологические проекты на микроучастке лицея.
Программа «Экология» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
1 класс «Старик – годовик»
Содержание курса.
Введение «Очаг наших предков» (1 час). Открываем школу Старика-годовика. Знакомство с предметами, которые будем изучать: уроки народной памяти, уроки народных игр и развлечений, уроки праздников, спортивные уроки, семейные посиделки, творческая мастерская, уроки Заботы, Дни памяти народных героев.
Королева Золотая Осень. (8 часов).
Собираемся у очага, чтобы узнать, как жили наши предки осенней порой. Проводим ярмарку осенних даров, творим красоту из осенних даров, учим стихи, ставим осенние сказки. Отмечаем именины и дни рождения. Участвуем в осеннем кроссе, играем в подвижные игры на воздухе «Осенний этюд», «Что делают звери», «Звуковая охота». Дома с семьёй устраиваем капустные посиделки, убираем мусор вокруг школы, подъездов. Тест «В гости к Осени» (Приложение).
Сказочные уроки Зимушки-Зимы. (8 часов)
Собираемся у очага, чтобы узнать, как жили наши предки зимней порой. Узнаём о народных героях: Георгии Победоносце, Илье Муромце. Устраиваем парад снеговиков, играем в снежки. Встречаем Новый год. Дома узнаём о Рождестве. Рисуем, украшаем класс, сочиняем, придумываем карнавальные костюмы. Играем в экологические игры «Спасаемся от холода». Тест «В гости к Зиме» (Приложение).
Встречаем Весну-Красну. (8 часов)
Собираемся у очага, чтобы узнать, какие заботы были у наших предков весенней порой. Закликаем весну, поем заклички. Дома печём жаворонков. Высеиваем в цветочные горшки траву, семена цветов. Расставляем комнатные растения с учётом особенностей их обитания. Пускаем кораблики по весенним ручейкам. Мастерим скворечники и развешиваем их около школы. Тест «В гости к Весне» (Приложение).
Вот и Лето Знойное пришло (8 часов)
Собираемся у очага, чтобы узнать, что делали наши предки жаркой летней порой. Убираем территорию около школы, высаживаем рассаду цветов на клумбу. Празднуем праздник Васильков, Кирилла и Мефодия. Тест «В гости к Лету» (Приложение).
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов |
Теория | Практика |
1 | Введение. Знакомство с четырьмя творческими и созидательными периодами в жизни детей и взрослых: осень, зима, весна, лето | 1 | |
Осень Золотая |
2 | Уроки народной памяти. Как жили россияне в старину осенней порой. | | 1 |
3 | Уроки народных игр и развлечений. Песни нового урожая. | | 1 |
4 | Праздники. Праздник урожая. | | 1 |
5 | Спортивные уроки. Осенний кросс. | | 1 |
6 | Семейные посиделки. Капустные вечеринки. | 0,5 | 0,5 |
7 | Творческая мастерская. Гербарий-картина на стену. | | 1 |
8 | Уроки Заботы. Дворы убираем, провожаем Осень. | | 1 |
9 | Дни памяти народных героев. Победа русского воинства на Куликовом поле. | 1 | |
Зимушка – зима |
10 | Уроки народной памяти. Обычаи и обряды. | 0,5 | 0,5 |
11 | Уроки народных игр и развлечений. Зимние забавы | | 1 |
12 | Праздники. Здравствуй, Новый год. | | 1 |
13 | Спортивные уроки. Зимние богатырские забавы. «Спасаемся от холода». | | 1 |
14 | Семейные посиделки. Зажжём рождественские свечи. | 0,5 | 0,5 |
15 | Творческая мастерская. Творим красоту своими руками, украшаем. | | 1 |
16 | Уроки Заботы. Дорожки расчищаем, кормушки строим, птиц кормим. | | 1 |
17 | Дни памяти народных героев. Праздник Георгия Победоносца. | 0,5 | 0,5 |
Весна – Красна |
18 | Уроки народной памяти. Весенние заботы в русской деревне. | 1 | |
19 | Уроки народных игр и развлечений. На завалинке слушаем пение птиц. Ярилины игры. | | 1 |
20 | Праздники. Сороки – день равноденствия, основная встреча весны. | | 1 |
21 | Спортивные уроки. Пускаем кораблики по весенним ручейкам. Игра «Против ветра». | | 1 |
22 | Семейные посиделки. Жаворонков печём, весну закликаем. | | 1 |
23 | Творческая мастерская. «Художник весна». «Весенний подоконник». | | 1 |
24 | Уроки Заботы. Мастерим скворечники. | | 1 |
25 | Дни памяти народных героев. День Победы. | 1 | |
Лето Знойное. |
26 | Уроки народной памяти. Летние приметы, пословицы, поговорки, загадки. | 1 | |
27 | Уроки народных игр и развлечений. «Горелки», «Чижик». | | 1 |
28 | Праздники. Васильковый день – праздник полевых цветов. | | 1 |
29 | Спортивные уроки. Прыгаем через скакалку, катаемся на велосипедах. | | 1 |
30 | Семейные посиделки. Посиделки у костра. | | 1 |
31 | Творческая мастерская. Рисунки на асфальте. | | 1 |
32 | Уроки Заботы. Убираем двор, поливаем цветы. | | 1 |
33 | Дни памяти народных героев. Праздник Кирилла и Мефодия. | 1 | |
2 класс.
Содержание курса.
Введение (1 час).
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы; связь между природой и человеком.
«Открываем чудеса красавицы по имени Земля»(20 часов)
В гостях у Солнца. Путешествие в давние времена рождения Земли. День рождения Земли. Подарки Земли: воздух, леса, горы, моря, животные. Приключения маленькой капельки воды. Вода в нашей жизни. Наблюдение за состоянием воды в природе. Сколько стоит вода? Как можно экономить воду. Как вода влияет на жизнь растений, животного мира. Прозрачный невидимка. Воздух в нашей жизни. Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Что делать, чтобы не болеть. Знакомство с домашними животными. Наблюдения за домашними питомцами. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой. Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Чтение стихов, рассказов о земной красоте.
Открываем чудеса (необычные растения, животные, птицы) – необычное в природе.
Решение проблем планеты, порождённых неразумными действиями человека. Конференция «Наша планета – планета Добра и Красоты». Открываем свой пресс-центр (выпуск газет, фото-выставки, выпуск мини-книг)
Служба Спасения Земли (акции «Синичкина столовая», «Сдай батарейку - спаси ёжика», «Сдай макулатуру – сохрани природу», «Вторая жизнь пластиковой бутылки»).
Мой Красноглинский красавец район.т(12 часов)
Изучаем историю района. Наш район от А до Я. Конкурс рисунков, стихов, песен, рассказов, фотографий. Изготовление сувениров для замечательных людей района. Вечер благодарения нашим бабушкам и дедушкам. Доска почёта «Ими гордимся, с них берём пример». Викторина «Что мы знаем о районе» Конкурс – мечта «Наш район в будущем». Встреча с поэтессой пос.
Защитим природу любимого района: «Мы за красоту и чистоту района», «Украсим город цветами». Праздник, посвящённый ХМАО-Югре.
Заключение (1 час).
Что узнали и чему мы научились за год. Тест «Экологическая безопасность» (Приложение).
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов |
Теория | Практика |
«Открываем чудеса красавицы по имени Земля» |
1 | В гостях у Солнца. Путешествие в давние времена рождения Земли. | 1 | 1 |
2 | День рождения Земли. Праздник. | | 1 |
3 | Подарки Земли: Воздух. | 0,5 | |
Опыты и игры с воздухом. | | 1 |
4 | Подарки Земли: Леса | 0,5 | |
Волшебный мир деревьев. | | 1 |
5 | Подарки Земли: Горы | 0,5 | |
Сказки и легенды о Жигулях. | | 1 |
6 | Подарки Земли: Моря. | 0,5 | |
Стихия воды. Опыты и эксперименты с водой. | | 1 |
7 | Подарки Земли: Животные | 0,5 | |
Выставка домашних животных. | | 1 |
8 | Открываем чудеса. Необычное в природе. | 1 | 1 |
Решение проблем планеты, порождённых неразумными действиями человека. |
9 | Конференция «Наша планета – планета Добра и Красоты» | | 1,5 |
10 | Работа пресс-центра. Знакомство с понятием «Красная книга». | | 3 |
11 | Служба Спасения Земли (акции «Синичкина столовая», «Сдай батарейку - спаси ёжика», «Сдай макулатуру – сохрани природу», «Вторая жизнь пластиковой бутылки».) | | 4 |
ХМАО-Югра. |
12 | Наш район от А до Я. История ХМАО - Югры. | 1 | 1 |
13 | Конкурс рисунков, стихов, фотографий. | | 1 |
14 | Вечер благодарения бабушкам и дедушкам. | | 1 |
15 | Викторина «Что мы знаем о районе» | 1 | |
16 | Встреча с поэтессой | 1 | |
17 | Конкурс – мечта «Наш район в будущем» | | 1 |
18 | Доска Почёта в школе «Ими гордится район» | | 2 |
19 | Конференция «Экологические проблемы района». | | 1 |
20 | В судьбе природы – моя судьба. Субботник | | 1 |
21 | День птиц. Развешиваем скворечники. | | 1 |
22 | Заключение. Чему мы научились. | 1 | |
Литература
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .
Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .
Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .
Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение./ Ярославль: «Академия развития», 1997
Приложение
Тест « В ГОСТИ К ОСЕНИ».
1. Почему осенним утром земля и крыши домов белые?
а) от снега
б) от росы
в) от града
г) это заморозки
2. Каких дней осенью больше ?
а) ясных
б) облачных
в) пасмурных
г) морозных
3. Какие осенью дожди?
а) моросящие
б) тёплые
в) ливневых
г) грибных
4. Какое сезонное природное явление относится к осени?
а) цветение растений
б) образование сосулек
в) морозы
г) листопад
5. Какие птицы не улетают на юг?
а) зяблики
б) дятлы
в) гуси
г) чайки
6. Почему птицы осенью улетают на юг?
а) становится дождливо
б) нет пищи
в) дни становятся короче
г) облетают листья
7.Запиши цифрами порядок осенних месяцев:
октябрь
сентябрь
ноябрь
8.Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом? Обведи нужную букву.
а) выше, чем летом;
б) так же, как летом;
в) ниже, чем летом.
9.Какие осенние изменения происходят в неживой природе. Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) заморозки;
б) цветение растений;
в) похолодание;
г) листопад;
д) иней.
Тест «В ГОСТИ К ЗИМЕ»
1.Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Изморозь, гололедица, ледоход, оттепель.
2.О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.
Снег подтаивает, становится влажным и легко лепится – это ___________
3.Кто впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) волк;
б) лось;
в) кабан;
г) ёж.
4.Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) грач, сойка, соловей;
б) клёст, воробей, голубь;
в) скворец, ворона, ласточка.
5.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека? Обведи нужную букву.
а) здесь можно погреться;
б) здесь проще отыскать корм;
в) здесь можно пообщаться с людьми.
6.Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.
Белка, медведь, лиса, заяц, лось.
7. Какое время года идет после зимы?
а) Осень
б) Лето
в) Весна
8.Запиши цифрами порядок зимних месяцев:
февраль
декабрь
январь
Тест «В ГОСТИ К ВЕСНЕ»
Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Таяние снега, изморозь, ледоход, гроза.
О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.
Большие и маленькие льдины быстро плывут по течению, сталкиваются и разбиваются – это __________.
Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) хохлатка;
б) медуница;
в) тополь;
г) верба;
д) одуванчик.
Какие изменения весной происходят в жизни птиц? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) прилетают из жарких стран;
б) вьют гнёзда;
в) отдыхают;
г) выводят птенцов.
Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) воздух становится день ото дня всё теплее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;
6. Какое время года идет до весны?
а) Осень
б) Зима
в) Лето
7.Запиши цифрами порядок весенних месяцев:
май
март
апрель
Тест «В ГОСТИ К ЛЕТУ»
1. Что не получится сделать летом?
а) Слепить снеговика
б) Искупаться в речке
в) Любоваться бабочками
2. Какой из видов спорта является летним и очень часто встречается на пляже?
а) Волейбол
б) Хоккей
в) Фигурное катание
3. На чём, из перечисленного, нельзя кататься летом?
а) Сани
б) Коньки
в) Лыжи
4. Чем мы наслаждаемся летом больше, чем зимой?
а) Праздниками
б) Погодой
в) Спокойствием
5. Какое неудобство достаётся нам летом, которого нет зимой?
а) Плохая погода
б) Коварные соседи
в) Комары
6. Пух от какого дерева летает на улице летом?
а) Дуб
б) Берёза
в) Тополь
7. Какой из этих месяцев не является летним?
а) Май
б) Июль
в) Август
8. Кому дети решили показать лето в одном из мультфильмов, напевая песенку со словами «Вот оно какое, наше лето. Лето яркой зеленью одето...»?
а) Незнайке
б) Деду Морозу
в) Снегурочке
9. Какое время года идет до лета?
а) Осень
б) Зима
в) Весна
10. Какой из месяцев — первый месяц лета?
а) Июль
б) Июнь
в) Август
Тест «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Укажите, что не загрязняет воздух
а) дыхание человека
б) выхлопы автомобилей
в) выбросы заводов
г) дым фабрик
2. Закончи высказывание
Экологическая безопасность-это защита человека от вредного воздействия … .
а) ядовитых растений
б) опасных животных
в) загрязнённой окружающей среды
г) транспорта
3. Укажи вещество, которым обрабатывают воду на станциях очистки
а) бром
б) азот
в) соль
г) хлор
4. Отметь место, где можно собирать грибы
а) У дороги.
б) Около заводов.
в) У свалок.
г) В лесу.
5. Найди неверное высказывание
а) Вдоль дорог надо сажать деревья.
б) Овощи перед едой надо мыть.
в) Дым сигарет не загрязняет воздух.
г) Надо охранять воду, воздух и почву.
6. Отметь, что поможет предприятиям не наносить вред природе
а) Отказ от продукции.
б) Ежемесячный штраф.
в) Установка очистительных сооружений.
г) Увольнение директора.
7. Выбери транспорт, который не загрязняет воздух
а) лодка
б) автомобиль
в) трамвай
г) велосипед
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 1,3,4 |