СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3,4 класса ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс разработан с целью воспитания патриотизма, взращивания любви к своей РОДИНЕ, формирования уважения к истории и культуре русского народа, развития изобразительных и творческих навыков, формирования в целом гармоничной и развитой личности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3,4 класса ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»







УТВЕРЖДЕНА

приказом от ___________№_____













Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Особенности русской народной культуры и искусства»

(духовно-нравственное направление)

для 3, 4 класса


















Составитель

Кузнецова Е. А., учитель английского языка

первой категории





г. Воскресенск

2015г.


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на базе авторской программы внеурочной деятельности Л. Н. Михеевой: «Праздники, традиции и ремесла народов России» сборника программ внеурочной деятельности для 1-4 классов под редакцией Н. Ф. Виноградовой издательского центра МОСКВА: Вентана- Граф 2013г

Исходными документами для составления программы являются:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12 2012г.;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, в редакции приказов Минобразования России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 августа 2011г. № 2357);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк. М.: Просвещение, 2014.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

- Основная образовательная программа основного начального образования муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Воскресенского муниципального района Московской области;

- Учебный план муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Воскресенского муниципального района Московской области

Программа относится к программам внеурочной деятельности общекультурного направления.

Выбор содержания данного курса и его направления для нашей школы обусловлены крайней необходимостью повышения общекультурного уровня учащихся, снижения дурного влияния современных субкультур на детей, важностью воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. В рамках данного курса реализуется личностно - деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к изучению древнерусской культуры. В процессе обучения учитывается опыт учащихся в социо - культурной сфере. Учащимся предлагается участвовать в различных видах деятельности, таких как ролевая игра, освоение росписей русского народного искусства, пение, инсценировки, чтение и различные виды работ с текстом, создание проектов и т.д. Вся работа направлена на развитие творческих и аналитических навыков и умений, на совершенствование навыков общения и расширение кругозора, воспитание чувства национальной гордости и этно-культурной талерантности в процессе изучения историко-культурного наследия нашей Родины.

Занятия включают игры на свежем воздухе, просмотры мультсказок, презентаций, викторины, освоение традиций праздников в инсценировке, ИЗО студию- освоение народных росписей на практике, песни, хороводы, загадки, пестушки, колыбельные, пословицы.

Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является древняя русская народная культура

Общая характеристика курса.

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к природе и Отечеству, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.

Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных

умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые

поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором,

вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету.

Устное народное творчество несет в современный мир вековую мудрость русского народа, неизменные, вечные понятия о добре и зле, несомненной обязанности каждого защищать свою Родину, помогать ближнему, любить и бережно относиться к природе и т. д.

Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей и деятелей искусства.

Цели и задачи данного курса планируется реализовывать в основном на базе народного творчества, учитывая возрастную специфику младших школьников.

Цели данного курса:

Главная цель: формирование социально активной, нравственно и эстетически развитой личности.

Цели, способствующие достижению главной цели:

- эстетическое воспитание,

- расширение социально- культурного кругозора,

- патриотическое воспитание: воспитание национальной гордости и этно-культурной толерантности через любовь к историко-культурному наследию нашей Родины, воспитание осознания учащимися себя частью родной национальной культуры и хранителями историко-культурного наследия своих предков, воспитание понимания важности быть готовым защищать свою Родину,

- развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов, способствующих формированию умения давать правильную оценку событиям, происходящим в окружающем мире, обучение анализу, сравнению, обобщению, сопоставлению.

Задачи курса с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей:

- развитие у учащихся «умений добывать знания»: поиск информации, работа с ней в соответствии с поставленной учебной задачей,

- приобщение детей к народному творчеству в разнообразных его проявлениях с помощью практического воспроизведения игр, сказок, пословиц, частушек, песен, росписи народных промыслов и т.д.

- побуждение учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению историко-культурного наследия родной страны, ее отдельных областей,
- расширение культуроведческого словарного запаса,

- формирование представлений об основных эпохах историко-культурного развития славянского народа на территории современной России, Украины и Белоруссии,

- развитие эмоциональной сферы,

- развитие положительных личностных качеств,

- развитие вербальной и невербальной сферы общения,

Место программы в учебном плане.

Программа рассчитана на 34ч (1 ч в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате освоения курса «Особенности русской народной культуры и искусства» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего

образования:

—принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исто-

рической, социальной и духовной жизни своей страны;

—формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

—формирование уважительного отношения к иному мнению, исто-

рии и культуре народов России;

—формирование нравственных ценностей, толерантности, правиль-

ных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные результаты:

- умение давать правильную оценку событиям, происходящим в окружающем мире,

- умение анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять,

- умение работать с информацией: ее получение из разных источников, обработка в соответствии с поставленной задачей,

- умуние давать оценку произведениям искусства,

- умение ориентироваться во множестве культурных проявлений разных народов и выделять особенности русской национальной культуры,

- умение работать в коллективе над поставленной задачей .

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание курса внеурочной деятельности (34 ч.).

В содержание авторской программы внесены следующие изменения:

  • объединены темы:

1 Боярские хоромы. Палаты. Терем. Усадьба. Дворянские особняки.

2 Учёба. Школа. Обучение детей.

  • к теме: Жилище. Русская изба. добавлена тема: Русская деревня.

  • исключена отдельная тема: Пища. Продукты питания. И темы:

1 Семейные праздники.

2 Балы и праздники.

3 Литературно-музыкальные салоны.

4 Именины.

5 Быт дворянской семьи.

6 Простой народ и дворяне.

7Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.

  • тема: Обычаи, привычки. заменена на тему: Пантеон древнерусских богов.

  • введены темы:

1Древнерусские легенды и сказания.

2 Мудрость русских народных сказок.

3 Крещение Руси. Новая эпоха, новые традиции и искусство.

4 Борьба с языческой культурой. Проникновение язычества в культуру христианства.

Изменения внесены с учетом названия данного курса внеурочной деятельности, сжатостью сроков изучения содержания авторской программы: «Праздники, традиции и ремесла народов России» игры, пляски, хороводы перенесены на начало и конец учебного года для проведения занятий на свежем воздухе.

Раздел 1. Народные игры и забавы детей. (3 ч.)

Занятие 1 Народные игры и забавы. Подвижные игры.

Занятие 2. Русские народные игры. Игры в фанты.

Занятие 3. Русские народные игры.Сюжетно-ролевые игры.

Раздел 2. Языческие верования древних русов. (7 ч.)

Занятие 4. Пантеон древнерусских богов.

Занятие 5.Боги, как воплощение припродных явлений.

Занятие 6. Древнерусские легенды и сказания. Домовые, лешие. Кикиморы, полевики.

Занятие 7. Древнерусские легенды и сказания. Русалки, оборотни, водяные. Русальная неделя.

Занятие 8. Мудрость русских народных сказок. Пушкинские сказки. Святогор и Илья Муромец.

Занятие 9. Мудрость русских народных сказок. Финист Ясный Сокол. Лягушка-царевна.

Занятие 10. Мудрость русских народных сказок. Снегурочка. Гуси-лебеди. Сказка об Иван-царевиче и Сером Волке.

Раздел 3. Старинный русский быт. (4 ч.)

Занятие 11. Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.

Занятие 12. Образ русского богатыря.

Занятие 13. Жилище. Русская изба. Русская деревня. Город.Еда.

Занятие 14. Боярские хоромы. Палаты. Терем. Усадьба. Дворянские особняки.

Раздел 4. Крещение Руси. (3 ч.)

Занятие 15. Новая эпоха, новые традиции и искусство. Князь Владимир.

Занятие 16. Новая эпоха, новые традиции и искусство. Христианский храм.

Занятие 17. Борьба с языческой культурой. Проникновение язычества в культуру хритианства.

Раздел 5. Реформы Петра 1. Курс на запад. (1ч.)

Занятие 18 Новый русский быт. Одежда.

Раздел 6. Русские народные праздники. (6 ч.)

Занятие 19. Зимушка-зима. Новый год. Рождество.Святки. Крещение.

Занятие 20. Коловорот Коляды. Колядование- освоение традиций.

Занятие 21. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост.Вербное воскресенье. Пасха.

Занятие 22. Лето красное. Егорьев день. Троица.

Занятие 23. Духов день. Ивана Купала. Петров день.Ильин день.

Занятие 24. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

Раздел 7. Русские народные промыслы. (5 ч.)

Занятие 25. Керамика Гжели.

Занятие 26. Русские народные промыслы. Хохлома и Жостово .

Занятие 27. Русские народные промыслы. Павловопосадские шали.

Занятие 28. Вятская игрушка.

Занятие 29. Богородская игрушка.

Раздел 8. Обучение и воспитание детей. Народное творчество детям. (5 ч.)

Занятие 30. Учёба. Школа. Обучение детей.

Занятие 31. Народные песни, загадки, пословицы. Конкурсы загадок и пословиц.

Занятие 32. Детские песенки, потешки, колыбельные.

Занятие 33. Народные танцы. Парные пляски. Переплясы.

Занятие 34. Народные танцы. Хороводы. Игры-танцы.

Содержание занятий.

Раздел 1. Народные игры и забавы детей.

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок

дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и

деревянные игрушки.Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи поси делки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение

обрядов взрослых людей в детских играх.Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки.

Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры,

известные детям и сейчас.

Учащимся на занятиях предлогается поиграть в несколько игр на выбор из соответствующих младшему школьному возрасту русских народных игр, из расчета 3-5 игр на 1 занятие. Время на каждую игру отводится с учетом детских предпочтений, некоторые игры могут быть проиграны 1-2 раза в порядке ознакомления или активизации ее правил, т.к. заставить играть нельзя, ибо игра-это естественный и свободный способ познания мира для ребенка.

Русские народные игры для младшего школьного возраста:

1.Общие подвижные символические игры.

«Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».

2. Игры для формирования правильной осанки.

«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

3. Игры со скакалками.

«Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

4.Игры с бегом.

«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка».

5. Игры с прыжками.

«Кто дальше»,«Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».

6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.

«Охотники и утки», «Свечки», «Колодка», «Зевака».

7. Игры лазанием и перелезанием.

«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».

8. Игры для развития внимания.

«Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».

9. Общеразвивающие игры.

«Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».

10. Игры с разными предметами.

«Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».

11. Игры с камешками, шариками и палками.

«Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».

12. Хороводные игры.

«Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».

13. Игры в помещении.

«Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».

14. Игры в фанты.

«Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».

15. Игры- шутки.

«Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».

16. Сюжетные игры.

«Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

17. Загадки, шарады, каламбуры.

«Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».

18. Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки льда».

Раздел 2. Языческие верования древних русов.

Пантеон древнерусских богов.

Схема главных богов. Истоки древнерусских верований уходят корнями в древнюю ярийскую цивилизацию. Деление мира на правь, явь, навь.

Боги, как воплощение припродных явлений.

Боги отражали проявления состояний сил природы.

Древнерусские легенды и сказания. Домовые, лешие. Кикиморы, полевики.

Внешний вид, характер, защита от их вреда.

Древнерусские легенды и сказания. Русалки, оборотни, водяные. Русальная неделя.

Внешний вид, характер, защита от их вреда.

Мудрость русских народных сказок. Пушкинские сказки. Святогор и Илья Муромец.

Истоки пушкинских - сказок-древнерусские легенды и сказания. Предания о Святогоре и Илье Муромце.

Мудрость русских народных сказок. Финист Ясный Сокол. Лягушка-царевна.

Превращения. Лебединые девы. Танец спустя рукава. Троекратность событий. Борьба добра со злом.

Мудрость русских народных сказок. Снегурочка. Гуси-лебеди. Сказка об Иван-царевиче и Сером Волке.

Зимние и весенние забавы. Баба Яга уносящая души людей в мир нави. Превращения.

Раздел 3. Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка,

сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян

(мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки — у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Образ русского богатыря.

Знакомство с описанием в былинах.

Функциональный характер одежды. Изготовление кольчуги, лат, меча, щита.

Жилище. Русская изба. Русская деревня. Город. Еда.

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор,

постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь,

мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Расположение деревень. Городов.

Боярские хоромы. Палаты. Терем. Усадьба. Дворянские особняки.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Кащи. Кисели. Блины

(«млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для

танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная.

Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией.

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

Камины. Изразцовые печи.

Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные

галереи. Домашний театр.

Раздел 4. Крещение Руси.

Новая эпоха, новые традиции и искусство. Князь Владимир.

Личность Князя Владимира. Различия культурные язычества и христианства.

Новая эпоха, новые традиции и искусство. Христианский храм.

Христианская архитектура и иконопись.

Борьба с языческой культурой. Проникновение язычества в культуру хритианства.

Сохранение некоторых традиций язычества в культуре современности. Борьба с языческими традициями церковнослужителей.

Раздел 5. Реформы Петра 1. Курс на запад.

Новый русский быт. Одежда.

Парики, западные наряды, сбривание бород, насильственных нововведения, индустриальный прорыв, расширение границ на запад.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское»

(европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.

Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж.

Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты,

веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие

платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёл Л вые чулки,

туфли с бриллиантовыми пряжками.

Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами;

шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи,

кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних

женщин).

Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили таринные кафтаны,

рубахи, порты и сапоги.

Русские пословицы и поговорки об одежде.

Раздел 6. Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество.

Святки. Крещение.

Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общений

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием,

народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и

благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников.

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль

традиций.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.

Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование, гадание. Ряженье,

ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово.

Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».

Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Калядование- освоение традиций.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост.

Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре

Масленица разделяла два главных периода года - зиму и весну. Традиция печь блины (в

XV веке название было «млины» от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица —

особый народиный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был при

урочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения

(катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных

городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела

«зимы»); ряженье, игры.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы,

красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции

празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача

верующим просфор и общего хлеба — артоса.

Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка —

закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица.

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых,

покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин,

покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает

на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день —

именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей

летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.

Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в

реку). Завивание берёзки. Кумление девушек.


Духов день. Ивана Купала. Петров день. Ильин день.

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего

солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья

— праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7

июля.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников

Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел

час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит

ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных

полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.

Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на ка челях. Петров день

открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня

разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня

заканчивались девичьи гуляния.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда

— лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня

ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается».

У древних славян громом, молнией и дождем распоряжался бог Перун —

громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун —

Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи,

считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был

справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В

Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись за пасы

хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы

задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт»,

если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах,

вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на

крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14,19 и 29 августа). Подготовка к зимним

сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, гримов, орехов, яблок, мёда впрок.

Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного

образа).

Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.


Раздел 7. Русские народные промыслы.

Керамика Гжели.

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель —

основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это

произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают

только вручную.

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это

вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё

украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный

вкус мастеров-художников.

Русские народные промыслы. Хохлома и Жостово .

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской

области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого,

зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники,

рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок.

Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и

всероссийских выставках.

Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел — расписные

металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы —

садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность

декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Русские народные промыслы. Павловопосадские шали.

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных

платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году

крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием

Грязновым.

Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы,

сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали

из чистой шерсти известны во всём мире.

Вятская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки —свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы)

представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские

матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;

игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным,

зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное

настроение.

Богородская игрушка.

Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность

Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь,

гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин,

играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-

лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики получали не раз золотые и серебряные медали, дипломы I степени на всероссийских

и международных выставках.

Раздел 8. Обучение и воспитание детей. Народное творчество детям.

Учёба. Школа. Обучение детей.

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности

(перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры

каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт,

красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-

мастер.

Народные песни, загадки, пословицы.

Пестование малышей. Воспитание отроков народной мудростью. Конкурсы загадок и пословиц. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной

мудростью.

Детские песенки, потешки, колыбельные.

Пестование малышей. Воспитание отроков народной мудростью. Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни.

Они известны и любимы детьми и сейчас.

Народные танцы. Парные пляски. Переплясы.

Танец Березка-визитная карточка России за рубежом. Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий.

Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа - душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в

начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Народные танцы. Хороводы. Игры-танцы.

Слияние в хороводе танца, игры и песен: «Они

неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство

единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.


Планируемые результаты учебного курса внеурочной деятельности.

В результате изучения курса на базовом уровне учащиеся научатся:

  • понимать место и значение народного искусства и религии в культуре русского народа: в жизни общества и жизни человека;

  • представлять многообразие образных языков народного искусства и особенности видения мира в разные эпохи;

  • понимать взаимосвязи реальной действительности и народного творчества, ее претворение в художествен­ный образ;

  • различать основные виды и жанры народного творчества; иметь представление об основных этапах их развития в истории народного творчества;

  • различать произведения выдающихся народного творчества и уметь определять их принадлежность к видам и жанрам народного искусства;

  • понимать особенности народного творчества и значение в отечественной куль­туре ;

различать основные средства художественной выразительности в изо­бразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспек­тива;

  • применять художественные техники разных народных промыслов для выполнения элементарных композиций.

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), обладать первичными навыками лепки;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; общим правилам построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств изображения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческие более сложные композиционные работы в рамках росписи народных промыслов, портрета и пейзажа по памяти и по воображению;

  • применять ритмическую организацию изображения и богатство вы­разительных возможностей;

  • сознавать значение художественных техник в создании художественного образа, применять их для создания художественных образов;

  • активно воспринимать и анализировать произведения народного искусства, особенности эпох историко-культурного развития и видеть целостную картину мира.

  • характеризовать культурные эпохи, исторических личностей,

  • давать определения старинным предметам,

  • анализировать культурные и общественные явления,

  • исполнить произведения русского фольклора на более осознанном уровне.

  • видеть проблемы; выдвигать гипотезы историко-культурного характера;

  • делать умозаключения и выводы;

  • давать определение понятиям;

  • наблюдать; классифицировать;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию;

  •  выделять главную и избыточную информацию;

  • составлять схемы.

В результате освоения программы «Особенности русской народной культуры и искусства» формируются следующие личностные качества:

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности курса у младших школьников могут быть сформированы следующие общеучебные способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

В результате реализации данной программы учащиеся будут знать:

Традиции и обряды русских народных праздников

Календарно-бытовую культуру

Малые жанры русского фольклора

Русские народные игры

Русские народные песни

Народные промыслы России

Виды русских народных сказок

Главные эпохи культурного развития русской культуры и ее особенности.

Основные общие ожидаемые результаты:

-Увеличение количества учащихся, занимающихся творческими видами деятельности;

проектно-исследовательской деятельностью;

-Участие детей в школьных и районных мероприятиях: конкурсах художественной самодеятельности, олимпиадах, мониторингах по окружающему миру, истории и обществознанию на более высоком уровне;

-Повышение духа патриотизма, осознанной национальной гордости и любви к Родине среди подрастающего поколения является наиболее важным ожидаемым результатом.

Введение программы позволит возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои предков, патриотические настроения, обычаи и традиции своего народа.

Календарно- тематический план по курсу внеурочной деятельности «Особенности русской народной культуры и искусства»

для класса

на 2015- 2016 учебный год.


Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения учебного материала

Фактические сроки(и/или коррекция)

Основные виды учебной деятельности обучающихся




Раздел 1. Народные игры и забавы детей. (3ч.)


1.


2.

3.


Раздел 2

4

5


6



7




8


9


10



11




Раздел 3


12



13


14


15



Раздел 4



16



17



18




Раздел 5


19


Раздел 6


20



21



22



23


24



25

Раздел 7


26



27



28


29



Раздел 8



30


31



32


33



34



Итого:


по программе


выполнено

1


2

3





1


2


3



4




5

6



7




8






1



2


3



4






1



2



3







1




1



2



3



4


5



6




1



2



3


4






1


2



3


4



5






34

Народные игры и забавы. Подвижные игры.


Русские народные игры. Игры в фанты

Русские народные игры. Сюжетно-ролевые игры.


Языческие верования древних русов.

(8 ч.)


Пантеон древнерусских богов.


Боги, как воплощение припродных явлений.


Древнерусские легенды и сказания. Домовые, лешие. Кикиморы, полевики.


Древнерусские легенды и сказания. Русалки, оборотни, водяные. Русальная неделя.


Мудрость русских народных сказок. Пушкинские сказки. Святогор и Илья Муромец.


Мудрость русских народных сказок. Финист Ясный Сокол. Лягушка-царевна.


Мудрость русских народных сказок. Снегурочка. Гуси-лебеди. Сказка об Иван-царевиче и Сером Волке



Старинный русский быт. (4 ч.)


Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.


Образ русского богатыря.


Жилище. Русская изба. Русская деревня. Город. Еда.


Боярские хоромы. Палаты. Терем. Усадьба. Дворянские особняки.


Крещение Руси. (3 ч.)


Новая эпоха, новые традиции и искусство. Князь Владимир.

Новая эпоха, новые традиции и искусство. Христианский храм.


Борьба с языческой культурой. Проникновение язычества в культуру хритианства.



Реформы Петра 1. Курс на запад. (1ч.)


Новый русский быт. Одежда.


Русские народные праздники. (6 ч.)


Зимушка-зима. Новый год. Рождество.

Святки. Крещение.


Коловорот Коляды. Колядование- освоение традиций.


Весна-веснянка. Масленица. Великий пост.

Вербное воскресенье. Пасха.


Лето красное. Егорьев день. Троица.


Духов день. Ивана Купала. Петров день.

Ильин день.


Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

Русские народные промыслы. (4 ч.)


Керамика Гжели.


Русские народные промыслы. Хохлома и Жостово .


Русские народные промыслы. Павловопосадские шали.


Вятская игрушка.

Богородская игрушка.


Обучение и воспитание детей. Народное творчество детям. (5 ч.)


Учёба. Школа. Обучение детей.


Народные песни, загадки, пословицы. Конкурсы загадок и пословиц.


Детские песенки, потешки, колыбельные.


Народные танцы. Парные пляски. Переплясы.


Народные танцы. Хороводы. Игры-танцы.


02.09-04.09



07.09-11.09


14.09.-18.09.





21.09.-25.09.

28.10-02.10




Знакомятся с основным содержанием

курса и народными играми,

осваивают игры на свежем воздухе






Составляют схему пантеона основных

древнерусских богов, слушают и наблюдают,

формируют образы языческих богов.

Выявляют связь образов языческих

богов с человеческими характерами,

с образом жизни людей того времени,

проявлениями природы.


Знакомятся с негативными образами

обитателей домов, рек, полей.


Учатся анализировать просмотренные и

Прослушанные сказки, узнают больше о

традициях, древних сказаниях.


Рисуют богиню Ладу, Стрибога, лешика.


Делают домового из бумаги, ниток,

пуговиц, ткани.


Участвуют в беседах. Читают, рассказывают,

смотрят, анализируют сказки.







Дают определения старинным названиям.


Рисуют русскую красавицу и богатыря, избу,

деревню, терем расписной.


Участвуют в беседах, соблюдают

инструкции по выполнению рисунков.







Участвуют в беседах. Выявляют культурные

Отличия язычества и христианства на Руси.

Смотрят мультсказку «Князь Владимир».


Рисуют хром на Нерли.




Выявляют пережитки язычества в

современной жизни.





Участвуют в беседах. Рисуют царских

Придорых в европейских нарядах.



Участвуют в беседах. Участвуют в

инсценировке колядования, новогодней

викторине.


Рисуют Новогодний праздник, масленичную

ярмарку, вечера на русальной неделе.




Участвуют в инсценировке масленицы.



Участвуют в инсценировке Осенины.





Осваивают поэтапно выполнение росписий,

Участвуют в беседах


Смотрят презентации, слушают историю их

появления.










Участвуют в беседах, знакомятся со

старорусским алфавитом, учатся исполнять

детские песенки, потешки, колыбельные,

народные танцы.

































































Календарно- тематический план по курсу внеурочной деятельности «Особенности русской народной культуры и искусства»

для класса

на 2015- 2016 учебный год.


Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения учебного материала

Фактические сроки(и/или коррекция)

Основные виды учебной деятельности обучающихся




Раздел 1. Народные игры и забавы детей. (3ч.)


1.


2.

3.


Раздел 2

4

5


6



7




8


9


10



11




Раздел 3


12



13


14


15



Раздел 4



16



17



18




Раздел 5


19


Раздел 6


20



21



22



23


24



25

Раздел 7


26



27



28


29



Раздел 8



30


31



32


33



34



Итого:


по программе


выполнено


1

1


2

3





1


2


3



4




5

6



7




8






1



2


3



4






1



2



3







1




1



2



3



4


5



6




1



2



3


4






1


2



3


4



5






34

Народные игры и забавы. Подвижные игры.


Русские народные игры. Игры в фанты

Русские народные игры. Сюжетно-ролевые игры.


Языческие верования древних русов.

(8 ч.)


Пантеон древнерусских богов.


Боги, как воплощение припродных явлений.


Древнерусские легенды и сказания. Домовые, лешие. Кикиморы, полевики.


Древнерусские легенды и сказания. Русалки, оборотни, водяные. Русальная неделя.


Мудрость русских народных сказок. Пушкинские сказки. Святогор и Илья Муромец.


Мудрость русских народных сказок. Финист Ясный Сокол. Лягушка-царевна.


Мудрость русских народных сказок. Снегурочка. Гуси-лебеди. Сказка об Иван-царевиче и Сером Волке



Старинный русский быт. (4 ч.)


Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.


Образ русского богатыря.


Жилище. Русская изба. Русская деревня. Город. Еда.


Боярские хоромы. Палаты. Терем. Усадьба. Дворянские особняки.


Крещение Руси. (3 ч.)


Новая эпоха, новые традиции и искусство. Князь Владимир.

Новая эпоха, новые традиции и искусство. Христианский храм.


Борьба с языческой культурой. Проникновение язычества в культуру хритианства.



Реформы Петра 1. Курс на запад. (1ч.)


Новый русский быт. Одежда.


Русские народные праздники. (6 ч.)


Зимушка-зима. Новый год. Рождество.

Святки. Крещение.


Коловорот Коляды. Колядование- освоение традиций.


Весна-веснянка. Масленица. Великий пост.

Вербное воскресенье. Пасха.


Лето красное. Егорьев день. Троица.


Духов день. Ивана Купала. Петров день.

Ильин день.


Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

Русские народные промыслы. (4 ч.)


Керамика Гжели.


Русские народные промыслы. Хохлома и Жостово .


Русские народные промыслы. Павловопосадские шали.


Вятская игрушка.

Богородская игрушка.


Обучение и воспитание детей. Народное творчество детям. (5 ч.)


Учёба. Школа. Обучение детей.


Народные песни, загадки, пословицы. Конкурсы загадок и пословиц.


Детские песенки, потешки, колыбельные.


Народные танцы. Парные пляски. Переплясы.


Народные танцы. Хороводы. Игры-танцы.


02.09-04.09



07.09-11.09


14.09.-18.09.





21.09.-25.09.

28.10-02.10




Знакомятся с основным содержанием

курса и народными играми,

осваивают игры на свежем воздухе






Составляют схему пантеона основных

древнерусских богов, слушают и наблюдают,

формируют образы языческих богов.

Выявляют связь образов языческих

богов с человеческими характерами,

с образом жизни людей того времени,

проявлениями природы.


Знакомятся с негативными образами

обитателей домов, рек, полей.


Учатся анализировать просмотренные и

Прослушанные сказки, узнают больше о

традициях, древних сказаниях.


Рисуют богиню Ладу, Стрибога, лешика.


Делают домового из бумаги, ниток,

пуговиц, ткани.


Участвуют в беседах. Читают, рассказывают,

смотрят, анализируют сказки.







Дают определения старинным названиям.


Рисуют русскую красавицу и богатыря, избу,

деревню, терем расписной.


Участвуют в беседах, соблюдают

инструкции по выполнению рисунков.







Участвуют в беседах. Выявляют культурные

Отличия язычества и христианства на Руси.

Смотрят мультсказку «Князь Владимир».


Рисуют хром на Нерли.




Выявляют пережитки язычества в

современной жизни.





Участвуют в беседах. Рисуют царских

Придорых в европейских нарядах.



Участвуют в беседах. Участвуют в

инсценировке колядования, новогодней

викторине.


Рисуют Новогодний праздник, масленичную

ярмарку, вечера на русальной неделе.




Участвуют в инсценировке масленицы.



Участвуют в инсценировке Осенины.





Осваивают поэтапно выполнение росписий,

Участвуют в беседах


Смотрят презентации, слушают историю их

появления.










Участвуют в беседах, знакомятся со

старорусским алфавитом, учатся исполнять

детские песенки, потешки, колыбельные,

народные танцы.




























Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения


Печатные пособия


Список литературы для педагогов


  • Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М.: Высшая школа, 1983.

  • Науменко Г.М. Жаворонушки. Вып. 1-5.-М.: Советский композитор, 1986/88

  • Науменко Г.М. Народные праздники. - М.: Центрополиграф, 2001

  • Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. -М.: Центрополиграф, 2001

  • Науменко Г.М. Народная мудрость и знания о ребенке. -М.: Центрополиграф, 2001

  • Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь.- М.: Правда, 1991.

  • Покровский М.И. Детские игры. - СПб: Историческое наследие, 1994.


Список дополнительной литературы


1.Афанасьев А.Н. «Древо жизни» (Комментарий Ю.Медведева, Москва, 1982г)

2.Гекер Ф., Циген Т. «Вопросы о наследовании музыкальных дарований» Ленинград, 1931 год.

3.Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений . Под редакцией О.Е. Лебедевой. Москва 2000г.

4.Закон РФ «Об образовании» «Педагогический поиск №7-8»

5.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. «Занимательная педагогика народов России» Москва 2001г.

6.Народная культура: Авторские программы (под редакцией Т.Пишловой) Подольск, 1994г.

7.Рукоделие. Популярная энциклопедия. (под редакцией И.А. Андреевой) Москва 1992г.

8.Составитель Беспятова Н.К. «Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации» Айрис Пресс. Москва 2003г.

9.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Москва 1994г.

10.« Народная культура». Методическое пособие. Каршинова Л.В. Москва 2001г.

11.Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. – М.: Академия, 2000.

12.Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.

13.Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991.

14.Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

15.Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

16.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

17.Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. – М., 1986.

18.Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989.

19.Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика-Синтез. 2006.

20.Литература для детей

Петрухин В.Я. Славяне. – М.: Росмэн. 1996.

21.Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004.

22.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда. 1989.

Материально-технические средства обучения


1. Иголки, цветная ткань,булавы, нитки, ножницы, шаблоны по темам.

2. Клей: ПВА, канцелярский.

3. Картон, цветная бумага, альбом.

4. Гуашь, кисти.

5. ТБО: компьютер, мультимедийная установка, экран, аудиокассеты и

музыкальный  центр, фотоаппарат.

6. Наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия.

7. Демонстрационно-наглядный материал:

Выставочные экспонаты.

Готовые изделия.

Видеокассета с выставками по декоративно-прикладному искусству и народным праздникам.

8. Набор «Городки», мяч, веревка.


Экранно- звуковые пособия


Фотоальбом (цифровой формат)

Интернет ресурсы

Диски с мультфильмами( русские народные сказки)




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________/Е.М.Жулина/

«______» ______________ 2015 г.