1. Планируемые результаты освоения курса.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
2.Содержание программы
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» ( 3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
3.Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | История книги. библиотеки | 4 |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. | 3 |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы. | 3 |
4 | Книги о родной природе. | 3 |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 3 |
6 | Животные – герои детской литературы. | 4 |
7 | Дети – герои книг. | 3 |
8 | Книги зарубежных писателей. | 2 |
9 | Книги о детях войны. | 3 |
10 | Газеты и журналы для детей. | 3 |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 |
| | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | План | Факт |
-
| Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 | | |
-
| Первые книги. Библия. Детская библия. | 1 | | |
-
| Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | | |
-
| Система библиотечного обслуживания. Игра «Обслужи одноклассников». | 1 | | |
-
| Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | | |
-
| Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). | 1 | | |
-
| Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | | |
-
| История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | 1 | | |
-
| Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 1 | | |
-
| Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | 1 | | |
-
| Конкурс чтецов. Инсценирование басен. | 1 | | |
-
| Сборники стихотворений о родной природе. | 1 | | |
-
| Книга «Родные поэты» | 1 | | |
-
| Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | | |
-
| Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 | | |
-
| Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей» | 1 | | |
-
| Проектная деятельность по группам : «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого», | 1 | | |
-
| Книги – сборники о животных. | 1 | | |
-
| Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю энциклопедией А.Брема «Жизнь животных» | 1 | | |
-
| Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой | 1 | | |
-
| Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | | |
-
| Книги о детях. | 1 | | |
-
| Книги- произведение А.Гайдара «Тимур и его команда». | 1 | | |
-
| Литературная игра «Кто они, мои сверстники – герои кни?». | 1 | | |
-
| Книги зарубежных писателей. | 1 | | |
-
| Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 | | |
-
| Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 | | |
-
| Работа в читальном зале. Книга В. Железнякова «Девушка в военном» | 1 | | |
-
| Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 1 | | |
-
| Что такое периодика. | 1 | | |
-
| История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр» и др. | 1 | | |
-
| Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» | 1 | | |
-
| Книги, их типы и виды. | 1 | | |
-
| Итоговое занятие. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». | 1 | | |