Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/ / «___» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/ / Приказ от «___» августва 2018г. № _ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В мире книг
3 класс
Пороховой Ирины Геннадьевны,
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 «___» августа 2018г.
Руководитель ШМО _________/ /
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «___» августа 2018г.
Председатель МС _________/ /
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1«____» августа2018г.
с. Пригорское,
2017/2018 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ ------------;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ -------------(1-4 классы);
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ на 2018/2019 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.-
-авторской программы факультатива по литературному чтению Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - «Вентана-Граф», 2014г.);
Рабочая программа по курсу «В мире книг» в 3 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | История книги. Библиотеки | 4 | 1 | 3 |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 4 | 1 | 3 |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | 1 | 2 |
4 | Книги о родной природе | 3 | 1 | 2 |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 2 | 1 | 1 |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | 2 | 2 |
7 | Дети — герои книг | 3 | 2 | 1 |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | 1 | 1 |
9 | Книги о детях войны | 3 | 1 | 2 |
10 | Газеты и журналы для детей | 4 | 1 | 3 |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 | 1 | 1 |
| Всего часов: | 34 | 13 | 21 |
Содержание программы
1.История книги. Библиотеки. (4ч.)
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
2.По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4ч.).
Волшебный мир сказок Беседа о сказках А. С. Пушкина. Просмотр презентации «Сказки А. С. Пушкина»
Сказки бытовые, волшебные, о животных. Беседа о бытовых, волшебных, сказках о животных. Чтение учащимися сказок
Викторина «Волшебные предметы».
3.Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч.)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
4.Книги о родной природе (3ч.)
Сборники стихотворений о родной природе. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. МайковаА., Фета, Н. Некрасова. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
5.Книги Л.Н. Толстого для детей (2ч.).
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом – составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.
6.Животные — герои детской литературы (4ч.).
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
Книги о животных. Отзыв о прочитанной книге.
Художники-оформители книг о животных.
7.Дети — герои книг (3ч.).
Книги-сборники произведений о детях.
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».
Проект «Расскажи о любимом писателе».
8.Книги зарубежных писателей (2ч.).
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).
9.Книги о детях войны (3ч.).
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.
Кто они — дети войны? Чтение рассказов.
10.Газеты и журналы для детей (4ч.).
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
11.«Книги, книги, книги…» (2ч.).
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» являются:
литературные игры,
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями родного края,
уроки-спектакли и т. Д.
На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
портретов писателей, поэтов;
репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
иллюстраций к литературным произведениям.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «В мире книг»
в 3 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану ____ часов.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
№ п/п | Тема занятия | Содержание деятельности | Дата проведения |
План. | Факт. |
Раздел 1. История книги – 4 часа |
1 | Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | Беседа о первых книгах – сборниках | | |
2 | Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. | Экскурсия в библиотеку | | |
3 | Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». | Экскурсия в библиотеку. | | |
4 | Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. | Экскурсия в библиотеку. | | |
Раздел 2. По дорогам сказок – 3часа |
5 | Волшебный мир сказок | Беседа о сказках А. С. Пушкина. Просмотр презентации «Сказки А. С. Пушкина» | | |
6. | Сказки А. С. Пушкина | Чтение учащимися сказок | | |
7. | Сказки бытовые, волшебные, о животных | Беседа о бытовых, волшебных, сказках о животных. Чтение учащимися сказок | | |
8. | Викторина «Волшебные предметы». | | | |
Раздел 3. Книги – сборники. Басни и баснописцы. – 3часа |
9. | Книги-сборники басен И. Крылова. | Рассказ учителя об истории басни Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление | | |
10. | Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. | Инсценирование басен (работа в группах). | | |
11. | Герои басен. Инсценирование басен. | Беседа о героях басни. | | |
Раздел 4. Книги о родной природе – 3 часа |
12 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова | Сообщения учащихся о поэтах. Просмотр презентации о поэтах. Слушание стихотворений, обмен мнениями. | | |
13. | Книги-сборники стихотворений А. Фета, Н. Некрасова. | Сообщения учащихся о поэтах. Просмотр презентации о поэтах. | | |
14 | Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. | | | |
Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей - 2 часа |
15. | Книги Л.Н. Толстого для детей. | Сообщения учащихся. Просмотр презентации «Книги Л.Н. Толстого» работа с каталогом – составление выставки книг. «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | | |
16. | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. | Сообщения учащихся. Просмотр презентации «Книги Л.Н. Толстого» | | |
Раздел 6. Животные — герои детской литературы – 4 часа |
17 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | Беседа «Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка» | | |
18. | Книги о животных. Отзыв о прочитанной книге. | Читальный зал: работа с книгами о животных. Отзыв о прочитанной книге. | | |
19. | Книги о животных. Отзыв о прочитанной книге. | Читальный зал: работа с книгами о животных. Отзыв о прочитанной книге. | | |
20. | Художники-оформители книг о животных. | Презентация «Художники-оформители книг о животны». | | |
Раздел 7. Дети — герои книг – 3 часа |
12. | Книги-сборники произведений о детях. | Беседа. Дети — герои книг. Типы книг. Чтение произведений о детях. | | |
13 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». | Литературная игра | | |
| Проект «Расскажи о любимом писателе». | | | |
Раздел 8. Книги зарубежных писателей – 2 часа |
14 | Книги зарубежных писателей. | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | | |
| Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). | Составление библиографических справочников: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). | | |
Раздел 9. Книги о детях войны – 3 часа |
15. | Л. Воронкова «Девочка из города». | Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. | | |
| Л. Воронкова «Девочка из города». | Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. | | |
16. | Кто они — дети войны? Чтение рассказов. | Чтение рассказов. Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти). | | |
Раздел 10. Газеты и журналы для детей – 4 часа |
. | Что такое периодика. Детские газеты и журналы | Презентация «Что такое периодика. Детские газеты и журналы» | | |
| Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. | Практическая работа в библиотеке. | | |
| Создание классной газеты или журнала. | Создание классной газеты или журнала (работа в группах). | | |
| Создание классной газеты или журнала. | Создание классной газеты или журнала (работа в группах). | | |
Раздел 11. «Книги, книги, книги…» - 2часа. |
| Книги, их типы и виды. | Практическая работа в библиотеке. | | |
| Справочная литература. Энциклопедии для детей. | Практическая работа в библиотеке. | | |