Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2008 год. Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Литература. 5 класс» - учебник-хрестоматия в 2 частях, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2010год.
В соответствии со стандартом рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса.
Ведущая проблема в 5 классе – внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках планируется больше времени уделять чтению вслух, развитию и укреплению желания читать художественную литературу. Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, раздаточного материала, материалов «Фонохрестоматии», репродукций картин, работу с литературоведческими и лингвистическими словарями и справочной литературой.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
- формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных литературных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма);жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении;
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
- выявлять основную нравственную проблематику произведений;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменения настроения в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров;
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге;
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
- готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем;
- аргументировать свое отношение к героям произведений, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, речь, портреты, находить прямые авторские оценки;
- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказка, загадка, басня);
- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Учебно-тематический план литература 5 класс (68)
Введение – 1 час
Устное народное творчество – 5 часов.
Из древнерусской литературы – 1 час
Из русской литературы XVIII века – 1 час
Из русской литературы XIX века – 29 часов
Из русской литературы XX века – 21 час
Из зарубежной литературы – 10 часов
Развитие речи – 10 часов
Контрольные работы – 4 часа
Программа «Литература 5-11 базовый и профильный уровень» / авторы: В.Я.Коровин, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.:Просвещение, 2008.
Учебник: Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Коровин.М.: П., 2009
Количество часов по учебному плану: 68 часов.
Количество контрольных работ: 4, работ по развитию речи: 10 .
№ урока п/п | Наименование раздела и темы урока с указанием лабораторных, практических, контрольных работ | Дата | Корректировка |
| | | |
| ВВЕДЕНИЕ (1) | | |
1 | Роль книги в жизни человека. Книга и её компоненты. | | |
| Устное народное творчество (5) | | |
1 | Фольклор. Малые жанры фольклора. | | |
2 | Понятие о сказке как виде народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» | | |
3 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | | |
4 | «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. | | |
5 | Р.Р. Сочинение «Мои любимые народные сказки». | | |
| Древнерусская литература (1) | | |
1 | «Повесть временных лет». Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | | |
| Литература ХVIII века (1) | | |
1 | М.В.Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...» | | |
| Русская литература ХIX ВЕКА (29) | | |
1 | Вн.ч. Жанр басни, история его развития. | | |
2-3 | И.А. Крылов. Басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» «Волк на псарне» | | |
4 | В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна» | | |
5 | Понятие о жанре баллады. В.А. Жуковский «Кубок» | | |
6 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | | |
7 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | | |
8 | Р.Р. Сопоставление с русскими народными сказками, сказкой «Спящая царевна» В.А. Жуковского, со сказками братьев Гримм – тема «бродячих» сюжетов»Обучение сочинению – сопоставлению. | | |
9 | Вн.ч. «Мои любимые сказки Пушкина А.С.» | | |
10 | К.р. по творчеству Жуковского, Крылова, Пушкина. | | |
11 | А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | | |
12 | В.М. Гаршин. Сказка«Attalea princeps». | | |
13 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | | |
14 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | | |
15 | Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место» | | |
16 | Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» | | |
17 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге» | | |
18 | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» . Вн.ч. Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» | | |
19- | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. | | |
20 | Духовные и нравственные качества Герасима. | | |
21 | Р.Р.Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму» | | |
22 | К.р. по творчеству Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева. | | |
23 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | | |
24-25 | Р.Р. Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Домашнее сочинение. Жилин и Костылин – два разных характера. | | |
26 | А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» | | |
27 | Вн.ч. Рассказы Антоши Чехонте . | | |
| Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. | | |
28 | Стихи: А.А.Фет, А.Н.Плещеев, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин, И.С. Никитин, И.З. Суриков. | | |
29 | Р.Р.Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста. | | |
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21) | | |
1 | И.А.Бунин. Рассказ «Косцы» | | |
2 | В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» | | |
3 | Жизнь среди «серых камней». Вася и его отец. | | |
4 | Р.Р.Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | | |
5 | А.И.Куприн. «Тапер». Одарённость и труд. | | |
6 | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» | | |
7 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» К.Г. Паустовский. | | |
8 | К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» | | |
9 | Роль пейзажа в сказке. | | |
10 | Вн.ч. К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | | |
11 | С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» | | |
12 | Р.Р. Художественные особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему сочинению. | | |
13 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита» | | |
14 | К.р. по творчеству Короленко, Куприна, Бажова, Маршака и Платонова. | | |
| В.П. Астафьев. | | |
15 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | | |
16 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» . Подготовка к сочинению. | | |
| Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. | | |
17 | Стихи: И.А. Бунин, А.Т.Твардовский, А.А.Блок, С.А.Есенин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. | | |
18 | Р.Р. Обучение сочинению по анализу литературного произведения. | | |
19 | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» | | |
20 | К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | | |
21 | Своеобразие русской литературы. Многообразие жанров. Характерные черты русской поэзии и прозы. | | |
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10) | | |
1 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мёд» | | |
2 | Д. Дефо «Робинзон Крузо» | | |
3 | Ханс Христиан Андерсен «Снежная королева» | | |
4 | Снежная королева и Герда -противопоставление красоты внутренней и внешней. | | |
5 | Р.Р. Наши любимые сказки Андерсена. | | |
6 | Вн.ч .Ж.Санд. « О чём говорят цветы» | | |
7 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | | |
8-9 | Дж.Лондон «Сказание о Кише». | | |
10 | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | | |
Содержание тем учебного курса.
Введение. Книга в жизни человека.(1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.(5ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы.(1ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века.(1ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века.(29ч.)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.(21ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы.(10ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Формы и средства контроля
Формы контроля:
Перечень учебно-методических средств.
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение, 2008.
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2008.
Библиотека электронных наглядных пособий Литература 5-11 классы
Литература в таблицах и схемах / М.И. Мещерякова. – 9 изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 224 с. – (Домашний репетитор.)
М.Г. Уртминцева. Словарь русской литературы /Н.Н.: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. – 560 с.
Русские писатели. Библиографический словарь. Справочник для учителя. Ред. коллегия: Д.С. Лихачев и др. М., «Просвещение», 1971. – 728 с.
Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели XX века».
Таблица «Жанры лирики».
Презентации уроков.
Антонова Л.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. М., ВАКО: 2010
Фонохрестоматия к учебнику « Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия в 2 частях, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин М.: Просвещение, 2011
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/
4. http://www.openclass.ru/