СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Литература. 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полная рабочая программа по литературе для учащихся 5-х классов. Учебник под ред. Бунеевых.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Литература. 5 класс.»

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №5



Рассмотрено Утверждено

на заседании кафедры приказом директора

_______________________ от «___»____________2014 года

от «___»________2014 года № __________

протокол № ____________ _________________А.В. Дорохин

Руководитель кафедры

Никитина О.В.



Рабочая программа

учебного предмета

«литература»

5 класса

Составитель:

Раевская Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы







Березовский городской округ 2014 год

Раздел I Пояснительная записка


Статус документа

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (М., 2011), на основе Программы для основной школы в рамках образовательной программы Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева и обеспечена УМК для 59 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой и др. (М., Баласс», 2012).


Структура документа

Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

  • соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

  • эмоциональная ценность произведения;

  • опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

  • национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

  • способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

  • психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы, учащихся определенной возрастной группы.


Цели обучения по программе литературы

Рабочая программа имеет целью воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления и способствует решению следующих задач изучения литературы на ступени основного общего образования:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Линии, общие с курсом «Русский язык»:

  • Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

  • Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

  • Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литература».

  • Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

  • Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

  • Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.






Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. На изучение программного материала в 5 классе выделяется 105 часов; в неделю – 3 часа. Программой предусмотрено проведение: сочинений – 11, контрольных работ – 2.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы). Курс литературы в 5-ом классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

В программе для 5-го класса выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.



Требования к результату освоения обучающимися учебного предмета «Литература»

Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 5 классе являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.



Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» в 5 классе является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;


сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Раздел II Содержание учебного предмета

Тема 1: «Введение»

Литература как искусство словесного образа. Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Портрет. Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя. Авторская позиция. Заглавие произведения. Н.С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны».


Тема 2: «Жизнь по законам чести»

Художественный вымысел. Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными. А. Дюма «Три мушкетёра». Эссе как жанр литературы. Н.Г. Долинина «Честь и достоинство». Ж. Верн. Биографические сведения о писателе. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна. Литературные роды и жанры. Эпические жанры (роман).


Тема 3: «Шифры и клады»

«Законы» приключенческой литературы. К.Г. Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете. Сюжет и композиция. Рассказ Э. По «Золотой жук». Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе. Эпические жанры (повесть). А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.


Тема 4: «Экстремальные ситуации»

Дж. Лондон. Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Эпические жанры (рассказ). Героический характер. Пейзаж. Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Нравственные уроки приключенческой литературы. Человек в единоборстве с судьбой. Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.


Тема 5: «Как мы становимся взрослыми»

Марк Твен. Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Марк Твен «Приключение Гекельберри Финна» (главы). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни. Большие события и маленькие герои в литературе. М.Ю. Лермонтов «Парус». Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе.


Тема 6: «Правда истории и вымысел»

В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе. Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация в художественном произведении. Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песни…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Переложение исторического факта в художественном произведении. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.


Тема 7: «Романтика неизведанного»

Ритм, рифма. Строфа. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне…», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве…». Лирика. Лирические жанры.


Тема 8: «Мир, «затерянный» в нас»

Правдоподобие и фантастика. Фантастическая литература и её читатель. «Законы» фантастической литературы. А. Конан Дойл. «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.


Тема 9: «Научная и «ненаучная» фантастика»

Правдоподобие и фантастика. Нравственные проблемы в фантастической литературе. А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством. Рэй Брэдбери. Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Р. Брэдбери «И грянул гром» (в сокращении). Особенности сюжета рассказа. Последствия поступков человека для будущего. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Н.В. Гоголь. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.


Тема 10: «Сказка и фантастика»

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. Литературная сказка. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.


Тема 11: «В лабиринте событий»

Сюжет и композиция. Детективная литература и её читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы. Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ. А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.




Тема 12: «Я и другие»

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы. Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе». Средства создания характеров героев. Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Повесть и рассказ. М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Сказка и быль. Роль пейзажа в художественном произведении. Авторская позиция. Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Выдуманная страна детства. Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы). Проблема становления характера в повести. В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества. Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», В. Берестов «Мама уехала». Стихи и проза.


Тема 13: «Мы не можем без них или они без нас?..»

Образы животных в произведениях художественной литературы. А.П. Чехов «Каштанка». А.И. Куприн «Ю-ю». К. Чапек «С точки зрения кошки».

Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. Э. Сетон-Томпсон «Чинк», Дж. Даррелл «Гончие Бафута». Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса». Ритм, рифма. Размер. Строфа. Способы создания художественной выразительности в поэзии.

Тема 14: «Обобщение»



Раздел III Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Сроки

Основное содержание

Требования к результату

средства

Виды контроля

предметные

метапредметные

личностные



1




Введение

2

Сентябрь

Знакомство учащихся со школьным учебником и программой курса литературы для 5-го класса. Отличительные особенности литературы как искусства слова и её роль в духовной жизни человека.

Предметные знания

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Различать в произведении автора и рассказчика.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Пользоваться словарями, справочниками.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

2

От чего захватывает дух?

53

Сентябрь-январь

Знакомство с новыми литературными понятиями (приключенческая литература, её признаки). Жизнь и творческий путь А.Дюма (обзор). Содержание (обзорно) глав романа «Три мушкетёра». Жизнь и творчество Ж.Верна.

Содержание романа «Дети капитана Гранта» (обзорно), система образов. Тема поиска клада в зарубежной и отечественной литературе. Жизнь и творчество Л. Стивенсона. «Кортик» А. Рыбакова - приключенческая повесть.Джек Лондон. Рассказ как литературный жанр. «Приключения Гекльберри Финна». Катаев. Каверин. Лермонтов «Бородино».


Предметные знания

Биографические сведения о писателях.

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о приключенческой литературе;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Сюжет, композиция.

Рассказ как жанр;

Автор и его герои;

Писатель, автор, рассказчик;

Вымысел и авторский замысел в литературе;

Рифма и ритм - признаки стихотворной речи.

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Узнавать приключенческую литературу по её признакам.

Определить роль портретной характеристики героя.

Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.

Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.

Различать в произведении автора и рассказчика.

Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму).

Писать сочинение-эссе, сочинение-раз- мышление о книге, литературном герое.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Пользоваться изучающим видом чтения.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Пользоваться словарями, справочниками.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации раличных позиций в сотрудничестве

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.


Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

3

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

16

Январь-март

А.К. Дойль. «Затерянный мир». А.Р. Беляев. «Голова профессора Доуэля». Р. Брэдбери. «И грянул гром». Н.В. Гоголь «Портрет». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила».

Предметные знания

Биографические сведения о писателях.

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о приключенческой литературе;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Сюжет, композиция.

Рассказ как жанр;

Автор и его герои;

Писатель, автор, рассказчик;

Вымысел и авторский замысел в литературе;

Рифма и ритм - признаки стихотворной речи.

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Узнавать приключенческую литературу по её признакам.

Определить роль портретной характеристики героя.

Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.

Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.

Различать в произведении автора и рассказчика.

Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму).

Писать сочинение-эссе, сочинение-раз- мышление о книге, литературном герое.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Пользоваться изучающим видом чтения.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Пользоваться словарями, справочниками.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.


Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

4

В лабиринте событий

5

Март

Сюжетная основа детектива. Особенности композиции.

Предметные знания

Биографические сведения о писателях.

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о приключенческой литературе;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Сюжет, композиция.

Рассказ как жанр;

Автор и его герои;

Писатель, автор, рассказчик;

Вымысел и авторский замысел в литературе;

Рифма и ритм - признаки стихотворной речи.

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Узнавать приключенческую литературу по её признакам.

Определить роль портретной характеристики героя.

Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.

Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.

Различать в произведении автора и рассказчика.

Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму).

Писать сочинение-эссе, сочинение-раз- мышление о книге, литературном герое.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Пользоваться изучающим видом чтения.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Пользоваться словарями, справочниками.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.


Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

5

Я и другие

15

Март-май

В.Г. Короленко «В дурном обществе», М.М. Пришвин «Кладовая солнца», Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид».

Предметные знания

Биографические сведения о писателях.

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о приключенческой литературе;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Сюжет, композиция.

Рассказ как жанр;

Автор и его герои;

Писатель, автор, рассказчик;

Вымысел и авторский замысел в литературе;

Рифма и ритм - признаки стихотворной речи.

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Узнавать приключенческую литературу по её признакам.

Определить роль портретной характеристики героя.

Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.

Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.

Различать в произведении автора и рассказчика.

Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму).

Писать сочинение-эссе, сочинение-раз- мышление о книге, литературном герое.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Пользоваться изучающим видом чтения.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Пользоваться словарями, справочниками.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.


Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста

6

Мы не можем без них или они без нас?

6

Май

А.П. Чехов «Каштанка», Дж. Даррелл «Гончие Бафута», Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Предметные знания

Биографические сведения о писателях.

Содержание прочитанных литературных произведений.

Изученные теоретико- литературные понятия:

Литература – искусство слова;

Понятие о приключенческой литературе;

Понятие о литературном герое;

Портретная характеристика героя;

Сюжет, композиция.

Рассказ как жанр;

Автор и его герои;

Писатель, автор, рассказчик;

Вымысел и авторский замысел в литературе;

Рифма и ритм - признаки стихотворной речи.

Предметные умения

Осознавать разницу между литературой и фольклором.

Узнавать приключенческую литературу по её признакам.

Определить роль портретной характеристики героя.

Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.

Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.

Различать в произведении автора и рассказчика.

Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму).

Писать сочинение-эссе, сочинение-раз- мышление о книге, литературном герое.


Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Пользоваться изучающим видом чтения.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Пользоваться словарями, справочниками.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;потребность в самовыраже-нии через слово;устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.


Доска, мел, презентации, учебник-хрестоматия, тетрадь

Работа с текстом, работа с таблицей, сочинение, тест, самостоятельная работа, комментированное чтение, анализ художественного текста



Раздел IV Требования к уровню результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Литература»

Обучающиеся 5 класса должны знать:

    • читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;

    • выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть;

    • воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;

    • выявлять авторское отношение к изображенному;

    • определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

    • давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

    • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

    • определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

    • выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;

    • работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;

    • понимать связь изученного произведения со временем его написания;

    • грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

    • выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения различных жанров.

Обучающиеся 5 класса должны уметь:

  • – воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;

  • – давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

  • – использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

  • – понимать связь изученного произведения со временем его написания;

  • – выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

  • – грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

  • – выполнять письменные работы различного характера,

  • -писать сочинения разных жанров;

  • – работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.



Раздел V Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»):

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебники в 2-х частях для 5-го («Шаг за горизонт»), М., Баласс, 2012.

  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетрадь по литературе» для 5 класса, М., Баласс, 2012

  3. Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебнику для 5 класса, М., Баласс, 2012

Дополнительная литература для учителя:

  1. Азбукин В.Н. Русская литература 20 века. Хрестоматия литературных материалов. Книга для учителя. М., Просвещение, 2004

  2. Иванова Э.И. Изучение зарубежной литературы в школе. М, Дрофа, 2001

Технические средства обучения:

1.Компьютер

2.Экран

3.Мультимедийный проектор

Печатные пособия:

1.Портреты для кабинета литературы «Русские писатели 18-19веков»

2.Портреты для кабинета литературы «Русские писатели 20 века»

3. Таблицы «Теория русской литературы в таблицах»

4. Толковые словари В.И. Даля и Д.Н. Ушакова

Информационно-коммуникационные средства:

Газета «Литература»

http://lit.1september.ru

http://litera.edu.ru

http://www.bibliogid.ru

http://kidsbook.narod.ru

http://metlit.nm.ru


Раздел VI Критерии оценки достижений учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение при­менять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следую­щими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изучен­ный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи­мые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно со­ставленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в пос­ледовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении поня­тий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои приме­ры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание боль­шей части соответствующего раздела изучаемого материала, до­пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажа­ющие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе­нию последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовре­менный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений

Сочинения на литературные и свободные темы — основные формы проверки знаний текстов художественный произведений, теории литературы, уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня рече­вой подготовки учащихся.

С помощью сочинений по литературе проверяются:

  1. знание текста художественного произведения, проблематики, авторской позиции, особенностей жанра, характеров героев, и т.д.

  2. умение раскрывать тему;

  3. умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

  4. со­блюдение языковых норм и правил правописания.

Содержание сочинения оценивается по следую­щим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учи­тывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником оши­бок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки

Оценка «5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием ис­пользуемых синтаксических конструкций, точностью словоупот­ребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность

Оценка «4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (име­ются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич­ные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно раз­нообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержа­нии и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность

Оценка «3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло­жения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб­ление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа­нии и 5 речевых недочетов.



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!