СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедических занятий

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических занятий»

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе инструктивного письма Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. Входе разработки частично использовалась тематика поурочного планирования из книги Ишимова О. А., О.А. Бондарчук. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов. -М.: Просвещение,2012.- 176 с-(Работаем по новым стандартам).

Содержание Рабочей программы выстраивается в соответствии с основными нормативными актами:

  • Конституция РФ ст. 43;

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Образовательных стандартов начального общего образования».

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей 1-4 классов, имеющих диагноз ОНР, НВОНР, ФФН разработана с учетом диагностических данных учащихся групп и на основе государственных программ по русскому языку для учащихся начальных классов.

Задачи:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.

  2. Формирование навыка четкого и безошибочного произнесения звуков речи во всех ситуациях общения.

  3. Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности:

  • Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности.

  • Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины)

4. Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности, без отрыва от реальной действительности.

  • Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей навыков активного использования различных способов словообразования;

  • уточнение используемых синтаксических конструкций;

  • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

5. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению:

  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности к языковым явлениям;

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приемов самоконтроля;

  • познавательной активности;

  • произвольности общения и поведения.

  1. Формировать полноценные общеучебные умения и навыки.

  2. Формировать коммуникативные умения и навыки.

  3. Расширение кругозора, диапазона

9. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку. При построении программы учитывались следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).

  • системно-деятельностный подход;

  • дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);

  • принцип доступности (соответствует возрастным особенностям)

  • практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);

  • комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нацелен на изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений навыков, к определению этой цели как формирования умения учиться;

  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение - учиться, в основе которого лежат:

  • коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;

  • познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.

Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы - подход с позиции педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда - организация деятельности с учетом самоменеджмента.

Устранение дефекта речи помогает ребенку реабилитироваться в социуме, почувствовать силу своих возможностей к реализации своего интеллектуального и творческого потенциала через проектную деятельность.

На занятиях особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных

условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др. Повышенная уязвимость организации специальной компенсации трудностей развития.

Цель работы учителя-логопеда: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Итогом логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) должно быть формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Основными задачами логопедической работы являются следующие:

  • расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

  • этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;

  • системности и учета структуры речевого нарушения;

  • комплексности; дифференцированного подхода;

  • поэтапности;

  • развития;

  • онтогенетический;

  • учета личностных особенностей;

  • деятельностного подхода;

  • использования обходного пути;

  • формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов.

Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей. Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей. При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение-это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением.

В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Так, при формировании звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. И наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ребенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки, и т. д.).

В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленными звуком при коррекции нарушений звукопроизношения.

Использование игровых упражнений вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Рассказ желательно сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин.

В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

По характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера).

Цель - коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи - выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН), общим недоразвитием речи (ОНР) и нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР).

Среди учащихся 2-3 классов - группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим, общим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе.

Обследование учащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.

Содержание учебного предмета

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей I этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи и нерезко выраженное недоразвитие речи, необходимо:

  1. Сформировать полноценные фонематические процессы.

  2. Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.

  3. Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

  4. Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи и детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь I этап коррекционно-развивающего обучения и длится первый год обучения.

На II этап коррекционной работы отводится обычно 45 - 60 занятий, в зависимости от состава конкретной группы.

Здесь осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:

1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

3. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.

Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа логопедических занятий у детей с ОНР НВОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свободного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения).

Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР и НВОНР является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап.

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

  1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.

  2. Программирование смысловой структуры высказывания.

  3. Установление связности и последовательности его.

  4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

II и III этапы коррекционно-развивающей работы длятся в течении второго-третьего года обучения для детей.
















Тематическое планирование логопедических занятий на I этапе коррекционной работы с учащимися 1-х классов, имеющими ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР


п/п

Тема занятия

Количество часов

I. Предложение (4 часа)

1

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений

1

2

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение»

1

3

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении

1

4

Упражнение в выделении предложений из рассказа

1

II. Звуки и буквы (1 час)

5

Звуки и буквы. Алфавит

1

III. Гласные (3 часа)

6

Гласные звуки и буквы

1

7

Уточнение гласных а, о, у

1

8

Уточнение гласных ы, и


1

IV-V. Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение (10 часа)

9

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного

1

10

Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных

1

11

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов

1

12

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных

1

13

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного

1

14

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов

1

15

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных

1

16

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного

1

17

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов

1

18

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структурой. Ударение. Перенос слов

1

VI. Согласные (65 часов)

VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (16 часов)

19

Согласные звуки и буквы

1

20

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости

1

21

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных

1

22

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и»

1

23

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я»

1

24

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё»

1

25

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю»

1

26

Дифференциация «о – у»

1

27

Дифференциация гласных «ё - ю»

1

28

Дифференциация гласных второго ряда

1

29

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости

1

30

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости

1

31

Разделительный мягкий знак

1

32

Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи

1

33

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме

1

34

Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант

1

VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (31 час)

35

Звуки [б], [б’], буква «Б»

1

36

Звуки [п], [п’], буква «П»

1

37

Различение звонких и глухих [б] - [п] ([б’] - [п’]) в устной и письменной речи

1

38

Тренировочные упражнения на различение [б] - [п] ([б’] - [п’]) в слогах, словах, предложениях

1

39

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа

1

40

Звуки [в], [в’], буква «В»

1

41

Звуки [ф], [ф’], буква «Ф»

1

42

Различение звонких и глухих [в] - [ф] ([в’] - [ф’]) в устной и письменной речи

1

43

Тренировочные упражнения на различение [в] - [ф] ([в’] - [ф’]) в слогах, словах, предложениях

1

44

Звуки [г], [г’], буква «Г»

1

45

Звуки [к], [к’], буква «К»

1

46

Различение звонких и глухих [г] - [к] ([г’] - [к’])в устной и письменной речи

1

47

Звуки [х], [х’], буква «Х»

1

48

Различение [г]-[к]-[х] ([г’]-[к’]-[х’]) в устной и письменной речи

1

49

Тренировочные упражнения на различение [г] - [к] - [х] ([г’]-[к’]-[х’]) в слогах, словах, предложениях.

1

50

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа

1

51

Звуки [д], [д’], буква «Д»

1

52

Звуки [т], [т’], буква «Т»

1

53

Различение звонких и глухих [д] - [т] ([д’] - [т’]) в устной и письменной речи

1

54

Тренировочные упражнения на различение [д] - [т] ([д’] - [т’]) в слогах, словах, предложениях

1

55

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа

1

56

Звук [ж], буква «Ж»

1

57

Звук [ш], буква «Ш»

1

58

Различение звонких и глухих [ж] - [ш] в устной и письменной речи

1

59

Тренировочные упражнения на различение [ж] - [ш] в слогах, словах, предложениях

1

60

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа

1

61

Звуки [з], [з’], буква «З»

1

62

Звуки [с], [с’], буква «С»

1

63

Различение звонких и глухих [з] - [с] ([з’] - [с’]) в устной и письменной речи

1

64

Тренировочные упражнения на различение [з] - [с] ([з’] - [с’]) в слогах, словах, предложениях

1

65

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа

1

VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков (11 часов)

66

Различение [ж] - [з] в устной и письменной речи

1

67

Различение [ш] - [с] в устной и письменной речи

1

68

Упражнения на различение [ж] - [з] в слогах, словах, предложениях

1

69

Звук [щ], буква «Щ»

1

70

Различение [щ] - [с’] в устной и письменной речи

1

71

Тренировочные упражнения на различение [ш] - [с] в слогах, словах, предложениях

1

72

Звук [ч], буква Ч

1

73

Звук [ц], буква Ц

1

74

Различение [ч] - [ц] в устной и письменной речи

1

75

Тренировочные упражнения на различение [ч] - [ц] в слогах, словах, предложениях

1

76

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа

1

VI.4 Различение аффрикат (3 часа)

77

Различение согласных [ч] - [т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи

1

78

Различение согласных [ч] - [щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи

1

79

Различение согласных [ц] - [с] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи

1

VI.5 Различение соноров (5 часов)

80

Звуки [р], [р’], буква «Р»

1

81

Звуки [л], [л’], буква «Л»

1

82

Различение [р] - [л] ([р’] - [л’]) в устной и письменной речи

1

83

Упражнения на различение [р] - [л] ([р’] - [л’]) в слогах, словах, предложениях

1

84

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа

1

VII. Подведение итогов (1 час)

85

Итоговый диктант.

1









Тематическое планирование

логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-3-х классов,

имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР


п/п

Тема занятия

Количество часов

I. Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов (9 часов)

1

Слово, обозначающее предмет.

1

2

Слово, обозначающее действие предмета.

1

3

Дифференциация предмет-действие.

1

4

Слово обозначающее признак предмета.

1

5

Дифференциация предмет, действие, признак.

1

6

Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

1

7

Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

1

8

Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.

1

9

Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

1

II. Состав слова (39 час)

II.1. Словообразование (28 часов)

II. 1. 1. Родственные слова. Корень (10 часов)

10

Родственные слова. Корень слова.

1

11

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

1

12

Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.

1

13

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.

1

14

Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.

1

15

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

1

16

Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями.

1

17

Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

1

18

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.

1

19

Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

1

II. 1. 2. Приставка (11 часов)

20

Общее понятие о приставках и употреблении их в речи.

1

21

Тренировочные упражнения в выделении приставок.

1

22

Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

1

23

Приставки пространственного значения.

1

24

Приставки временного значения.

1

25

Многозначные приставки.

1

26

Приставки, сходные по буквенному составу.

1

27

Разделительный твердый знак.

1

28

Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.

1

29

Разделительный мягкий знак.

1

30

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

1

II. 1. 3. Суффикс (7 часов)

31

Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.

1

32

Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.

1

33

Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.

1

34

Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

35

Суффиксы профессий.

1

36

Суффикс прилагательных.

1

37

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

1

II.2. Словоизменение. Согласование слов (11 часов)

38

Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи.

1

39

Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

1

40

Морфологический состав слова. Закрепление материала.

1

41

Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.

1

42

Употребление имен существительных разного рода.

1

43

Употребление имен существительных в косвенных падежах.

1

44

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

1

45

Согласование прилагательных и существительных в падеже.

1

46

Согласование глагола и существительного в числе.

1

47

Согласование глагола и существительного в роде.

1

48

Согласование глагола и существительного во времени.

1

III: Предлоги (10 часов)

49

Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи.

1

50

Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

1

51

Предлоги у, около, к, от, по.

1

52

Предлоги на, над, под, с (со), из-под.

1

53

Предлоги в (во), из, за, из-за.

1

54

Предлоги между, возле, перед.

1

55

Дифференциация предлогов и приставок.

1

56

Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.

1

57

Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок.

1

58

Тренировочные упражнения на отработку пройденного материала.

1

VI. Итоговая проверочная работа (1 час)

59

Итоговый диктант.

1
















Тематическое планирование

логопедических занятий на III этапе коррекционной работы с учащимися 2 - 3-х классов,

имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР


п/п

Тема занятия

Количество часов

I. Предложение (12 часов)

1

Речь. Предложение как единица речи.

1

2

Слово. Смысловое значение слова.

1

3

Образные слова и выражения в нашей речи.

1

4

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

1

5

Связь слов в предложении.

1

6

Предложение. Виды предложений по интонационной законченности

1

7

Упражнение в установлении связей слов в предложении.

1

8

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.

1

9

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.

1

10

Деление сложных предложений на простые.

1

11

Работа с деформированными предложениями.

1

12

Составление предложений по опорным словам.

1

II. Текст (21 час)

13

Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности.

1

14

Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения.

1

15

Упражнение в делении текста на отдельные предложения.

1

16

Составление связного текста из деформинованных предложений.

1

17

Деление текста на части и озаглавливании их.

1

18

Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их.

1

19

Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.

1

20

Обучение письменному ответу на вопросы.

1

21

Работа над изложением. Составление плана изложения.

1

22

Упражнение в составлении плана изложения.

1

23

Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.

1

24

Написание изложения по самостоятельно составленному плану.

1

25

Работа над сочинением. Составление плана рассказа.

1

26

Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему.

1

27

Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.

1

28

Сочинение по данному началу.

1

29

Сочинение по данному концу.

1

30

Сочинение-повествование.

1

31

Сочинение-описание.

1

32

Сочинение-рассуждение.

1

33

Итоговая проверочная работа.

1




Список литературы

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников. СПб.: Лань, 1999.

  2. Волкова Л.С. , Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии том 2 М., 1997.

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

  4. Ефименкова Г.С. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М., 1991.

  5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.- М., 2006.

  6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М: Просвещение, 2008.

  7. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Санкт-Петербург, 2003.

  8. Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционном классе.- М.: Владос, 1999.

  9. Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.

  10. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.

  11. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007.

  12. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

  13. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов, М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

  14. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.

  15. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки (альбом 2, упражнения по коррекции акустической дисграфии) - М., 2008.

  16. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» / Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога, М. - ГИЦ Владос, 2003.

  17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.- М., 2005.

  18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения // Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.

  19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Регистрационный № 15785 Минюста России от 22 декабря 2009 г. / Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения // Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!