ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа имеет естественно-научную направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, практическая значимость программы Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Творческие работы, интеллектуальные игры, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы клуба, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Отличительные особенности данной Программы от уже существующих образовательных программ Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает вариативность обучения и организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью педагогом подобраны задания различной сложности, включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий запланировано использование игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная Программа В основе построения программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Ключевые понятия, которыми оперирует автор – «геометрия», «симметрия», «логическая задача» и пр.
Цели программы: формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний: формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин
-обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности
-формировать умение учиться
-формировать умение следовать устным инструкциям
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
-развивать у детей умение анализировать и решать задачи повышенной трудности, нестандартные логические задачи;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать мелкую моторику рук и глазомера;
- развивать коммуникативные умения
Воспитательные:
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.
Принципы отбора содержания: При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Основные формы и методы работы. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная работа, групповая работа, работа в микрогруппах; беседы.
В работе с детьми нами используются следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме педагога, становиться и дети.
Возраст детей и их психологические особенности. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Детям младшего школьног возраста по-прежнему нравится и хочется играть. Для них характерна в основном завышенная самооценка. Постепенно она становится более адекватной. Ребёнок способен удерживать в сознании негативные и положительные оценки. Он активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Особенности набора детей - Набор в объединение имеет свободный характер.
Ожидаемые результаты
Обучающие:
- познакомиться с основными геометрическими понятиями
- овладеет системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности
-получит интеллектуальное развитие, сформирует качество мышления, характерное для математической деятельности
-сформирует умение учиться
-сформирует умение следовать устным инструкциям
Развивающие:
- разовьет образное и пространственное мышление, фантазию;
-разовьет умение анализировать и решать задачи повышенной трудности, нестандартные логические задачи;
- разовьет внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- разовьет мелкую моторику рук и глазомера;
- разовьет коммуникативные умения
Воспитательные:
- сформирует коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
Механизм оценивания образовательных результатов:
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- проведение серии интеллектуальных игр;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы учащихся
- проектные работы
Формы и виды контроля
виды контроля | содержание | методы | сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей. | Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр работ учащихся | Сентябрь |
Текущий | Освоение учебного материала по темам, разделам | Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения | По каждой теме |
Творческий потенциал учащихся | Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. | Ноябрь Декабрь |
Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю | Наблюдение, тестирование, проектная деятельность | 1 раз в полугодие |
Коррекция | Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана | Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле | В течение года |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста | Зачетные, творческие и проверочные работы. Выполнение творческих заданий. | Апрель Май |
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выполнение математических заданий, участие в математических конкурсах различного уровня
Срок реализации программы – 31 час
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, которое равно 1 академическому часу. Для реализации программы нужен кабинет, ТСО.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | Теория | Практика |
1. | История в математике | 5 | 5 | 0 |
2. | Числа и операции над ними | 5 | 2 | 3 |
3. | Составление и разгадывание математических ребусов | 5 | 2 | 3 |
4. | Нестандартные и занимательные задачи | 6 | 2 | 4 |
5. | Геометрия вокруг нас | 5 | 2 | 3 |
6. | Математические развлечения | 5 | 0 | 5 |
| Итого | 31 | 9 | 18 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе |
| | | теоретические | практические |
Раздел 1. История в математике | 5 | 5 | 0 |
1.1 | Как люди учились считать | 1 | 1 | 0 |
1.2 | Из истории линейки | 1 | 1 | 0 |
1.3 | Из истории цифры семь. Числа в пословицах | 1 | 1 | 0 |
1.4 | Открытие нуля. | 1 | 1 | 0 |
1.5 | Возникновение математических знаков + и - | 1 | 1 | 0 |
Раздел 2. Числа и операции над ними | 5 | 2 | 3 |
2.1 | Нахождение суммы ряда чисел | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Интересные приемы устного счета | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Задачи, связанные с нумерацией | 1 | 0 | 1 |
Раздел 3. Составление и разгадывание математических ребусов | 5 | 2 | 3 |
3.1 | Числовые головоломки | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Математические ребусы | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Составление простейших математических ребусов | 1 | 0 | 1 |
Раздел 4. Нестандартные и занимательные задачи | 6 | 2 | 4 |
4.1 | Задачи на сообразительность | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Табличная логика | 1 | 0 | 1 |
4.3 | Задачи-шутки | 1 | 0 | 1 |
4.4-4.5 | Комбинаторные задачи | 2 | 1 | 1 |
Раздел 5. Геометрия вокруг нас | 5 | 2 | 3 |
5.1-5.3 | Геометрия и счет | 3 | 1 | 1 |
5.4-5.5 | Задачи о квадрате | 2 | 1 | 2 |
Раздел 6. Математические развлечения | 5 | 0 | 5 |
6.1 | Праздник чисел | 1 | 0 | 1 |
6.2 | Конкурс знатоков | 1 | 0 | 1 |
6.3-6.4 | Математические загадки и фокусы | 2 | 0 | 2 |
6.5 | Задачи со спичками | 1 | 0 | 1 |
Итого | 31 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ занятия | Тема | Основное содержание | Основные формы работы | Средства обучения и воспитания | Ожидаемые результаты |
Раздел 1. Введение в курс |
Раздел 1. История в математике |
1.1 | Как люди учились считать | Почему математику называют царицей наук, история счета | Устный опрос. Групповая работа | Презентация | Расширение кругозора |
1.2 | Из истории линейки | Для чего нужна линейка | Беседа | Презентация, сообщения | Расширение кругозора |
1.3 | Из истории цифры семь. | Числа в пословицах. | Работа в микрогруппах | Пословицы | Расширение кругозора |
1.4 | Открытие нуля. | Что такое ноль? | Беседа | Презентация, сообщения | Расширение кругозора |
1.5 | Возникновение математических знаков + и - | История появления математических знаков | Беседа. Работа в микро- группах | Презентация, карточки | Расширение кругозора |
Раздел 2. Числа и операции над ними |
2.1 | Нахождение суммы ряда чисел | Сказочная математика | Групповая работа | Презентация, задачи | Правильно составлять числовую последовательность. Выбирать способы сравнения объектов, проводить сравнение |
2.2 | Интересные приемы устного счета | Устный счет | Работа в микрогруппах, индивидуальная работа | Презентация, карточки | Отработка навыков устного счета. Умение сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный |
2.3 | Задачи, связанные с нумерацией | Решение задач | Групповая работа | Презентация, задачи | Отработка навыков счета, развитие логического мышления Умение сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный |
Раздел 3. Составление и разгадывание математических ребусов |
3.1 | Числовые головоломки | Решение головоломок | Устный опрос. Коллективная работа, индивидуальная работа | Презентация, задания | Умение решать головоломки |
3.2 | Математические ребусы | Решение ребусов | Устный опрос. Коллективная работа | Презентация, задания | Умение решать ребусы |
3.3 | Составление простейших задач-ребусов | Составление ребусов | Устный опрос. Индивидуальная работа | Карточки | Умение самостоятельно составлять задачи- ребусы |
Раздел 4. Нестандартные и занимательные задачи |
4.1 | Задачи на сообразительность | Решение задач | Групповая работа, индивидуальная работа | Презентация, задания | Развитие сообразительности, логического мышления |
4.2 | Табличная логика | Решение задач | Групповая работа, индивидуальная работа | Презентация, задания | Развитие сообразительности, логического мышления |
4.3 | Задачи-шутки | Решение задач | Групповая работа, индивидуальная работа | Презентация, задания | Развитие сообразительности, логического мышления |
4.4-4.5 | Комбинаторные задачи | Решение задач | Групповая работа, индивидуальная работа | Презентация, задания | Развитие сообразительности, логического мышления, решать задачу удобным способом |
Раздел 5. Геометрия вокруг нас |
5.1-5.3 | Геометрия и счет | Знакомство с геометрическими фигурами | Групповая работа, индивидуальная работа | Презентация, задания, бумага, ножницы, линейка, карандаш | Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах |
5.4-5.5 | Задачи о квадрате | Введение в геометрию, задачи на внимательность | Групповая работа, индивидуальная работа | Презентация, задания, бумага, ножницы, линейка, карандаш | Развитие внимательности, сравнение фигур |
Раздел 6. Математические развлечения |
6.1 | Праздник чисел | «Раз, два, три, четыре, пять – вышли цифры погулять» | Групповая работа | Праздник | Цифры в стихах, песнях, сценках |
6.2 | Конкурс знатоков | «Математики, вперед! | Работа в микрогруппах | Конкурс | Применение полученных знаний |
6.3-6.4 | Математические загадки и фокусы | Решение загадок, разгадывание фокусов | Работа в микрогруппах | Соревнование | Выполнение творческих заданий |
6.5 | Задачи со спичками | Решение задач | Групповая работа, работа в микрогруппах | Задачи | Развитие логического мышления |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
2.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
3.Удодова Н.И. Занимательная математика. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001