СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа математического кружка "Пифагор" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет естественно-научную направленность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа математического кружка "Пифагор" для 1 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа имеет естественно-научную направленность.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, практическая значимость программы Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Творческие работы, интеллектуальные игры, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы клуба, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.


Отличительные особенности данной Программы от уже существующих образовательных программ Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает вариативность обучения и организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью педагогом подобраны задания различной сложности, включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий запланировано использование игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.


Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная Программа В основе построения программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.


Ключевые понятия, которыми оперирует автор – «геометрия», «симметрия», «логическая задача» и пр.


Цели программы: формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний: формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей


Задачи:


Обучающие:

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин

-обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности

-формировать умение учиться

-формировать умение следовать устным инструкциям


Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

-развивать у детей умение анализировать и решать задачи повышенной трудности, нестандартные логические задачи;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать мелкую моторику рук и глазомера;

- развивать коммуникативные умения


Воспитательные:

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.

Принципы отбора содержания: При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.


Основные формы и методы работы. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная работа, групповая работа, работа в микрогруппах; беседы.

В работе с детьми нами используются следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме педагога, становиться и дети.


Возраст детей и их психологические особенности. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Детям младшего школьног возраста по-прежнему нравится и хочется играть. Для них характерна в основном   завышенная самооценка. Постепенно она становится более адекватной. Ребёнок способен удерживать в сознании негативные и положительные оценки. Он активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.


Особенности набора детей - Набор в объединение имеет свободный характер.


Ожидаемые результаты


Обучающие:

- познакомиться с основными геометрическими понятиями

- овладеет системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности

-получит интеллектуальное развитие, сформирует качество мышления, характерное для математической деятельности

-сформирует умение учиться

-сформирует умение следовать устным инструкциям


Развивающие:

- разовьет образное и пространственное мышление, фантазию;

-разовьет умение анализировать и решать задачи повышенной трудности, нестандартные логические задачи;

- разовьет внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- разовьет мелкую моторику рук и глазомера;

- разовьет коммуникативные умения


Воспитательные:

- сформирует коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;


Механизм оценивания образовательных результатов:

- решение занимательных задач;

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

- проведение серии интеллектуальных игр;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы учащихся

- проектные работы



Формы и виды контроля

виды контроля


содержание

методы

сроки контроля

Вводный

Области интересов и склонностей.

Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр работ учащихся

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала по темам, разделам

Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения

По каждой теме

Творческий потенциал учащихся

Наблюдение, тестирование,

игры,

упражнения.

Ноябрь

Декабрь

Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю

Наблюдение, тестирование, проектная деятельность

1 раз в полугодие

Коррекция

Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана

Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле

В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Зачетные, творческие и проверочные работы.

Выполнение творческих заданий.


Апрель

Май


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выполнение математических заданий, участие в математических конкурсах различного уровня


Срок реализации программы – 31 час


Организационно-педагогические условия реализации программы.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, которое равно 1 академическому часу. Для реализации программы нужен кабинет, ТСО.









УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование

разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теория

Практика

1.

История в математике

5

5

0

2.

Числа и операции над ними

5

2

3

3.

Составление и разгадывание математических ребусов

5

2

3

4.

Нестандартные и занимательные задачи

6

2

4

5.

Геометрия вокруг нас

5

2

3

6.

Математические развлечения

5

0

5


Итого

31

9

18


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование

разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе




теоретические

практические

Раздел 1. История в математике

5

5

0

1.1

Как люди учились считать

1

1

0

1.2

Из истории линейки

1

1

0

1.3

Из истории цифры семь. Числа в пословицах

1

1

0

1.4

Открытие нуля.

1

1

0

1.5

Возникновение математических знаков + и -

1

1

0

Раздел 2. Числа и операции над ними

5

2

3

2.1

Нахождение суммы ряда чисел

2

1

1

2.2

Интересные приемы устного счета

2

1

1

2.3

Задачи, связанные с нумерацией

1

0

1

Раздел 3. Составление и разгадывание математических ребусов

5

2

3

3.1

Числовые головоломки

2

1

1

3.2

Математические ребусы

2

1

1

3.3

Составление простейших математических ребусов

1

0

1

Раздел 4. Нестандартные и занимательные задачи

6

2

4

4.1

Задачи на сообразительность

2

1

1

4.2

Табличная логика

1

0

1

4.3

Задачи-шутки

1

0

1

4.4-4.5

Комбинаторные задачи

2

1

1

Раздел 5. Геометрия вокруг нас

5

2

3

5.1-5.3

Геометрия и счет

3

1

1

5.4-5.5

Задачи о квадрате

2

1

2

Раздел 6. Математические развлечения

5

0

5

6.1

Праздник чисел

1

0

1

6.2

Конкурс знатоков

1

0

1

6.3-6.4

Математические загадки и фокусы

2

0

2

6.5

Задачи со спичками

1

0

1

Итого

31





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


занятия

Тема

Основное содержание

Основные формы работы

Средства обучения и воспитания

Ожидаемые результаты

Раздел 1. Введение в курс

Раздел 1. История в математике

1.1

Как люди учились считать

Почему математику называют царицей наук, история счета

Устный опрос. Групповая работа

Презентация

Расширение кругозора

1.2

Из истории линейки

Для чего нужна линейка

Беседа

Презентация, сообщения

Расширение кругозора

1.3

Из истории цифры семь.

Числа в пословицах.

Работа в микрогруппах

Пословицы

Расширение кругозора

1.4

Открытие нуля.

Что такое ноль?

Беседа

Презентация, сообщения

Расширение кругозора

1.5

Возникновение математических знаков + и -

История появления математических знаков

Беседа. Работа в микро- группах

Презентация, карточки

Расширение кругозора

Раздел 2. Числа и операции над ними

2.1

Нахождение суммы ряда чисел

Сказочная математика


Групповая работа

Презентация, задачи

Правильно составлять числовую последовательность. Выбирать способы сравнения объектов, проводить сравнение

2.2

Интересные приемы устного счета

Устный счет

Работа в микрогруппах, индивидуальная работа

Презентация, карточки

Отработка навыков устного счета. Умение сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный

2.3

Задачи, связанные с нумерацией

Решение задач

Групповая работа

Презентация, задачи

Отработка навыков счета, развитие логического мышления Умение сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный

Раздел 3. Составление и разгадывание математических ребусов

3.1

Числовые головоломки

Решение головоломок

Устный опрос. Коллективная работа, индивидуальная работа

Презентация, задания

Умение решать головоломки

3.2

Математические ребусы

Решение ребусов

Устный опрос. Коллективная работа

Презентация, задания

Умение решать ребусы

3.3

Составление простейших задач-ребусов

Составление ребусов

Устный опрос. Индивидуальная работа

Карточки

Умение самостоятельно составлять задачи- ребусы

Раздел 4. Нестандартные и занимательные задачи

4.1

Задачи на сообразительность

Решение задач

Групповая работа, индивидуальная работа

Презентация, задания

Развитие сообразительности, логического мышления

4.2


Табличная логика

Решение задач

Групповая работа, индивидуальная работа

Презентация, задания

Развитие сообразительности, логического мышления

4.3

Задачи-шутки

Решение задач

Групповая работа, индивидуальная работа

Презентация, задания

Развитие сообразительности, логического мышления

4.4-4.5

Комбинаторные задачи

Решение задач

Групповая работа, индивидуальная работа

Презентация, задания

Развитие сообразительности, логического мышления, решать задачу удобным способом

Раздел 5. Геометрия вокруг нас

5.1-5.3

Геометрия и счет

Знакомство с геометрическими фигурами

Групповая работа, индивидуальная работа

Презентация, задания, бумага, ножницы, линейка, карандаш

Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах

5.4-5.5

Задачи о квадрате

Введение в геометрию, задачи на внимательность

Групповая работа, индивидуальная работа

Презентация, задания, бумага, ножницы, линейка, карандаш

Развитие внимательности, сравнение фигур

Раздел 6. Математические развлечения

6.1

Праздник чисел

«Раз, два, три, четыре, пять – вышли цифры погулять»

Групповая работа

Праздник

Цифры в стихах, песнях, сценках

6.2

Конкурс знатоков

«Математики, вперед!

Работа в микрогруппах

Конкурс

Применение полученных знаний

6.3-6.4

Математические загадки и фокусы

Решение загадок, разгадывание фокусов

Работа в микрогруппах

Соревнование

Выполнение творческих заданий

6.5

Задачи со спичками

Решение задач

Групповая работа, работа в микрогруппах

Задачи

Развитие логического мышления




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  9. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  10. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

  11. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002

  12. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

2.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

3.Удодова Н.И. Занимательная математика. – Волгоград: Учитель, 2010.

4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001