Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Пересвета»
Утверждаю
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Пересвета» ___________ И.Д. Бурая
Приказ от _______________ № ____
Рабочая программа
по математике
(базовый уровень)
6б класс
Составитель
Учитель математики
Ганина Елена Евгеньевна
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6а класса разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
действующих правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10");
учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Пересвета»;
годового учебного календарного графика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Пересвета».
Рабочая программа разработана на основе:
образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Пересвета»;
сборника "Программы по математике (5-6 классы), алгебре (7-9 классы), алгебре и началам анализа (10-11 классы)" авторов И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович ;
учебника Математика. 6 класс, авторы И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович (М.: Мнемозина, 2014) и учебно-методического комплекта к нему.
Рабочая программа конкретизирует содержание тем федерального государственного образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам.
Распределение учебных часов по разделам программы и календарно-тематическое планирование соответствуют методическим рекомендациям автора сборника «Программы по математике (5-6 классы), алгебре (7-9 классы), алгебре и началам анализа (10-11 классы)" авторов И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович, за исключением:
- введена тема «Повторение курса математики начальной школы» (5 уроков) с целью повторения ключевых тем курса математики 5 класса, восстановления у учащихся умений и навыков, полученных ранее, систематизации, обобщения, закрепления знаний, а также диагностирования и выявления степени владения общеучебными и специальными умениями и навыками за счет:
3-х резервных уроков главы 1 "Положительные и отрицательные числа", 2-х резервных уроков главы 2 "Преобразование буквенных выражений";
- включены 3 урока для проведения диагностических тестирований за курс 6 класса:
входной контроль (1 урок в начале 1 четверти), за 1 полугодие (1 урок в конце 2 четверти), за год (1 урок в конце 4 четверти) за счет:
трех уроков по темам, обозначенным в программе как «Делители и кратные», «Решение задач с помощью пропорций», «Разные задачи».
В соответствии с годовым календарным учебным графиком (34 недели) и учебным планом МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Пересвета» (5 уроков в неделю) программа рассчитана на 170 уроков.
Математическое образование в 6 классе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей и статистики. В своей совокупности они позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале.
Цели обучения математике в 6 классе:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Реализация данной рабочей программы предполагает применение актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения математике в 6 классе:
Приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости вразвитии цивилизации;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать её достоверность4
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел на двузначные, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейщших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
сравнивать рациональные числа, выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений (целых и дробных), используя письменные вычисления;
округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; переводить одни единицы измерения в другие;
обладать знаниями о связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, путь; производительность, время работы, работа);
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;
интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Элементы алгебры»
переводить условия задачи на математический язык;
использовать методы работы с математическими моделями;
выполнять алгебраические преобразования целых выражений и применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных дисциплинах;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
определять координаты точки на координатной прямой;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки на плоскости, строить точки с заданными координатами;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним;
решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Предметная область «Элементы геометрии»
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
в простейших случаях строить развёртки пространственных тел;
вычислять площади, периметры, объёмы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Предметная область «Элементы вероятности и статистики»
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей;
решать удобным для себя способом (в том числе с помощью таблиц и графиков) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;
строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;
производить подсчёт вероятностей в простейших случаях;
осуществлять перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Планируемые результаты изучения математики в 6 классе.
Основное содержание программы.
1. Повторение курса математики 5 класса - 6ч
Входная контрольная работа
2. Положительные и отрицательные числа – 60 ч.
Поворот и центральная симметрия. Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Параллельность прямых. Числовые выражения, содержащие знаки +, -. Алгебраическая сумма и ее свойства. Правило вычисления значения алгебраической суммы. Расстояние между точками координатной прямой. Осевая симметрия. Числовые промежутки. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Координаты. Координатная плоскость. Умножение и деление обыкновенных дробей. Правило умножения для комбинаторных задач.
Контрольная работа №1 по теме «Положительные и отрицательные числа»
Контрольная работа №2 по теме «Числовые выражения, содержащие знаки +, -.»
Контрольная работа №3 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»
3. Преобразование буквенных выражений – 36 часов
Раскрытие скобок. Упрощение выражений. Решение уравнений. Решение задач на составление уравнений. Нахождение части от целого и целого по его части. Окружность, круг, шар, сфера. Длина окружности, площадь круга.
Диагностическая работа за 1 полугодие
Контрольная работа №4 по теме «Решение уравнений»
Контрольная работа №5 по теме «Длина окружности, площадь круга»
4. Делимость натуральных чисел – 31 час
Делители и кратные. Делимость произведения, суммы и разности чисел. Признаки делимости на 2,3,4,9,10,25. простые числа. Разложение числа на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Взаимно-простые числа. Признак делимости на произведение.
Арифметические действия с рациональными числами. Законы арифметических: действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Числовые выражения порядок действий в них, использование скобок.
Контрольная работа №6 по теме «Делители и кратные»
Контрольная работа №7 по теме «Разложение числа на простые множители»
5. Математика вокруг нас – 28 часов
Отношение двух чисел. Пропорциональность величин. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Пропорция, основное свойство пропорции. Решение текстовых задач с помощью пропорций. Диаграммы.
Контрольная работа №8 по теме «Пропорциональность величин»
6. Повторение – 9 часов
Итоговая контрольная работа .
Примерная тематика проектной деятельности учащихся.
Проект№1 "Положительные и отрицательные числа вокруг нас", "Положительные и отрицательные числа. Исторический экскурс"
Проект № 2 "Живой градусник"
Проект № 3 "Параллельные прямые"
Проект № 4 "Сказка "Путешествие точки АзЪ по координатной прямой"
Проект № 5 "Симметрия в искусстве", "Симметрия в обыденной жизни"
Проект № 6 "Координаты. Откуда? Где? Зачем? ", «Координатная плоскость и знаки зодиака»
Проект № 7 "Древние математические задачи"
Проект № 8 "Олимпиадные задачи, решаемые алгебраическим способом"
Проект № 9 "Колесо лучших современных автомобилей. Зависимость скорости автомобиля от диаметра колеса"
Проект № 10 "Не всё о мячах..."
Проект № 11 "Из тестов IQ Г.Айзенка"
Проект № 12"Интересное о НОД и НОК чисел последовательности Фибоначчи"
Проект№13 "А у нас сегодня гости! Какое отношение связывает количество гостей и количество приготовленного блюда?!"
Проект № 14 "Её величество - Пропорция"
Проект № 15 "Вероятность реальных событий"
Проект № 16 « Леонтий Филиппович Магницкий и его «Арифметика»
Проект № 17 «Математика на клетчатой бумаге»
Проект № 18 «Решето Эратосфена»
Проект № 19 «Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация»
Проект № 20 «Математика в жизни человека»
Проект № 21 «Криптография и математика»
Планируемые результаты
По завершении изучения курса математики 6 класса выпускник научится:
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
понимать особенности десятичной системы счисления;
оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки.
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближённым.
Элементы алгебры.
Выпускник научится:
оперировать понятиями «числовое выражение», «буквенное выражение», упрощать выражения, содержащие слагаемые с одинаковым буквенным множителем; работать с формулами;
решать простейшие линейные уравнений с одной переменной;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
понимать и применять терминологию и символику, связанную с отношением неравенства, в простейших случаях.
Выпускник получит возможность:
научиться выполнять преобразования целых буквенных выражений, применяя законы арифметических действий;
овладеть простейшими приёмами решения уравнений; применять аппарат уравнений для решения разнообразных текстовых (сюжетных) задач.
Описательная статистика и вероятность.
Выпускник получит возможность научиться:
Наглядная геометрия.
Выпускник научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять площадь прямоугольника, круга, прямоугольного треугольника и площади фигур, составленных из них, объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборники задач и упражнений по математике для 6 класса. М.: Мнемозина, 2012.
Зубарева И.И, Мордкович А.Г. Программы. Математика 5—6 классы. Алгебра 7—9 классы. Алгебра и начала анализа 10—11 классы. М: Мнемозина, 2011.
Зубарева И.И. Математика. 6 класс: Электронное сопровождение к УМК. CD для ученика. М.: Мнемозина, 2011.
Зубарева И.И. Математика. 6 класс (в 2-х частях): Рабочие тетради. М.: Мнемозина, 2012.
Зубарева И.И., Милъштейн М.С., Шанцева М.Н. Математика. 6 класс: Самостоятельные работы. М.: Мнемозина, 2012.
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.
Тульчинская ЕЕ. Математика. Тесты 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2011.
Тульчинская ЕЕ. Математика. 6 класс: Блиц_ опрос. М.: Мнемозина, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://window.edu.ru
http://ziimag.narod.ru/
Материально-техническое обеспечение:
персональный компьютер
мультимедийный проектор, экран
комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль
комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей информационно-математического цикла
от _______________ № _____ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
____________ Рябчикова О.Д. Подпись
____________ Дата |