муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
Пухляковская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Вениаминовича Калинина
«Утверждаю»
Директор МБОО ПСОШ им.А.В.Калинина
Приказ от___________20__ №___
________________ Сычева Н.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Математика - абитуриенту
Уровень образования среднее общее элективный курс 11 класс
Количество часов 1
Учитель Захаренко Наталья Анатольевна
Программа разработана на основе книги Математика единый государственный экзамен. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией А.Л.Семенова. И.В.Ященко. Федеральный институт педагогических измерений Москва Национальное образование
2011-2016гг
2017-2018 учебный год
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс “Математика - абитуриенту” соответствует Государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Единый государственный экзамен по математике, привнесенный в российское образовательное пространство, имеет свои сильные и слабые стороны. Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ, особенностях процедуры его проведения. Эта информация важна. Но не менее важна и внутренняя готовность учителя к смене формата итоговой аттестации, формата оценки результата обучения и, соответственно результатов его труда.
Цели программы обучения:
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи программы обучения:
- Дополнить знания учащихся решением задач прикладного характера, применяемых в изучении некоторых разделов «Физики» и «Геометрии», а так же в повседневной жизни;
-Познакомить учащихся со структурой ЕГЭ;
- Развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
- Развить самостоятельность работы с таблицами и справочной литературой.
II. Общая характеристика предмета
Итоговая аттестация за курс средней (полной) школы в разные годы проходила в разных формах. Существенно отличались экзаменационные варианты для выпускников, изучавших математику в так называемых общеобразовательных классах, и для выпускников физико-математических и математических классов. Разный уровень подготовки имеет место и у учащихся одного класса, в частности, зависит и от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с математикой. Все эти различия требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распорядиться отведенным временем, и психологический настрой и концентрация.
Единый государственный экзамен совмещает два экзамена — выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения. Поэтому в рамках ЕГЭ осуществляется проверка овладения материалом курса алгебры и начал анализа 10-11-х классов, усвоение которого должно проверяться на выпускном школьном экзамене, а также материалом некоторых тем курса алгебры основной школы и геометрии основной и средней школы, которые традиционно даются на вступительных экзаменах в вузы.
Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена имеют довольно сложную структуру. В работу входят задания трех типов.
Вариант состоит из двух частей. В Часть 1входят от 1 до 9 заданий, а в Часть 2 входят это задания от №10 по №21 .В заданиях №1-14 учащиеся заполняют бланк ответов без решений, а для записи решений и ответов на задания 15-21 используют бланк ответов №2 Они записывают сначала номер выполняемого задания, а затем полное обоснованное решение и ответ Ответы записываются чётко и разборчиво.
Экзамен не должен стать для выпускника (абитуриента) испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену — это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, они хорошо известны каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.
На первых уроках одиннадцатого класса обязательно должны содержаться задания на вычисление: сложение, умножение, деление дробей, преобразование иррациональных и тригонометрических выражений. И не так важно, в какой форме это будет проходить — в устной работе или письменной, но это должно быть. Очень важно правильно сориентировать одиннадцатиклассников — на каком уровне они будут изучать материал (на какую отметку они претендуют). Осилят ли они и выпускной, и вступительный экзамены? Если только выпускной, то на какую отметку: «удовлетворительно» — достаточно выполнить не менее 9 заданий части 1; «хорошо» — придется решать задания двух первых частей; «отлично» —нужно решить еще одно задание С1 или С2 части 2 или СЗ или С5. Если экзамен, помимо школьного выпускного, должен стать и вступительным, то для того, чтобы претендовать на поступление в высшее учебное заведение, нужно решить все или почти все. Подготовка должна носить системный характер.
В предлагаемом курсе разработаны задания для подготовки старшеклассников (учащихся 10-11 классов) к ЕГЭ. Количество учебных часов - 34. Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Каждая тема включает в себя: краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты.
Основной тип занятий- практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно- семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы.
III.Место учебного предмета
предмет | Учебный план | Количество часов в год | Количество часов в неделю | класс |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
Математика-абитуриенту | | 1 | 34 | 1 | 11 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | сроки |
1 | Текстовые задачи: проценты, сплавы, смеси | 3 | 7.09 14.09 21.09 |
2 | Текстовые задачи: Движение, работа, производительность | 3 | 28.09 5.10 12.10 |
3 | Логарифмическая функция, логарифмы | 3 | 19.10 26.10 9.11 |
4 | Иррациональные Уравнения, степени и корни | 2 | 16.11 23.11 |
5 | Показательная функция | 3 | 30.11 7.12 14.12 |
6 | График функции | 3 | 21.12 28.12 1.01 |
7 | Производная и применение производной | 3 | 18.01 25.01 1.02 |
8 | Множество значений функции | 3 | 8.02 15.02 22.02 |
9 | Тригонометрия | 2 | 1.03 15.03 |
10 | Нахождение наименьшего и наибольшего значения функции | 3 | 22.03 5.04 12.04 |
| Геометрия | 6 | |
11 | Планиметрия | 2 | 19.04 26.04 |
12 | Стереометрия | 4 | 3.05 10.05 17.05 24.05 |
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Тема 1. Текстовые задачи:
проценты, сплавы, смеси (3 час.)
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 2. Текстовые задачи:
Движение, работа, производительность. (3 час.)
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения, тестовая работа.
Тема 3. Логарифмическая функция. (3 час.) Логарифм. График логарифмической функции. Свойства логарифмов. Преобразования логарифмических выражений.
Методы обучения :объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 4. Иррациональные уравнения (2 час.) Свойства степени с целым показателем. Разложение многочлена на множители. Сокращение дроби. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей. Преобразование иррациональных выражений.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 5. Показательная функция . (3 час.) Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений. Показательные неравенства, примеры решений. Логарифмические уравнения. Метод равносильности. Логарифмические неравенства.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 6. График функции. (3 час.) Линейная функция. Квадратичная функция. Тригонометрические функции.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения, тестовая работа.
Тема 7. Производная функции и применение производной. (3 час.) Понятие производной. Касательная к графику.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 8. Множество значений функции. (3 час.) Понятие множества значений тригонометрической функции.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения;
Тема 9. Тригонометрия. (2 час.) Формулы тригонометрии. Формулы приведения.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения;
Тема 10. Нахождение наименьшего и наибольшего значения функции. (3 час.)Решение задач на нахождение наименьшего и наибольшего значения функции.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения;
Тема 11. Планиметрия.(2 час) Треугольник, параллелограмм, ромб, трапеция, окружность.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения
Тема 11. Стереометрия.(4 час) Тетраэдр, параллелепипед, конус, цилиндр, сфера, пирамида, шар. Полная площадь поверхности, объем конуса, сферы, пирамиды , шара.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения
V.Календарно-тематическое планирование
VI.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. А. Энциклопедия для детей. Аванта+.Математика.В.Володин.Москва 2004г.
Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов. -М., 1991.
В.А.Гусев. А.Г.Мордкович. Математика. Справочные материалы. Москва .Просвещение 2000г.
А.Л.Семенов. И.В.Ященко. Математика ЕГЭ с теорией вероятности .Издательство Экзамен. Москва 2013г
Д.А.Мальцев. А.А. Мальцев. Математика ЕГЭ шаг за шагом. Москва. НИИ школьных технологий.2007.
Г.В.Дорофеев. Е.А. Седова. Математика ЕГЭ. Сдаем без проблем. Москва.ЭКСМ 2011
Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Д. А. Аверьянов, П. И. Алтынов, И. И. Баврин и др. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 864 с.
И.Р.Высоцкий. И.В. Ященко. Математика ЕГЭ 2013.Национальное образование . Москва. 2011.
И.Р.Высоцкий. И.В. Ященко. Математика ЕГЭ 2013.Национальное образование . Москва. 2012
Р.К.Гордин. Математика. Задача С4. Москва. Издательство МНЦМО 2010
К.Н.Лунгу. Математика. Ответы на экзаменационные вопросы. «Подготовка к ЕГЭ»11 класс. АЙРИС ПРЕСС. Москва 2005 г.
Литература для учащихся
Математика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.
Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Педагогика, 1989.
3.Федеральный институт педагогических измерений ЕГЭ МАТЕМАТИКА типовые экзаменационные варианты под редакцией А.Л.Семенова, И.в. Ященко2013г
4.МАТЕМАТИКА типовые тестовые задания разработано МИОО для использования в образовательных учреждениях Российской Федерации в качестве сборника тестовых заданий для подготовки к единому государственному экзамену по математике. Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2013
VII.Результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса учащиеся должны знать / уметь:
-проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
- решать задачи с параметрами и модулями;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических, алгебраических величин, применяя изученные математические формулы, уравнения и неравенства;
- решать прикладные задачи с применением производных и интегралов;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность полученных результатов;
- пользоваться справочной литературой и таблицами.
VIII. Контрольно-измерительные материалы










Тема урока | Кол-во час | дата | № уро-ка | Цели урока | Тип Урока | Методы, Формы | Элементы содержания | Вид Контроля | Оборудова-ние | Домаш-нее Задание | Планируемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Алгебра и начала анализа | 28 | | | | | | | | | | |
Текстовые задачи: проценты, сплавы, смеси | 3 | 7.09 14.09 21.09 | 1 2 3 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум Урок-практикум | Применение знаний | Проценты, сплавы смеси | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь решать задачи на проценты, сплавы, смеси |
Текстовые задачи: Движение, работа, производитель-ность | 3 | 28.09 5.10 12.10 | 4 5 6 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум Урок-практикум | Применение знаний | Движение по реке, движение транспорта производительность | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь решать задачи на движение по реке, на совместную работу, производительность |
Логарифмическая функция | 3 | 19.10 26.10 9.11 | 7 8 9 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум Урок-практикум | Применение знаний | Логарифмическая функция Свойства логарифмов | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь решать логарифмические уравнения, выполнять преобразования, применяя свойства логарифмов |
Иррациональные уравнения | 2 | 16.11 23.11 | 10 11 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум | Применение знаний | Иррациональные уравнения | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь решать иррациональные уравнения |
Показательная функция | 3 | 30.11 7.12 14.12 | 12 13 14 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум Урок-практикум | Применение знаний | Показательная функция, Показательные уравнения | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь решать показательные уравнения, выполнять преобразования |
График функции | 3 | 21.12 28.12 1.01 | 15 16 17 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум Урок-практикум | Применение знаний | Графики функций, координаты точек | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь читать графики функций |
Производная и применение производной | 3 | 18.01 25.01 1.02 | 18 19 20 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум Урок-практикум | Применение знаний | Производная функции, геометрический смысл производной | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь находить производные функций, применять производные к решению задач |
Множество значений функции | 3 | 8.02 15.02 22.02 | 21 22 23 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум Урок-практикум | Применение знаний | Область определения функции, область значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь находить множество значений тригонометрических функций |
Тригонометрия | 2 | 1.03 15.03 | 24 25 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум | Применение знаний | Понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числового аргумента, тождественные преобразования | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь применять формулы тригонометрии для упрощения выражений |
Нахождение наименьшего и наибольшего значения функции | 3 | 22.03 5.04 12.04 | 26 27 28 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум Урок-практикум | Применение знаний | Область определения функции, область значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь находить наименьшее и наибольшее значение функции |
Геометрия | 6 | | | | | | | | | | |
Планиметрия | 2 | 19.04 26.04 | 29 30 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Урок- решения задач Урок-практикум | Применение знаний | Геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, параллелограмм, трапеция | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь решать задачи планиметрии, находить площади фигур |
Стереометрия | 4 | 3.05 10.05 17.05 24.05 | 31 32 33 34 | Формирование умений и навыков решения задач на уровень обязательной подготовки | Комб.урок Урок- решения задач Урок-практикум Урок-практикум | Применение знаний | Тела вращения: Цилиндр, Конус, Шар, площади поверхности тел вращения Объёмы тел вращения | Сам.работа | тесты карточки | тест | Уметь решать задачи стереометрии. Находить площади поверхности геометрических тел, уметь находить объёмы геометрических тел |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения №____ от ____________________200__г. Руководитель МО___________ _________ подпись ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________________Папина А.В. ____ ______________20 __г. дата |