Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза С.Т. Вагина»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОАУ «СОШ № 32»
______________ Е.В.Сапкулова
Приказ № 269 от 01.09.2016г.
М.П.
Рабочая программа
«Математика и конструирование»
для 3 в класса
на 2016-2017 учебный год
Учителя: Денисова Юлия Алексеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории;
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов (протокол № 2 от 24.09.2016г.)
Руководитель МО _____ Денисова Ю.А.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_____________ Асташова Н.П.
«29» августа 2016г.
г. Оренбург -2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
- программы факультативного курса «Математика и конструирование», авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С. В.Степанова, принадлежащей системе учебников «Школа России».
Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе, программа которого рассчитана на 4 класса начальной школы (1 ч в неделю в каждом классе), курс обеспечен специальными пособиями для учащихся и учителя.
Цель: формировать способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности.
Курс призван решать следующие задачи:
Формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;
обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.
становление элементов учебной самостоятельности;
развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях;
развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;
воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу.
воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.
В курс входит 10 практических работ.
В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Факультативный курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для каждого следующего года обучения.
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить. Коммуникативные результаты:
доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушает и понимает речь других;
выразительно читает и пересказывает текст;
совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им;
учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Познавательные результаты:
ориентируется в своей системе знаний: понимает, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делает предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывает новые знания: находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывает полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.
Регулятивные результаты:
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учится планировать учебную деятельность на уроке;
высказывает свою версию, пытается предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Предметные результаты:
знает основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;
знает свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
использует правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
умеет чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
изготавливает несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;
читает чертеж и изготавливает по чертежу несложные изделия;
делит фигуры на части по заданным условиям и составляет фигуру из частей.
Методы и формы контроля планируемых предметных результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий: - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
*рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Общая характеристика учебного предмета
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения: математику и трудовое обучение.
Идея интеграции предметов определяет содержание и структуру курса, основными положениями которого являются:
преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и технологии;
усиление геометрического содержания начального курса математики за счет углубления в изучении уже имеющегося программного материала, так и за счет расширения содержания его геометрической составляющей: изучаются свойства диагоналей прямоугольника (квадрата) и способы построения этих фигур на нелинованной бумаге с использованием этих свойств; рассматривается взаимное расположение на плоскости различных фигур (в том числе вписанного в окружность прямоугольника, двух окружностей), в курс включено знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида), телами вращения (цилиндр, шар, сфера);
изменение содержательной и графической линии технологии, дополнение его заданиями, которые создают условия для формирования и развития умений проводить моделирование, для развития элементов конструкторского мышления, для повышения технической грамотности учащихся: дети учатся читать и выполнять технические рисунки, технологические карты, чертежи.
Программа рассчитана на 28 часов (1 раз в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Математика и конструирование» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делатьвыбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Предметными результатами изучения курса «Математикаи конструирование» в 3-м классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника, круга;
изготавливать несложные изделия по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям;
поддерживать порядок на рабочем месте.
Содержание курса.
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений
Виды треугольников по сторонам
Виды треугольников по углам
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений
Треугольная правильная пирамида
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей
Свойства диагоналей квадрата
Площадь. Единицы площади
Деление окружности на 2,4,8 равных частей
Деление окружности на 3,6,12 равных частей
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений
Вписанный в окружность треугольник
Конструирование
Изготовление моделей треугольников различных видов
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами
Изготовление геометрической игрушки
Изготовление по чертежам аппликаций
Изготовление композиций, модели часов
Изготовление изделий способом оригами
Техническое моделирование и конструирование
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки работ, участие в школьных мероприятиях
Методические материалы
Основные методы обучения:
Методическое обеспечение программы дополнительного образования:
1. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.И. Моро и др. 1-4 классы. Курс «Математика и конструирование», М.: Просвещение, 2011г.
2. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. "Математика и конструирование" Пособие для учащихся 3 класса - М.: Просвещение, 2012 г
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств | Примечание |
Технические средства |
Классная доска с креплениями | в наличии |
Компьютер с принтером | в наличии |
Экран | в наличии |
Проектор | в наличии |
Магнитная доска | в наличии |
Учебно-практическое оборудование |
Чертежный треугольник | в наличии |
Чертежный циркуль | в наличии |
Демонстрационная оцифрованная линейка | приобрести |
Оборудование класса |
Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев | в наличии |
Стол учительский | в наличии |
Шкафы для хранения учебников, пособий | в наличии |
Настенные доски | в наличии |
Календарно-тематическое планирование по математике и конструированию
3 в класс, УМК «Школа России»
№ п/п | Наименование раздела и темы | Дата плано вая | Дата фактическая | Характеристика основной деятельности ученика | Примечание |
1 | Отрезок. Построение отрезка. Ломаная. Многоугольник. | 6.10 | 6.10 | Обобщить знания поотрезку Строить отрезок, равный заданному, с использованием циркуля. Обобщить знания помногоугольнику Строить многоугольники | |
2 | Треугольник. Виды треугольника по сторонам. Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками | 13.10 | 13.10 | Различать треугольники по сторонам и углам Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки | |
3 | Построение треугольника. Соотношение между сторонами треугольниками | 20.10 | 20.10 | Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки | |
4 | Конструирование фигур из треугольников | 27.10 | 27.10 | Изготавливать фигуры из треугольников | |
5 | Правильная треугольная пирамида | 10.11 | | Изучить правильную треугольную пирамиду | |
6 | Практическая работа № 1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды. | 17.11 | | Изучать развертку правильной треугольной пирамиды | |
7 | Практическая работа № 2 Изготовление игрушки «Флексатон» | 24.11 | | Изготавливать различные модели правильной треугольной пирамиды | |
8 | Периметр многоугольника | 1.12 | | Изготавливать различные модели правильной треугольной пирамиды | |
9 | Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей | 8.12 | | Вычислять периметр многоугольника | |
10 | Вычерчивание прямоугольника (квадрат) на нелинованной бумаге. | 15.12 | | Изучать свойства диагоналей прямоугольника.Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата) | |
11 | Чертеж. Изготовление аппликаций. | 22.12 | | Изготавливать по чертежу различные аппликации | |
12 | Практическая работа № 3 Изготовление по чертежу аппликации “Домик” | 29.12 | | Обобщение знаний по изученному материалу | |
13 | Практическая работа № 3 Оформление аппликации “Домик” | 12.01 | | Изготавливать по чертежу различные аппликации | |
14 | Практическая работа № 4 Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер” | 19.01 | | Изготавливать по чертежу различные аппликации | |
15 | Практическая работа № 5 Изготовление по технологической карте композиции “Яхты в море” | 26.01 | | Выстраивать композиции по технологическому рисунку | |
16 | Практическая работа № 5 Составление композиции “Яхты в море” | 2.02 | | Выстраивать композиции по технологическому рисунку | |
17 | Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площадей. | 9.02 | | Определять площадь прямоугольника (квадрата) | |
18 | Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника | 16.02 | | Определять площадь прямоугольника (квадрата) и прямоугольного треугольника | |
19 | Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей. | 2.03 | | Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей | |
20 | Практическая работа № 6 Изготовление многолепесткового цветка. | 9.03 | | Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей Изготавливать аппликации из частей окружности | |
21 | Практическая работа № 6 Оформление цветка. | 16.03 | | Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей Изготавливать аппликации из частей окружности | |
22 | Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей | 23.03 | | Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей | |
23 | Практическая работа № 7 Изготовление модели часов. | 6.04 | | Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей Изготавливать аппликации из частей окружности | |
24 | Взаимное расположение окружностей на плоскости | 13.04 | | Чертить пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе концентрические) окружности | |
25 | Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений | 20.04 | | Выполнять деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений | |
26 | Получение практическим способом треугольника вписанного в окружность | 27.04 | | Чертить фигуры на плоскости | |
27 | Практическая работа № 8 Изготовление аппликации “Паровоз | 4.05 | | Изготавливать аппликацию из различных фигур | |
28 | «Оригами». Изготовление изделия «Лебедь» | 11.05 | | Работать в технике «Оригами» | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция |
Сборник рабочих программ Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебной системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей образовательных организаций М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. Москва. Издательство «Просвещение» - 2014. Пособие для учащихся Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2013 г. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике и конструированию, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В пособии представлен учебный материал, соответствующий программе курса «Математика и конструирование», который создаёт условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся, помогает формировать элементы конструкторских и графических умений, развивать воображение и логическое мышление детей. |
Технические средства |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Магнитная доска. 3. Персональный компьютер с принтером и сканером. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
1. Наборы счётных палочек. 2. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр. 3. Демонстрационная оцифрованная линейка. 4. Демонстрационный чертёжный треугольник. 5. Демонстрационный циркуль. |