ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства» |
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК Мастеров производственного обучения Протокол № 1 «31» августа 2016г. Председатель ЦК ________/А.А.Федорцов/ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ______________ И.А. Семенова «____» __________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МодулЯ по профессии 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования
по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
по профессиям 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; 12680 Каменщик; 13450 Маляр
2016 г.
Программа модуля по профессии 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе Профессионального стандарта Слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2014 г. № 619н , и модели учебного плана для лиц, не имеющих основного образования
Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства»
Разработчик: Федорцов А.А., мастер производственного обучения высшей квалификационной категории
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования
1.1. Область применения программы
Настоящая программа профессионального модуля является частью программы профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Направлена на освоение обобщенной трудовой функции (ОТФ) Разборка, сборка, монтаж, демонтаж сельскохозяйственных машин и оборудования.
и трудовых функций (ТФ):
1. Разборка и сборка сельскохозяйственных машин и оборудования.
2. Монтаж и демонтаж сельскохозяйственного оборудования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
выполнять трудовые действия:
очистка и мойка машин, агрегатов, узлов и деталей;
снятие агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования;
разборка агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования на детали;
сборка агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования;
установка узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования;
оценка качества проведенных разборочных и сборочных работ;
подготовка к демонтажу сельскохозяйственного оборудования;
демонтаж сельскохозяйственного оборудования;
проверка комплектности монтируемого сельскохозяйственного оборудования;
подготовка к монтажу сельскохозяйственного оборудования;
монтаж сельскохозяйственного оборудования;
оценка качества демонтажных и монтажных работ;
уметь:
подбирать технологическое оборудование и режимы для очистки и мойки машин, узлов и деталей;
осуществлять выбор инструментов, приспособлений для разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования;
использовать инструменты, приспособления, пневматическое, электрическое, слесарно-механическое оборудование при разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования;
производить операции по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования при ремонте;
использовать нормативно-техническую документацию по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования;
пользоваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и правилами охраны труда;
подбирать технологическое оборудование и оснастку;
использовать пневматическое, электрическое, слесарно-механическое оборудование и оснастку;
пользоваться технической документацией на монтаж сельскохозяйственного оборудования.
пользоваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и правилами охраны труда;
знать:
виды и принцип действия моечного оборудования, способы очистки и мойки сельскохозяйственных машин и оборудования, виды моечных средств;
назначение и конструктивное устройство сельскохозяйственных машин и оборудования;
технологическая последовательность разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования;
назначение и правила применения слесарных инструментов и приспособлений для разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования;
наименование и маркировка металлов, масел, топлива, смазок и моющих составов;
назначение и виды стандартизованных и унифицированных деталей;
назначение и правила применения и контрольно-измерительных инструментов и приборов
способы и параметры оценки качества проведенных разборочно-сборочных работ;
инструкции и правила охраны труда, в том числе на рабочем месте;
назначение, конструктивное устройство монтируемого сельскохозяйственного оборудования и взаимодействие его основных узлов;
способы проверки размеров фундаментов под сельскохозяйственное оборудование;
методы монтажа и демонтажа сельскохозяйственного оборудования;
способы применения механизированного инструмента при монтаже и демонтаже сельскохозяйственного оборудования;
способы и параметры оценки качества проведенных работ по монтажу и демонтажу сельскохозяйственного оборудования;
инструкции и правила охраны труда, в том числе на рабочем месте;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 907 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 145 часов;
учебной практики – 612 часов
производственной практики – 150 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися обобщенной трудовой функцией Разборка, сборка, монтаж, демонтаж сельскохозяйственных машин и оборудования и трудовыми функциями (ТФ):
Код | Наименование результата обучения |
ТФ 1 | Разборка и сборка сельскохозяйственных машин и оборудования. |
ТФ 2 | Монтаж и демонтаж сельскохозяйственного оборудования |
3. ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
3.1.1.Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования (включая раздел Охрана труда) | 145 | |
Раздел 1. Устройство тракторов и сельскохозяйственных машин. | | 80 | |
Тема 1.1. Общие сведения о тракторах и сельскохозяйственных машинах | Содержание | 4 | 2 |
1. | Классификация сельскохозяйственных тракторов и сельскохозяйственных машин Основные сборочные единицы тракторов и сельскохозяйственных машин. Технические характеристики тракторов и сельскохозяйственных машин. |
Тема 1.2. Конструкция двигателей тракторов, автомобилей и комбайнов | Содержание | 8 | 2 |
1. | Принцип работы и общее устройство двигателя внутреннего сгорания. Рабочий цикл двигателя. Двухтактные и четырёхтактные двигатели. |
2. | Кривошипно-шатунный механизм. Устройство деталей и сборочных единиц кривошипно-шатунного механизма. Принцип действия. |
3. | Системы охлаждения и смазки двигателя. |
4. | Система питания дизеля. |
Практические занятия | 10 | 3 |
1. | Выполнение технологического процесса разборки и сборки КШМ и ГРМ |
2. | Выполнение технологического процесса разборки и сборки системы охлаждения |
3. | Выполнение технологического процесса разборки и сборки смазочной системы двигателя |
4. | Выполнение технологического процесса разборки и сборки системы питания дизеля |
Тема 1.3. Шасси тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин | Содержание | 10 | 2 |
1. | Коробки передач, раздаточные коробки, ходоуменьшители. Назначение, устройство, принцип работы. Классификация коробок передач, их основные элементы. Четырёхступенчатая коробка передач. Пятиступенчатая коробка передач. |
2. | Ведущие мосты тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Назначение, устройство, принцип работы. Ведущие мосты колесных тракторов. Ведущие мосты гусеничных тракторов. Главная передача. Дифференциал, полуоси. Конечные передачи. |
3. | Ходовая часть тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Колёсные и гусеничные движители. Назначение, устройство, принцип работы. Общие сведения о подвесках. Остов. Колесный движитель. |
| Практические занятия | 12 | 3 |
1. | Выполнение технологического процесса разборки и сборки узлов и механизмов трансмиссии |
2. | Выполнение технологического процесса разборки и сборки узлов и механизмов рулевого управления |
3. | Выполнение технологического процесса разборки и сборки узлов и механизмов тормозных систем |
Тема 1.4. Электрооборудование тракторов и комбайнов | Содержание | 6 | 2 |
1. | Источники электрической энергии. Аккумуляторы. Их назначение, устройство и принцип работы. Маркировка аккумуляторных батарей. Зарядка аккумуляторов. |
2. | Генераторы. Реле-регуляторы. Электрические стартеры. |
3. | Приборы освещения и сигнализации. |
Практические занятия | 10 | 3 |
1. | Выполнение технологического процесса разборки и сборки генераторов и стартеров. |
2. | Выполнение технологического процесса разборки и сборки приборов освещения и сигнализации |
Тема 1.5. Устройство сельскохозяйственных машин | Содержание | 10 | 2 |
1. | Назначение, устройство и принцип работы почвообрабатывающих сельскохозяйственных машин |
2. | Назначение, устройство и принцип работы посадочных и посевных сельскохозяйственных машин |
3. | Назначение, устройство и принцип работы машин для внесения удобрений и химической защиты растений |
4. | Назначение, устройство и принцип работы сельскохозяйственных машин предназначенных для кормопроизводства |
5. | Назначение, устройство и принцип работы зерноуборочного комбайна |
Практические занятия | 10 | 3 |
1. | Проведение сборочно-разборочных работ почвообрабатывающих и посевных машин |
2. | Проведение сборочно-разборочных работ самоходных кормоуборочных и зерновых комбайнов |
Раздел 2. Сборка и установка сельскохозяйственного оборудования | | 65 | |
Тема 2.1. Технология технического обслуживания | Содержание | 10 | 2 |
1. | Основные понятия и определения системы технического обслуживания. Планово-предупредительная система технического обслуживания. |
2. | Виды и периодичность технического обслуживания. Нормативно-техническая и технологическая документация. Формы организации технического обслуживания |
| 3. | Правила хранения и консервации машин, использования топлива, смазочных материалов и технических жидкостей | | |
4. | Стационарные и передвижные средства технического облуживания |
5. | Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. Требования экологической безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники. |
Практические занятия | 14 | 3 |
1. | Выполнение слесарных операций технического обслуживания тракторов |
2. | Выполнение слесарных операций технического обслуживания сельскохозяйственных машин |
3. | Выполнение слесарных операций технического обслуживания самоходных сельскохозяйственных машин |
4. | Выполнение слесарных операций технического обслуживания оборудования животноводческих ферм и комплексов |
Тема 2.2. Технология ремонта | Содержание | 6 | 2 |
1. | Организационные формы и виды ремонта. Нормативно-техническая и технологическая документация необходимая для выполнения ремонта. |
2. | Классификация способов восстановления деталей. |
3. | Назначение и оснащение стационарных и передвижных средств ремонта. |
4. | Способы восстановления деталей |
5. | Требования техники безопасности и экологической безопасности при проведении ремонтных работ. |
Практические занятия | 10 | 3 |
1. | Выполнение слесарных работ по устранению несложных неисправностей сельскохозяйственных машин. |
2. | Выполнение слесарных работ по устранению несложных неисправностей самоходных сельскохозяйственных машин |
Тема 2.3. Сборка и установка агрегатов и сборочных единиц тракторов и сельскохозяйственных машин | Содержание | 5 | 2 |
1. | Порядок и правила проведения операций по сборке и установке агрегатов и сборочных единиц самоходных сельскохозяйственных машин и тракторов |
2. | Условия регулировки агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственной техники в стационарных и полевых условиях |
Практические занятия | 20 | 3 |
1. | Снятие агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования |
2. | Разборка агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования на детали |
3. | Сборка агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования |
4. | Установка узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования |
| 5. | Демонтаж сельскохозяйственного оборудования | | |
6. | Монтаж сельскохозяйственного оборудования |
3.1.2. Учебная практика Виды работ Проведение сборочно-разборочных работ кривошипно-шатунного механизма; Проведение сборочно-разборочных работ газораспределительного механизма; Проведение сборочно-разборочных работ системы охлаждения; Проведение сборочно-разборочных работ смазочной системы; Проведение сборочно-разборочных работ Проведение сборочно-разборочных работ коробок передач; Проведение сборочно-разборочных работ машин для внесения минеральных удобрений и химической защиты растений; Проведение сборочно-разборочных работ сельскохозяйственных машин и оборудования для кормопроизводства животноводческих ферм; Проведение сборочно-разборочных работ почвообрабатывающих и посевных машин; Проведение сборочно-разборочных работ самоходных кормоуборочных и зерновых комбайнов; Проведение сборочно-разборочных работ ведущих мостов тракторов; Проведение сборочно-разборочных работ ведущих мостов самоходных машин; Проведение сборочно-разборочных работ сцепления; Проведение сборочно-разборочных работ ходовой части; Проведение сборочно-разборочных работ рабочего и вспомогательного оборудования тракторов; Проведение сборочно-разборочных работ электрооборудования тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин; | 612 | 3 |
3.1.3. Производственная практика Виды работ Первичный инструктаж; Сборка, установка и регулировка агрегатов и сборочных единиц почвообрабатывающих машин; Сборка, установка и регулировка агрегатов и сборочных единиц посевных и посадочных машин; Сборка, установка и регулировка агрегатов и сборочных единиц машин для внесения удобрений и защиты растений; Сборка, установка и регулировка агрегатов и сборочных единиц машин для заготовки кормов; Сборка, установка и регулировка агрегатов и сборочных единиц машин для приготовления и переработки кормов; Сборка, установка и регулировка агрегатов и сборочных единиц оборудования для доения коров и первичной обработки молока; Сборка, установка и регулировка агрегатов и сборочных единиц оборудования для водоснабжения животноводческих ферм; Сборка, установка и регулировка агрегатов и сборочных единиц оборудования для удаления навоза из животноводческих ферм; Сборка, установка и регулировка агрегатов и сборочных единиц машин для раздачи кормов; Выполнение работ по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования; | 150 | 3 |
Всего | 907 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие мастерской пункт технического обслуживания; лабораторий: тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин; технических испытаний и качества работ по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской пункт технического обслуживания;
Верстак слесарныйученический
Тиски слесарные с ручным приводом
Станок точильно-шлифовальный ТШ-2
Станок вертикально-сверлильный ВТ-140
Компрессор ОМА
Трубогиб РГУ
Набор трубных клуппов
Станок вертикально-сверлильный ВТ-140
Комплект личного технологического инструмента мастера
Комплект контрольно-измерительного инструмента
Инструкционные карты (для изучения в процессе производственного обучения трудовых приемов, операций и видов работ)
Технологические (инструкционно-технологические) карты для выполнения слесарных работ комплексного характера (простых и сложных)
Узлы и агрегаты сельскохозяйственных машин, тракторов
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин:
Комплект учебно-методической документации;
Наглядные пособия;
Комплект деталей и узлов тракторов и автомобилей;
Контрольно-измерительный инструмент
Компьютер с комплектом лицензионного программного обеспечения.
Видеопроектор
Акустическая система
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории технических испытаний и качества работ по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники:
1. Верстак слесарный одноместный с подъемными тисками;
2. Пресс винтовой ручной;
3. Станок сверлильный;
4. Станок заточный;
5. Комплект оснастки мастера по ТО и ремонту МТП ОРГ-4999А
6. Комплект диагностических средств КИ-13919
7. Инструкционные карты (для изучения в процессе производственного обучения трудовых приемов, операций и видов работ)
8. Технологические (инструкционно-технологические) карты для выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту и диагностированию комплексного характера (простых и сложных)
9. Трактора: колесный МТЗ 82.1, гусеничный ДТ-75МЛ
10. Комбайн зерноуборочный «Енисей-1200»
11. Набор агрегатов сельскохозяйственных машин
12. Наборы слесарного инструмента
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Курчаткин В.В. Техническое обслуживание и ремонт в сельском хозяйстве
- М.: Академия , 2013. – 464с.
Покровский Б.С. Слесарное дело. – М.: Академия, 2013. – 375с
Пучин Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов. – М.: Академия, 2013. – 287с.
Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. – М.: Академия, 2014. – 320с.
Дополнительные источники:
Глядов Г.И. Устройство и техническое обслуживание. – М.: Академия, 2013.-270с.
Сельцер А.А. Справочник обнаружения и устранения неисправности тракторов. – М.: Агропром издат., 2014. - 430с.
Интернет-ресурсы:
Методическая копилка учителя. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-1.html
Нормативно-технические документы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.complexdoc.ru
Образовательные ресурсы Интернета – Информатика. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp.htm
Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ict.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fcior.edu.ru
Электронная библиотека Razym.ru. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.razym.ru/index.php
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
В рамках реализации программы профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучающиеся изучают дисциплины общеобразовательной подготовки:
1.1.Основы трудового законодательства
1.2.Введение в профессию и основы социально-психологической адаптации
и общепрофессионального цикла:
2.1.1.Экономика отрасли и предприятия
2.1.2.Материаловедение
2.1.3.Чтение чертежей
2.1.4.Допуски и технические измерения
Продолжительность учебной недели – пятидневная, учебная нагрузка составляет 30 часов, включая групповые и индивидуальные консультации. Для привития профессиональных навыков 70% обязательной нагрузки приходится на выполнение лабораторно-практических занятий в учебно-производственных мастерских и лабораториях.
Учебные практики проводятся в учебно-производственных мастерских, производственные практики проводятся в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю: реализация программы профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля. Мастера производственного обучения должны иметь разряд по профессии рабочего не ниже 3. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Педагогические работники должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью в программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо включение модуля по осуществлению инклюзивного образования.
4.5 Условия проведения контроля и аттестация обучающихся
Промежуточный контроль без аттестации; итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Результаты (освоенные ТФ) | Основные показатели оценки результата |
ТФ 1 Разборка и сборка сельскохозяйственных машин и оборудования. | Демонстрация умений: подбирать технологическое оборудование и режимы для очистки и мойки машин, узлов и деталей; осуществлять выбор инструментов, приспособлений для разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования; использовать инструменты, приспособления, пневматическое, электрическое, слесарно-механическое оборудование при разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования; производить операции по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования при ремонте; использовать нормативно-техническую документацию по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования; пользоваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и правилами охраны труда; подбирать технологическое оборудование и оснастку; Демонстрация знаний: видов и принципа действия моечного оборудования, способы очистки и мойки сельскохозяйственных машин и оборудования, виды моечных средств; назначения и конструктивного устройства сельскохозяйственных машин и оборудования; технологической последовательности разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования; назначения и правил применения слесарных инструментов и приспособлений для разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования; наименования и маркировки металлов, масел, топлива, смазок и моющих составов; назначения и видов стандартизованных и унифицированных деталей; назначения и правил применения и контрольно-измерительных инструментов и приборов способов и параметров оценки качества проведенных разборочно-сборочных работ; инструкции и правил охраны труда, в том числе на рабочем месте; назначения, конструктивного устройства монтируемого сельскохозяйственного оборудования и взаимодействие его основных узлов; |
ТФ 2 Монтаж и демонтаж сельскохозяйственного оборудования | Демонстрация умений: подбирать технологическое оборудование и оснастку; использовать пневматическое, электрическое, слесарно-механическое оборудование и оснастку; пользоваться технической документацией на монтаж сельскохозяйственного оборудования. пользоваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и правилами охраны труда; Демонстрация знаний: способов проверки размеров фундаментов под сельскохозяйственное оборудование; методов монтажа и демонтажа сельскохозяйственного оборудования; способов применения механизированного инструмента при монтаже и демонтаже сельскохозяйственного оборудования; способов и параметров оценки качества проведенных работ по монтажу и демонтажу сельскохозяйственного оборудования; инструкции и правил охраны труда, в том числе на рабочем месте; |