СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа на 2017-2018 уч. год к дополнительной общеобразовательной программе "Историческое краеведение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа на 2017-2018 уч. год к дополнительной общеобразовательной программе "Историческое краеведение"»

Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования Станция туристов





Рассмотрено на заседании

методического совета

протокол № 01

от 14.09.2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБО ДО

Станция туристов

_______________ В.А. Репин

Приказ № 110 от 14.09. 2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2017 – 2018 учебный год

к дополнительной общеобразовательной программе

«Историческое краеведение»




Отдел: «Туризм и краеведение»

Объединение: «Историки-краеведы»

Группа: ИК1-С





Составитель: Савинова О.В.

педагог дополнительного образования








Мысковский городской округ 2017






Пояснительная записка


История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку, занимает конкретное, только ему присущее место. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Цель программы:

Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

Задачи:

· воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;

· развивать навыки учебно-исследовательской работы;

· развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности.

Учебный план рассчитан на 324 часа и включает в себя следующие разделы:

1. Введение.

2. Западная Сибирь в 16-17 веках.

3. Западная Сибирь в 18-19 веках.

4. Западная Сибирь в 20-21 веках.

5. Улицы нашего города.

6. Памятники нашего города.

7. Знаменитые земляки.

8. Наш край родной.

9. Выдающиеся современники.

10. Практические занятия на местности.

11. Экскурсии.

12. Здоровьесбережение.

Календарно-тематический план составлен в соответствии с учебной нагрузкой – 9 часов в неделю. Режим занятий – 2-3 раза в неделю по 3 часа, практические занятия на местности по 6 часов 2 раза в месяц.

Мониторинг успешности освоения программы проводится 2 раза в год: за 1 полугодие – декабрь, за 2 полугодие – май. В рабочей программе представлена система мониторинга в виде карточки учета обученности и таблицы мониторинга сформированности ценностных ориентаций и нравственных установок и норм обучающихся в объединении.

Карточка учета обученности включает в себя данные:

- по участию в мероприятиях объединения,

- по участию в социально-значимых проектах,

- по участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Мониторинг сформированности ценностных ориентаций и нравственных установок и норм обучающихся в объединении проводится по следующим критериям:

- коммуникативные качества,

- нравственные и эстетические качества,

- культура организации своей деятельности.


Контингент обучающихся на начало учебного года:



всего чел.

из них

возрастной состав

мальчиков

девочек

5 лет

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

18 лет

Начало года


















Окончание 1 полугодия


















Конец года


















по классам на начало учебного года

Дошкол.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

другое














по классам на 2 полугодие учебного года














по классам на конец учебного года
















Тематика работы историко-краеведческого объединения основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Западной Сибири, быта, уклада жизни прошлых поколений. Занятия в историко-краеведческом объединении способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий историко-краеведческого объединения позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.

Итогом реализации программы является

приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению;

формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека;

обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы:

составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

развитие активности и самостоятельности обучающихся;

успешное выступление на научно-практических конференциях, олимпиадах, краеведческих чтениях.



Формы проведения занятий:

- Экскурсия.

- Работа в архивах.

- Конференции.

- Работа с документами.

- Исследовательская деятельность.

- Практические работы на местности, связанные с наблюдением, зарисовками, фотографированием.

- Составления фотоархива родного города.

- Здоровьесберегающие технологии:

1. дыхательная гимнастика Стрельниковой;

2. Подвижные игры на свежем воздухе;

3. Игры на развитие памяти и внимания;

4. Интеллектуальные познавательные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, словесные лабиринты, цепочки слов и др.);

5. Логопедические игры (скороговорки, чистоговорки, народные считалки, частушки);

6. Ритмические логопедические игры;

7. Упражнения по сценической речи.


Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” — к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:

организация экскурсий в музеи города и области;

пешие экскурсии по городу и за город;

посещение концертов фольклорных коллективов;

сбор материалов в семейных и государственных архивах;

оформление материалов научных исследований;

создание и оформление этнографического уголка в учреждении дополнительного образования;

участие в краеведческих конкурсах, научно-практических конференциях, краеведческих чтениях.


Прогноз: 

ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;

через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
УУД:
Личностные:

— ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

— гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.

— эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири;

— чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

Регулятивные:

— планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

— анализировать и синтезировать необходимую информацию;

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

— вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

— используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

— на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

— использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— самостоятельно подбирать литературу по теме;

— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

— работать в семейных архивах.

Коммуникативные:

— понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

— учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничества.

— выступать с сообщениями;

— аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Учебный план

№ п/п

Наименование тем.

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение.

4

2

2

2

Западная Сибирь в 16-17 веках.

16

4

12

3

Западная Сибирь в 18-19 веках.

16

4

12

4

Западная Сибирь в Новейшее время (20-21 века).

16

4

12

5

Улицы нашего города.

16

4

12

6

Памятники нашего города.

16

4

12

7

Знаменитые земляки.

16

4

12

8

Наш край родной.

16

4

12

9

Выдающиеся современники.

16

4

12

10

Практические работы на местности.

108


108

11

Экскурсии.

12


12

12

Здоровьесбережение.

72


72


ИТОГО:

324

34

290



Практические работы на местности 18*6 часов = 108 часов.



Литература: 
1. Беспалова Л. Г. Сибирский просветитель.– Свердловск, 1973. 
2. Валеев Ф. Т. Западно-сибирские татары. – Казань, 1980. 
3. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XII в. – М., 1967. 
4 Галязимов Б. И. Легенды седого Иртыша. – Свердловск, 1987.

5. Громыко М. М. Западная Сибирь в XIII в. – Новосибирск, 1965. 
6. Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири. – Новосибирск, 1979. 
7. История Сибири. Т. 1, 2, 3. – Л., 1968. 
8 Копылов Д. И. Ермак. – Иркутск, 1989. 

9. Копылов Д. И. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX вв. – Свердловск, 1973. 
10. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. – М., 1990. 
11. Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. – Новосибирск, 1982. 
12. Ромодановский Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII. – Новосибирск, 1973. 

13 Софронов В.Ю. Откуда земля сибирская пошла. – Екатеринбург, 2001. 
14. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. – М., 1992. 
15. Тивяков С. Д. Краеведческие зарисовки. – Новокузнецк, 2007. – 62с.; фот.

16. Кемеровская область: атлас для школьников. – Кемерово : Роскартография, 2002. – 31 с. : цв. карт.




4. План воспитательной работы на 2017-2018 учебный год.



Цель: Создание условий, обеспечивающих формирование всесторонне развитой, физически здоровой, социально активной, творческой личности.

 Задачи:

-       способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества;

-       формировать  высокие  нравственные принципы  (честность, порядочность, сострадание, взаимопомощь, трудолюбие), научить детей следовать им в повседневной жизни;

-       дать обучающимся знания о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями;

-       способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества, ответственности в коллективе;

- развивать у обучающихся живой интерес к природе, своему краю;

- формировать ответственное отношение к природе и окружающему миру.























5. ПЛАН

проведения инструктажей с обучающимися Станции туристов

на 2017 – 2018 учебный год


Месяц

Инструктаж по ОТ

Инструктаж по БДД

Сентябрь

- Вводный (повторный) инструктаж

- Правила поведения в МБО ДО Станция туристов.

Безопасный путь движения на Станцию туристов и домой.

Октябрь

- Правила поведения во время экскурсий, походов (пеший, поездка и т.д.)

- Правила поведения у водоёмов (у воды, на льду в осенне-зимний период)

Пешеход и пешеходный переход.

Ноябрь

- Профилактика инфекционных заболеваний.

- Терроризм. Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации.

Практическое занятие «Правила оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП».

Декабрь

- Правила поведения во время экскурсий, походов (пешей, поездка и т.д.)

- Правила поведения во время новогодних праздничных мероприятий.

Железнодорожный переезд -источник повышенной опасности.

Январь

- Правила поведения при стихийных бедствиях, низких температурах

Правила поведения на остановке и в транспорте.

Февраль

- Как уберечь себя при угрозе жизни.

- Ответственность за телефонный терроризм.

Опасные ситуации на дорогах, гололедица.

Март

- Правила поведения у водоёмов (у воды, на льду весной)

- Правила поведения в лавиноопасный период

Юный водитель, правила безопасного движения на мопедах, мотоциклах.

Апрель

- Пожарная безопасность в весенне-летний период

- Профилактика клещевого энцефалита

Юный участник движения: катание на велосипедах, роликах, самокатах.

Май

Правила поведения на каникулах.

Итоговая беседа. Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на дорогах.








6. Система мониторинга по образовательной программе


Поскольку сама идея дополнительного образования подразумевает личностный рост ребенка от момента его вступления в объединение по всем показателям, ведение личной карточки и является основным инструментом мониторинга. При планировании и проведении мониторинговых исследований в учреждении дополнительного образования историко-краеведческой направленности необходимо помнить, что он имеет некоторую специфику.

Степень реализации целей воспитания и развития, социальной адаптации может быть определена по поведению воспитанников в процессе обучения, во время учебно-тренировочных выходов, по поведению в коллективе и в общественных местах, во время поездок, экскурсий, выступлений на конференциях, слётах, в лагерях, участию в социально-значимых мероприятиях и акциях.

При составлении рейтинговых таблиц в них закладываются определенные программой показатели и критерии обученности и воспитанности, степени социализации обучающегося.

Личный листок заполняется в течение учебного года по степени прохождения программы.

Личная карточка ________________________________________

Зачетный листок.

Тема зачета

Зап. Сибирь 16-17 в.

Зап. Сибирь 18-19 в.

Зап. Сибирь 20-21 в.

Улицы

Памятники

Земляки

Наш край

Современники

Дата









Результат









Подтверждающий документ










Участие в мероприятиях объединения.

Дата

Мероприятие

Исполнитель

Проектировщик

Инициатор

















Участие в социально-значимых проектах.

Дата

Название проекта.

Исполнитель

Проектировщик

Инициатор



























Мониторинг сформированности ценностных ориентаций и нравственных установок и норм обучающихся в объединении проводится по следующим критериям:

Критерии


Ф.И.

ребёнка

Коммуникативные качества

Нравственные и эстетические нормы

Культура организации своей деятельности

Входной

Итоговый

Входной

Итоговый

Входной

Итоговый

1.







2.







3.




























Итоги по уровню показателей:

Высокий

Средний

Низкий























7. Методическое обеспечение рабочей программы.

Учебно-методические материалы

- Рабочая программа

- Книги: программы Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»,

- Энциклопедии:

- Дидактический материал: карты Кемеровской области с указанием внутренних и внешних соседей, раздаточный материал с топографическими знаками.

Методическое обеспечение пополняется в течение учебного года.





























8. Анализ выполнения рабочей программы


  1. Анализ контингента обучающихся

цифровые показатели по контингенту

Количество обучающихся

% подвиж-ности


% сохран-ности

на начало учебного года

на конец учебного года

выбыло в учебном году

прибыло в учебном году











  1. Анализ выполнения учебной программы


количество часов

выполнение программы %

запланировано

проведено

всего

теории

практики

контроля

всего

теории

практики

контроля












  1. Мониторинг качества знаний и умений обучающихся


Формы проведения промежуточной аттестации (на 1 января) _____________

__________________________________________________________________

Освоили первый этап обучения ______ чел. ( ______ %)


Дата заполнения _____________________



Формы проведения промежуточной аттестации (на 31 мая) _______________

__________________________________________________________________

Освоили первый этап обучения ______ чел. ( ______ %)


Дата заполнения _____________________



Выводы: __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Дата заполнения: _______________ Подпись ПДО _________________



9. Лист коррекции рабочей программы