Комитет по образованию администрации
Ключевского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Северская средняя общеобразовательная школа»
Ключевского района Алтайского края
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании Заместитель Директор школы
метод. объединения директора по УР _______ Бойко В.И.
Протокол №____ ______ Крылова Е.Г. Приказ № ___
от «___» _____2015г «____» ______2015г от «___» _____2015г
Рабочая программа по химии для 10 класса
(надомное обучение)
среднего общего образования
Срок реализации программы: 2015-2016 уч.г.
Разработчик Рабочей программы: Горбачёва Елена Казимировна –
учитель химии.
с. Северка,2015 г.
Пояснительная записка
.
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Северская СОШ» и авторской программы по химии. Автор Н.Н. Гара. Москва «Просвещение» 2010 г. «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» с учётом индивидуальных особенностей обучающегося.
Согласно базисному учебному плану школы на 2015 – 2016 уч. год на курс химии в 10 классе отводится 35 часов(1часв неделю),
Цели и задачи:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах органической химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве.
Методы и приемы обучения
• Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
• Поисковый метод;
• Практическая деятельность
• Метод проблемного обучения;
• Метод эвристической беседы;
Данные методы и приёмы применяются для успешного осуществления деятельностного подхода в обучении. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для развития познавательного интереса учащегося используются метод эвристической беседы, метод проблемного обучения, поисковый метод. Анализ используется для развития логического мышления. Объяснительно-иллюстративный метод используется для развития образного мышления. Для развития умения применять теоретические знания на практике используется практическая деятельность
Формы контроля знаний, умений и навыков
Рубежный контроль (программированные работы по ключевым темам и разделам).
Рабочая программа предусматривает контрольных работ -2.
Текущий контроль (письменные контрольные работы) по темам «Углеводы» и «Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты» . Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Требования к уровню подготовки обучающихся на уровне среднего общего образования по учебному предмету «Химия. Базовый уровень»
Учащийся должны знать:
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
· основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
· важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;· основные области применения химических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде промышленности, при охране окружающей среды человека и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:·
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; владеть языком предмета;·
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;·
характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;·
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи;·
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества;·
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:· реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов;· освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности;· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;· экологически грамотного поведения в окружающей среде;· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-тематическое планирование |
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Контрольные Практические работы | Сроки проведения | |
1-е полугодие со 1 сентября по 28декабря (16 недель) Тема 1. Теоретические основы органической химии (1ч) | |
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. | | 1неделя | |
УГЛЕВОДОРОДЫ (22 ч) Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (2 ч) | |
2 | 1 | Физические и химические свойства алканов. | | 2неделя | |
3 | 1 | Получение и применение алканов. | | 3неделя |
Тема 3. Непредельные углеводороды (2 ч) | |
1 4 | 1 | Свойства, получение и применение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов. . | | 4неделя | |
5 | 1 | Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук | | 5неделя |
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2ч) | |
6 | 1 | Бензол-представитель ароматических углеводородов. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. | | 6неделя | |
7 | 1 | Контрольная работа№1 по теме «Углеводороды». | Контрольная работа№1 | 7неделя |
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч) Тема 6. Спирты и фенолы (2 ч) | |
8 | 1 | Строение предельных одноатомных спиртов. | | 8неделя | |
9 | 1 | Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. | | 9неделя |
Тема 7. Альдегиды и кетоны (3 ч) | |
10 | 1 | Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны | | 10неделя | |
11 | 1 | Свойства альдегидов. Получение и применение | | 11неделя |
12 | 1 | Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение | | 12неделя |
Тема 8. Карбоновые кислоты (5 ч) | |
13 | 1 | Получение карбоновых кислот | | 13неделя | |
14 | 1 | Свойства и применение карбоновых кислот. | | 14неделя |
15 | 1 | Практическая работа№1. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ | Практическая работа№1 | 15неделя |
16 | 1 | Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических веществ | | 16неделя |
2-е полугодие с 12 января по 30 мая (19 недель) | |
17 | 1 | Контрольная работа №2 по темам: «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты». | Контрольная работа №2 | 17неделя | |
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч) | |
18 | 1 | Строение и свойства сложных эфиров, их применение | | 18неделя | |
19 | 1 | Жиры, их строение, свойства и применение | | 19неделя |
20 | 1 | Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии | | 20неделя |
Тема 10. Углеводы (4 ч) | |
21 | 1 | Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. | | 21неделя | |
22 | 1 | Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение | | 22неделя |
23 | 1 | Крахмал, его строение, химические свойства, применение. | . | 23неделя |
24 | 1 | Целлюлоза, ее строение и химические свойства. | | 24неделя |
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (5ч) Тема 11. Амины и аминокислоты (2 ч) | |
25 | 1 | Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. | | 25неделя | |
26 | 1 | Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач | | 26неделя |
Тема 12. Белки (3ч) | |
27 | 1 | Белки — природные полимеры. Состав и строение белков | | 27неделя | |
28 | 1 | Нуклеиновые кислоты | | 28неделя | |
29 | 1 | Химия и здоровье | | 29неделя |
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (6 ч) Тема 13. Синтетические полимеры (6ч) | |
30 | 1 | Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения | | 30неделя | |
31 | 1 | Классификация пластмасс. | | 31неделя |
32 | 1 | Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение | | 32неделя |
33 | 1 | Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. | | 33неделя |
34 | 1 | Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон | Практическая работа №2 | 34неделя |
35 | 1 | Итоговая контрольная работа №3 по темам: «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения». | Итоговая контрольная работа №3 | 35неделя |
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия. Базовый уровень»
Учащиеся должны знать:
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
· основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
· важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;· основные области применения химических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде промышленности, при охране окружающей среды человека и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:·
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; владеть языком предмета;·
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;·
характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;·
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи;·
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества;·
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:· реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов;· освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности;· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;· экологически грамотного поведения в окружающей среде;· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Контрольная работа 1 по теме «Алканы»
Вариант 1 1. Для вещества, имеющего строение
с
н3 —сн —сн —сн3
СН3 СН3
составьте формулы одного гомолога и двух изомеров. Дайте всем веществам названия по номенклатуре ИЮПАК.
2. Напишите уравнения реакций: а) изомеризации бутана; б) горения пропана в кислороде; в) первой, второй и третьей стадий хлорирования метана. Дайте названия всем продуктам реакций.
3. Рассчитайте массу сажи, которая образуется при разложении метана массой 24 г.
4. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 80%; относительная плотность углеводорода по водороду равна 15.
Критерии оценивания контрольной работы 1.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Контрольная работа 2 по теме «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты»
Вариант 1
1. Назовите вещества, формулы которых:
а) СН3— СН2 —СООН
б) СН3 —СН —СН —СН3
ОН СН3
О
в) СН3 — СН — СН — СН —
II
СН3 С2Н5
2. Напишите уравнения реакций: а) горения метанола в кислороде; б) окисления муравьиного альдегида оксидом серебра; в) взаимодействия уксусной кислоты с цинком. Назовите продукты реакций.
3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: этилен — ацетилен -» бензол — хлорбензол -» фенол.
4. Рассчитайте массу бромэтана, который образуется при взаимодействии этилового спирта массой 92 г с избытком бромоводорода. Массовая доля выхода продукта реакции составляет 85%.
Критерии оценивания контрольной работы 2
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше,чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Контрольная работа 3 по темам «Кислородосодержащие органические соединения. Азотосодержащие органические соединения»
Вариант 1
1.Напишите структурные формулы следующих веществ а) 2,3-диметилгексан; б) 4-метилпентин-2; в) 2,4,6-тринитро- фенол; г) 2,2-диметилпропаналь; д) 3-метилбутановая кислота.
2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
СН4 - СН3 Вг - С2Н6 - С2Н4 - С2Н5С1
3. Распределите вещества, формулы которых приведены, по классам соединений и назовите их:
О СН3
а
) СН3 — СН2 — С б)СН3 —С —СООН
О—С2Н5 сн3
СН3
в
) СН3 — С — СН2 — СН3 г)НО—СН2— сн2— сн3
он
д
) сн3 —сн2 —сн —сн —с= о
сн3 С2Н5 ОН
е) СН3 —(СН2)2 —СН2 ОН
4.Рассчитайте объём ацетилена (н. у.), который можно получить из 150 г карбида кальция, содержащего 24% примесей. Объёмная доля выхода ацетилена составляет 90%.
Критерии оценивания контрольной работы 3
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
УМК по химии:
1.Учебник Рудзитис Г.Е Химия: Неорганическая химия. Органическая химия: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2009,
2.Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2011.Гара Н.Н.