Программа внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС
«Наш край»
Учитель биологии и географии МБОУ «СОШ с. Маяк»
Нанайского района Хабаровского края.
Савчук Марина Степановна.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наш край» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативные документы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации».
2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3.Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 учебные годы.
4.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 ,зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года .рег.№17785»Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.
5.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373»
6.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897,зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 1 февраля 2011 года№19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
7. Вестник образования России. Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г.№03-296.
8.Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год МБОУ «СОШ с. Маяк».
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения предмета. Введение в действие новых федеральных государственных
образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области
предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника.
В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организации процесса обучения в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост приизучении факультативного курса «Наш край».
использование техник и приемов, позволяющих оценить динамикуформирования метапредметных универсальных действий на занятиях;
использование личностно-ориентированных технологий (технология развитиякритического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Данный факультативный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования
Программа «Наш край» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к изучению своего края, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению географии и биологии в 6–9 классах. Весь изучаемый курс разделен на четыре блока: мой край, природа родного края, география моего края, экология.
В рамках данного курса запланированы и практические занятия, экскурсии. Программа факультативного курса «Наш край» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов , но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Цель и задачи изучения данного факультативного курса.
Целью изучения курса является более глубокое изучение родного края и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии и биологии.
Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии
самостоятельно, определял географическое положение своего родного края, знал растительный и животный мир, изучал экологические проблемы региона. Изучение предмета на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
формирование системы научных знаний о системе живой природы;
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
формирование основ экологической грамотности, способности оцениватьпоследствия деятельности человека в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
формирование представлений о климате, водных ресурсах края.
На внеурочную деятельность отводится 34 часа.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: отвечают на вопросы,
приобретают умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Формы работы: практические работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии и биологии, формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Структура программы
Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала «География и биология 5 класс». На уроках географии и биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения географии и биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по географии и биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Наш край» будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Факультативный курс «Наш край» направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии и биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.
Учебно-тематический план (5класс).
Содержание курса | Количество часов | |
1.Блок 1. Мой край 2.Блок 2.Природа родного края 3. Блок 3.География моего края 4. Блок 4.Экология | 9ч. 12ч. 8ч. 6ч. Всего-35ч. | |
| | |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата по плану | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
1 | | | 1 БЛОК. МОЙ КРАЙ Мой край – Хабаровский. Путешествие по Хабаровскому краю. В далёкое прошлое. | 1 |
2 | | | Мой город Хабаровск. История моего города. | 1 |
3 | | | Моя малая Родина. История моего села. | 1 |
4 | | | Экскурсия в сельскую библиотеку. | 1 |
5 | | | Семь чудес Хабаровского края. | 1 |
6 | | | Мои известные земляки. | 1 |
7 | | | Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с литературой о Хабаровском крае. | 1 |
8 | | | Экскурсия на сопку. Работа ветра, воды в природе. | |
9 | | | Конкурс рисунков «Мой родной край». | 1 |
10 | | | 2 БЛОК. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. Хабаровский край. | 1 |
11 | | | Растения родного края. | 1 |
12 | | | Грибы нашего края. | 1 |
13 | | | Лишайники нашего края. | 1 |
14 | | | Плауны, хвощи, папоротники нашего края. | 1 |
15 | | | Хвойные в Хабаровском крае. | 1 |
16 | | | Покрытосеменные края. | 1 |
17 | | | Развитие растительного мира в нашем крае. | 1 |
18 | | | В мире растений. Викторина. | 1 |
19 | | | Конкурс рисунков : «Природа нашего края» | 1 |
20 | | | Итоговое занятие : «Край, в котором я живу». | 1 |
21 | | | Викторина : «Я люблю свой край родной». Экскурсия в сельскую библиотеку. | 1 |
22 | | | 3 БЛОК. ГЕОГРАФИЯ МОЕГО КРАЯ. Географическое положение Хабаровского края на карте России. | 1 |
23 | | | Города Хабаровского края. | 1 |
24 | | | Воды Хабаровского края. Использование вод человеком. | 1 |
25 | | | Реки Амур, Анюй. | 1 |
26 | | | Особенности климата родного края. | 1 |
27 | | | Практическое занятие «Оформление альбома «Времена года» | 1 |
28 | | | 4 БЛОК ЭКОЛОГИЯ Экологические проблемы Хабаровского края. | 1 |
29 | | | Известные люди родного края, Нанайского района и села Маяк. | 1 |
30 | | | Поэты и писатели Хабаровского края. Экскурсия в сельскую библиотеку. | 1 |
31 | | | Население моего края. | 1 |
32 | | | Я родился в Хабаровском крае. Традиции моей семьи. Быт и традиции местных жителей. | 1 |
33 | | | Подготовка мини проектов. | 1 |
34 | | | Подготовка мини проектов. | 1 |
35 | | | Защита проектов. | 1 |
Ожидаемые результаты
Личностные:
сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение родного края; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;
знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
Метапредметные:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности:
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками информации,анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные :
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
определение географического положения своего края;
необходимость защиты окружающей среды;
изучение растительного и мира родного краяобъяснение роли географии и биологии в практической деятельности людей;
места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека;
значениябиологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение и умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете;
соблюдение правил работы с географическими картами, глобусом, гербариями.
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живойприроды.
Перечень информационно-методического обеспечения
1.Паневина Г.Н. Уроки региональной географии в 6 классе": Методическое пособие. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.-С.7-11.
2. Мой край: Учебное пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края / Г.Н.Паневина, А.Н.Махинов; Под общ. ред. А.Н.Махинова. - Хабаровск: Частная коллекция, 2012. - 128с., ил.
3.Атлас Хабаровского края: Учебно - справочное картографическое пособие для общеобразовательных учреждений / А. Н. Махинов и др.; Отв. ред. С.В.Савина. - Хабаровск: Роскартография, 2012. - 33с., карт.
4.А.Е.Тихонова Живой мир Приамурья. Учебное пособие для 6-8 классов средней школы. Издательство «Риотип» Хабаровск 1999