СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Наш край"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предполагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к изучению своего края, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире.Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению географии и биологии в 6-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Наш край"»

Программа внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС

«Наш край»


Учитель биологии и географии МБОУ «СОШ с. Маяк»

Нанайского района Хабаровского края.

Савчук Марина Степановна.

Пояснительная записка.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Наш край» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Нормативные документы.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации».

2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3.Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 учебные годы.

4.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 ,зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года .рег.№17785»Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.

5.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373»

6.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897,зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 1 февраля 2011 года№19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7. Вестник образования России. Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г.№03-296.

8.Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год МБОУ «СОШ с. Маяк».





В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения предмета. Введение в действие новых федеральных государственных

образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области

предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника.

В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организации процесса обучения в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост приизучении факультативного курса «Наш край».

использование техник и приемов, позволяющих оценить динамикуформирования метапредметных универсальных действий на занятиях;

использование личностно-ориентированных технологий (технология развитиякритического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Данный факультативный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования


Программа «Наш край» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к изучению своего края, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению географии и биологии в 6–9 классах. Весь изучаемый курс разделен на четыре блока: мой край, природа родного края, география моего края, экология.

В рамках данного курса запланированы и практические занятия, экскурсии. Программа факультативного курса «Наш край» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов , но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

Цель и задачи изучения данного факультативного курса.

Целью изучения курса является более глубокое изучение родного края и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии и биологии.

Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии

самостоятельно, определял географическое положение своего родного края, знал растительный и животный мир, изучал экологические проблемы региона. Изучение предмета на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

формирование системы научных знаний о системе живой природы;

закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;


формирование основ экологической грамотности, способности оцениватьпоследствия деятельности человека в природе;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание

необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

формирование представлений о климате, водных ресурсах края.

На внеурочную деятельность отводится 34 часа.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: отвечают на вопросы,

приобретают умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Формы работы: практические работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии и биологии, формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Структура программы


Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала «География и биология 5 класс». На уроках географии и биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения географии и биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по географии и биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Наш край» будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Факультативный курс «Наш край» направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии и биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.



Учебно-тематический план (5класс).

Содержание курса

Количество часов


1.Блок 1. Мой край

2.Блок 2.Природа родного края

3. Блок 3.География моего края

4. Блок 4.Экология


9ч.

12ч.

8ч.

6ч.

Всего-35ч.






Календарно-тематическое планирование.


Дата по плану

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

1



1 БЛОК. МОЙ КРАЙ

Мой край – Хабаровский. Путешествие по Хабаровскому краю. В далёкое прошлое.

1

2



Мой город Хабаровск. История моего города.

1

3



Моя малая Родина. История моего села.

1

4



Экскурсия в сельскую библиотеку.

1

5



Семь чудес Хабаровского края.

1

6



Мои известные земляки.

1

7



Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с литературой о Хабаровском крае.

1

8



Экскурсия на сопку. Работа ветра, воды в природе.


9



Конкурс рисунков «Мой родной край».

1

10



2 БЛОК. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ.

Хабаровский край.


1

11



Растения родного края.

1

12



Грибы нашего края.

1

13



Лишайники нашего края.

1

14



Плауны, хвощи, папоротники нашего края.

1

15



Хвойные в Хабаровском крае.

1

16



Покрытосеменные края.

1

17



Развитие растительного мира в нашем крае.

1

18



В мире растений. Викторина.

1

19



Конкурс рисунков : «Природа нашего края»

1

20



Итоговое занятие : «Край, в котором я живу».

1

21



Викторина : «Я люблю свой край родной». Экскурсия в сельскую библиотеку.

1

22



3 БЛОК. ГЕОГРАФИЯ МОЕГО КРАЯ.

Географическое положение Хабаровского края на карте России.


1

23



Города Хабаровского края.

1

24



Воды Хабаровского края. Использование вод человеком.

1

25



Реки Амур, Анюй.

1

26



Особенности климата родного края.

1

27



Практическое занятие «Оформление альбома «Времена года»

1

28



4 БЛОК ЭКОЛОГИЯ

Экологические проблемы Хабаровского края.

1

29



Известные люди родного края, Нанайского района и села Маяк.


1

30



Поэты и писатели Хабаровского края. Экскурсия в сельскую библиотеку.

1

31



Население моего края.

1

32



Я родился в Хабаровском крае. Традиции моей семьи. Быт и традиции местных жителей.

1

33



Подготовка мини проектов.

1

34



Подготовка мини проектов.

1

35



Защита проектов.

1




Ожидаемые результаты


Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение родного края; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;

знания основных принципов и правил отношения к живой природе.


Метапредметные:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности:

умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками информации,анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметные :

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

определение географического положения своего края;

необходимость защиты окружающей среды;

изучение растительного и мира родного краяобъяснение роли географии и биологии в практической деятельности людей;

места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека;

значениябиологического разнообразия для сохранения биосферы;

сравнение и умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете;

соблюдение правил работы с географическими картами, глобусом, гербариями.

4. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живойприроды.


Перечень информационно-методического обеспечения

1.Паневина Г.Н. Уроки региональной географии в 6 классе": Методическое пособие. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.-С.7-11.

2. Мой край: Учебное пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края / Г.Н.Паневина, А.Н.Махинов; Под общ. ред. А.Н.Махинова. - Хабаровск: Частная коллекция, 2012. - 128с., ил.

3.Атлас Хабаровского края: Учебно - справочное картографическое пособие для общеобразовательных учреждений / А. Н. Махинов и др.; Отв. ред. С.В.Савина. - Хабаровск: Роскартография, 2012. - 33с., карт.

4.А.Е.Тихонова Живой мир Приамурья. Учебное пособие для 6-8 классов средней школы. Издательство «Риотип» Хабаровск 1999