РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НВП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по НВП для 10-11классов(базовыйуровень)(авторы/составители: (А.Т.Смирнов,Б.О.Хренников,М.В.Маслов,В,А.Васнев)утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016).
В работе используется учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень)Просвещение,2010.
Изучение программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение и закрепление учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; об угрозе международного терроризма и наркобизнеса; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом; об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании; о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
усвоение учащимися содержания основных положений Конституции в области обороны государства и противодействия терроризму; нормативно-правовых актов, определяющих порядок подготовки граждан военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
усвоение знаний о предназначении основных функций и задач Вооруженных Сил; видах Вооруженных Сил и родах войск; о руководстве и управлении Вооруженными; участии Вооруженных Сил в контртеррористических операциях; Государственные и военные символы;
формирование у учащихся современного уровня культуры в об-ласти безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта; потребности в соблюдении норм здорового образа; потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину, в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите государства, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах или других войсках.
Основные задачи программы:
освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию, её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;
формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях;
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному учебному плану курс НВП в 10-11 классе рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю). Из части учебной программы, формируемой участниками образовательных отношений, добавляется 1 час в неделю, то есть 34 часа в год.
Планируемые результаты
Личностные результаты – формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении НВП в основной школе, являются:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
предметные для 10-11 класса:
В результате изучения предмета НВП ученик 10-11 класса должен научиться:
- разбираться в основах законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- понимать порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- понимать основные права и обязанностей граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- владеть основными видами военно-профессиональной деятельности; особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- понимать требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- постигать предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- понимать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- понимать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- понимать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Выпускник получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- подготовки к службе в Вооруженных силах Луганской Народной Республики, умения в короткий срок адаптироваться к условиям прохождения воинской службы и овладения вооружением и военной техникой;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- владения способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- умения пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой доврачебной медицинской помощи.
Роль предмета НВП.
Предмет «Начальная военная подготовка» — это прямая подготовка юношей призывного возраста к армейской жизни. Сегодня такая подготовка особенно актуальна, за этот короткий срок юноша не успевает до конца усвоить программу подготовки солдата. В этом-то и роль предметов НВП и физической подготовки, т.к. из школы молодые люди должен прийти подготовленными, тогда они быстрее адаптируются к армейской жизни. Особенно это необходимо для тех юношей кто решил, посвятить себя служению Родине», а так же кто себя уважает и хочет быть настоящим мужчиной.
Курс «Начальная военная подготовка» направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, военно-патриотическое воспитание старшеклассников, закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения раздела «Основы военной службы» и приобретение необходимых практических навыков военной службы учащимися.
Содержание программы по НВП 10 класс
№ раздела | Содержание программного материала | Количество часов |
Раздел |
I | Основы безопасности личности, общества и государства | 12 |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 2 |
III | Обеспечение военной безопасности государства | 11 |
IV | Основы военной службы. Учебно-полевые сборы. | 9 |
| Всего часов | 34 |
Содержание программы по НВП 11класс
№ раздела | Содержание программного материала | Количество часов |
Раздел |
I | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 |
II | Основы военной службы. | 24 |
| Всего часов | 34 |