| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ «Молодежный Центр «АЛАН» ____________________Г.К. Валиева «___»___________________20___год |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Молодежный Центр «АЛАН»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа объединения
«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
срок реализации 3 года
(14-18 лет)
Педагог дополнительного образования
Дорофеева Марина Валерьевна
Пояснительная записка
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
Программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Третья программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения.
Программа ориентирована на обучающихся 14-18 лет. Состав группы постоянный. Набор детей свободный. Формы занятий - индивидуальные и групповые.
Цель работы объединения «Юный патриот»:
- создание и совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Задачи:
Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.
Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.
Приобщение к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.
Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.
Повышение качества патриотического воспитания.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Для успешной реализации данной программы применяются следующие методы:
обучение в сотрудничестве;
индивидуализации обучения;
работа в группах
коллективное взаимодействие;
исследовательская работа;
творческая деятельность.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
систему краеведческих знаний,
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Учебно-тематический план занятий
№ | Тема занятий | Количество часов |
Всего | Теоретич. | Практич. |
1. | Мой дом и моя семья. | 5 | 3 | 2 |
2. | Село, в котором я живу. | 5 | 2 | 3 |
3. | Моя малая Родина. | 6 | 4 | 2 |
4. | Татарстан – субъект Российской Федерации. | 4 | 2 | 2 |
5. | Россия – родина моя. | 6 | 3 | 3 |
6. | Героические периоды истории моей страны. | 6 | 2 | 4 |
7. | Народный костюм. | 4 | 1 | 3 |
8. | Народные детские игры. | 4 | 2 | 2 |
9. | Юные сыны России | 8 | 4 | 4 |
10. | Доброта спасёт мир. | 3 | 1 | 2 |
11. | Что я знаю о своих правах. | 5 | 2 | 3 |
12. | Обряды и обычаи. | 5 | 2 | 3 |
13. | Красота вокруг нас. | 3 | 2 | 1 |
14. | Я – гражданин России. | 5 | 2 | 3 |
15. | Подвигу народа жить в веках. | 5 | 3 | 2 |
16. | Личность в истории Татарстана. | 6 | 3 | 3 |
17. | Песни военных лет. | 7 | 2 | 5 |
18. | Русский народ – настоящий патриот. | 6 | 3 | 3 |
19. | Татары – русские навеки вместе. | 3 | 1 | 2 |
20. | Достопримечательности республики Татарстан. | 6 | 3 | 3 |
21. | Что ты знаешь о ветеранах ВОВ. | 7 | 4 | 3 |
22. | Великая Отечественная война в памяти татрстанцев. | 11 | 3 | 8 |
23. | « Этих дней не смолкнет слава». | 4 | 2 | 2 |
24. | В память о войне 1941-1945 гг. | 5 | 2 | 3 |
25. | Знай и люби свой край! | 3 | 1 | 2 |
26. | Итоговые занятия. | 12 | 3 | 9 |
| Итого | 144 | 62 | 82 |
Информационная карта образовательной программы
1. | Полное название | Программа кружка «Юный патриот» |
2. | Автор программы | |
3. | Педагог, реализующий программу | Дорофеева Марина Валерьевна |
4. | Дата создания, утверждения | 2016 год |
5. | Вид программы | Типовая |
6. | Направление деятельности | Гражданско-патриотическое воспитание |
7. | Срок реализации | 3 года |
8. | Возраст обучающихся | 14-18 лет |
9. | Цели и задачи | Цель: - создание и совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Задачи: Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю. Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции. Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности. Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры. |
10. | Аннотация к программе (краткое содержание) | Данная программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа рассчитана на обучающихся 14-18 лет, реализуется в течении 3-х лет. В объединении занимаются 15 учащихся. Занятия проводятся на базе МБУ «Молодежный Центр «Алан» Формы работы объединения различные: выступления, деловые игры, беседы, диспуты, викторины, исследовательская деятельность, коллективные творческие дела, выставки и др. |
11. | Приложение (методические разработки, рекомендации) | |
12. | Прогнозируемый результат | Реализация данной программы предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. |
13. | Особенности работы по данной программе | обучающиеся будут учиться общаться, брать интервью, грамотно собирать материал, обрабатывать его, оформлять в виде альбомов, рефератов. Приобретут умения публичного выступления. У |
Содержание программы кружка «Юный патриот»
Сентябрь - Октябрь
Мой дом и моя семья. - 5 ч.
Составление своей родословной.
Герб моей семьи.
Семейные реликвии.
«Я горжусь своей семьёй». Творческий отчёт.
Поселок, в котором я живу. - 5 ч.
« Будущее нашего поселка». Составление проекта.
« Мой любимый уголок родного поселка». Фотоконкурс.
« Лучший знаток истории поселка». Интеллектуальный аукцион.
« Если бы я был депутатом!» Эссе.
«Ими гордится наш поселок». Конкурс визиток.
3. Моя малая Родина. - 6 ч.
История создания района.
О чем рассказывают названия деревень. Легенды и предания.
Жители нашего района и их занятия. Составление проекта.
Культурные традиции жителей нашего района.
Наш район богат талантами.
Памятные места нашего района. Заочная экскурсия.
Ноябрь
4. Татарстан – субъект Российской Федерации. - 4 ч.
1.Казань – столица Татарстана. Презентация.
2. Государственные символы.
3. Из истории городов республики.
4. Достопримечательности республики. Составление проекта.
5. Россия – родина моя. - 6 ч.
« Откуда есть пошла Русская земля». Познавательно-деловая игра
Путешествие по карте России.
Символика в истории России.
« Овеян славою флаг наш». Из истории флага.
Конституция РФ – основа общественной системы. Практическое занятие.
« Россия – все, чем я живу». Составление кластера.
6. Героические периоды истории моей страны. - 6 ч.
« Три поля русской славы». Творческий отчёт, посвященный Куликовской битве, Бородинскому сражению, Ледовому побоищу.
Подвиг во имя Отечества. Выступления, дискуссии.
Выставка моделей боевой техники.
«Слава русского оружия». Военно-патриотическая игра.
День Народного Единства.
Декабрь
Народный костюм. - 4 ч.
Роль одежды в народной культуре.
Мужской костюм и женская одежда русских и татар. Презентация.
Искусство рукоделия (вышивка, резьба по дереву). Мастер – класс.
8. Народные детские игры. - 4ч.
Особенности народной игры.
Сходства и различие татарской и русской народной игры.
Детские игры старожилов села Камские Поляны. Составление проектов.
Татарские и русские считалки, потешки, зазывалки.
9. Юные сыны России. - 8 ч.
« Славному сыну Отечества посвящается». Патриотическая викторина.
« О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…». Поэтический вечер.
«Мужество русского воина». Оформление уголков.
«Военные династии». Фотостенд.
Флотоводец Ф.Ф. Ушаков.
А.И. Румянцев, его военная и дипломатическая деятельность.
И.П.Болодурин- Герой Советского Союза.
Январь
10. Доброта спасёт мир. - 3 ч.
«Добро и зло – вечные вопросы». Дискуссия.
«Мир через культуру». Научно – практическая конференция.
Рейд «Забота» проведение практики шефства над ветеранами.
11. Что я знаю о своих правах. - 5 ч.
« Я и мои права». Конвенция о правах ребёнка. Практикум.
«Я имею право на…». Дискуссия.
« Если бы я был депутатом!». Конкурс сочинений.
«Я – гражданин России». Проект.
«Дни защиты от экологической опасности». Акция.
12. Обряды и обычаи. - 5 ч.
Религия татар сквозь призму веков.
Обряды и обычаи. Научно – практическая конференция.
Народный фольклор . Практикум.
Спортивные победы Республики Татарстан. Презентация.
13. Красота вокруг нас. - 3 ч.
« Любимый уголок моей страны». Информационный отчёт.
«Населённый пункт будущего». Творческий проект.
Экскурсия в природу.
Февраль
14. Я – гражданин России. - 5 ч.
«Знаешь ли ты чины и звания родов войск». Викторина
«Линейка Памяти», посвящённая Дню юного героя-антифашиста.
3.Отечества достойные сыны: А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов».
Конкурс плакатов-анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии.
Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?».
Подвигу народа жить в веках. - 5 ч.
« Парень из нашей школы». Беседа о выпускниках поселка, служивших в горячих точках.
« Живая память» - встреча с матерями выпускников школ поселка, находящихся на службе.
«Философский стол» на тему: « Я бы в армию пошел…»
«Их именами гордится страна». Компьютерная презентация.
Личность в истории Татарстана . - 6 ч.
Муса Джалиль. Презентация.
Патриарх Никон и его реформа. Дискуссия.
Габдулла Тукай – народный поэт.
Д.И. Менделеев и его открытия.
-
Март
17. Песни военных лет. - 7 ч.
« Кто сказал, что надо бросить песню на войне». Конкурс песни на героико-патриотическую тему.
«О чём говорит частушка?»
« Поэзия войны». Подборка стихов.
Инсценировка военно-патриотической песни.
« Тебе, о Родина, сложил я песню эту!». Вечер инсценированной песни.
18. Русский народ – настоящий патриот. - 6 ч.
« Русский народ – настоящий патриот». Беседа.
« Рода войск в современной армии». Устный журнал.
Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма.
« Российский солдат умом и силой богат». Интеллектуально-спортивное мероприятие.
История военных наград.
Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.
19. Татары – русские навеки вместе. – 3ч.
Созидательная политика руководства Татарстана и её приоритеты.
«Толерантность – путь к миру». Коллаж.
Апрель
20. Достопримечательности республики Татарстан. - 6 ч.
Республиканский краеведческий музей . Презентация.
Мечеть Кул-Шариф и Благовещенский собор.
Казанский Кремль . Заочная экскурсия.
Памятники Татарстана. Составление проекта.
Театры и их роль в культурной жизни.
«Что ты знаешь о достопримечательностях республики?» Беседа.
21. Что ты знаешь о ветеранах ВОВ. - 7 ч.
Акция « Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ.
«Дискуссионные качели» на тему: « Любовь и война».
« Что есть долг». Дискуссия.
«Милосердие на поле брани». Сочинение – рассуждение.
«И помнит мир спасённый!». Конкурс рисунков и стихов.
«Живая летопись войны». Краеведческий поиск.
7. «Что такое неофашизм?» Беседа.
22. Великая Отечественная война в памяти татарстанцев. - 11 ч.
Герои Советского Союза – уроженцы Татарстана.
Татарстан – составная часть тыла.
«Войной растрелянная молодость». Мероприятие о героях-комсомольцах.
Май
23. « Этих дней не смолкнет слава». - 4 ч.
« Лучший знаток истории ВОВ». Викторина.
Заочная экскурсия по городам-героям.
«Войны священные страницы навеки в памяти людской». Проект.
« Дети войны». Литературно-музыкальная композиция.
24. В память о войне 1941-1945 гг. - 5 ч.
« Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ». Фотостенд.
« Мои родственники – участники ВОВ». Составление проекта.
«Наша общая Победа «. Видеозапись интервью с ветеранами.
Участие в праздничном шествии, посвященном Дню Победы.
Праздник « Фронтовики, наденьте ордена!»
25. Знай и люби свой край! - 3 ч.
« Знай и люби свой край!» Викторина.
Экскурсия в природу.
Красота природы поселка Камские Поляны». Фотостенд.
26. Итоговые занятия. - 12 ч.
Выпуск газеты о работе объединения
Отчет лекторской группы.
Подведение итогов работы кружка и составление плана работы на следующий год.
Походы выходного дня.
Список использованной литературы.
Нормативно-правовая база:
Конституция и законы Российской Федерации.
Закон «Об образовании».
Конвенция ООН «О правах ребенка» .
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Методические рекомендации по составлению образовательных программ учебного заведения. М: ОМК ВОЧ МДО,1995.
Таран Ю.Н., Как разработать программу детского объединения. - Липецк,2006.
В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва. «Вако», 2009г.
Н.И.Хромов «Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2008 г.
Л.А. Тетушкина «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания».Волгоград, «Учитель», 2009 г.
Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.
Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель», 2009 г.
Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.
С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.