г. Комсомольска – на Амуре
Молчанова Е.В.
высшая кв. категория
Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
№ | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Этапы учебной деятельности. Формы работы | Характеристика основных видов деятельности |
Биология как наука. Методы научного познания. 3 часа |
1 | Краткая история развития биологии. | Выдающиеся биологи и их вклад | Вводный урок - постановка учебной задачи. Лекция. Проведение стартовой работы. | Объясняют понятия «Биология- комплексная наука». Называют вклад ученых в развитие биологии. |
2 | Сущность жизни и свойства живого. | Биология. Жизнь. Живые системы и экосистемы | Групповая работа с учебником. | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. |
3 | Уровни организации и методы познания живой природы. | Биологические науки и их разделы. Методы биологии. Эксперимент | Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". | Соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. |
Клетка 10 часов |
4 | История изучения клетки. Клеточная теория. Тестирование № 1 | Положения клеточной теории. Роль клеточной теории в современной биологии. | Проведение стартовой тестовой работы. | Называют положения клеточной теории, умеют объяснять их и сравнивать. |
5 | Химический состав живой природы. Неорганические вещества клетки. | Неорганические вещества клетки - вода, соли | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Называют основные химические вещества в клетке, их функции. |
6 | Органические вещества. Общая характеристика. Липиды. | Органические вещества клетки, биополимеры, мономеры. Липиды, глицерин, жирные кислоты | Комплексное применение ЗУН и СУД. Урок-лекция | Называют основные органические вещества клетки, сравнивают их с неорганическими. |
7 | Органические вещества. Углеводы. Белки. л/р1 | Строение углеводов и белков, их функции. Пептиды. Аминокислоты | Практическое исследование, формулирование выводов в работе. | Осуществляют сравнительную характеристику органических веществ. |
8 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. | ДНК. РНК, Нуклеотиды. Комплементарность, репликация | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
9 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. л/р 2 | Органоиды цитоплазмы и их значение. ЭПС, митохондрии, лизосомы, рибосомы | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Называют основные структурные компоненты клетки, описывают функции клеточных компонентов, распознают основные органоиды клетки на таблицах, рисунках; формулируют вывод о родстве живых организмов на клеточном уровне. |
10 | Клеточное ядро. Хромосомы. | Ядро – хранитель наследственной информации. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания. |
11 | Прокариотическая клетка. | Прокариоты. Мезосомы. Нуклеоид | Комплексное применение ЗУН и СУД. Представление результатов самостоятельной работы | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. |
12 | Реализация наследственной информации в клетке. | Биосинтез белка. Транскрипция. Трансляция. | Контроль и коррекция - работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Оценивают достигнутый результат. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. |
13 | Неклеточные формы жизни: вирусы. | Строение вируса, капсид, болезни, вызываемые ими. | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания. |
Организм 22 часа |
14 | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Тестирование № 2 | Систематика царств живой природы. Характеристика царств Растения, Грибы, Животные, Бактерии. | Контроль. Развернутое оценивание - предъявление результатов. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. |
15 | Энергетический обмен | Гликолиз. Спиртовое брожение. Окислительное фосфорилирование | Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Выделяют и формулируют познавательную цель. |
16 | Пластический обмен. Фотосинтез | Анаболизм. Тилакоиды. Граны. Фотолиз воды. Цикл Кальвина | Представление результатов самостоятельной работы. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. |
17 | Деление клетки. Митоз | Фазы митоза. Интерфаза | Комплексное применение ЗУН и СУД. Представление результатов самостоятельной работы | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. |
18 | Размножение: бесполое и половое | Размножение. Виды бесполого размножения, биологическая роль бесполого размножения, сущность полового размножения и его виды. Строение сперматозоида и яйцеклетки. Жизненный цикл клетки. Рост и развитие организмов. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Осуществляют сравнительную характеристику бесполого и полового размножения. Перечисляют виды бесполого и полового размножения организмов. Описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); Объясняют преимущества полового размножения перед бесполым |
19 | Образование половых клеток. Мейоз. Тестирование № 3 | Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Называют стадии митоза, описывают основные процессы, протекающие на различных стадиях митоза и мейоза; раскрывают биологический смысл митоза и мейоза, сравнивают процессы митоза и мейоза. |
20 | Оплодотворение. | Наружное и внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. |
21 | Индивидуальное развитие организмов. | Онтогенез. Прямое и непрямое развитие. Бластула. Гаструла. Нейрула. | Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Строят логические цепи рассуждений. |
22 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | Половое и бесполое размножение. Эмбриональное развитие организма. Возрастные периоды онтогенеза. | Комплексное применение ЗУН и СУД. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Характеризуют периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводят сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулируют биогенетический закон, поясняя его значение |
23 | Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. | Наследственность и изменчивость. Предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет, правило расщепления | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Характеризуют свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объясняют воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризуют норму реакции организма на внешние условия |
24 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. П/р 1 | Г. Мендель Гибридологический. Доминанта Рецессив. Фенотип и генотип . | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Характеризуют основные законы наследования признаков, раскрывают суть гибридологического метода, знают правила единообразия гибридов первого поколения и закон чистоты гамет. Дают цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. |
25 | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание П/р 2 | Дигибридное скрещивание.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.Анализирующее скрещивание. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Представление результатов самостоятельной работы. | Решают задачи на: моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, взаимодействия аллельных и неаллельных генов, на сцепленное с полом наследование |
26 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. | Кроссинговер. Положения хромосомной теории наследственности. Локус. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. |
27 | Современное представление о гене и геноме | Геном. Секвенирование. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбирают основания и критерии для сравнения. Устанавливают причинно-следственные связи. |
28 | Генетика пола п/р 3 | Аутосомы и половые хромосомы. Наследственные болезни | Формирование разных способов и форм действия оценки. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
29 | Изменчивость ненаследственная (модификационная). | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Норма реакции. | Обобщение и систематизация знаний. Комплексное применение ЗУН и СУД. Лабораторное исследование | Характеризуют формы изменчивости; выделяют основные различия между модификациями и мутациями. Перечисляют виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывают биологическую роль мутаций. |
30 | Наследственная изменчивость - комбинативная и мутационная. | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни. | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Называют виды изменчивости, основные причины мутаций, приводят примеры мутаций |
31 | Генетика и здоровье человека. | Наследственная предрасположенность к заболеваниям. Медико-генетическое консультирование. Роль генетических знаний в планировании семьи. | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля | Знают основные заболевания, связанные с изменениями генов и хромосом у человека; описывают роль медико-генетического консультирования в диагностике аномалий у человека. |
32 | Селекция: основные методы и достижения. п/р 4 | Искусственный отбор. Селекция. Основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса. | Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Характеризуют основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знают методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводят примеры селекционных работ растений и животных |
33 | Биотехнология: достижения и перспективы развития. Тестирование № 4 | Биотехнология. Клонирование. Трансгенные организмы. | Комплексное применение ЗУН и СУД. Контроль. | Составляют план и последовательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. |
34 | Селекция микроорганизмов | Мутагенез. Полиплоидия. | Определение границы знания и незнания, фиксация задач го в форме "карты знаний". | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. |
35 | Клеточная и генная инженерия | Клеточная и генная инженерия | Обобщение и систематизация знаний. Коррекция знаний и способов действий. | Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. |
№ | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Этапы учебной деятельности. Формы работы | Характеристика основных видов деятельности |
Вид 20 часов |
1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея. | Эволюция. Систематика. Доказательства эволюции | Вводный урок - постановка учебной задачи. Коррекция знаний и способов действий. | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выделяют и формулируют познавательную цель. |
2 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | Определение эволюции, объяснение ее механизма | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Сличают свой способ действия с эталоном. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. |
3 | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | Происхождение видов. Эволюция видов. Макроэволюция. Микроэволюция | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Называют фамилии ученых-эволюционистов. Знают основные положения теории Ч. Дарвина, обосновывают роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. |
4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Тестирование № 1 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции по Даврину | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания. |
5 | Вид: критерии и структура. | Вид. Критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический) | Постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы. | Характеризуют критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывают биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами. |
6 | Популяция как структурная единица вида и эволюции. | Вид - основная систематическая единица. Признаки вида. Популяция -элементарная единица эволюции. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Характеризуют элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывают роль популяций в экологических системах. Проводят сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы |
7 | Факторы эволюции. | Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Характеризуют формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивают стабилизирующий и движущий отбор. Приводят примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование |
8 | Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. | Результаты эволюции: многообразие видов. Основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных) | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Характеризуют основные систематические категории, знают признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определяют таксономическую принадлежность растений и животных |
9 | Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия ЕО. | Формы естественного отбора Движущий Стабилизирующий . | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Характеризуют виды изменчивости и их роль в эволюции. Приводят примеры приспособлений животных и растений как результата эволюции. |
10 | Видообразование как результат эволюции | Изолирующие механизмы. Географическая изоляция. Пространственная изоляция | Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий. | Характеризуют процесс микроэволюции. Доказывают, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризуют роль в видообразовании различных механизмов изоляции |
11 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | Значение биологического разнообразия как результат эволюции. | Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Дают определение терминам. Называют причины видового разнообразия. Доказывают и приводят примеры, что разнообразие видов это результат эволюционных процессов. |
12 | Доказательства эволюции органического мира. | Эмбриологические, палеонтологические, сравнительно-анатомические доказательства эволюции | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. |
13 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Тестирование № 2 | Абиогенез, биогенез, панспермия, самозарождение. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. |
14 | Современные представления о происхождении жизни. | Гипотеза Опарина, химическая, предбиологическая и биологическая эволюция | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
15 | Развитие жизни на Земле в архей, протерозой и палеозой. | Архей, ароморфозы, протерозой, силур, девон, карбон, пермь | Комплексное применение ЗУН и СУД. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового | Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы на ранних этапах развития жизни. |
16 | Развитие жизни на Земле в мезозой и кайнозой. | Триас, юра, мел, неоген, палеоген, антропоген. | Определение границы знания и незнания, фиксация задач в форме "карты знаний". | Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя. |
17 | Гипотезы происхождения человека. | Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Знают основные этапы антропогенеза, рассказывают методы и результаты палеонтологических исследований. Объясняют последовательность и причины эволюционных изменений человека. |
18 | Положение человека в системе органического мира. | Признаки типа Хордовые, класса Млекопитающие, отряда Приматы | Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки. | Называют систематическое положение человека; устанавливают взаимосвязь между животными и человеком. |
19 | Эволюция человека. | Природная и социальная среда обитания человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. | Дают определение терминам. Приводят примеры биологических и социальных факторов эволюции человека. Объясняют из взаимосвязь и значение в ходе антропогенеза. |
20 | Человеческие расы. | Европеоидная, монголоидная, негроидная расы, их характеристики | Контроль. Обобщение и систематизация знаний. | Указывают причины принадлежности человека к той или иной расе, доказывают единство все рас. |
Экосистемы 14 часов |
21 | Организм и среда. Экологические факторы. Тестирование № 3 | Абиотические, биотические , антропогенные факторы | Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
22 | Абиотические факторы среды. | Фотопериодизм, настии, таксисы | Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Строят логические цепи рассуждений. |
23 | Биотические факторы среды. | Конкурентные взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, паразитизм и пр.). | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Выявляют типы конкурентных взаимодействия разных видов в экосистеме. Приводят примеры из животного и растительного мира. |
24 | Структура экосистем. Тестирование № 4 | Экосистема. Экосистемная организация живой природы. Природное сообщество, биоценоз, экосистема. Вид. Видовая структура. Пространственная структура | Вводный урок - постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Характеризуют природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; объясняют роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знают границы биогеоценоза. Имеют представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере) |
25 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы. Трофическая структура сообщества | Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий. | Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. |
26 | Пищевые пирамиды. Передача энергии в пищевых цепях. | Пирамиды численности, биомассы, энергии | Определяют основную и второстепенную информацию. Извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного. | Приводят примеры пирамид численности и биомассы. Называют группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества. Составляют цепи и сети питания |
27 | Причины устойчивости и смены экосистем. | Сукцессия, первичная, вторичная, гетеротрофная, автотрофная. | Определение границы знания и незнания, фиксация задач в форме "карты знаний". | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. |
28 | Влияние человека на экосистемы. | Биогеоценозы суши. Круговорот веществ и превращение энергии | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Имеют представление о связи биогеоценозов с географической зональностью. Объясняют ценность биогеоценозов суши в поддержании баланса биосферы. |
29 | Биосфера – глобальная экосистема. Тестирование № 5 | Среда жизни- источник веществ, энергии и информации.Наземно-воздушная, водная, почвеннная среда жизни. Биосфера. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере, границы и свойства биосферы | Вводный урок - постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Называют основные среды жизни живых организмов. Характеризуют среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов. Указывают фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы. Называют состав, свойства и границы биосферы. |
30 | Роль живых организмов в биосфере. | Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. |
31 | Биосфера и человек. | Биологическое разнообразие в природе. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. |
32 | Основные экологические проблемы современности. | Биосфера - глобальная экосистема. Последствия деятельности человека в экосистемах. | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. | Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Объясняют влияние экологических проблем на здоровье человека. |
33 | Загрязнение атмосферы, почв | Парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры, эрозия почвы | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Сличают свой способ действия с эталоном. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. |
34 | Загрязнение вод Мирового океана, почв, воздуха. | Нефтепродукты, тепловое загрязнение | Представление результатов самостоятельной работы. Контроль и коррекция - работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. |
35 | Пути решения экологических проблем | Технологии безотходного производства, очистные сооружения, ПДК | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Выделяют и формулируют проблему. |