СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Общая биология базовый уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  для 10-11 класса  базовый уровень  составлена на основе  

  1. Авторской программы Общая биология, 10-11 кл. для ОШ, гимназий, лицеев. В.И. Сивоглазов, В.Б. Захаров – М.: Дрофа, 2012.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Общая биология базовый уровень»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа» № 3

г. Комсомольска – на Амуре


«Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

методического объединения учителей» протокол № ____,

«____» ___________2016 год

«Утверждена педагогическим советом протокол №_______ «______»__________2016 год»

«Утверждаю»

Директор _______________ Приказ №_______

«____»_____________2016 год










Рабочая программа

по биологии

для 10 А, 11 А класса (Базовый уровень)

на 2016 – 2017 учебный год







Сведения о составителе:

Молчанова Е.В.

учитель биологии

высшая кв. категория













2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с:

  1. Федеральным Законом «Об образовании» № 273 от 29.12.12,

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994, 01.02.2012 г. № 74);

  3. Региональный базисный учебный план (утвержден приказом министерства образования Хабаровского края от 21 апреля 2006 г. № 316 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для учреждений среднего (полного) общего образованиям Хабаровского края»;

  4. Авторской программы Общая биология, 10-11 кл. для ОШ, гимназий, лицеев. В.И. Сивоглазов, В.Б. Захаров – М.: Дрофа, 2012.



Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.



Планируемые предметные результаты предмета биология,

курса «Общая биология» базовый уровень



«Биология» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.







Содержание предмета биология, курса «Общая биология» 10 класс указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности


Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности

Биология как наука. Методы научного познания. 3 часа


1

Краткая история развития биологии.

Выдающиеся биологи и их вклад

Вводный урок - постановка учебной задачи. Лекция. Проведение стартовой работы.


Объясняют понятия «Биология- комплексная наука».

Называют вклад ученых в развитие биологии.

2

Сущность жизни и свойства живого.

Биология. Жизнь. Живые системы и экосистемы

Групповая работа с учебником.

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.

3

Уровни организации и методы познания живой природы.

Биологические науки и их разделы. Методы биологии.

Эксперимент


Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний".


Соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Клетка 10 часов

4

История изучения клетки. Клеточная теория.

Тестирование № 1

Положения клеточной теории. Роль клеточной теории в современной биологии.

Проведение стартовой тестовой работы.

Называют положения клеточной теории, умеют объяснять их и сравнивать.

5

Химический состав живой природы. Неорганические вещества клетки.

Неорганические вещества клетки - вода, соли

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Называют основные химические вещества в клетке, их функции.

6

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.

Органические вещества клетки, биополимеры, мономеры. Липиды, глицерин, жирные кислоты

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Урок-лекция

Называют основные органические вещества клетки, сравнивают их с неорганическими.

7

Органические вещества. Углеводы. Белки.

л/р1

Строение углеводов и белков, их функции. Пептиды. Аминокислоты

Практическое исследование, формулирование выводов в работе.

Осуществляют сравнительную характеристику органических веществ.

8

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

ДНК. РНК, Нуклеотиды. Комплементарность, репликация

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

9

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

л/р 2

Органоиды цитоплазмы и их значение. ЭПС, митохондрии, лизосомы, рибосомы

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Называют основные структурные компоненты клетки, описывают функции клеточных компонентов, распознают основные органоиды клетки на таблицах, рисунках; формулируют вывод о родстве живых организмов на клеточном уровне.

10

Клеточное ядро. Хромосомы.

Ядро – хранитель наследственной информации. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания.

11

Прокариотическая клетка.

Прокариоты. Мезосомы. Нуклеоид

Комплексное применение ЗУН и СУД. Представление результатов самостоятельной работы

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

12

Реализация наследственной информации в клетке.

Биосинтез белка. Транскрипция. Трансляция.

Контроль и коррекция -

работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Оценивают достигнутый результат. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

13

Неклеточные формы жизни: вирусы.

Строение вируса, капсид, болезни, вызываемые ими.

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

Организм 22 часа

14

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

Тестирование № 2

Систематика царств живой природы. Характеристика царств Растения, Грибы, Животные, Бактерии.

Контроль. Развернутое оценивание - предъявление результатов.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

15

Энергетический обмен

Гликолиз. Спиртовое брожение. Окислительное фосфорилирование

Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Выделяют и формулируют познавательную цель.

16

Пластический обмен. Фотосинтез

Анаболизм. Тилакоиды. Граны. Фотолиз воды. Цикл Кальвина

Представление результатов самостоятельной работы. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

17

Деление клетки. Митоз

Фазы митоза. Интерфаза

Комплексное применение ЗУН и СУД. Представление результатов самостоятельной работы

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

18

Размножение: бесполое и половое

Размножение. Виды бесполого размножения, биологическая роль бесполого размножения, сущность полового размножения и его виды. Строение сперматозоида и яйцеклетки.

Жизненный цикл клетки. Рост и развитие организмов.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Комплексное применение ЗУН и СУД.


Осуществляют сравнительную характеристику бесполого и полового размножения.

Перечисляют виды бесполого и полового размножения организмов.

Описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); Объясняют преимущества полового размножения перед бесполым

19

Образование половых клеток. Мейоз.

Тестирование № 3

Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Называют стадии митоза, описывают основные процессы, протекающие на различных стадиях митоза и мейоза; раскрывают биологический смысл митоза и мейоза, сравнивают процессы митоза и мейоза.

20

Оплодотворение.

Наружное и внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

21

Индивидуальное развитие организмов.

Онтогенез. Прямое и непрямое развитие. Бластула. Гаструла. Нейрула.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Строят логические цепи рассуждений.

22

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

Половое и бесполое размножение. Эмбриональное развитие организма. Возрастные периоды онтогенеза.


Комплексное применение ЗУН и СУД. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.


Характеризуют периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводят сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулируют биогенетический закон, поясняя его значение

23

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики.

Наследственность и изменчивость. Предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет, правило расщепления

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.


Характеризуют свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объясняют воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризуют норму реакции организма на внешние условия

24

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. П/р 1

Г. Мендель Гибридологический. Доминанта Рецессив. Фенотип и генотип .

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.


Характеризуют основные законы наследования признаков, раскрывают суть гибридологического метода, знают правила единообразия гибридов первого поколения и закон чистоты гамет. Дают цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании.

25

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

П/р 2

Дигибридное скрещивание.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.Анализирующее скрещивание.


Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Представление результатов самостоятельной работы.

Решают задачи на: моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, взаимодействия аллельных и неаллельных генов, на сцепленное с полом наследование

26

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

Кроссинговер. Положения хромосомной теории наследственности. Локус.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

27

Современное представление о гене и геноме

Геном. Секвенирование.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбирают основания и критерии для сравнения. Устанавливают причинно-следственные связи.

28

Генетика пола

п/р 3

Аутосомы и половые хромосомы. Наследственные болезни

Формирование разных способов и форм действия оценки. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

29

Изменчивость ненаследственная (модификационная).

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Норма реакции.


Обобщение и систематизация знаний. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Лабораторное исследование


Характеризуют формы изменчивости; выделяют основные различия между модификациями и мутациями. Перечисляют виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывают биологическую роль мутаций.

30

Наследственная изменчивость - комбинативная и мутационная.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Называют виды изменчивости, основные причины мутаций, приводят примеры мутаций

31

Генетика и здоровье человека.

Наследственная предрасположенность к заболеваниям. Медико-генетическое консультирование. Роль генетических знаний в планировании семьи.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля

Знают основные заболевания, связанные с изменениями генов и хромосом у человека; описывают роль медико-генетического консультирования в диагностике аномалий у человека.

32

Селекция: основные методы и достижения.

п/р 4

Искусственный отбор. Селекция. Основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса.


Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД.


Характеризуют основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знают методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводят примеры селекционных работ растений и животных

33

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Тестирование № 4

Биотехнология. Клонирование. Трансгенные организмы.

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Контроль.

Составляют план и последовательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

34

Селекция микроорганизмов

Мутагенез. Полиплоидия.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач го в форме "карты знаний".

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

35

Клеточная и генная инженерия

Клеточная и генная инженерия

Обобщение и систематизация знаний. Коррекция знаний и способов действий.

Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ ур

Дата

Тема урока

Домашнее задание

1.


Краткая история развития биологии.

Введение с.4-5

1.1 конспект

2.


Сущность жизни и свойства живого.

1.2

3.


Уровни организации и методы познания живой природы.

1.3 таблица

4.


История изучения клетки. Клеточная теория.

Тестирование № 1

2.1

5.


Химический состав живой природы. Неорганические вещества клетки.

2.2, 2.3Сообщение «Вода – колыбель жизни»

6.


Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.

2.4

7.



Органические вещества . Углеводы. Белки.

Л/р № 1 Опыты по определению каталитической активности ферментов.

2.5 Сообщения о функциях белков

8.


Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

2.6

9.



Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

Л/р № 2 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

2.7

таблица

10


Клеточное ядро. Хромосомы.

2.8

11


Прокариотическая клетка.

2.9 сообщения о бактериях

12


Реализация наследственной информации в клетке.

2.10

13


Неклеточные формы жизни: вирусы.

2.11 Сообщения о вирусах

14.


Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Тестирование № 2

3.1

15


Энергетический обмен

3.2

16


Пластический обмен. Фотосинтез

3.3

17


Деление клетки. Митоз

3.4

18


Размножение: бесполое и половое

3.5

19


Образование половых клеток. Мейоз.

Тестирование № 3

3.6

20


Оплодотворение.

3.7

21


Индивидуальное развитие организмов.

3.8

22



Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

3.9 сообщения о влиянии вредных привычек

23



Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики.

3.10

Сообщение о Менделе

24.


Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

П/р №1 Составление простейших схем скрещивания

3.11

25.


Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

П/р № 2 Решение элементарных генетических задач

3.12

26


Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

3.13

27


Современное представление о гене и геноме

3.14 Сообщения о проекте «Геном человека»

28


Генетика пола.

П/р № 3 Решение генетических на наследование, сцепленное с полом.

3.15

29



Изменчивость ненаследственная (модификационная).

Л/р № 3 Выявление изменчивости у особей одного вида.

3.16 (1)

30


Наследственная изменчивость - комбинативная и мутационная.

3.16 (2)

31


Генетика и здоровье человека.

3.17 Сообщения

32



Селекция: основные методы и достижения.

П/Р № 4 Сравнительная характеристика пород (сортов).

3.18

Сообщение о Вавилове

33



Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Тестирование № 4

3.19 Сообщения о клонировании, генной и клеточной инженерии

34


Селекция микроорганизмов


35


Клеточная и генная инженерия


Содержание предмета биология, курса «Общая биология» 11 класс указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности

Вид 20 часов

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея.

Эволюция. Систематика. Доказательства эволюции

Вводный урок - постановка учебной задачи. Коррекция знаний и способов действий.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выделяют и формулируют познавательную цель.

2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Определение эволюции, объяснение ее механизма

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Сличают свой способ действия с эталоном. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

3

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Происхождение видов. Эволюция видов. Макроэволюция. Микроэволюция

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения

Называют фамилии ученых-эволюционистов. Знают основные положения теории Ч. Дарвина, обосновывают роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей.

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Тестирование № 1

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции по Даврину

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания.

5

Вид: критерии и структура.

Вид. Критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический)

Постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы.

Характеризуют критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывают биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами.

6

Популяция как структурная единица вида и эволюции.

Вид - основная систематическая единица. Признаки вида. Популяция -элементарная единица эволюции.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Характеризуют элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывают роль популяций в экологических системах. Проводят сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы

7

Факторы эволюции.

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Характеризуют формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивают стабилизирующий и движущий отбор. Приводят примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование

8

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции.

Результаты эволюции: многообразие видов. Основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных)

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Характеризуют основные систематические категории, знают признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определяют таксономическую принадлежность растений и животных

9

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия ЕО.

Формы естественного отбора Движущий Стабилизирующий .

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Характеризуют виды изменчивости и их роль в эволюции. Приводят примеры приспособлений животных и растений как результата эволюции.

10

Видообразование как результат эволюции

Изолирующие механизмы. Географическая изоляция. Пространственная изоляция

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий.

Характеризуют процесс микроэволюции. Доказывают, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризуют роль в видообразовании различных механизмов изоляции

11

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Значение биологического разнообразия как результат эволюции.


Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Дают определение терминам. Называют причины видового разнообразия. Доказывают и приводят примеры, что разнообразие видов это результат эволюционных процессов.


12

Доказательства эволюции органического мира.

Эмбриологические, палеонтологические, сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

13

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Тестирование № 2

Абиогенез, биогенез, панспермия, самозарождение.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.

14

Современные представления о происхождении жизни.

Гипотеза Опарина, химическая, предбиологическая и биологическая эволюция

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

15

Развитие жизни на Земле в архей, протерозой и палеозой.

Архей, ароморфозы, протерозой, силур, девон, карбон, пермь

Комплексное применение ЗУН и СУД. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового

Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы на ранних этапах развития жизни.

16

Развитие жизни на Земле в мезозой и кайнозой.

Триас, юра, мел, неоген, палеоген, антропоген.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач в форме "карты знаний".

Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя.

17

Гипотезы происхождения человека.

Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Знают основные этапы антропогенеза, рассказывают методы и результаты палеонтологических исследований. Объясняют последовательность и причины эволюционных изменений человека.

18

Положение человека в системе органического мира.

Признаки типа Хордовые, класса Млекопитающие, отряда Приматы

Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки.

Называют систематическое положение человека; устанавливают взаимосвязь между животными и человеком.

19

Эволюция человека.

Природная и социальная среда обитания человека. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Дают определение терминам. Приводят примеры биологических и социальных факторов эволюции человека. Объясняют из взаимосвязь и значение в ходе антропогенеза.

20

Человеческие расы.

Европеоидная, монголоидная, негроидная расы, их характеристики

Контроль. Обобщение и систематизация знаний.

Указывают причины принадлежности человека к той или иной расе, доказывают единство все рас.

Экосистемы 14 часов

21

Организм и среда. Экологические факторы.

Тестирование № 3

Абиотические, биотические , антропогенные факторы

Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи.

Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

22

Абиотические факторы среды.

Фотопериодизм, настии, таксисы

Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Строят логические цепи рассуждений.

23

Биотические факторы среды.

Конкурентные взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, паразитизм и пр.).

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Выявляют типы конкурентных взаимодействия разных видов в экосистеме. Приводят примеры из животного и растительного мира.

24

Структура экосистем.

Тестирование № 4

Экосистема. Экосистемная организация живой природы. Природное сообщество, биоценоз, экосистема. Вид. Видовая структура. Пространственная структура

Вводный урок - постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Характеризуют природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; объясняют роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знают границы биогеоценоза. Имеют представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере)

25

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы. Трофическая структура сообщества


Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий.

Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.

26

Пищевые пирамиды. Передача энергии в пищевых цепях.

Пирамиды численности, биомассы, энергии

Определяют основную и второстепенную информацию. Извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного.

Приводят примеры пирамид численности и биомассы. Называют группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества. Составляют цепи и сети питания

27

Причины устойчивости и смены экосистем.

Сукцессия, первичная, вторичная, гетеротрофная, автотрофная.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач в форме "карты знаний".

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

28

Влияние человека на экосистемы.

Биогеоценозы суши. Круговорот веществ и превращение энергии

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Имеют представление о связи биогеоценозов с географической зональностью. Объясняют ценность биогеоценозов суши в поддержании баланса биосферы.

29

Биосфера – глобальная экосистема.

Тестирование № 5

Среда жизни- источник веществ, энергии и информации.Наземно-воздушная, водная, почвеннная среда жизни. Биосфера. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере, границы и свойства биосферы

Вводный урок - постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Называют основные среды жизни живых организмов. Характеризуют среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов.

Указывают фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы. Называют состав, свойства и границы биосферы.

30

Роль живых организмов в биосфере.

Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

31

Биосфера и человек.

Биологическое разнообразие в природе.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

32

Основные экологические проблемы современности.

Биосфера - глобальная экосистема. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Объясняют влияние экологических проблем на здоровье человека.

33

Загрязнение атмосферы, почв

Парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры, эрозия почвы

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Сличают свой способ действия с эталоном. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

34

Загрязнение вод Мирового океана, почв, воздуха.


Нефтепродукты, тепловое загрязнение

Представление результатов самостоятельной работы. Контроль и коррекция - работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения

Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

35

Пути решения экологических проблем

Технологии безотходного производства, очистные сооружения, ПДК

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Выделяют и формулируют проблему.







Календарно-тематическое планирование 11 класс



Ур.

Дата

Тема урока

Домашнее задание

1.



Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея.

4.1

конспект

2.



Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

4.2

3.



Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

4.3

4.


Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Тестирование № 1

4.4


5.




Вид: критерии и структура.

Л/ р № 1 Описание особей вида по морфологическому

критерию.




4.5

6.



Популяция как структурная единица вида и эволюции.

4.6, 4.7

7.



Факторы эволюции.


4.8

8.



Естественный отбор - главная движущая сила эволюции.

4.9

9.



Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия ЕО.

Л/р № 2 Выявление приспособлений организмов к среде обитания

4.10

10


Видообразование как результат эволюции

4.11

11


Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Экскурсия Многообразие видов

4.12

12



Доказательства эволюции органического мира.

4.13

13


Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Тестирование № 2

4.14, сообщения

14.




Современные представления о происхождении жизни.

П/р № 1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

4.15

15




Развитие жизни на Земле в архей, протерозой и палеозой.


4.16 таблица



16


Развитие жизни на Земле в мезозой и кайнозой.

4.16 (2 часть)

17


Гипотезы происхождения человека.

4.17, сообщения

18



Положение человека в системе органического мира.

П/р № 2 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

4.18

19



Эволюция человека.

4.19, таблица

20


Человеческие расы.


4.20


21



Организм и среда. Экологические факторы.

Тестирование № 3



5.1

22



Абиотические факторы среды.

5.2

23


Биотические факторы среды.

5.3


24


Структура экосистем.

Тестирование № 4

5.4

25


Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

5.5 (1)

26


Пищевые пирамиды. Передача энергии в пищевых цепях.

5.5 (2)

27


Причины устойчивости и смены экосистем.

5.6

28



Влияние человека на экосистемы.


5.7



29


Биосфера – глобальная экосистема.

Тестирование № 5



5.8

30



Роль живых организмов в биосфере.

5.9

31



Биосфера и человек.


5.10, сообщения

32


Основные экологические проблемы современности.

5.11, сообщения


33


Загрязнение атмосферы, почв


34


Загрязнение вод Мирового океана, почв, воздуха.


Сообщения

5.12

35


Пути решения экологических проблем