СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины оп 2 «физика»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика»  для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015г. Регистрационный номер рецензии 384 от 23  июля 2015г.) программы подготовки специалистов среднего звена:

 

  • 19.02.10 Технолог продукции общественного питания

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины оп 2 «физика»»

15



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРЕЩАГИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»


ОДОБРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии ______________________________________

Протокол №__, дата «___»________201_ г.

Председатель комиссии ________/________


УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по учебной работе

______________________________ Л.П.Морозова


«___»_________________201__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.01 «ФИЗИКА»


основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

















Верещагино


2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015г. Регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015г.) программы подготовки специалистов среднего звена:


  • 19.02.10 Технолог продукции общественного питания



Организация-разработчик:


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верещагинский многопрофильный техникум»



Составитель:

Самгин Виктор Николаевич , преподаватель математики ГБПОУ «ВМТ»




Утверждена Методическим советом ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум»

Протокол Методического совета № ______ от «____»___________201__г.



Рецензенты:

Внутренний


Внешний




______________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, квалификационная категория

____________________________________________________________________________________

Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория(учёная степень, звание)


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

7

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 «Физика»

1.1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям и специальностям СПО.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы СПО (ООП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена:


  • 19.02.10 Технолог продукции общественного питания


Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре , содержанию и результатам осовения учебной дисциплины «Физика» , и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах осовения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных  образовательных  стандартов  и  получаемой  профессии или специальности  среднего  профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки  рабочих  кадров и ДПО Минобрнауки  России  от  17.03.2015  №  06-259):

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими профессиональными образовательными  организациями,  реализую-щими  образовательную  программу  среднего  общего образования в пределах

освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


Учебная дисциплина «Физика» является частью учебного предмета «Физика» обязательной  предметной области «Физика» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования(ППКРС, ППССЗ).

В  учебных  планах  ППКРС,  ППССЗ  учебная  дисциплина «Физика» входит в  состав  общих общеобразовательных  учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметны областей ФГОС  среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля  профессионального  образования.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  5. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.


1.4. Результаты освоения учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:


Л1-

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

Л2-

готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

Л3-

умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации

Л4-

умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Л5-

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач

Л6-

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития


  • метапредметных:

    М1-

    использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

    М2-

    использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

    М3-

    умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

    М4-

    умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

    М5-

    умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

    М6-

    умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации

  • предметных:


П1-

сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

П2-

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

П3-

владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

П4-

умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

П5-

сформированность умения решать физические задачи;

П6-

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

П7-

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


  Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с целью основной профессиональной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности (таблица)



Код компетенции

Компетенции

Результат освоения

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Л1- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами


Л2-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом


Л4-умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности


М1- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности


П1 - сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач







ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


Л2-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом


Л3-умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации


Л4-умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности


М2- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


П6-сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни


ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Л3-умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации


Л 6- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития


М2- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


П3- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом


П4- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы


П5- сформированность умения решать физические задачи


ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Л3-умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации


Л 6- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития


М4- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность


П6-сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни


П7- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников


ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.


Л4-умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности


М4- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность


М5- умение анализировать и представлять информацию в различных видах


П7- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников


ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Л 5- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач


М6- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации


ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


Л 5- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач


М6- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации


ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Л2-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом


М2- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере


П1 - сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач

1.5. Элемент матрицы соответствия компетенций учебной дисциплине

для ППССЗ:

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОК8

ОК9

+

+

+

+

+

+

+

+



1.6. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:



по специальностям СПО

(ППССЗ)

Максимальной учебной нагрузки обучающегося

162 часа

в том числе:


- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

97 час

практика

20 часа

- самостоятельной работы обучающегося

54 час










2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

ППССЗ

Максимальная учебная нагрузка (всего)

145

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

97

в том числе:


лекционные занятия

77

практические занятия

20

контрольные работы

--

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

--

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:


Создание сообщение, рефератов

26

Создание презентаций

8

Решение задач

10

Построение электрических схем

4

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Наименование

разделов и тем

пары


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

теор.,

к.р.


пр.,

лаб.


сам.

раб.

1

2

3

4

5

6

7

Введение

2



1

Содержание учебного материала

2

1

Физика — фундаментальная наука о природе.

Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

2



1-2

Раздел 1. Механика

20


Тема 1.1.

Механика

2-11

Содержание учебного материала

20

Кинематика. 

Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

4



1-2

Законы механики Ньютона.

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс.

Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

4




Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

2



Лабораторная работа №1

Исследование движения тела под действием постоянной силы.


1


Лабораторная работа №2

Изучение закона сохранения импульса.


1


Лабораторная работа № 3

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.


1


Лабораторная работа № 4

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.


1


Лабораторная работа № 5

Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника.


1


Лабораторная работа № 6

Изучение особенностей силы трения (скольжения).


1



10

Контрольная работа №1 Законы механики Ньютона.

2



Самостоятельная работа обучающихся

Написание сообщений

Написание рефератов

Решение задач


10


Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика

12


Тема 2.1.

Молекулярная физика. Термодинамика

12-17

Содержание учебного материала

12


  1. 1

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная

2



**

  1. 2

Основы  термодинамики.

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия

системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

2




  1. 3

Свойства паров.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

1



Свойства жидкостей.

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

1



  1. 4

Свойства  твердых  тел.

Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

1




Лабораторная работа № 7

Измерение влажности воздуха


1


  1. 6

Лабораторная работа № 8

Измерение поверхностного натяжения жидкости.


1


  1. 7

Лабораторная работа № 9

Наблюдение процесса кристаллизации Изучение деформации растяжения.


1


Лабораторная работа № 10

Изучение теплового расширения твердых тел.


1


  1. 4

Лабораторная работа № 11

Изучение особенностей теплового расширения воды.


1




Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач

Написание рефератов

6


Раздел 3. Электродинамика

24


Тема 3.1

Электродинамика

18-29

Содержание учебного материала

24


  1. 1

Электрическое  поле.

Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.


8



**

  1. 2

Законы постоянного тока.

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.


7




Электромагнитная индукция.

Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

2



Лабораторная работа № 12

Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников


1


Лабораторная работа № 13

Изучение закона Ома для полной цепи.


1


Лабораторная работа № 14

Изучение явления электромагнитной индукции.


1


Лабораторная работа № 15

Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.


1


  1. 3

Лабораторная работа № 16

Определение температуры нити лампы накаливания.


1


  1. 4

Контрольная работа № 2 Законы постоянного тока.

2




Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач

Черчение электрических схем




12


Раздел 4. Колебания и волны

14


Тема 4.1.

Колебания и волны

30-36

Содержание учебного материала

14


Механические колебания.

Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

4



**

Электромагнитные  колебания.

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное

и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

4




Электромагнитные  волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

2



Лабораторная работа № 17

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружин ного) маятника от длины нити (или массы груза).


1


Лабораторная работа № 18

Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока


1


Контрольная работа № 3 Электромагнитные  волны.

2




Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов

Подготовка сообщений


7


Раздел 5. Оптика

8


Тема 5.1.

Оптика

37-40

Содержание учебного материала

8


Природа  света.

Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

2



**

Волновые  свойства  света.

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

4




Лабораторная работа № 19

Изучение изображения предметов в тонкой линзе.


1


Лабораторная работа №20

Изучение интерференции и дифракции света.


1


Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата

Написание сообщение

Написание доклада



4


Раздел 6. Элементы квантовой физики

12


Тема 6.1.

Элементы квантовой физики

41-46

Содержание учебного материала

12


1

Квантовая оптика.

Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов..

2



**

2

Физика атома.

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы

4




3

Физика атомного ядра.

Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного рас-

пада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова -Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

6



Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата


2


Раздел 7. Эволюция вселенной

7


Тема 7.1.

Эволюция вселенной

46-49

Содержание учебного материала

7


Строение и  развитие Вселенной.

Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Все-

ленная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.

4



**

Эволюция  звезд. 

Гипотеза происхождения Солнечной  системы. Термоядерный

синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

3




Самостоятельная работа обучающихся

Создание презентации

Создание проекта

7


Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)





Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)




Всего:

77

20

48


Всего:

145









    1. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов


  1. Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

  2. Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

  3. Альтернативная энергетика.

  4. Акустические свойства полупроводников.

  5. Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

  6. Асинхронный двигатель.

  7. Астероиды.

  8. Астрономия наших дней.

  9. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

  10. Бесконтактные методы контроля температуры

  11. Биполярные транзисторы.

  12. Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

  13. Величайшие открытия физики

  14. Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

  15. Вселенная и темная материя.

  16. Галилео Галилей — основатель точного естествознания. Голография и ее применение.

  17. Движение тела переменной массы.

  18. Дифракция в нашей жизни.

  19. Жидкие кристаллы.

  20. Законы Кирхгофа для электрической цепи.

  21. Законы сохранения в механике.

  22. Значение открытий Галилея.

  23. Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

  24. Исаак Ньютон — создатель классической физики.

  25. Использование электроэнергии в транспорте.

  26. Классификация и характеристики элементарных частиц.

  27. Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

  28. Конструкция и виды лазеров.

  29. Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

  30. Лазерные технологии и их использование.

  31. Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.

  32. Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения

  33. магнитного потока, магнитной индукции).

  34. Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

  35. Макс Планк.

  36. Метод меченых атомов.

  37. Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

  38. Методы определения плотности.

  39. Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист. •

  40. Модели атома. Опыт Резерфорда. •

  41. Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов. •

  42. Молния — газовый разряд в природных условиях. •

  43. Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.

  44. Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия. •

  45. Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира. •

  46. Нильс Бор — один из создателей современной физики. •

  47. Нуклеосинтез во Вселенной. •

  48. Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики. •

  49. Оптические явления в природе. •

  50. Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости • .

  51. Переменный электрический ток и его применение. •

  52. Плазма — четвертое состояние вещества. •

  53. Планеты Солнечной системы. •

  54. Полупроводниковые датчики температуры. •

  55. Применение жидких кристаллов в промышленности. •

  56. Применение ядерных реакторов. •

  57. Природа ферромагнетизма.

  58. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

  59. Производство, передача и использование электроэнергии.

  60. Происхождение Солнечной системы.

  61. Пьезоэлектрический эффект его применение.

  62. Развитие средств связи и радио.

  63. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

  64. Реликтовое излучение.

  65. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

  66. Рождение и эволюция звезд.

  67. Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.

  68. Свет — электромагнитная волна.

  69. Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетнокосмической техники.

  70. Силы трения.

  71. Современная спутниковая связь.

  72. Современная физическая картина мира.

  73. Современные средства связи.

  74. Солнце — источник жизни на Земле.

  75. Трансформаторы.

  76. Ультразвук (получение, свойства, применение). •

  77. Управляемый термоядерный синтез. •

  78. Ускорители заряженных частиц. •

  79. Физика и музыка. •

  80. Физические свойства атмосферы. •

  81. Фотоэлементы. •

  82. Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта. •

  83. Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма. •

  84. Черные дыры. •

  85. Шкала электромагнитных волн. •

  86. Экологические проблемы и возможные пути их решения. •

  87. Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость. •

  88. Эмилий Христианович Ленц — русский физик•

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.


Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места - 30;

-рабочее место преподавателя - 1;

- комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Физика».

Технические средства обучения:

- компьютер с программным обеспечением;

- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины;

- видеоуроки.



3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  3. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.

  4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2015.

  5. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  6. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  7. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.

  8. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.


Для преподавателей

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

  2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

  4. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

  5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»

  6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

  7. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.

Интернет-ресурсы

  1. www. fcior.edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

  2. wwww.dic.academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).

  3. www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

  4. www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

  5. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

  6. www. st-books.ru (Лучшая учебная литература).

  7. www. school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

  8. www.ru/book (Электронная библиотечная система).

  9. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

  10. www. school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

  11. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).

  12. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).

  13. www.nuclphys. sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).

  14. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

  15. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

  16. www.yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь науку»).www. fcior. edu. ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы).

  17. www. school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов).

4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать результаты освоения учебной дисциплины:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Л1-

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

Л2-

готовность к продолжению образования и повышения

квалификации в избранной профессиональной

деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

Л3-

умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации

Л4-

умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Л5-

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач

Л6-

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития






Наблюдение в ходе выполнения заданий

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

М1-

использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

М2-

использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

М3-

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

М4-

умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

М5-

умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

М6-

умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации


  • Опрос по индивидуальным заданиям.

  • Лабораторные работы.

  • Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению домашнего задания.

  • Индивидуальный проект

ПРЕДМЕТНЫЕ:

П1-

сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

П2-

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

П3-

владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

П4-

умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

П5-

сформированность умения решать физические задачи;

П6-

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

П7-

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


  • Опрос по индивидуальным заданиям.

  • Лабораторные работы.

  • Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению домашнего задания.

  • Индивидуальный проект




 4.2.НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ФИЗИКЕ

При текущей аттестации устанавливается как качественная («зачтено», «не зачтено»), так и бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.


Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.


Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.


Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.


Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  1. КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Результаты освоения содержания

личностные

метапредметные

предметные

Введение

  • Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

  • Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

  • Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

  • Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

  • Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

  • Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов.

  • Изложение основных положений современной научной картины мира.

  • Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Использование Интернета для поиска информации


формируется


формируется




П1- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека решения практических задач


Тема 1

Механика

Кинематика

  • Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени.

  • Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени.

  • Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени.

  • Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.

  • Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.

  • Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических вели- чин.

  • Представление информации о видах движения в виде таблицы

Законы сохранения в механике

  • Применение закона сохранения импульса для вычисления изме- нений скоростей тел при их взаимодействиях.

  • Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела.

  • Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

  • Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

  • Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.

  • Применение закона сохранения механической энергии при рас- четах результатов взаимодействий тел гравитационными сила- ми и силами упругости.

  • Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения

формируется


формируется


П1- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека решения практических задач

П2- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

П3 - владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

П4- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

П5 полученные результаты и делать выводы;


Тема 2

Основы молекулярной физики и термодинамика

Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

  • Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ).

  • Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

  • Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

  • Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V).

  • Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V).

  • Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов.

  • Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.

  • Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений.

  • Указание границ применимости модели «идеальный газ» и за- конов МКТ

Основы термодинамики

  • Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи.

  • Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей.

  • Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики.

  • Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V).

  • Вычисление работы газа, совершенной при изменении состоя- ния по замкнутому циклу.

  • Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу.

  • Объяснение принципов действия тепловых машин.

  • Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.

  • Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения.

  • Указание границ применимости законов термодинамики.

  • Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

  • Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамки»

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

  • Измерение влажности воздуха.

  • Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

  • Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.

  • Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.

  • Исследование механических свойств твердых тел.

  • Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера.

  • Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов

формируется


формируется


П2- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

П3 - владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

П4- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

П5- полученные результаты и делать выводы;

П6- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;






Тема 3

Электродинамика

Электростатика

  • Вычисление сил взаимодействия точечных электрических за- рядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и не- скольких точечных электрических зарядов.

  • Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

  • Измерение разности потенциалов.

  • Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.

  • Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.

  • Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.

  • Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей

Постоянный ток

  • Измерение мощности электрического тока.

  • Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  • Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей.

  • Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя.

  • Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона.

  • Снятие вольтамперной характеристики диода.

  • Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.

  • Установка причинно-следственных связей

Магнитные явления

  • Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

  • Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя.

  • Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.

  • Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.

  • Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

  • Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.

  • Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину


формируется


формируется


П2- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

П3 - владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

П4- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

П5- полученные результаты и делать выводы;

П6- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

П7- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Тема 4

Колебания и волны

Механические колебания

  • Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

  • Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины.

  • Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины.

  • Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины.

  • Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

  • Приведение примеров автоколебательных механических систем.

  • Проведение классификации колебаний

Упругие волны

  • Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

  • Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине.

  • Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека

Электромагнитные колебания

  • Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

  • Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки.

  • Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.

  • Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

  • Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

  • Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока.

  • Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии

Электромагнитные волны

  • Осуществление радиопередачи и радиоприема.

  • Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного теле- фона.

  • Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности.

  • Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн.

  • Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.

  • Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной

формируется


формируется


П2- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

П3 - владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

П4- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

П5- полученные результаты и делать выводы;

П6- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;


Тема 5

Оптика

Природа света

  • Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.

  • Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

  • Умение строить изображения предметов, даваемые линзами.

  • Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

  • Расчет оптической силы линзы.

  • Измерение фокусного расстояния линзы.

  • Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства света

  • Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

  • Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

  • Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.

  • Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции.

  • Наблюдение явления дифракции света.

  • Наблюдение явления поляризации и дисперсии света.

  • Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

  • Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света.

  • Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений

формируется


формируется


П2- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

П3 - владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

П4- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

П5- полученные результаты и делать выводы;

П6- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;


Тема 6

Элементы квантовой физики

Квантовая оптика

  • Наблюдение фотоэлектрического эффекта.

  • Объяснение законов

  • Столетова на основе квантовых представлений.

  • Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.

  • Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от часто- ты света.

  • Измерение работы выхода электрона.

  • Перечисление приборов установки, в которых применяется без- инерционность фотоэффекта.

  • Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики

Физика атома

  • Наблюдение линейчатых спектров.

  • Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое.

  • Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.

  • Исследование линейчатого спектра.

  • Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

  • Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.

  • Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.

  • Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера

Физика атомного ядра

  • Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

  • Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

  • Расчет энергии связи атомных ядер.

  • Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.

  • Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.

  • Определение продуктов ядерной реакции.

  • Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях.

  • Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

  • Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

  • Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т. д.).

  • Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

формируется


формируется


П1- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека решения практических задач

П2- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

П3 - владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

П4- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

П5- полученные результаты и делать выводы;

П6- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;


Тема 7

Эволюция вселенной

Строение и развитие Вселенной

  • Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп.

  • Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечно- го экрана.

  • Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях

  • Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной.

  • Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

  • Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных ре акциях.

  • Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю.

  • Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы

формируется


формируется


П1- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека решения практических задач

П2- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

П3 - владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

П4- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

П5- полученные результаты и делать выводы;

П6- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

П7- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


Приложение 1

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

через умения и знания

Уметь:

У1-проводить наблюдения;

Знать:

З1 физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Тема 1Механика

Тема 2 Молекулярная физика

Тема 3Электродинамика

Тема 4 Колебания и волны

Тема 5 Оптика

Лабораторные работы1-22

Контрольные работы 1-3

Самостоятельные работы

Подготовка сообщений

Написание рефератов

Решение задач

Уметь:

У2- планировать и выполнять эксперименты Знать:

З1- скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Тема 1Механика

Тема 2 Молекулярная физика

Тема 3Электродинамика

Лабораторные работы1-7

Контрольные работы 1-2

Самостоятельные работы

Подготовка сообщений

Написание рефератов

Черчение электрических схем

Решение задач

Уметь:

У3- выдвигать гипотезы и строить модели;

Знать:

З3- скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Тема 1Механика

Тема 2 Молекулярная физика

Тема 3Электродинамика

Лабораторные работы1-7

Контрольные работы 1-2

Самостоятельные работы

Подготовка сообщений

Написание рефератов

Черчение электрических схем

Решение задач

Уметь:

У4- применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;

Знать:

З4 - смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

Тема 1Механика

Тема 2 Молекулярная физика

Тема 3Электродинамика

Тема 4 Колебания и волны

Тема 5 Оптика

Лабораторные работы1-22

Контрольные работы 1-3

Самостоятельные работы

Подготовка сообщений

Написание рефератов

Решение задач

Знать:

З5 - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Тема 6

Тема 7

Самостоятельные работы

Подготовка сообщений

Написание рефератов

Создание презентаций

Разработка проектов


Приложение 3


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»


Код и наименование компетенций

Показатели

Коды

умений

Результаты

Коды

знаний

Предметные результаты

Содержание

(темы )

Вид деятельности

Личностные

Метапред

метные

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес



-демонстрация интереса к будущей специальности

У1, У2, У3 У4

Л1,Л2,Л4

М 1

З1, З2, З3, З4, З5

П1

Т1-5

П


-участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях по специальности

У1, У2, У3 У4

Л1,Л2,Л4

М 1

З1, З2, З3, З4, З5

П1


У, П,


ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.







подготовка рефератов, докладов;


У1, У2, У3 У4

Л2,Л3,Л4

М2

З1, З2, З3, З4, З5

П6

Т1-7

У,П


- участие в семинарах, научно-практических конференциях

У1, У2, У3 У4

Л2,Л3,Л4

М 2

З1, З2, З3, З4, З5

П6

Т1-Т7

У, П,


- олимпиады, конкурсы;

У1, У2, У3 У4

Л2,Л3,Л4

М 2

З1, З2, З3, З4, З5

П6

Т1-Т7

П,


- организация предметных недель.




У1, У2, У3 У4

Л2,Л3,Л4

М 2

З1, З2, З3, З4, З5

П6

Т1-Т7

У, П


ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

выполнение разнообразных видов лабораторных работ

У1, У2, У3 У4

Л3,Л6

М 2

З1, З2, З3, З4, З5

П3,П4,П5

Т1-Т7

ЛЗ № 1-20


ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

написание рефератов,


У1, У2, У3 У4

Л3,Л6

М4

З1, З2, З3, З4, З5

П6,П7

Т1-7

П,


подготовка презентаций по предмету

У1, У2, У3 У4

Л3,Л6

М4

З1, З2, З3, З4, З5

П6, П7

Т7

У


ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.








Проекты

Презентации

рефераты

У1, У2, У3 У4

Л4

М4, М5

З1, З2, З3, З4, З5

П7

Т1-Т7

У, П,


ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.



Участие в предметной неделе.

У1, У2, У3 У4

Л5

М6

З1, З2, З3, З4, З5


Т1-Т7

У, П,


ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


-участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях по специальности

У1, У2, У3 У4

Л5

М6

З1, З2, З3, З4, З5


Т1-Т7

У, П,


ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


выполнение разнообразных видов лабораторных работ

У1, У2, У3 У4

Л2

М2

З1, З2, З3, З4, З5

П1

Т1-Т7

ЛЗ № 1-20





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!