Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГАПОУ СО «Режевской политехникум»
Рассмотрено: на заседании ЦК Протокол №_______ от «____» _______________ 20___ г. | Утверждаю: директор ________________ С.А. Дрягилева от «_____» ___________________ 20___ г. |
Рабочая программа
общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
по ППКРС 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» по программе подготовки специалистов среднего звена 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Организация-разработчик ГАПОУ СО «Режевской политехникум»
Разработчики:
Бабин Иван Алексеевич – преподаватель, первая квалификационная категория
Рекомендована Экспертной группой ГАПОУ СО «Режевской политехникум»
Заключение № _____________ от «_______» _____________________ 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 20 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы.
Программа разработана с учётом требований стандарта среднего профессионального образования и в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц ОВЗ с учётом возможностей их психофизического развития и их возможностями и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утверждённые директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. №06-830.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Физика» относится к профильным дисциплинам и входит в общеобразовательный цикл.
Изучение дисциплины «Физика» направлено на формирование общеучебных компетенций по четырём блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций (ОК 1-9) согласно ФГОС по специальности 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физческой науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения решать физические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины «Физика»
Профильная составляющая реализуется за счёт увеличения глубины формирования системы учебных заданий, таких дидактических единиц тем программы как: «Молекулярная физика», «Постоянный электрический ток», «Переменный электрический ток», «Электромагнитные колебания и волны», «Электрический ток в различных средах» «Оптика», входящих в профильное содержание. Это обеспечивает эффективное осуществление выбранных целевых установок, обогащение различных форм учебной деятельности за счёт согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной специальности.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
– общей системы знаний: содержательные примеры использования физико-математических идей и методов в профессиональной деятельности;
– умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
– практического использования приобретённых знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении физических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
Профилизация осуществляется за счёт использования межпредметных связей с дисциплинами «Математика», «Химия», «Информатика», усилением и расширением прикладного характера изучения физики, преимущественной ориентацией на естественнонаучный стиль познавательной деятельности с учётом технического профиля выбранной специальности.
Профильная направленность осуществляется также путём увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов), раскрывающих важность и значимость технического профиля специальностей (в тематическом плане профильная направленность выделена курсивом).
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студентов 181 час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студентов 121 час;
самостоятельная работа студентов 60 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 181 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 121 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 22 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 60 |
Всего: | 181 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | Физика – наука о природе. Научный метод познания окружающего мира. Физическая теория. Физические законы. Значение физики при освоении специальностей СПО. | 3 | 1 |
Раздел 1. Механика (36ч) |
Тема 1.1. Кинематика. | 2/1 | Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. | 10 | 2 |
3/2 | Равномерное прямолинейное движение. Характеристики равномерного прямолинейного движения: скорость, перемещение, путь. Графическое описание равнопеременного движения | 2 |
4/3 | Равнопеременное прямолинейное движение. Характеристики равнопеременного прямолинейного движения: скорость, перемещение, ускорение Графическое описание равнопеременного движения. Практикум по решению задач по теме «Виды движения». | 2 |
5/4 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту | 2 |
6/5 | Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Практику по решению задач по теме «Движение по окружности». | 2 |
| Лабораторные работы | - | |
| Самостоятельная работа студентов: — Свободное падение тел; — Баллистическое движение; — Кинематика твёрдого тела. | 4 | 3 |
Тема 1.2. Законы механики Ньютона | 7/1 | Взаимодействие тел. Сила. Принцип суперпозиции сил. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. л/р. Исследование движения тела под действием постоянной силы. | 8 | 2 |
8/2 | Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Практикум по решению задач на применение законов Ньютона. | 2 |
9/3 | Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. | 2 |
10/4 | Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Практикум по решению задач по теме «Силы в природе». л/р. Изучение особенностей силы трения (скольжения) | 2 |
| Лабораторные работы | 2 | |
| Самостоятельная работа студентов: — Фундаментальные взаимодействия — Принцип относительности Галилея. | 4 | 3 |
Тема 1. 3. Законы сохранения в механике. | 11/1 | Импульс. Закон сохранения импульса. л/р. Изучение закона сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии. л/р Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости | 6 | 2 |
12/2 | л/р. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника. | 2 |
13/3 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа № 1 по теме: «Механика». | 2 |
| Лабораторные работы | 4 | |
| Контрольные работы | 1 | |
| Самостоятельная работа студентов: — Потенциальная энергия при упругом и гравитационном взаимодействии. Мощность. | 4 | 3 |
Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики (20ч) |
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ | 14/1 | Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение МКТ | 4 | 2 |
15/2 | Температура и её измерение. Абсолютный нуль температур. Термодинамическая шкала температур. Практикум по решению задач. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Практикум по решению задач теме: «Уравнение Менделеева—Клапейрона». | 2 |
Тема 2.2. Основы термодинамика. | 16/1 | Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как форма передачи энергии. Теплоёмкость. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса. Первое и второе начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Свойства паров | 17/1 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. л/р. Измерение влажности воздуха. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Свойства жидкостей | 18/1 | Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твёрдым телом. Капиллярные явления. л/р. Измерение поверхностного натяжения жидкости | 2 | 2 |
Тема 2.5. Свойства твёрдых тел | 19/1 | Характеристика твёрдого состояния вещества. Упругие свойства твёрдых тел. Закон Гука. Механические свойства твёрдых тел. Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. л/р. Наблюдение процесса кристаллизации. Изучение деформации растяжения. Изучение теплового расширения твёрдых тел. Изучение особенностей теплового расширения воды. | 2 | 2 |
| 20/2 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа № 2. по теме «Основы молекулярной физики и термодинамики» | 2 | 2 |
| | Лабораторные работы | 5 | |
| Контрольные работы | 1 | |
| Самостоятельная работа студентов: — Распределение молекул идеального газа в пространстве. — Измерение скоростей молекул газа. — Применение газовых законов в технике. — Работа газа при изопроцессах; — Тепловые двигатели и охрана ОС. — Фазовые переходы; — Поверхностное натяжение; — Жидкие кристаллы | 6 | 3 |
Раздел 3. Электродинамика (44ч) |
Тема 3.1. Электрическое поле | 21/1 | Электрический заряды.. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 8 | 2 |
22/2 | Практикум по решению задач по теме «Закон Кулона. Напряженность электрического поля». Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. | 2 |
23/3 | Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. | 2 |
24/4 | Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. Практикум по решению задач по теме: «Потенциал. Работа эл.поля. Электроемкость. Энергия эл.поля». | 2 |
Тема 3.2. Постоянный электрический ток. | 25/1 | Условия , необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления от температуры. л/р. Определение температуры нити лампы накаливания | 8 | 2 |
26/2 | Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. л/р. Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. | 2 |
27/3 | Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. л/р. Изучение закона Ома для полной цепи. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. | 2 |
28/4 | Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. л/р. Определение коэффициента полезного действия электрического чайника. | 2 |
Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках | 29/1 | Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | 2 | 2 |
Тема 3.4. Магнитное поле. | 30/1 | Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. | 6 | 2 |
31/2 | Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. | 2 |
32/3 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. | 2 |
Тема 3.5. Электро- магнитная индукция. | 33/1 | Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. л/р. Изучение явления электромагнитной индукции | 4 | 2 |
34/2 | Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. Практикум по решению задач по теме: «Энергия магнитного поля тока». | 2 |
35/3 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа №3 по теме «Электродинамика». | 2 | |
| Лабораторные работы | 6 | |
| Контрольные работы | 1 | |
| Самостоятельная работа студентов: — Равновесие статических зарядов; — Эквипотенциальные поверхности; — Применение конденсаторов. — Источники тока; — Расчёт силы тока и напряжения в электрических цепях. — Зависимость сопротивления от температуры; — Акустические свойства полупроводников; — Биполярные транзисторы — Природа ферромагнентизма. — Способы индуцирования тока; — Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости; | 14 | 3 |
Раздел 4. Колебания и волны (28ч) |
Тема 4.1. Механические колебания. | 36/1 | Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. | 4 | 2 |
37/2 | Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. л/р. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). | 2 |
Тема 4.2. Упругие волны | 38/1 | Поперечные и продольные волны. Характеристика волны. Уравнение плоской бегущей волны.. | 4 | 2 |
39/2 | Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. | 2 |
Тема 4.3. Электромагнитные колебания | 40/1 | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Ёмкостное и индуктивное сопротивления переменного ока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока | 4 | 2 |
41/2 | Работа и мощность тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. л/р. Индуктивное и ёмкостное сопротивления в цепи переменного тока. | 2 |
Тема 4.4. Электромагнитные волны | 42/1 | Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. | 4 | 2 |
43/2 | Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 2 |
| 44/3 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа №4 по теме «Колебания и волны». | 2 | 2 |
| Лабораторные работы | 2 | 2 |
| Контрольные работы | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа студентов: — Превращение энергии в колебательном контуре; — Резонанс и его использование в технике. — Передача электрической энергии на расстояние; — Виды электростанций и их влияние на ОС. — Развитие средств связи в России и мире. | 10 | 3 |
Раздел 5. Оптика (16ч) |
Тема 5.1. Природа света | 45/1 | Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение | 4 | 2 |
46/2 | Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. л/р. Изучение изображения предметов в тонкой линзе. | 2 |
Тема 5.2. Волновые свойства света | 47/3 | Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких плёнках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решётка. Понятие о голографии. л/р. Изучение интерференции и дифракции света. | 4 | 2 |
48/4 | Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. л/р. Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий. | 2 |
| 49/5 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа №5 по теме «Оптика». | 2 | 2 |
| | Лабораторные работы | 3 | |
| Контрольные работы | 1 | |
| Самостоятельная работа студентов: — Отражение и преломление волн; — Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы. — Применение электромагнитных излучений в технике. | 6 | 3 |
Раздел 6. Элементы квантовой физики (20ч) |
Тема 6.1. Квантовая оптика | 50/1 | Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. | 2 | 2 |
Тема 6.2. Физика атома | 51/1 | Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Квантовые генераторы. | 2 | 2 |
|
Тема 6.3. Физика атомного ядра. | 52/1 | Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова-Черенкова. Строение атомного ядра. | 6 | 2 |
53/2 | Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор | 2 |
54/3 | Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. | 2 |
| 55/4 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа №9 по теме «Основы квантовой физики». | 2 | |
| | Лабораторные работы | - | |
| Контрольные работы | 1 | |
| Самостоятельная работа обучающихся: — Опыты Лебедева и Вавилова. Лазер. — Теория атома водорода. — Искусственная радиоактивность; — Голография и её применение; — Биологическое действие радиоактивных излучений. | 8 | 3 |
Раздел 7. Строение и эволюция Вселенной (14ч) |
Тема 7.1. Строение и развитие Вселенной | 56/1 | Наша звёздная система – Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. | 4 | 1 |
57/2 | Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик. | 1 |
Тема 7.2. Эволюция звёзд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | 58/1 | Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звёзд. | 4 | |
59/2 | Эволюция звёзд. Происхождение Солнечной системы. | |
| 60/3 | Повторение и обобщение изученного материала | 2 | |
| | Контрольные работы | - | |
| Самостоятельная работа обучающихся: — Чёрные дыры; — Вселенная и тёмная материя. | 4 | 3 |
| Экзамен | | |
Всего: | 181 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект электроснабжения кабинета физики;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
При реализации программы для инвалидов и лиц с ОВЗ:
должна быть организована барьерная среда в техникуме;
в кабинете Физики должны быть предусмотрены места с техническими средствами для обучающихся с различными видами ограничения здоровья;
посадочные места по количеству обучающихся с учётом количества мест для ОВЗ;
для лиц с нарушением слуха, наличие аудиотехники (акустический усилитель и колонки), видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска), документ-камеры.
для слабовидящих обучающихся, наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска) ручного увеличительного устройства, программы не визуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска) визуальный проектор виртуальной клавиатуры.
3.2. Информационное обеспечение обучения Для студентов:
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2015.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.
Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.И.Трофимовой. — М., 2014.
Для преподавателей:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Интернет- ресурсы:
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www.st-books.ru (Лучшая учебная литература). www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www.ru/book (Электронная библиотечная система).
www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»
Информационное обеспечение обучения, для лиц с нарушениями зрения в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла.
Для лиц с нарушениями слуха вся информация предоставляется в печатной форме или в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата вся информация предоставляется в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: |
основы теории курса физики; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
обозначения и единицы физических величин в СИ; | ОК 1-9 | Выполнение домашних заданий, практических работ |
теоретические и экспериментальные методы физического исследования; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
физический смысл универсальных физических констант; | ОК 1-9 | Выполнение домашних заданий, практических работ |
о физических явлениях; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
о физических опытах; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
о физических понятиях, физических величинах; | ОК 1-9 | Выполнение домашних заданий, практических работ |
о физических законах; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
о физических теориях; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
о приборах, механизмах. | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
Умения: |
пользоваться необходимой учебной и справочной литературой; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул; | ОК 1-9 | Выполнение домашнего задания. Выполнение практических работ. |
пользоваться Международной системой единиц при решении задач; | ОК 1-9 | Выполнение домашних заданий. |
переводить единицы физических величин в единицы СИ; | ОК 1-9 | Выполнение домашних заданий. |
экспериментально устанавливать основные закономерности. | ОК 1-9 | Лабораторные работы. |
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК | Технология формирования ОК (на учебных занятиях) |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Определяет ближайшие и конечные цели в деятельности Определяет пути реализации планов |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей Находит способы и методы выполнения задачи Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Находит пути решения ситуации Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для разрешения ситуации |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) Определяет соответствие информации поставленной задаче Классифицирует и обобщает информацию Оценивает полноту и достоверность информации |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях Извлекает информацию с электронных носителей |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Устанавливает позитивный стиль общения Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией Соблюдает официальный стиль при оформлении документов |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями Организует деятельность по выявлению ресурсов команды |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Анализирует собственные возможности |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Определяет методы, используемые при решении задач Определяет источники информации о методах решения задач Анализирует ситуацию и называет методы и приемы |