СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы по физике для студентов 1 курса СПО

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для студентов 1 курса СПО для специальностей:

  • 09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы" 
  • 09.02.04 "Информационные системы (по отраслям)" 
  • 10.02.03 "Информационная безопасность автоматизированных систем"
  • 11.02.05 "Аудиовизуальная техника" 
  • 11.02.13 "Твердотельная электроника" 
  • 11.02.01 "Радиоаппаратостроение" 
  • 11.02.02 "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)" 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета: максимальная учебная нагрузка обучающегося - 175 час, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка -117 часа;
  • самостоятельная работа – 58 часов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по физике для студентов 1 курса СПО»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный

колледж»

(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)







ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ФИЗИКА»

базовой подготовки

для студентов 1 курса специальностей:

09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы"

09.02.04 "Информационные системы (по отраслям)"

10.02.03 "Информационная безопасность автоматизированных систем"

11.02.05 "Аудиовизуальная техника"

11.02.13 "Твердотельная электроника"

11.02.01 "Радиоаппаратостроение"

11.02.02 "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)"










2017


Рабочая программа учебного предмета разработана на основе

  • Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента ГОС начального, общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  • Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2007 № 03-1180)


Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)»



Разработчик: преподаватель физики

высшей категории _____________ Л.И. Канищева


СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4



2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10



3. условия реализации программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


18

4. Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


22



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета «Физика»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям профессионального образования:

09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы"

09.02.04 "Информационные системы (по отраслям)"

10.02.03 "Информационная безопасность автоматизированных систем"

11.02.01 "Радиоаппаратостроение"

11.02.02 "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)"

11.02.05 "Аудиовизуальная техника"

11.02.13 "Твердотельная электроника"






1.2. Место учебного предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина входит в цикл: БД.07: Базовые дисциплины


1.3. Цели и задачи учебного предмета


Значение учебного предмета физики состоит в том, что он вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

При этом целью обучения является не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром, основ физических теорий и их практическое применение.

Эффективное изучение учебного предмета физики предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются знания, полученные ранее из курса физики основной школы, устанавливаются новые связи в изучаемом материале.

Поскольку среди первокурсников есть и такие, у кого ранее были трудности при освоении физики, в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.

Данная рабочая программа предусматривает формирование у первокурсников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для курса физики являются:

1) познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

2) информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

3) рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий.

4) организация учебной деятельности:

  • постановка цели;

  • планирование;

  • определение оптимального соотношения цели и средств.


Изучение физики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи обучения физике:

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности;

  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.

Освоение содержания учебного предмета физики обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

1) личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

2) метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,

  • явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

3) предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • сформированность умения решать физические задачи;

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 175 час, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка -117 часа;

  • самостоятельная работа – 58 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


  • лабораторные занятия

39

  • практические занятия

20

  • контрольные и самостоятельные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:


  • систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам учебника, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

  • подготовка сообщений/ конспектов/ рефератов;

  • выполнение домашних работ;

  • оформление лабораторных работ и подготовка к их защите.

Промежуточная аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
«ФИЗИКА»

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


Наименование

разделов

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся

Объем

часов

Уровень

обученности

1

2

3

4


Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ


1 +

2 с.р.


Физика и методы научного познания. Основные элементы физической картины мира.

1

2

Самостоятельная работа обуч-ся:

Подготовка рефератов по темам:

  • Наука и нравственность.

  • Научные методы исследования.

  • Современная естественнонаучная картина мира

2

2


Раздел 2. КЛАСИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА


10 +

10с.р.


Тема 2.1.

Основы

кинематики

Виды механического движения. Характеристики прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности.

3

2

Тема 2.2.

Основы

динамики

Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение.

3

2

Тема 2.3.

Законы сохранения в механике

Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии.

3

3



Практические занятия:

1

3

Самостоятельная работа по теме «Основы классической механики»

(1)


Самостоятельная работа обуч-ся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам учебника, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

2. Подготовка сообщений / конспектов по темам:

  • Относительность механического движения. Системы отсчета.

  • Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.

  • Невесомость.

  • Реактивное движение.

10

3

Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

14+

8л.р+14с.р.


Тема 3.1.

Основы МКТ

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Идеальный газ. Давление газа.

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

3







2

Практические занятия:

Решение задач по теме «Основы МКТ»

2

3

Тема 3.2.

Основы термодинамики

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

3

2

Практические занятия:

4

3

Решение задач по теме «Основы термодинамики»

Самостоятельная работа по теме «Основы МКТ и термодинамики»

(3)


(1)


Лабораторные работы:

4

3

    1. Опытное подтверждение закона Бойля-Мариотта.

    2. Проверка уравнения состояния идеального газа.

(2)


(2)


Тема 3.3.

Агрегатные состояния

Влажность воздуха. Строение и свойства твердых тел и жидкостей.

2

2

Лабораторные работы:

4

3

3. Измерение относительной влажности воздуха.

4. Наблюдение роста кристаллов.

5. Измерение модуля Юнга резины.

(2)



(2)


Самостоятельная работа обуч-ся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.

2. Оформление отчетов по лабораторным работам.

3. Подготовка сообщений, рефератов на темы:

  • Гидросфера и атмосфера Земли.

  • Водный баланс Земли.

  • Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

  • КПД тепловых двигателей.

14

2


Раздел 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

44+

26л.р.+22с.р.


Тема 4.1.

Основы электростатики

Элементарный электрический заряд. Законы электростатики. Электрическое поле и его характеристики. Конденсатор. Электроемкость и энергия конденсатора.

6

2

Практические занятия:

3


Решение задач по теме «Основы электростатики»

Контрольная работа по темам «Основы кинематики и динамики. Молекулярная физика. Основы электростатики.»

(2)



(1)

3

Тема 4.2.

Законы постоянного тока

Электрический ток в металлах. Законы постоянного тока. Параллельное и последовательное соединения проводников.

4

3

Практические занятия:

6


Решение задач по теме «Законы постоянного тока»

Самостоятельная работа по теме «Законы постоянного тока»

(5)



(1)


Лабораторные работы:

12

3

  1. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

  2. Изучение последовательного соединения проводников.

  3. Изучение параллельного соединения проводников.

  4. Регулировка силы тока и напряжения в цепи.

  5. Измерение удельного сопротивления проводника.

  6. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

(2)



(2)


(2)


(2)


(2)


(2)


Тема 4.3.

Электрический ток в полупроводниках

Электрический ток в полупроводниках. Примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод.

2

3

Лабораторные работы:

2

3

  1. Исследование полупроводникового диода.

(2)


Тема 4.4.

Магнитное поле

Магнитное поле тока и его характеристики. Силы Ампера и Лоренца.

3

3

Тема 4.5.

Электромагнитная индукция

Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Явление электромагнитной индукции. Трансформатор.

4

3

Практические занятия:

5

3

Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

(4)



(1)


Лабораторные работы:

4

3

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

  2. Изучение принципа действия трансформатора.

(2)


(2)


Тема 4.6.

Шкала электромагнитных волн

Электромагнитные волны. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи.

2

3

Тема 4.7.

Видимое излучение

Законы отражения и преломления. Дисперсия света. Цвет. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка.

4

3

Практические занятия:

5

3

Решение задач по теме «Видимое излучение»

Самостоятельная работа по теме «Видимое излучение»

(4)


(1)


Лабораторные работы:

8

3

  1. Исследование явления отражения света.

  2. Исследование явления преломления света.

  3. Исследование явления дисперсии.

  4. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

(2)


(2)


(2)


(2)



Самостоятельная работа обуч-ся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.

2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.

3. Подготовка сообщений, рефератов на темы:

  • История электричества.

  • Электростатическая защита.

  • Реостат. Потенциометр.

  • Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.

  • Термоэлектричество.

  • Принцип действия электродвигателя, электроизмерительных приборов постоянного тока.

  • Принцип действия электронно-лучевой трубки.

  • Магнитные свойства веществ.

  • Магнитная запись и хранение информации.

  • История открытия явления электромагнитной индукции

  • Производство, передача и потребление электроэнергии.

  • Проблемы энергосбережения.

  • Энергетика будущего. Экологически чистые источники энергии: геотермальная энергия, ветроэнергетика, энергия океана.

  • Техника безопасности в обращении с электрическим током.

  • Электроэнергия в жизни человека.

  • Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.

  • Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.

  • Действие сотового телефона на организм человека.

  • Влияние сильных электромагнитных полей на организм человека

  • Глаз как оптическая система.

  • Призма.

  • Почему мир цветной?

  • Оптические иллюзии.

  • Голография

22

3

Раздел 5. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

9+

5л.р.+10с.р.


Тема 5.1. Квантовая механика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон.

Корпускулярно-волновой дуализм.

3

2

Тема 5.2.

Атомная физика

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

3

2

Тема 5.3.

Ядерная физика


Модель строения ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика.

Радиоактивность: алфа-, бета- распады, гамма-излучение. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

3





2

Лабораторные работы:

5

2

1. Исследование полупроводникового фотоэлемента.

2. Измерение радиационного фона.

3. Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков.

(1)


(2)


(2)


Самостоятельная работа обуч-ся:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.

2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.

3. Подготовка сообщений, рефератов на темы:

  • Принцип действия и использование лазера.

  • Современное развитие и перспективы ядерной энергетики.

  • Аварии на АЭС и их последствия.

  • Воздействие радиации на живые организмы.

  • Последствия неуправляемых ядерных реакций.

10

2




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

3.1.1. Оснащение учебного кабинета физики:

  • посадочные места (по количеству обучающихся);

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;

  • система электроснабжения лабораторных столов напряжением 36-42 В (для организации физпрактикума).

  • стандартный демонстрационный стол;

  • шкаф для хранения комплектов мобильной лаборатории;

  • аудиторная доска с металлическим покрытием, на вертикальной плоскости которой по необходимости закрепляется оборудование по оптике, электродинамике, механике и другим разделам физики;

  • демонстрационное оборудование по всем разделам;

  • комплекты мобильной лаборатории по физике по всем разделам для организации физпрактикума;

  • комплект учебно-наглядных демонстрационных таблиц;

  • портреты выдающихся ученых-физиков, астрономов.

 

3.1.2. Технические средства обучения:

  • мультимедийный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • интерактивная доска;

  • средства телекоммуникации (доступ к Интернет).

3.1.3. Информационно-коммукативные средства:

  • Электронные библиотеки по курсу

включают комплекс информационно-справочных материалов (фрагменты исторических документов, фотографии,  видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики), объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу.

  • Инструментальная компьютерная среда для моделирования

физических явлений, проведения численных экспериментов.

  • Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам

возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).


3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Перечень рекомендуемых основных учебных изданий:

  • Пинский А. А., Граковский Г. Ю. Физика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – 2-е изд., испр. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2016. 560 с.: ил.

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 кл.: Учебник базового и профильного уровней для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Просвещение, 2014

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 кл.: Учебник базового и профильного уровней для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Просвещение, 2014

  • Козлова И.С., Щербакова Ю.В.Физика: Учебное пособие для средних учеб. заведений – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 409, [1] с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)


3.2.2. Перечень дополнительной литературы:

  • Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Учебник базового уровня для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. - М.: Илекса, 2012. – 320 с.:ил.

  • Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 11 кл.: Учебник базового уровня для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. - М.: Илекса, 2012. – 320 с.:ил.

  • Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2012.


3.2.3. Комплексно-методическое обеспечение:


3.2.3.1. Учебные пособия:

  • Конспекты лекций в электронном и печатном виде.

  • Сборники задач по всем разделам (с разноуровневыми заданиями, с образцами решения типовых задач, примерами тестовых заданий, справочными данными).

  • Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности: Метод. указания для студентов / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; Сост. Л.И. Канищева. Воронеж, 2017. 32 с.

  • Алхимия учебного проекта: Метод. рекомендации для преподавателей / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; Сост. Л.И. Канищева. Воронеж, 2016. 32 с.

  • Лабораторный практикум по физике: Учеб. пособие / Л.И. Канищева; Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. Воронеж, 2014, исп. - 64 с.

  • Лабораторный практикум по физике, II часть: методические указания для студентов / Л. И. Канищева; Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. Воронеж, 2017. – 36 с.

  • Лабораторный практикум по физике, III часть: методические указания для студентов / Л. И. Канищева; Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. Воронеж, 2017. – 32 с.


3.2.3.2. Дидактический материал (на карточках):

  • Самостоятельная работа по теме «Основы классической механики»

  • Самостоятельная работа по теме «Газовые законы» (построение графиков изопроцессов в различных координатах).

  • Самостоятельная работа по теме «Основы МКТ и термодинамики» (уровень «А», «В»).

  • Тестовая самостоятельная работа по теме «Электрическое поле».

  • Самостоятельная работа по теме «Электрическое поле. Законы постоянного тока» (уровень «А», «В»).

  • Контрольная работа по темам «Основы кинематики и динамики. Молекулярная физика. Основы электростатики.»

  • Самостоятельная работа «Определите направление…» (использование правил рук, правила Ленца).

  • Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

  • Тестовая самостоятельная работа по теме «Видимое излучение».

  • Самостоятельная работа по теме «Электромагнитные волны».

  • Самостоятельная работа по теме «Видимое излучение» (уровень «А», «В»).

  • Самостоятельная работа по теме «Квантовая физика»



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и

оценки

результатов

обучения

Знания:


  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

Домашние работы, тестовые с.р., опрос

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Домашние работы, тестовые самостоятельные работы, к.р., опрос

  • смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта, постулатов Бора;

Лабораторные работы, тестовые самостоятельные работы, контрольные работы, опрос

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Защита рефератов

Умения:


  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

защита рефератов

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

Лабораторные работы, опрос

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

Защита рефератов, выступления с информационными сообщениями

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Выступления с информационными сообщениями

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

-оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

-рационального природопользования и охраны окружающей среды

Лабораторные работы, защита рефератов


Критерии оценивания устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Учащийся может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».


Критерии оценивания расчетной задачи


Качество решения

Оценка

правильное решение задачи: получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

«5»

- отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

- задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

«4»

- записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями);

- записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

«3»

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

«2»



Критерии оценивания лабораторных работ


Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

  • самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» - выполнены требования к оценке «5», но допускаются недочеты или негрубые ошибки.

Оценка «3» - результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» - результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно, нарушались правила техники безопасности.

Оценка «1» - учащийся совсем не выполнил работу.



Критерии оценивания контрольной

(самостоятельной) работы


Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью, без замечаний.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.



Перечень ошибок:


1. Грубые ошибки:

1.1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.

1.2. Неумение выделить в ответе главное.

1.3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

1.4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

1.5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

1.6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

1.7. Неумение определить показание измерительного прибора.

1.8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


2. Негрубые ошибки:

2.1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

2.2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

2.3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

2.4. Нерациональный выбор хода решения.


3. Недочеты:

3.1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.

3.2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3.3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

3.4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.


29