ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный
колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИКА» базовой подготовки
для студентов 1 курса специальностей:
09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы"
09.02.04 "Информационные системы (по отраслям)"
10.02.03 "Информационная безопасность автоматизированных систем"
11.02.05 "Аудиовизуальная техника"
11.02.13 "Твердотельная электроника"
11.02.01 "Радиоаппаратостроение"
11.02.02 "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)"
2017
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе
Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента ГОС начального, общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
«Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2007 № 03-1180)
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)»
Разработчик: преподаватель физики
высшей категории _____________ Л.И. Канищева
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4 |
| |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 10 |
| |
3. условия реализации программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 18 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 22 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета «Физика»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям профессионального образования:
09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы" |
09.02.04 "Информационные системы (по отраслям)" |
10.02.03 "Информационная безопасность автоматизированных систем" |
11.02.01 "Радиоаппаратостроение" |
11.02.02 "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)" |
11.02.05 "Аудиовизуальная техника" |
11.02.13 "Твердотельная электроника" |
1.2. Место учебного предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина входит в цикл: БД.07: Базовые дисциплины
1.3. Цели и задачи учебного предмета
Значение учебного предмета физики состоит в том, что он вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
При этом целью обучения является не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром, основ физических теорий и их практическое применение.
Эффективное изучение учебного предмета физики предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются знания, полученные ранее из курса физики основной школы, устанавливаются новые связи в изучаемом материале.
Поскольку среди первокурсников есть и такие, у кого ранее были трудности при освоении физики, в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.
Данная рабочая программа предусматривает формирование у первокурсников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для курса физики являются:
1) познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
2) информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
3) рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий.
4) организация учебной деятельности:
Изучение физики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи обучения физике:
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности;
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.
Освоение содержания учебного предмета физики обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
1) личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
2) метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,
явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
3) предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 175 час, в том числе:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
| 39 |
| 20 |
| 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
в том числе: | |
систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам учебника, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка сообщений/ конспектов/ рефератов; выполнение домашних работ; оформление лабораторных работ и подготовка к их защите. |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
«ФИЗИКА»
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Наименование разделов | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень обученности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ | 1 + 2 с.р. | |
Физика и методы научного познания. Основные элементы физической картины мира. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обуч-ся: Подготовка рефератов по темам: | 2 | 2 |
Раздел 2. КЛАСИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА | 10 + 10с.р. | |
Тема 2.1. Основы кинематики | Виды механического движения. Характеристики прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности. | 3 | 2 |
Тема 2.2. Основы динамики | Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. | 3 | 2 |
Тема 2.3. Законы сохранения в механике | Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии. | 3 | 3 |
| Практические занятия: | 1 | 3 |
Самостоятельная работа по теме «Основы классической механики» | (1) | |
Самостоятельная работа обуч-ся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам учебника, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 2. Подготовка сообщений / конспектов по темам: Относительность механического движения. Системы отсчета. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Невесомость. | 10 | 3 |
Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА | 14+ 8л.р+14с.р. | |
Тема 3.1. Основы МКТ | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Идеальный газ. Давление газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. | 3 | 2 |
Практические занятия: Решение задач по теме «Основы МКТ» | 2 | 3 |
Тема 3.2. Основы термодинамики | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 3 | 2 |
Практические занятия: | 4 | 3 |
Решение задач по теме «Основы термодинамики» Самостоятельная работа по теме «Основы МКТ и термодинамики» | (3) (1) | |
Лабораторные работы: | 4 | 3 |
Опытное подтверждение закона Бойля-Мариотта. Проверка уравнения состояния идеального газа. | (2) (2) | |
Тема 3.3. Агрегатные состояния | Влажность воздуха. Строение и свойства твердых тел и жидкостей. | 2 | 2 |
Лабораторные работы: | 4 | 3 |
3. Измерение относительной влажности воздуха. 4. Наблюдение роста кристаллов. 5. Измерение модуля Юнга резины. | (2) (2) | |
Самостоятельная работа обуч-ся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. 2. Оформление отчетов по лабораторным работам. 3. Подготовка сообщений, рефератов на темы: | 14 | 2 |
Раздел 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 44+ 26л.р.+22с.р. | |
Тема 4.1. Основы электростатики | Элементарный электрический заряд. Законы электростатики. Электрическое поле и его характеристики. Конденсатор. Электроемкость и энергия конденсатора. | 6 | 2 |
Практические занятия: | 3 | |
Решение задач по теме «Основы электростатики» Контрольная работа по темам «Основы кинематики и динамики. Молекулярная физика. Основы электростатики.» | (2) (1) | 3 |
Тема 4.2. Законы постоянного тока | Электрический ток в металлах. Законы постоянного тока. Параллельное и последовательное соединения проводников. | 4 | 3 |
Практические занятия: | 6 | |
Решение задач по теме «Законы постоянного тока» Самостоятельная работа по теме «Законы постоянного тока» | (5) (1) | |
Лабораторные работы: | 12 | 3 |
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Изучение последовательного соединения проводников. Изучение параллельного соединения проводников. Регулировка силы тока и напряжения в цепи. Измерение удельного сопротивления проводника. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | (2) (2) (2) (2) (2) (2) | |
Тема 4.3. Электрический ток в полупроводниках | Электрический ток в полупроводниках. Примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. | 2 | 3 |
Лабораторные работы: | 2 | 3 |
Исследование полупроводникового диода. | (2) | |
Тема 4.4. Магнитное поле | Магнитное поле тока и его характеристики. Силы Ампера и Лоренца. | 3 | 3 |
Тема 4.5. Электромагнитная индукция | Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Явление электромагнитной индукции. Трансформатор. | 4 | 3 |
Практические занятия: | 5 | 3 |
Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | (4) (1) | |
Лабораторные работы: | 4 | 3 |
Изучение явления электромагнитной индукции. Изучение принципа действия трансформатора. | (2) (2) | |
Тема 4.6. Шкала электромагнитных волн | Электромагнитные волны. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи. | 2 | 3 |
Тема 4.7. Видимое излучение | Законы отражения и преломления. Дисперсия света. Цвет. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. | 4 | 3 |
Практические занятия: | 5 | 3 |
Решение задач по теме «Видимое излучение» Самостоятельная работа по теме «Видимое излучение» | (4) (1) | |
Лабораторные работы: | 8 | 3 |
Исследование явления отражения света. Исследование явления преломления света. Исследование явления дисперсии. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. | (2) (2) (2) (2) | |
| Самостоятельная работа обуч-ся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. 2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка сообщений, рефератов на темы: История электричества. Электростатическая защита. Реостат. Потенциометр. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Термоэлектричество. Принцип действия электродвигателя, электроизмерительных приборов постоянного тока. Принцип действия электронно-лучевой трубки. Магнитные свойства веществ. Магнитная запись и хранение информации. История открытия явления электромагнитной индукции Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Энергетика будущего. Экологически чистые источники энергии: геотермальная энергия, ветроэнергетика, энергия океана. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Действие сотового телефона на организм человека. | 22 | 3 |
Раздел 5. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 9+ 5л.р.+10с.р. | |
Тема 5.1. Квантовая механика | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. | 3 | 2 |
Тема 5.2. Атомная физика | Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | 3 | 2 |
Тема 5.3. Ядерная физика | Модель строения ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Радиоактивность: алфа-, бета- распады, гамма-излучение. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | 3 | 2 |
Лабораторные работы: | 5 | 2 |
1. Исследование полупроводникового фотоэлемента. 2. Измерение радиационного фона. 3. Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков. | (1) (2) (2) | |
Самостоятельная работа обуч-ся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. 2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка сообщений, рефератов на темы: Принцип действия и использование лазера. Современное развитие и перспективы ядерной энергетики. Аварии на АЭС и их последствия. Воздействие радиации на живые организмы. Последствия неуправляемых ядерных реакций. | 10 | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
3.1.1. Оснащение учебного кабинета физики:
посадочные места (по количеству обучающихся);
автоматизированное рабочее место преподавателя;
система электроснабжения лабораторных столов напряжением 36-42 В (для организации физпрактикума).
стандартный демонстрационный стол;
шкаф для хранения комплектов мобильной лаборатории;
аудиторная доска с металлическим покрытием, на вертикальной плоскости которой по необходимости закрепляется оборудование по оптике, электродинамике, механике и другим разделам физики;
демонстрационное оборудование по всем разделам;
комплекты мобильной лаборатории по физике по всем разделам для организации физпрактикума;
комплект учебно-наглядных демонстрационных таблиц;
портреты выдающихся ученых-физиков, астрономов.
3.1.2. Технические средства обучения:
3.1.3. Информационно-коммукативные средства:
| включают комплекс информационно-справочных материалов (фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики), объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. |
| физических явлений, проведения численных экспериментов. |
| возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Перечень рекомендуемых основных учебных изданий:
Пинский А. А., Граковский Г. Ю. Физика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – 2-е изд., испр. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2016. 560 с.: ил.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 кл.: Учебник базового и профильного уровней для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Просвещение, 2014
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 кл.: Учебник базового и профильного уровней для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Просвещение, 2014
Козлова И.С., Щербакова Ю.В.Физика: Учебное пособие для средних учеб. заведений – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 409, [1] с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)
3.2.2. Перечень дополнительной литературы:
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Учебник базового уровня для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. - М.: Илекса, 2012. – 320 с.:ил.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 11 кл.: Учебник базового уровня для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. - М.: Илекса, 2012. – 320 с.:ил.
Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2012.
3.2.3. Комплексно-методическое обеспечение:
3.2.3.1. Учебные пособия:
Конспекты лекций в электронном и печатном виде.
Сборники задач по всем разделам (с разноуровневыми заданиями, с образцами решения типовых задач, примерами тестовых заданий, справочными данными).
Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности: Метод. указания для студентов / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; Сост. Л.И. Канищева. Воронеж, 2017. 32 с.
Алхимия учебного проекта: Метод. рекомендации для преподавателей / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; Сост. Л.И. Канищева. Воронеж, 2016. 32 с.
Лабораторный практикум по физике: Учеб. пособие / Л.И. Канищева; Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. Воронеж, 2014, исп. - 64 с.
Лабораторный практикум по физике, II часть: методические указания для студентов / Л. И. Канищева; Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. Воронеж, 2017. – 36 с.
Лабораторный практикум по физике, III часть: методические указания для студентов / Л. И. Канищева; Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. Воронеж, 2017. – 32 с.
3.2.3.2. Дидактический материал (на карточках):
Самостоятельная работа по теме «Основы классической механики»
Самостоятельная работа по теме «Газовые законы» (построение графиков изопроцессов в различных координатах).
Самостоятельная работа по теме «Основы МКТ и термодинамики» (уровень «А», «В»).
Тестовая самостоятельная работа по теме «Электрическое поле».
Самостоятельная работа по теме «Электрическое поле. Законы постоянного тока» (уровень «А», «В»).
Контрольная работа по темам «Основы кинематики и динамики. Молекулярная физика. Основы электростатики.»
Самостоятельная работа «Определите направление…» (использование правил рук, правила Ленца).
Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
Тестовая самостоятельная работа по теме «Видимое излучение».
Самостоятельная работа по теме «Электромагнитные волны».
Самостоятельная работа по теме «Видимое излучение» (уровень «А», «В»).
Самостоятельная работа по теме «Квантовая физика»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; | Домашние работы, тестовые с.р., опрос |
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; | Домашние работы, тестовые самостоятельные работы, к.р., опрос |
смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта, постулатов Бора; | Лабораторные работы, тестовые самостоятельные работы, контрольные работы, опрос |
| Защита рефератов |
Умения: | |
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; | защита рефератов |
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; | Лабораторные работы, опрос |
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; | Защита рефератов, выступления с информационными сообщениями |
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; | Выступления с информационными сообщениями |
-обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; -оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; -рационального природопользования и охраны окружающей среды | Лабораторные работы, защита рефератов |
Критерии оценивания устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Учащийся может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Критерии оценивания расчетной задачи
Качество решения | Оценка |
правильное решение задачи: получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; | «5» |
- отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; - задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. | «4» |
- записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями); - записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. | «3» |
Грубые ошибки в исходных уравнениях. | «2» |
Критерии оценивания лабораторных работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» - выполнены требования к оценке «5», но допускаются недочеты или негрубые ошибки.
Оценка «3» - результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» - результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно, нарушались правила техники безопасности.
Оценка «1» - учащийся совсем не выполнил работу.
Критерии оценивания контрольной
(самостоятельной) работы
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью, без замечаний.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок:
1. Грубые ошибки:
1.1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
1.2. Неумение выделить в ответе главное.
1.3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
1.4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
1.5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
1.6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
1.7. Неумение определить показание измерительного прибора.
1.8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
2. Негрубые ошибки:
2.1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
2.2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
2.3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
2.4. Нерациональный выбор хода решения.
3. Недочеты:
3.1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
3.2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3.3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
3.4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
29