Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи РК «Школа №28»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей МБОУ г.Керчи РК «Школа №28» | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ г.Керчи РК «Школа №28» | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ г.Керчи РК «Школа №28» |
протокол № _______ от «____» ________________ 201___г. | _____________________З.С. Шульман «____» ___________________ 201___г. | _________________ В.В. Завгородний приказ № _________________ от «____» ________________ 201___г. |
Рабочая программа
по обществознанию
(базовый уровень)
для 7 класса
Шупульника Станислава Геннадьевича
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений основного общего образования.
Общее количество часов, предусмотренное на изучение курса обществознания в 7 классе общеобразовательного учреждения – 34 часа.
Данная рабочая программа по обществознанию разработана для 7 класса на основе следующих нормативно-правовых актов и документов:
Федеральный закон Российской федерации от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ МО РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ МО РФ от 08.06.2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
Федеральный государственный стандарта основного общего образования;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (утвержден Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004);
Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированные в Минюсте РФ 3 марта 2011г. регистрационный № 199939;
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год;
Примерная программа основного общего образования по обществознанию для 7 класса;
Учебный план МБОУ г. Керчи РК «Школа №28» на 2015/2016 учебный год;
Основная образовательная программа МБОУ г. Керчи РК «Школа №28» основного общего образования на 2015/ 2019 учебный год;
Авторская программа:
Цели и задачи учебного предмета
Главная цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления социального опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания об обществе в учебной и социальной деятельности.
Основными задачами изучения обществознания в 7 классе являются:
развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным Конституцией РФ;
освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, позитивных качествах личности, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений. Отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Изучение курса реализуется через УМК:
Учебник: Обществознание. 7 класс / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М.: «Просвещение», 2014.
При составлении рабочей программы используются авторские программы:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Обществознания» ученик 7 класса должен
Знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
I РАЗДЕЛ – РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ (13ч)
Что значит жить по правилам.
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека. Права ребенка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Почему важно соблюдать законы.
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Для чего нужна дисциплина.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен – отвечай.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Кто стоит на страже закона.
Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов власти и граждан.
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
II РАЗДЕЛ – ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (13ч)
Экономика и ее основные участники.
Экономика и ее основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители.
Мастерство работника.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и низкоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство: затраты, выручка, прибыль.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды и формы бизнеса.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха. Этика предпринимателя.
Обмен, торговля, реклама.
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги и их функции.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости денег. Основные виды денег.
Экономика семьи.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
III РАЗДЕЛ – ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5ч)
Человек – часть природы.
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу – значит охранять жизнь.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Закон на страже порядка.
Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Практикум по теме «Человек и природа».
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК (1ч)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ»
№ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | УЧЕБНЫЕ ЧАСЫ | КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
ВВЕДЕНИЕ | Введение | 1 | - | - |
I РАЗДЕЛ | РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ | 13 | - | 1 |
01 Тема | Что значит жить по правилам. | 1 | - | - |
02 Тема | Права и обязанности граждан. | 2 | - | - |
03 Тема | Почему важно соблюдать законы. | 2 | - | - |
04 Тема | Защита Отечества. | 2 | - | - |
05 Тема | Для чего нужна дисциплина. | 1 | - | - |
06 Тема | Виновен – отвечай. | 1 | - | - |
07 Тема | Кто стоит на страже закона. | 2 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». | 2 | - | 1 |
II РАЗДЕЛ | ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ | 13 | - | 1 |
01 Тема | Экономика и ее основные участники. | 2 | - | - |
02 Тема | Мастерство работника. | 1 | - | - |
03 Тема | Производство: затраты, выручка, прибыль. | 2 | - | - |
04 Тема | Виды и формы бизнеса. | 2 | - | - |
05 Тема | Обмен, торговля, реклама. | 1 | - | - |
06 Тема | Деньги и их функции. | 1 | - | - |
07 тема | Экономика семьи. | 2 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях». | 2 | - | 1 |
III РАЗДЕЛ | ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | 5 | - | 1 |
01 Тема | Человек – часть природы. | 1 | - | - |
02 Тема | Охранять природу – значит охранять жизнь. | 1 | - | - |
03 Тема | Закон на страже порядка. | 1 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Человек и природа». | 2 | - | 1 |
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК | Повторение материала, изученного в 7 классе | 1 | - | 1 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание. 7 класс» | 1 | 1 | - |
ИТОГО | РАЗДЕЛОВ – 3 ТЕМ - 17 | 34 | 1 | 4 |