Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
| СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ___________________ Казакова Е.Н. | УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета школы _____ года, протокол __ приказ от _________ № ________ Директор школы __________ Е.И.Давыдов |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
(предмет)
для 8 класса
(классы)
уровень базовый
Составитель: учитель МКОУ СОШ №23
Рулёв Михаил Валерьевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа для 8 класса учебного предмета «ОБЖ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта
основного общего образования; примерной программы основного общего образования по ОБЖ 5-9 классы.
Цели основного общего образования:
1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Особенности содержания примерной программы
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7—9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
в базисном учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 105 ч).
При составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить указанное в БУПе учебное время до 175 ч за счет часов вариативной части базисного плана (изучение предмета с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю).
*Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Тематическое планирование
Модуль – I Основы безопасности личности, общества и государства (51 ч)
Pаздел - I Основы комплексной безопасности – 38 часов
Раздел- 2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций – часов - 13 часов
Модуль 2 Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни (19 ч)
Раздел-3 Основы здорового образа жизни – 12 часов
Раздел- 4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 7 часов
Основное содержание
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.
Календарно-тематический план
№ | Дата | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
| | Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности | |
1 | | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. | Учебно-познавательная Знакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. |
2 | | Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту | Изучать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту |
3 | | Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. | Заучивать правила безопасного поведения при пожаре, выбирать наиболее эффективный способ предотвращения возгорания, правила эвакуации, оказания помощи младшим, престарелым и т. д |
4 | | Безопасность на дорогах Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. | Изучать причины дорожно-транспортных происшествий. |
5 | | Правила безопасного поведения на дороге пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. | Изучать организацию дорожного движения и правила дорожного движения. |
6 | | Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. | Осваивать правила безопасного поведения на дорогах. |
7 | | Безопасность в быту Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. | Знать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. |
8 | | Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. | Знакомиться с мерами безопасности в быту. Учиться понимать инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различать предметы бытовой химии. Выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту. |
9 | | Безопасность на водоемах. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. | Изучать состояние водоемов в различное время года. Знать правила поведения на водоемах |
10 | | Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде. | Осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи. Учиться определять места водозабора. Усваивать правила само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде. |
11 | | Экология и безопасность Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. | Находить информацию об экологической обстановке в местах проживания и возможных опасных ситуациях в области экологии. Оценивать состояние окружающей среды. |
12 | | Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. | Знать перечень мероприятий, проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. |
13 | | Опасные ситуации социального характера Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. | Знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте. Аналитическая Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения. Практическая Вырабатывать алгоритм безопасного поведения в повседневной жизни. |
14 | | Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Антитеррористическое поведение в повседневной жизни. | Знать духовно-нравственные основы антитеррористического поведения в повседневной жизни. Практическая Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения. |
15 | | Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. | Учебно-познавательная Знакомиться с видами активного отдыха в природных условиях, с возможными опасными ситуациями, возникающими в природных условиях. |
16 | | Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ. | Обсуждать рекомендации по обеспечению личной безопасности на природе |
17 | | Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. | Осваивать правила подготовки и обеспечения безопасности в походах. Описывать факторы, влияющие на безопасность человека в дальних и ближних походах. |
18 | | Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов. | Осваивать правила безопасности при автономном существовании в природной среде |
19 | | Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. | Аналитическая Анализировать общие правила безопасного поведения в природных условиях. Выявлять особенности подготовки к конкретному выходу на природу (пеший, лыжный, водный походы). |
20 | | Акклиматизация человека в различных природных условиях Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. | Устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при ав-тономном существовании человека в природной среде и возникновением различных опасных ситуаций. |
21 | | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Автономное существование человека в природных условиях. | Знакомиться с опасными ситуациями в природных условиях. |
22 | | Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | Практическая Отрабатывать навыки подготовки к выходу на природу. |
23 | | Опасные ситуации в природных условиях Опасные погодные явления. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. | Практическая Отрабатывать навыки ориентирования на местности |
24 | | Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика | |
25 | | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты Взрывы в местах массового скопления людей. | Учебно-познавательная Знакомиться с видами террористических актов и их последствиями. |
26 | | Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников. | Знать правила поведения при захвате в заложники или похищении. |
27 | | Правила поведения при возможной опасности взрыва Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. | Знать признаки возможного возникновения взрыва. Изучать правила безопасного поведения во время взрыва. |
28 | | Правила безопасного поведения, если взрыв произошел или если вас завалило обломками стен. | Изучать правила безопасного поведения во время захвата самолета и при перестрелке |
29 | | Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении Правила поведения в случае захвата в: заложники. | Аналитическая Анализировать возможные последствия терактов. Анализировать свои возможности безопасного поведения. |
30 | | Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке. | Практическая Вырабатывать варианты своего поведения при угрозе возникновения теракта. |
31 | | Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). | Учебно-познавательная Различать чрезвычайные ситуации геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения. |
32 | | Чрезвычайные ситуации метеорологического , гидрологического, биологического происхождения (ураганы, бури, смерчи наводнение, сели, цунами лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). | Объяснять причины возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного характера. Сопоставлять возможные последствия чрезвычайных ситуаций. |
33 | | Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. | Знать классификацию чрезвычайных ситуаций по месту возникновения и последствиям. Знать правила поведения при возникновении конкретной |
34 | | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | Изучать причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия. |
35 | | Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрыво- и пожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. | Учиться различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Знать потенциально опасные объекты в районе проживания. |
36 | | Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. | Изучать рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
37 | | Современный комплекс проблем безопасности социального характера Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. | Знакомиться с внешними и внутренними угрозами национальной безопасности России. Знать основные проявления и опасности международного терроризма и наркотизма. Знать систему защиты населения от чрезвычайных ситуаций социального характера в Российской Федерации. Научиться действовать безопасно в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера. |
38 | | Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера | Аналитическая Анализировать влияние человеческого фактора на последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Анализировать эффективность рекомендаций специалистов по безопасному поведению в условиях различных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Практическая Отрабатывать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. |
| | Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. | |
39 | | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций | Учебно-познавательная Знакомиться с правовыми основами обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, с основными мероприятиями, проводимыми в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. |
40 | | Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности | Знакомиться с организационными основами защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. |
41 | | Организационные основы защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС), ее задачи. | Изучать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций. |
42 | | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение. | Изучать правила оповещения и эвакуации населения, правила пользования средствами защиты. |
43 | | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Учебно-познавательная Знакомиться с правовыми основами обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, с основными мероприятиями, проводимыми в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. |
44 | | Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны. | Изучать правила оповещения и эвакуации населения, правила пользования средствами защиты. |
45 | | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | Аналитическая Анализировать права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. |
46 | | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | Практическая Отработать действия по сигналам оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций |
47 | | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации Система борьбы с терроризмом Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. | Учебно-познавательная Описывать виды террористических актов, их цели и способы осуществления. |
48 | | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. | Знакомиться с законодательной и нормативно-правовой базой по организации борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Раскрывать понятие «контртеррористическая операция». |
49 | | Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. | Приводить примеры применения Вооруженных сил в борьбе с терроризмом. |
50 | | Государственная политика противодействия наркотизму Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. | Знакомиться с государственной политикой противодействия наркотизму. Объяснять последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Знакомиться с нормативно-правовой базой борьбы с наркобизнесом. |
51 | | Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании | Аналитическая Анализировать и обсуждать эффективность меро-п-риятий, проводимых в Российской Федерации, по борьбе с терроризмом и наркоманией. Практическая Моделировать собственное поведение с целью противодействия вовлечению в террористическую деятельность и наркозависимость |
| | Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи Раздел 3. Основы здорового образа жизни. | |
52 | | Здоровый образ жизни и его составляющие Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. | Учебно-познавательная Раскрывать особенности индивидуального здоровья, репродуктивного здоровья. |
53 | | Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. | Характеризовать социально-демографические процессы и сопоставлять их с безопасностью государства. |
54 | | Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. | Описывать особенности физического, психического, социального развития человека. Описывать составляющие здорового образа жизни. |
55 | | Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму. | Овладевать правилами позитивных взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, обществом. Изучить и знать обязанности и права несовершеннолетних. Формировать антитеррористическое поведение. |
56 | | Составляющие здорового образа жизни Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья | Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья. |
57 | | Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. | Аналитическая Анализировать состояние своего здоровья. Устанавливать влияние индивидуальной системы здорового образа жизни на обеспечение личного благополучия и на сохранение и укрепление здоровья. Анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье, и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни. |
58 | | Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и антитеррористического поведения | Практическая Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими и т. д.) |
59 | | Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье Вредные привычки - основные понятия. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. | Учебно-познавательная Усваивать знания об основных факторах, разрушающих здоровье (вредные привычки, ранние половые связи); о последствиях для здоровья человека вредных привычек и ранних половых связей. Выявлять ситуации, потенциально опасные для здоровья. |
60 | | Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек. | Аналитическая Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья. |
61 | | Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД - угроза здоровью, личности и обществу. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции | Практическая Формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактику вредных привычек |
62 | | Правовые аспекты взаимоотношений полов. Семья в современном обществе Законодательство и семья. Основы семейного права в Российской Федерации. Брак и семья, основные понятия и определения. | Учебно-познавательная Знакомиться с основами семейного законодательства. Аналитическая Анализировать роль семьи в жизни личности и общества, ее влияние на здоровье человека. |
63 | | Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей | Практическая Моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье |
| | Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | |
64 | | Оказание первой медицинской помощи Первая медицинская помощь и правила ее оказания Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Средства оказания первой медицинской помощи | Учебно-познавательная Знакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм. Осваивать правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. |
65 | | Медицинская (домашняя) аптечка. Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни | Аналитическая Анализировать возможные последствия различных повреждений и травм. |
66 | | Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики | Практическая Отрабатывать основные приемы оказания первой медицинской помощи |
67 | | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки | Учебно-познавательная Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медицинской помощи. |
68 | | Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. | Учиться накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т. д. Овладевать способами остановки кровотечения, оказания помощи утопающим путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца. |
69 | | Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении | Аналитическая Анализировать возможные последствия неотложных состояний. Практическая Отрабатывать приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях |
70 | | Первая медицинская помощь при массовых поражениях Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.) | Учебно-познавательная Знакомиться с причинами массовых поражений в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера, с системой мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений. Изучать мероприятия по оказанию помощи населению в местах массовых поражений. Аналитическая Анализировать возможные последствия массовых поражений. Практическая Отрабатывать приемы оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях |
Всего 70 ч
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
-потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия м правила личной безопасности;
-основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
-систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
-наиболее часто возникающие ЧС природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
-основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
-законодательную и нормативно-правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом;
-правила поведения при угрозе террористического акта;
-государственную политику противодействия наркотизму;
-основные меры по профилактике наркомании;
Ученик должен уметь:
-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
-принимать решение и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС;
-действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
-пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями, по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;
-подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
-оказание ПМП пострадавшим;
-выработка убеждений и потребности в соблюдении норм ЗОЖ.
Материально-техническое обеспечение курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебно-методическая литература
ОБЖ 8 класс: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.Л.Воробьева; - М.: АСТ; Астрель,2014 г.
Рабочая тетрадь для 8 кл /[Репина Т.А..] – Саратов: Лицей, 2009.
ОБЖ.Тесты.5-11 кл.: Учебно-метод. Пособие-М.: Дрофа,2003
Нормативная и правовая литература
Конституция Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
• Федеральный закон «О противодействии терроризму» Периодические издания
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
Телевизор
DVD-плеер
Мультимедиапроектор
Экран настенный
Средства программного обучения и контроля знаний
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
Стенды, плакаты
Стенды
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
Средства медицинской защиты
Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
Количество часов по программе | Фактически проведено | Причина расхождения | Способы корректировки прохождения учебного материала* |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
* Способы корректировки прохождения учебного материала
- уплотнение содержания учебного материала;
- самостоятельное изучение отдельных тем;
- разбор учебного материала на консультациях;