СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа окружающий мир 4 класс»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

руководитель ШМО заместитель директора по директор МБОУ

«Перспектива» УР МБОУ «Чендекская «Чендекская средняя

_____/Суртаева Г.В. средняя общеобразовательная общеобразовательная

Протокол №_____от школа» школа»

«_____»______2017г. __________ Ошлокова Е.Н ___________Феофелактова М.С.

«____» _______ 2017г. Приказ № 315 от 31.07.2017





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чендекская средняя общеобразовательная школа»



Рабочая программа

по окружающему миру

для 4 класса



учителя начальных классов
Лиман Светланы Павловны















Нижний-Уймон

2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе нормативно правовых документов:

  1. Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ№373 от 06.10.2009г. с изменениями от 31.12.2015г. №1576;

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями от 26.01.2016г. №38;

  4. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чендекская средняя общеобразовательная школа»,утверждённый Постановлением главы МО «Усть-Коксинский район» РА от 28.01.2014г. № 30;

  5. Основная образовательная программа начального общего образования, утверждённая приказом МБОУ «Чендекская СОШ» от 19.05.2015г. № 179;

  6. Учебный план МБОУ «Чендекская СОШ» на 2017-2018 у.г., утверждённый приказом №135 от 31.07.2017г.

  7. Положение о порядке составления и утверждения рабочих программ по предмету и курсов МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённым приказом школы от 06.06.2016г. № 6

  8. Примерная авторская программа Плешаков (УМК «Школа России»)


Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Примерных программначального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы», концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.


Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Называть:

  • Тела живой и неживой природы;

  • Планеты солнечной системы

  • Свойства воздуха и воды;

  • Древние города и их достопримечательности;

  • Имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России

  • Причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ.
    Различать (соотносить):

  • Год, век, арабские и римские цифры

  • Названия русского государства и их соответствие исторической эпохе

  • Растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • Животные разных групп (одноклеточные- многоклеточные, беспозвоночные- позвоночные);

  • Приспособления животных к среде обитания;

  • Особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

  • Понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • Объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

  • Объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

  • Характеризовать условия жизни на Земле, природные зоны России;

  • Характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

  • Раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

  • Составлять описательный рассказ о животном (растении по плану учителя и самостоятельно составленному;

  • Соблюдать правила поведения в природе, участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

  • Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства 

  • Рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

  • Сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

  • Работать с географической и исторической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя;

  • Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.



Предполагаемые результаты изучения учебного предмета

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;

  • ориентироваться относительно сторон света;

  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

  • перечислять правила ответственного туризма;

  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

  • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

  • показывать на карте водные объекты;

  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

  • характеризовать природные сообщества на примере леса;

  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

  • определять значение своего имени;

  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

  • характеризовать основные правила гигиены;

  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

  • оказывать себе и другим людям первую помощь;

  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье;

  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,

  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

  • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

  •  характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

  • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.



Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.



Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.



Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.



Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


Планируемые предметные и метапредметныерезультаты

  • Метапредметные результаты
    Регулятивные
    сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

  • Познавательные
    понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Инструментарий оценивания результатов

  • итоговые комплексные работы

  • олимпиадные и творческие задания

  • рабочая тетрадь


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Земля и человечество – 10ч.

.Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая книга природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России- 11ч.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенных в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны -12ч.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные т.д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). породы домашних животных.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.


Страницы всемирной истории-6ч.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Географические открытия Нового времени. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества – 20ч.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV в.в. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV в.в.

Наше Отечество в XVI-XVII в.в. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII в.в.

Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И.Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 г.г. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е г.г. XXв.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия- 9ч.

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, север Европейской России, юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Специфичность содержания предметов, со­ставляющих образовательную область «Окру­жающий мир», оказывает влияние на содержа­ние и формы контроля. Основная цель контро­ля - проверка знания фактов учебного матери­ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво­дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо­делями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа - полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классифи­кации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные примеры, под­тверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не­ умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводя­щие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ченных объектов (природоведческих и истори­ческих).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта не­существенных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательнос­ти операций при проведении опыта, не приво­дящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Тест.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения  использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

«5» - верно выполнено более ¾ заданий

«4» - верно выполнено ¾ заданий

«3» - верно выполнено ½ заданий

«2» - верно выполнено менее ½ заданий

Критерии оценивания презентаций (при защите проектов)

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point.

Критерии

оценивания

Параметры

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают


Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы;


Средняя оценка по защите проекта


Итоговая оценка

        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем    корректное оформление презентации.

        Оценка «2» не ставится, так как это творческая работа.



Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру в 4 классе ( 2 ч. в неделю ) всего 68 ч.



п/п


урока

по

теме

Наименование

разделов

и тем

Всего часов

Из них





Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные)












Основные виды учебной

деятельности




Дата

прове-

дения

урока

Рабочие

Контрольные

Развитие речи

план

фактически

Земля и человечество (10ч)

1

1

Мир глазами астронома.

1

1



Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса;

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

Рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

Извлекать из текста цифровые данные, выписывать их в рабочую тетрадь;




2

2

Планеты Солнечной системы.

1

1





3

3

Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?

1

1





4

4

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

1





5

5

Мир глазами географа

1

1





6

6

Мир глазами историка.

1

1





7

7

Когда и где?

1

1





8

8

Мир глазами эколога.

1

1





9

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

1





10

10

Обобщающий урок по теме « Земля и человечество»

1


1




Всего

10

9

1





Природа России (11ч)

11

1

Равнины и горы России

1

1



Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте, знакомиться с картой природных зон, сравнивать её с физической картой России, высказывать предположения о причинах смены зон, осуществлять самопроверку;

Характеризовать природу зон;




12

2

Моря, озера и реки России

1

1







13

3

Природные зоны России

1

1





14

4

Зона арктических пустынь.

1

1





15

5

Тундра.

1

1





16

6

Леса России.

1

1





17

7

Лес и человек.

1

1





18

8

Зона степей.

1

1





19

9

Пустыни.

1

1





20

10

У Черного моря.

1

1





21

11

Обобщающий урок по теме « Природа России»

1


1




Всего

11

10

1



Родной край – часть большой страны (12ч)




22

1

Наш край

1

1



Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, определять полезные ископаемые своего края, их свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах и степях родного края;




23

2

Поверхность нашего края.

1

1





24

3

Водоемы нашего края.

1

1





25

4

Наши подземные богатства.

1

1





26

5

Земля-кормилица.

1

1





27

6

Жизнь леса.

1

1





28

7

Жизнь луга.

1

1





29

8

Жизнь пресного водоема.

1

1





30

9

Растениеводство в нашем крае.

1

1





31

10

Животноводство в нашем крае.

1

1





32

11

Наши проекты

1

1





33

12

Обобщающий урок по теме « Родной край – часть большой страны»

1


1




Всего

12

11

1





Страницы Всемирной истории (6ч)

32

1

Начало истории человечества

1

1



Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

Анализировать иллюстрации учебника;

Рассказывать на основе экскурсий в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества;




33

2

Мир древности: далекий и близкий

1

1





34

3

Средние века: время рыцарей и замков

1

1





35

4

Новое время: встреча Европы и Америки

1

1





36

5

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

1





37

6

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

1


1




Всего

6

5

1





Страницы истории отечества (20ч)

38

1

Жизнь древних славян

1

1



Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

Анализировать карту расселения племён древних славян;

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

Моделировать древнеславянское жилище;

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XIвеках Древней Руси; нашествие Батыя на Русь;

Работать с терминологическим словариком;

Рассказывать о поединках, битвах, об изменении политики в отношении Золотой Орды, о реформах Петра I, о Бородинском сражении;




39

2

Во времена Древней Руси

1

1





40

3

Страна городов

1

1





43

4

Из книжкиной сокровищницы Древней Руси

1

1





44

5

Трудные времена на Русской земле

1

1





45

6

Русь расправляет крылья

1

1





46

7

Куликовская битва

1

1





47

8

Иван III

1

1





48

9

Мастера печатных дел

1

1





49

10

Патриоты России

1

1





50

11

Петр Великий

1

1





51

12

Михаил Васильевич Ломоносов

1

1





52

13

Екатерина Великая

1

1





53

14

Отечественная война 1812 года

1

1





54

15

Страницы истории XIX века

1

1





55

16

Россия вступает в XX век

1

1






56

17

Страницы истории 20–30-х годов

1

1





57

18

Великая война и Великая Победа

1

1





58

19

Страна, открывшая путь в космос

1

1





59

20

Обобщающий урок по теме

« Страницы истории отечества»

1


1




Всего

20

19

1



Современная Россия (9ч)




60

1

Основной закон России и права человека

1

1



Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные области, города федерального значения;

Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства;




61

2

Мы- граждане России

1

1





62

3

Славные символы России

1

1





63

4

Такие разные праздники

1

1





64

5

Интегрированная работа

1

1





65

6

Путешествие по России

1

1





66

7

Путешествие по России

1

1





67

8

Наши проекты

1

1





68

9

Обобщающий урок по теме «Современная Россия»

1


1




Всего

9

8

1



Всего за год

68

62

6



Учебно методическое обеспечение

Учебно – методический комплект к УМК «Школа России» соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования, 1 ступени по математике .Учебник содержит необходимый теоретический материал, соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника для 4 класса начальной школы.

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.А.Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы

2012

Москва «Просвещение»

2

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

2015

Москва «Просвещение»

3

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2

2015

Москва «Просвещение»

4

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова

2015

Москва «Просвещение»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!