Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
для специальности
19.02.10 Технология продукции общественного питания
укрупнённая группа специальностей
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», укрупнённая группа специальностей 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».
Организация-разработчик: Хоронхойский филиал ГБПОУ «БРТСиПТ»
Разработчик:
Виноградова Эльвира Николаевна – преподаватель спец.дисциплин.
Рассмотрена на ЦК ________________________ протокол №___ от _______ 20____ г.
Утверждена заместителем директора по учебной работе «______»______________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», укрупнённая группа специальностей 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для группы профессий направления подготовки 19.02.10 «Технология продукции и организации общественного питания».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, в общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
основные положения экономической теории;
принципы рыночной экономики;
современное состояние и перспективы развития отрасли;
роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
механизмы формирования заработной платы;
формы оплаты труда;
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;
практической работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 50 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Основы экономики | | | |
Тема 1.1 Принципы рыночной экономики | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Принципы рыночной экономики |
2. экономика, рынок. Рыночная система хозяйствования: |
Тема 1.2 Основные положения экономической теории | Содержание учебного материала | | |
1. Потребности – исходная предпосылка формирования потребительского рынка | 2 |
2. Экономическая природа и содержание потребительского спроса. Предложения на рынке потребительских товаров |
Тема 1.3 Современное состояние и перспективы развития отрасли | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Отрасль в условиях рынка |
2.Отраслевой рынок труда, характерные черты и особенности. Основные экономические показатели развития отрасли. |
| Практическая работа: Продовольственный рынок в России - доклад | 1 | |
Тема 1.4 Организация, как хозяйствующий субъект рыночной экономики | Содержание учебного материала | | |
Предприятие: понятие, основные признаки, цели, функции Организационно-правовые формы. | 2 |
Тема 1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности организации | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Производство продукции и товарооборот |
2. Основные фонды: понятие, классификация, показатели эффективности использования. Оборотные средства: сущность, состав и структура. Издержки производства и обращения: сущность, классификация, факторы влияющие на уровень издержек. Показатели, используемые при анализе и планировании издержек. |
Практическое занятие | 2 | |
«Расчет плана товарооборота» |
«Расчет пропускной способности торгового зала» |
Тема 1.6 Механизмы ценообразования на продукцию | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Цены и ценообразование |
2. Себестоимость. Валовой доход: сущность, источники образования. Прибыль: экономическая природа, ее виды. Рентабельность, методика ее определения |
Практическое занятие | 2 | |
«Расчет розничной и продажных цен, их отдельных элементов» |
«Расчет и анализ себестоимости продукции и валового дохода по сумме и по уровню» |
«Расчет величины размера валового дохода за счет изменения основных факторов» |
«Расчет валового дохода и прибыли» |
Тема 1.7 Механизмы формирования заработной платы | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Оплата труда работников предприятий питания |
2. Формы и системы оплаты труда Состав фонда заработной платы, источники его образования. |
Практическое занятие | 1 | |
«Расчет заработной платы различной категории работников» |
Раздел 2 Основы менеджмента | | | |
Тема 2.1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Сущность и характерные черты современного менеджмента |
. Основные школы и подходы менеджмента. Национальные особенности менеджмента. Организация и ее среда |
Тема 2.2 Управленческий цикл | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Функции менеджмента |
2. Сущность управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Характеристика функций цикла. |
3. Функции управления: общие, частные и специальные. Методы управления |
Тема 2.3 Принципы делового общения | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Деловое и управленческое общение. |
2. Деловые беседы и совещания: виды, особенности проведения. Трансакты. 3.Коммуникации в организации: понятие, виды и уровни. Процесс коммуникации. |
Практическое занятие | 2 | |
«Владение приемами делового общения», «Использование приемов аттракции в заданных ситуациях, при работе с подчиненными» |
Тема 2.4 Стили управления | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Руководство: власть и партнерство. |
2. Власть и влияние: понятие и виды власти. Лидерство и власть. 3. Понятие и характеристика стилей управления. Управленческая решетка ГРИД. |
Практическое занятие: | 2 |
«Определение стиля управления по решетке ГРИД» |
«Определение качеств руководителя» |
Раздел 3 Маркетинг | | 3 | |
Тема 3.1 Понятие маркетинга: принципы, функции, цели | Содержание учебного материала |
1. Методологические основы маркетинга |
2. Сущность, основные цели, принципы и функции маркетинга. Межпредметные связи с другими дисциплинами Структурно-логическая схема маркетинга. 3. Основные понятия маркетинга. Этапы маркетинговой деятельности. Классификация маркетинга. |
Тема 3.2 Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Маркетинговые исследования. Цели, задачи, объекты и схема проведения маркетингового исследования. Способы сбора информации |
2.Основные понятия, назначение и признаки сегментирования. Целевой маркетинг: варианты охвата рынка. «Рыночная ниша» позиционирование товара | 1 | |
Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товаров. Бостонская матрица. Критерии оценки конкурентоспособности предприятия. | 1 | |
Классификация средств маркетинга, их характеристика. Жизненный цикл товара и рыночная жизнь товара их этапы. | 2 | |
Товарная политика предприятия. Виды и стратегия сбыта, уровни, функции каналов распределения. | 1 | |
Критерии выбора, виды и типы торговых посредников | 1 | |
Практическое занятие | 2 | |
«Определение емкости товарного рынка с помощью различных методов сбора информации» «Определение формы распределения различных видов продукции» |
| Экзамен | 2 | |
Всего: | 50 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие столы и стулья для студентов;
- рабочий стол и стул для преподавателя;
- классная доска;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической литературы.
Технические средства обучения: компьютеры, проектор, интерактивная доска, справочно-поисковые системы, экран
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Барышев А.Ф. Маркетинг. 7-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Гомала А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Пястолов С.М. Экономическая теория - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Соколова С.В. Основы экономики. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Дополнительные источники:
Васильева, И.Н., Желнинский Г.С. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. / И.Н. Васильева, Г.С. Желнинский. – М.: Вузовский учебник, 2005.
Грибов, В.Д. Экономика предприятия.. - М. : Финансы и статистика, 2006.
Ломакин, А.Л. Управленческие решения: Учебное пособие. - М : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005.
Менеджмент: Учебник/ под ред. Проф. В.И. Королева. – М.: Экономистъ, 2005г.
Чечевицына, Л.Н. Экономика предприятия. - Ростов-на –Дону : Феникс, 2005.
Средства массовой информации.
Интернет-ресурсы:
http://www.ecsocman.edu.ru/
http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp
http://allmedia.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
УМЕТЬ: | |
| практическая работа, зачет |
| Практическая работа, зачет |
| практическая работа, зачет |
ЗНАТЬ: | |
| Зачет в виде тестирования |
| Зачет в виде тестирования |
| Письменный опрос |
| Зачет в виде тестирования |
| Демонстрация знаний при решении задач |
| Зачет в виде тестирования |
| Письменный опрос |
| Зачет в виде тестирования |
| Письменный опрос |
| Тестирование, опрос индивидуальный или письменный |
| Письменный опрос |
| Опрос |
| Опрос |
5